Николай
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Биография
Ефимов Николай Николаевич - родился 26 октября 1912 г. в городе Вологде.
В 1919 г. со своими родителями (мамой Марией Михайловной, отцом Николаем Дмитриевичем), братьями Львом, Борисом и сестрой Анной переехал жить в Москву на станцию Лосиноостровская (тогда это г. Бабушкин, а сейчас метро-станция Бабушкинская). В 1928 году окончил школу.
В 1931 г. закончил трехгодичную школу ученичества по слесарно-паровозной специальности с правом помощника машиниста. С 1928 г. работал помощником машиниста на станции Москва Ш-я, с 1930 года до июля 1931 года работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сварз» г. Москва, но мечтал о небе.
В 1932 г.- окончил Ленинградскую военную школу летчиков. По окончании был направлен в 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельс Саратовской области, в ней
учился до 1934 года.
По окончании служил в Западном Военном округе, поэтому Великая Отечественная война встретила его в Польше, в г. Ломжа.
9 сентября 1935 года женился на Лидии Петровне Пихуля (родилась 21.04.1917 года, умерла 09.11.1991г.).
С 17 сентября 1939 г. участвовал в освобождении Западной Белоруссии, а затем с июня 1940 г. в освобождении прибалтийских стран, в должности командира 6-го отдельного авиазвена связи.
В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.
С 22 июня 1941 г. по сентябрь 1941 г. находился на Западном направлении в составе 206 отдельного корпуса авиаэскадрильи, в должности - командира звена. С сентября 1941 г. по 1 мая 1942 г. - в 211 авиаэскадрильи 52 армии Волховского фронта в должности командира звена. С 1 мая 1942 г. по февраль 1944 г. - командир 365 эскадрилий штаба фронта. Принимал участие в прорыве Блокады Ленинграда и освобождении г. Новгорода. С марта 1944 г. по март 1945 г. - заместитель командира 679 авиаполка по летной части 7ВА. Принимал участие в Свирской операции и в операции по освобождению Советского Заполярья. С 20 марта 1945 г. по 9 мая 1945 г. - в составе 6 ВА 1 -го Белорусского фронта в должности командира 19 авиаполка.
После войны и до пенсии Ефимов Николай Николаевич работал начальником штаба летного училища гражданской авиации в Саратовской области (г. Красный Кут). Там и проживал с семьей. Имел 4 детей и 6 внуков. В 1960 году окончил Саратовский университет, исторический факультет. Вел переписку с ветеранами, с учащимися из Малой Вишеры под Ленинградом.
Награжден: Орденом «Красного знамени» - 20.04.42 г.
Медалью «За оборону Ленинграда» - 22 декабря 1942 г.
Орденом «Отечественной войны» I степени - приказ Командующего 14ВА Волховского фронта - 17 августа 1943 г.
Орденом «Отечественной войны» I степени – август 1944 г.
Медалью «За боевые заслуги» - 3 ноября 1944 г.
Медалью «За оборону Советского Заполярья»- декабря 1944 г.
Польский орден «Крест Грюнвальда» III класса - апрель 1945г
Медалью «За победу над Германией» - 5 мая 1945 г.
«Знак почета» - за работу в летном училище.
31 мая 1985 года Ефимов Николай Николаевич умер.
Страницы памяти
(листы из дневника военных лет)
Меня война застала на западной границе в г. Ломжа. Я служил командиром звена в авиаэскадрильи, обслуживавшей 6-ой кавалерийский корпус имени Сталина.
