Степан
Митрофанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Деда время не брало. Он был директором школы в нашей деревне,- почти в каждом доме есть фото выпускного класса; с 47го по 85й год и дальше, как я его помню, все в одной поре - старый.
Дед Степа приписал себе год и ушел на фронт в 41м. В 17 лет. Место призыва:Щигровский РВК, Курская область, Щигровский район. Механик по радио штурмового авиаполка. Штурмовик Ил-2 самый массовый боевой самолет в истории (более 36 000 шт 1941-1945гг). К 9 мая 1941 г их осталось 3 300шт. Ремонтируя рации, дед постоянно слушал эфир.
В 90м бабуля запрещала нам, подросткам, смотреть ночные матчи чемпионата мира по футболу. Мы с братом достали с чердака старый телек, поставили на летней кухне, но почти ничего не разобрать - телек старый, сигнал слабый. Дедуля показал как сделать правильную антенну. Тогда я узнал что на войне он был радиомехаником. Ни до, ни после этого случая к радиоэлектронике дед не прикасался.Бабушка Маруся любила слушать "В рабочий полдень", дед уходил из хаты. Приказом от 20 октября 1944г. номер 06/н нагажден медалью за боевые заслуги. За образцовую подготовку самолетных радиостанций, быстрое восстановление неисправности радиооборудования, отличное состояние и исправность радиооборудования в эскадрильи, отличное обеспечение радиосвязью, 765 обслуженных боевых вылетов.
Я не знаю, была ли это первая его награда. 9 мая дедушка надевал нарядный пиджак, и мы ехали в город. На нем было много орденов и медалей. Я не запомнил все. Двери дедова дома не запирались, и в какой-то момент пиджак украли.
Дедушка ходил в валенках, мы, внуки, смеялись. Зачем летом валенки? 6 апреля 1985 года награжден орденом Великой Отечественной Войны 2й степени. Номер записи 1511646418. " А почему сечас? А почему сразу вторая степень?" И дед раскололся. В 44м в эскадрилье появились двухместные Ил-2. Бронирование стрелка-радиста было очень слабым, и они гибли чаще чем летчики. Стрелков не хватало, дед стал стрелком.
Там был немецкий бронепоезд. И они его остановили. Самолет на списание. Ил-2 очень живучий самолет. Их восстанавливали даже после более 500 попаданий. Деду - осколки в ноги, воспаление легких (зима) и Орден ВОВ 3ей степени. Командиру экипажа - Звезду героя. Посмертно. Летчик дотянул до аэродрома, сел на "брюхо", в снег - шасси уже не было. Фонарь кабины не открывали,его тоже не было. Вытащили деда в сознании и мертвого командира.
Дед закончил войну в Праге в 45м, в 22 года. ПОБЕДИТЕЛЕМ
Больше у нас пока нет информации о нашем дедушке и его сослуживцах, будем очень благодарны за любую помощь в ее розыске.
Боевой путь
1941-1946. Белоруссия - Москва - Белоруссия - Прага - Пермь.
2я эскадрилья 946й штурмового авиационного брестского полка, 196й штурмовой авиационной Жлобинской дивизии 2го белорусского фронта.