
Алексей
Ильич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Алексей Ильич Ефимов является братом моей бабушки Зинаиды Ильиничной, а я - Владимир Алексеевич Поляков, прихожусь ему троюродным братом. Родился он в многодетной семье Ильи Константиновича и Марии Сергеевны Ефимовых, у которых было 11 детей. Со слов матери и бабушки, я обладаю информацией лишь по семерым из них. Итак, начнём с сестёр Алексея Ефимовича. Моя бабушка Зинаида была самой младшей из четырёх. Кроме неё в семье были Александра, Клавдия и Нина. Из них Клавдия Ильинична была самая старшая. Далее, перейдём к братьям. Алексей Ильич и Виктор были младше Владимира, ведь тот родился в 1918 году. Алексей, впрочем, как его братья и сёстры, родился в деревне Яковлево, Подольского района, Московской области. Я мало что о нём знаю, но по рассказам мамы и бабушки он прошёл всю войну от начала до самого конца. Воевал за Ленинград, был ранен, а после войны из-за ранения полученного в боях перенёс тяжёлую операцию. Сейчас дополняя информацию о нём могу добавить следующее:
Вот что благодаря одной хорошей девушке, которая вышла со мной на связь через социальную сеть ВК, я смог узнать про Алексея Ильича. Он родился в 1922 году в деревне Яковлево Подольской губернии. Вот как сам Алексей, уже будучи взрослым и состоявшимся в ювелирном деле большим мастером вспоминал о том, кто помог ему понять и обрести свой путь: «Мой учитель – отец. С детства нравилось мне наблюдать, как мастерски плетёт он красивые тонкие узоры из проволоки. Отец и мне рассказал, как надо накладывать проволоку на бумагу, как закреплять, как припаивать, монтировать, но работать не давал. Дело — это очень кропотливое, много усидчивости требует. А откуда она у мальчишки, думал отец. Но мне очень хотелось попробовать. И вот как-то я остался дома один, взял серебряную нить - и закрутилась она у меня, завилась кружевами, аж дух захватило. В середину серебряного узора камешек вставил и положил на стол, где старший брат Володя работал. Пришел отец, удивился:
- Ну и молодец Володька, ой кулон сделал.
А Володя отказывается, не я, мол. Пришлось мне признаться. Обрадовался отец:
- Ух, ты! Что же ты стоишь? Давай работать!
С тех пор стал он серьезнее относиться ко мне. Бывало, работаю и чувствую, что нет уже никакого терпения, а он отвлекает, рассказывает всякие истории:
- Вот царь Пётр и плотничал, и столярничал, и корабли строил, а филигрань начнёт делать, завитушку не сумеет поставить, и уже терпения нет. Всё порвёт, поломает и бросит. Откуда я это знаю? Знаю от отца, твоего деда, а дед от своего деда. Это всё из поколения в поколение передаётся. Мы—мастера потомственные. А ты, если не удается что, лучше эту вещь отложи в сторонку и что-нибудь другое делай. Успокоишься, возьмешь её снова, и работа хорошо пойдёт».
Женат был на Лидии Ефимовой, с которой у него было два сына - Анатолий и Владимир, да единственная дочка - Валентина. К слову о детях. Анатолий Алексеевич был охранником где-то в министерстве, но в каком я увы не знаю. Владимир Алексеевич служил где-то на Камчатке, и кстати, был весьма талантливым краснодеревщиком. Ну а Валентина Алексеевна работала где-то на телеграфе. Не знаю, жива ли она сейчас, но Анатолия и Владимира, к сожалению, с нами больше нет. Дополняя информацию о сёстрах Алексея могу лишь добавить, что Александра Ильинична, работала филигранщицей на артели. Клавдия Ильинична растила ребёнка одна без мужа, но почему я не знаю. Что касается Нины Ильиничной, то она работала медсестрой в поликлинике. Ну а я родился 27 Ноября 1986 года, то есть спустя год после смерти Алексея Ильича. 21 Мая 1984 родился мой брат Михаил. Моя мама Мария Владимировна раньше имела фамилию - Ефимова, но вскоре изменила её после того, как она вышла замуж за моего отца Алексея Александровича Полякова. Теперь у нас фамилия Поляковы. Что ни говори, а герои есть в каждой семье, ведь та страшная война унесла много жизней наших дедов и прадедов сражавшихся за нашу Родину. Я горжусь тем, что и в нашей семье были свои герои.