21 июня 1941 года в Доме офицеров нам прочитали лекцию о международном положении, большую часть которой, лектор посвятил утверждению мира и дружбы с гитлеровской Германией. После лекции было объявлено, что 22 июня для офицеров и их семей организуется выезд на маевку (на природу)... , но маевка не состоялась. В 3 часа ночи 22 июня население г. Ломжы было разбужено взрывами бомб и стрельбой из пулеметов. На нашу Родину напала фашисткая Германия. Началась война. Схватив чемоданчик, я побежал в штаб эскадрильи, где уже собирался наш летный и технический состав, на машинах выехали на аэродром. Над аэродромом летали немецкие самолеты миссершмидт 109, стреляя по нашим самолетам, часть из которых уже горела. Кроме винтовок с турельных пулеметов на некоторых самолетах, нам нечем было обороняться. Затем прилетели самолеты миссершмидт 110 и с бреющего полета стреляли в нас. Во второй половине дня я получил задание доставить на самолете боевой приказ командира корпуса Никитина командиру 33 дивизии в г. Волковыск, расположенный в 189 км от г. Ломжи на восток. С этим заданием передо мной летал командир звена Киримов, но он посадку не произвел, так как там не было аэродрома, а приказ сбросил вымпелом, командир корпуса не был уверен в том, что приказ доставлен по назначению и с этим заданием полетел я. Прилетев в Волковыск, я произвел посадку на подобранной с воздуха полоске в огороде. Штурман самолета сбегал в штаб дивизии и вручил боевой приказ. Когда мы летели обратно, на многих аэродромах горели самолеты и бензосклады, а над нами шли воздушные бои. Наши войска уже оставили г. Ломжу и двигались в сторону Белостока. Посадив в самолет моториста, оставленного на аэродроме Ломжа для нашей встречи перелетели на 9 километров от Ломжи, где уже находились 4 самолета, а 23 июня с рассветом на самолетах У-2 вылетели догонять свои войска. Посадку произвели между Белостоком и Волковыском, у местечка Крынки, откуда до 26 июня летали на разведку. Затем было принято решение перелететь в Минск. Подготовили 4 самолета, но взлететь не успели, налетела девятка «Миссершмидтов»... Я успел вылезти из самолета и отбежать шагов 10. Лежу под обстрелом и вижу как загорелся мой самолет, затем второй, третий, а через 2-3 минуты от 4 самолетов остался только пепел. Так же был сожжен во время посадки и пятый самолет, вернувшийся с задания. Тяжело было сознавать, что в такое напряженное время мы остались без самолетов..., хотя и учебных и невооруженных. Через некоторое время, получив в Казани новые самолеты У-2 прилетели в г. Боровичи и с 1 октября включились в боевую работу на Волховском фронте.
Расскажу несколько наиболее характерных эпизодов из боевой работы на этом фронте:
1) 3 ноября 1941 года я вылетел из Веребье в Плеханово за телефонными аппаратами для наземных войск. Во время полета, заметил в лесу в просеке движение воинского подразделения по дороге из Будочоши на Тихвин, принял ее за своих. Прилетел в Плеханово, получил груз и вылетел обратно. Пролетая над лесом, я неожиданно услышал стрельбу и увидел вверху разрывы зенитных снарядов. На правой нижней плоскости (крыле) от снаряда образовалась пробоина диаметром около 15 см. Снаряд, пробив матерчатое покрытие плоскости, разорвался примерно на высоте 300 м, по самолету было выпущено не менее 20 снарядов. Справа по мотору стреляли из пулемета. Пули пролетали впереди мотора. На какое-то мгновенье я растерялся и по инстинкту самосохранения стал разворачивать самолет влево от пуль. Освободившись от состояния растерянности, резко потерял высоту скольжением, снизившись чуть ли не до макушек деревьев, взял нужный курс и, проскочив опасную зону, благополучно долетел до Веребье. Задание было выполнено.
2) Осень 1941 года, оставаясь за командира авиаэскадрильи, я получил 2 задания: одно - послать экипаж пролететь вдоль линии фронта и посмотреть, что делается у противника и доложить. На это задание я послал летчика Ерошенко со штурманом, а сам полетел на выполнение более сложного задания - найти командира полка тяжелой артиллерии 52 армии Николаенко и узнать какая помощь ему нужна. Первую посадку я произвел возле проселочной дороги, по которой двигались беспорядочно отступавшие наши подразделения. На мои вопросы никто не смог дать мне исчерпывающий ответ, и я решил, взлетев просмотреть район деревеньки Окзово. Заметил утопающие в грязи трактора. Родилась мысль произвести посадку на небольшую (80 шагов) - площадку со стогом соломы... Чтобы произвести посадку мне пришлось спланировать в овраг, удариться колесом о берег оврага и выкатиться на площадку. Площадки хватило. Штурман Тюрин вылез из самолета, в 10-15 метрах от которого был окоп, а в нем находился подполковник Николаенко. Получив от него необходимые сведения, решился на взлет. Бойцы держали самолет, я дал полный газ. По моей команде бойцы прекратили удерживать самолет. Самолет, произведя разбег по склону оврага, где-то перед ручейком колесами ударился о бугорок и оторвался от земли и я с небольшим креном вывел его из оврага, набрал необходимую высоту, развернул в сторону полета на ст. Веребье... Задание было выполнено. Но каково было мое удивление, когда на следующий день к нам прибыл начальник артразведки армии и потребовал, чтобы его на самолете доставили к подполковнику Николаенко. Пришлось мне повторить этот цирковой номер и слетать с ним в Окзово. Второй полет закончился благополучно.
3) Как-то в январе 1942 г.мы всю ночь летали в расположение 52 армии, оказавшейся в окружении немецких войск - доставляя боеприпасы и продовольствие. Четвертый полет я делал уже на рассвете. На плоскостях самолета с обоих сторон фюзеляжа было привязано веревками по мешку муки, а ящики с патронами лежали сзади кабин в фюзеляже. Минут через 15 после пролета над рекой Волхов, заметил на снегу выложенный из веток фашисткий знак и обратил на него внимание штурмана. В это время со всех сторон возле самолета стали пролетать зенитные снаряды. Стреляла зенитная батарея. Самолет находился на высоте 700 м и был хорошей мишенью для немцев. Маневрируя самолетом, обернулся к штурману и сказал: «Ну, кажется, все!». Его бледность и растерянный вид вывели меня из состояния безразличия. Я резко дал вперед штурвал управления самолетом. В момент перехода самолета в пикирование, один снаряд попал в хвостовое оперение, взорвался и разрушил внутреннюю часть левого руля высоты, осколки снаряда изрешетили заднюю часть фюзеляжа, не повредив нас, так как попадание снаряда совпало с переходом самолета в пикирование и большая часть осколков разлетелась над хвостом самолета. Стрельба по самолету продолжалась в процессе всего пикирования. Над макушками деревьев, вывел самолет из пикирования, вышел из зоны обстрела и благополучно возвратился на аэродром вылета. Задание было выполнено.
Как-то я вылетел на передовую с боеприпасами и продуктами: перелетев реку Волхов, я заметил лыжника, который подавал мне сигналы об изменении направления полета. Взвесив сигналы, я решил взять поправку и пролетел часть пути в полкилометре правее, избежав попадания под обстрел. Последнюю часть пути к цели я пролетел в облаках, выскочив из них между противником и нашей передовой, сходу произвел посадку недалеко от окопов, сдал бое припасы и продукты соответствующим командирам, вылетел обратно, задание было выполнено. Если бы я не среагировал на сигналы лыжника, меня бы могли сбить, как это произошло с экипажем Степанченко и Михаилина в предыдущий день.
Полет на подбор ложной трассы для перегонки авиации из Заполярья на Свирскую операцию (в июле 1944 г.). Вылетел я со штурманом полка из Беломорска в 22 часа. В полете по маршруту с левой стороны в г. Онега подавали зеленые ракеты. Мы видели, что под нами стелющийся туман заволакивает пространство. То, что мы подлетаем к ст. Обозерской я определил по верхней части водонапорной башни, торчавшей над туманом. При подготовке к полету мы уточнили, что аэродром в Обозерской расположен в юго-западной части. Плотность тумана не позволила определить место расположения костров. И я решил идти на посадку, построив коробочку по интуиции. При планировании на высоте выравнивания заметил впереди слева из полотнищ знак «Т», добрал ручку и произвел посадку. Зарулил на стоянку, выключил мотор, пришвортовал самолет. На западной стороне от полосы, на горизонте, увидели костры. После отдыха, утром, решили осмотреть местность, и оказалось, что примерно в 200 м справа параллельно посадочной полосе располагался канал такой же ширины и такой же канал перпендикулярно посадочной полосе сзади. Счастливая случайность позволила нам избежать аварийной ситуации. Дальнейший полет и возвращение происходило без отклонений, что позволило нам доложить в штабе фронта о выполнении задания. К нашему прилету перегонка авиации из Заполярья, напрямик через Даниловку, как мы и предполагали, была успешно завершена.