Боевой путь
По рассказам мамы и бабушки Алексей Ильич Ефимов принимал участие в обороне Ленинграда, а значит знал те страшные голодные годы блокады. И всё же, он смог выжить, и дойдя до конца войны вернуться домой живым. Судя по фотографиям он имел много наград, но жаль, что этих самых фотографий осталось не так много. Однако есть одна из тех, где Алексей Ильич запечатлён с тремя боевыми товарищами. На фото он самый старший из них, в том числе и по званию. К слову о ранении и той операции, которую он перенёс после войны. Не буду лукавить, но об этом я мало что знаю, однако то, что он смог пройти всю войну от начала до самого конца, говорит о том, что он был настоящим героем.
После войны
После войны Алексей Ильич вернулся домой в деревню Яковлево, жил и работал. По рассказам мамы, его отношения с родными сыновьями и дочкой были не самыми лучшими. Не знаю почему было именно так, но, к сожалению, жизнь есть жизнь. Я лично не знал Алексея Ильича, но понимаю каким трудным был его путь. Благодаря всё той же девушке связавшейся со мной через социальную сеть ВК, мне известно о том, что после войны Алексей Ефимов вернулся в ювелирную артель и продолжал работать. Талантливый мастер жил работой, создавая мирную красоту, без которой так истосковались люди.
Из книги «Русский художественный металл» 1958 года: «В артели «Московский ювелир молодые художники и мастера О.А. Дворяткина, Г. И. Новичкова, А. И.Ефимов, Б. И. Сергеев и другие сделали многое для создания нового ассортимента изделий из драгоценных металлов с камнями, чернью, эмалью. В филигранных работах А. И. Ефимова – декоративных туалетных коробочках,перстнях, брошах нашли отражение традиционные приемы русских ювелиров.Серебряные персти его работы привлекают изяществом и декоративностью».
В 1955 году Алексей переходит работать в лабораторию художественной обработки металла Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). В стенах института бурлила творческая жизнь, рука об руку работали научные работники, народные мастера, художники. Одной из работ Алексея был портсигар работы отца Алексея «Звезда, серп и молот», выполненный по эскизу художника Сергея Полушина. Сергей Полушин тоже работал в довоенные годы в НИИХП. Здесь для Алексея стало больше возможностей для самовыражения, художественных экспериментов.
В лаборатории, где работал Алексей Ефимов, работали увлечённые, талантливые люди. В коллективе сложилась добрая, творческая атмосфера.
Зинаида Михайловна Зинькова, художник института вспоминала: «Ефимов — этовысший класс! Все мы, учились у него и очень ему благодарны. Он как-то легко и быстро умел показать самые сложные приёмы филигранного мастерства».
Петр Иванович Уткин, начальник лаборатории но металлу подчеркивал: «Ефимов часто как соавтор выступает на выставках с художниками, потому что проекты художников без его исполнения не выглядели бы так выразительно. Все его работы уникальные». Одной из таких в 1955 году стала Коробочка Сказочная, она сращу же вошла в историю Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Газета Труд, 1971 год: «В «запаснике» института много изделий, выполненных Ефимовым за последние годы. О них трудно рассказывать, их надо видеть,чтобы понять чудодейственное мастерство рук человека. К примеру серебряное ожерелье из крупных ажурных бусин. Бусины — сами по себе уже произведения искусства. Сначала рисунок бусины выкладывается (набирается — говорят мастера) в виде двух ажурных половинок на железном шарике-«шаблоне». Затем эти половинки соединяются вместе и спаиваются. Получится бусина. Сделано это так аккуратно, что кажется, будто бусина вырезана каким-то чудо-резцом из цельного шарика.
НИИХП организовывала экспедиции в разные регионы России с целью сбора иизучения материалов по народному искусству отдельных областей, краёв и республик РСФСР и оказание помощи существующим местным художественным промыслам. «В 1957 году в Улан-Уде, по инициативе работников института, при артели «Кооператор-комсомолец» был организован цех по производству художественных изделий. В начале 1958 года в эту артель выезжали художники института А.Ефимов и Е. Николаев. Они провели семинар с народными мастерами – ювелирами и резчиками по дереву, приехавшими из улусов различных районов Бурятии. Во время семинара были созданы образцы изделий с национальным Бурятским орнаментом».
Мастер русского народного искусства Алексей Ильич Ефимов — участник многих отечественных выставок декоративно-прикладного искусства и как исполнитель, и как автор. Его вещи хранятся в музеях Москвы, Подмосковья и других городов. Его искусство было представлено и за рубежом на всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале... И везде оно вызывало восхищение. Мастера не стало в 1985 году.
Увы, но так получается, что из воспоминаний у меня осталась лишь две фотокарточки: с самим Алексеем Ефимовичем, да другая, там где он со своими боевыми товарищами.