Газеты тех лет сообщали:
Ефимов Николай Николаевич. Малая Вишера. 1943 г
Боевой путь
В 1932 г.- окончил Ленинградскую военную школу летчиков. По окончании был направлен в 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельс Саратовской области, в ней
учился до 1934 года.
По окончании служил в Западном Военном округе, поэтому Великая Отечественная война встретила его в Польше, в г. Ломжа.
9 сентября 1935 года женился на Лидии Петровне Пихуля (родилась 21.04.1917 года, умерла 09.11.1991г.).
С 17 сентября 1939 г. участвовал в освобождении Западной Белоруссии, а затем с июня 1940 г. в освобождении прибалтийских стран, в должности командира 6-го отдельного авиазвена связи.
В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.
С 22 июня 1941 г. по сентябрь 1941 г. находился на Западном направлении в составе 206 отдельного корпуса авиаэскадрильи, в должности - командира звена. С сентября 1941 г. по 1 мая 1942 г. - в 211 авиаэскадрильи 52 армии Волховского фронта в должности командира звена. С 1 мая 1942 г. по февраль 1944 г. - командир 365 эскадрилий штаба фронта. Принимал участие в прорыве Блокады Ленинграда и освобождении г. Новгорода. С марта 1944 г. по март 1945 г. - заместитель командира 679 авиаполка по летной части 7ВА. Принимал участие в Свирской операции и в операции по освобождению Советского Заполярья. С 20 марта 1945 г. по 9 мая 1945 г. - в составе 6 ВА 1 -го Белорусского фронта в должности командира 19 авиаполка.
После войны и до пенсии Ефимов Николай Николаевич работал начальником штаба летного училища гражданской авиации в Саратовской области (г. Красный Кут). Там и проживал с семьей. Имел 4 детей и 6 внуков. В 1960 году окончил Саратовский университет, исторический факультет. Вел переписку с ветеранами, с учащимися из Малой Вишеры под Ленинградом.
Воспоминания
Страницы из личного фронтового дневника.
Меня война застала на западной границе в г. Ломжа. Я служил командиром звена в авиаэскадрильи, обслуживавшей 6-ой кавале¬рийский корпус имени Сталина. 21 июня 1941 года в Доме офицеров нам прочитали лекцию о международном положе-нии, большую часть которой, лектор посвя¬тил утверждению мира и дружбы с гитлеровской Германией. После лекции было объявлено, что 22 июня для офицеров и их семей ор¬ганизуется выезд на маевку (на природу)... , но маевка не состоя¬лась. В 3 часа ночи 22 июня население г. Ломжы было разбужено взрывами бомб и стрельбой из пулеметов. На нашу Родину напала фашисткая Германия. Началась война. Схватив чемоданчик, я побежал в штаб эскадрильи, где уже собирался наш летный и технический состав, на машинах выехали на аэродром. Над аэродромом летали немецкие самолеты миссершмидт 109, стреляя по нашим самолетам, часть из которых уже горела. Кроме винтовок с турельных пулеметов на некоторых самоле¬тах, нам нечем было обороняться. Затем прилетели самолеты мис¬сершмидт 110 и с бреющего полета стреляли в нас. Во второй половине дня я получил задание доставить на само¬лете боевой при-каз командира корпуса Никитина командиру 33 ди¬визии в г. Волковыск, расположенный в 189 км от г. Ломжи на вос¬ток. С этим заданием передо мной летал командир звена Киримов, но он посадку не произвел, так как там не было аэродрома, а приказ сбросил вымпелом, ко-мандир корпуса не был уверен в том, что приказ доставлен по назначению и с этим заданием полетел я. При¬летев в Волковыск, я произвел посадку на подобранной с воздуха полоске в огороде. Штурман самолета сбегал в штаб дивизии и вручил боевой приказ. Когда мы летели обратно, на многих аэро¬дромах горели самолеты и бензосклады, а над нами шли воздушные бои. Наши войска уже оставили г. Ломжу и двигались в сторону Белостока. Посадив в само-лет моториста, оставленного на аэродро¬ме Ломжа для нашей встречи перелетели на 9 кило-метров от Ломжи, где уже находились 4 самолета, а 23 июня с рассветом на само¬летах У-2 выле-тели догонять свои войска. Посадку произвели между Белостоком и Волковыском, у мес¬течка Крынки, откуда до 26 июня летали на разведку. Затем было принято решение перелететь в Минск. Под-готовили 4 самолета, но взлететь не успели, налетела девятка «Миссершмидтов»... Я успел вылезти из самолета и отбежать шагов 10. Лежу под обстрелом и вижу как загорелся мой самолет, затем второй, третий, а через 2-3 минуты от 4 самолетов остался только пепел. Так же был сожжен во время посадки и пятый самолет, вернувшийся с задания. Тяжело было сознавать, что в такое напряженное время мы остались без самолетов..., хотя и учебных и невооруженных. Через некоторое время, получив в Ка-зани новые самолеты У-2 прилетели в г. Боровичи и с 1 октября включились в боевую работу на Волховском фронте. Расскажу несколько наиболее характерных эпизодов из боевой работы на этом фронте: 1) 3 ноября 1941 года я вылетел из Веребье в Плеханово за телефонными аппаратами для наземных войск. Во время полета, заметил в лесу в просеке движение воинского под¬разделения по дороге из Будочоши на Тихвин, принял ее за своих. Прилетел в Плеханово, получил груз и вылетел обратно. Пролетая над лесом, я неожиданно услышал стрельбу и увидел вверху раз¬рывы зенитных снарядов. На правой нижней плоскости (крыле) от снаряда образовалась пробоина диаметром около 15 см. Снаряд, пробив ма-терчатое покрытие плоскости, разорвался примерно на высоте 300 м, по самолету было выпущено не менее 20 снарядов. Справа по мотору стреляли из пулемета. Пули пролетали впереди мотора. На какое-то мгновенье я растерялся и по инстинкту само¬сохранения стал разворачивать самолет влево от пуль. Освобо-див¬шись от состояния растерянности, резко потерял высоту скольже¬нием, снизившись чуть ли не до макушек деревьев, взял нужный курс и, проскочив опасную зону, благополучно долетел до Веребье. Задание было выполнено. 2) Осень 1941 года, оставаясь за командира авиаэскадрильи, я получил 2 задания: одно - послать экипаж пролететь вдоль линии фронта и посмотреть, что делается у противника и до-ложить. На это задание я послал летчика Ерошенко со штурманом, а сам поле¬тел на выполнение более сложного задания - найти командира пол¬ка тяжелой артиллерии 52 армии Николаенко и узнать какая по¬мощь ему нужна. Первую посадку я произвел возле проселочной дороги, по которой двигались беспорядочно отступавшие наши подразделения. На мои вопросы никто не смог дать мне исчерпы¬вающий ответ, и я решил, взлетев просмотреть район деревеньки Окзо-во. Заметил утопающие в грязи трактора. Родилась мысль про¬извести посадку на небольшую (80 шагов) - площадку со стогом соломы... Чтобы произвести посадку мне пришлось сплани-ровать в овраг, удариться колесом о берег оврага и выкатиться на площадку. Площадки хвати-ло. Штурман Тюрин вылез из самолета, в 10-15 метрах от которого был окоп, а в нем находил-ся подполковник Николаенко. Получив от него необходимые сведения, решился на взлет. Бойцы держали самолет, я дал полный газ. По моей команде бойцы прекратили удерживать самолет. Самолет, произведя разбег по склону оврага, где-то перед ручейком колесами уда-рился о буго¬рок и оторвался от земли и я с небольшим креном вывел его из ов¬рага, набрал не-обходимую высоту, развернул в сторону полета на ст. Веребье... Задание было выполнено. Но каково было мое удив¬ление, когда на следующий день к нам прибыл начальник артразведки армии и потребовал, чтобы его на самолете доставили к под¬полковнику Николаенко. При-шлось мне повторить этот цирковой номер и слетать с ним в Окзово. Второй полет закончил-ся благополучно. 3) Как-то в январе 1942 г.мы всю ночь летали в расположение 52 армии, оказавшейся в окружении немецких войск - доставляя боеприпасы и продовольствие. Четвертый полет я де-лал уже на рассвете. На плоскостях самолета с обоих сторон фюзеляжа было привязано верев-ками по мешку муки, а ящики с патронами лежали сзади кабин в фюзеляже. Минут через 15 после пролета над рекой Волхов, заметил на снегу выложенный из веток фашисткий знак и обратил на него внимание штурмана. В это время со всех сторон возле самолета стали проле-тать зенитные снаряды. Стреляла зенит¬ная батарея. Самолет находился на высоте 700 м и был хорошей мишенью для немцев. Маневрируя самолетом, обернулся к штур¬ману и сказал: «Ну, кажется, все!». Его бледность и растерянный вид вывели меня из состояния безразличия. Я резко дал вперед штурвал управления самолетом. В момент перехода самолета в пи¬кирование, один снаряд попал в хвостовое оперение, взорвался и разрушил внутреннюю часть левого ру-ля высоты, осколки снаряда изрешетили заднюю часть фюзеляжа, не повредив нас, так как по-падание снаряда совпало с переходом самолета в пикирование и большая часть осколков раз-летелась над хвостом самолета. Стрельба по самолету продолжалась в процессе всего пикиро-вания. Над макушками деревьев, вывел самолет из пикирования, вышел из зо¬ны обстрела и благополучно возвратился на аэродром вылета. За¬дание было выполнено. 4) Как-то я вылетел на передовую с боеприпасами и продук¬тами: перелетев реку Вол-хов, я заметил лыжника, который подавал мне сигналы об изменении направления полета. Взвесив сигналы, я решил взять поправку и пролетел часть пути в полкилометре пра¬вее, из-бежав попадания под обстрел. Последнюю часть пути к цели я пролетел в облаках, выскочив из них между противником и нашей передовой, сходу произвел посадку недалеко от окопов, сдал бое¬ припасы и продукты соответствующим командирам, вылетел об¬ратно, задание было выполнено. Если бы я не среагировал на сиг¬налы лыжника, меня бы могли сбить, как это произошло с экипа¬жем Степанченко и Михаилина в предыдущий день. 5) Полет на подбор ложной трассы для перегонки авиации из Заполярья на Свирскую операцию (в июле 1944 г.). Вылетел я со штурманом полка из Беломорска в 22 часа. В по¬лете по маршруту с левой стороны в г. Онега подавали зеленые ра¬кеты. Мы видели, что под нами стелющийся туман заволакивает пространство. То, что мы подлетаем к ст. Обозерской я опре-делил по верхней части водонапорной башни, торчавшей над туманом. При подготовке к по-лету мы уточнили, что аэродром в Обозерской расположен в юго-западной части. Плотность тумана не позволила определить место расположения костров. И я решил идти на посад¬ку, по-строив коробочку по интуиции. При планировании на высоте выравнивания заметил впереди слева из полотнищ знак «Т», добрал ручку и произвел посадку. Зарулил на стоянку, выключил мотор, пришвортовал самолет. На западной стороне от полосы, на гори¬зонте, увидели костры. После отдыха, утром, решили осмотреть местность, и оказа¬лось, что примерно в 200 м справа параллельно посадочной полосе располагался канал такой же ширины и такой же канал пер-пенди¬кулярно посадочной полосе сзади. Счастливая случайность позво¬лила нам избежать аварийной ситуации. Дальнейший полет и воз¬вращение происходило без отклонений, что позволило нам доло¬жить в штабе фронта о выполнении задания. К нашему прилету пе¬регонка авиации из Заполярья, напрямик через Даниловку, как мы и предполагали, была успешно за-вершена.
После войны
После войны и до пенсии Ефимов Николай Николаевич работал начальником штаба летного училища гражданской авиации в Саратовской области (г. Красный Кут). Там и проживал с семьей. Имел 4 детей и 6 внуков. В 1960 году окончил Саратовский университет, исторический факультет. Вел переписку с ветеранами, с учащимися из Малой Вишеры под Ленинградом.