Дымченко Василий Иванович
Дымченко
Василий
Иванович
гвардии подполковник
Дата рождения: 14.03.1908

История солдата

В 1934г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище им.Сталина.

Направлен в бомбардировочную часть Ленинградского военного округа.

Участник Советско-финской войны. Указом Президиума ВС СССР от 15 января 1940г. награжден орденом Красного Знамени.

Направлен в 130 скоростной бомбардировочный авиаполк Западного особого военного округа.

В начале войны старший лейтенант Дымченко- заместитель командира авиаэскадрильи (АЭ), командир АЭ капитан Пайкин Зельман Исаакович. Полк базировался на аэродроме Гноево (д.Бобровичи, Гомельская обл., Белоруссия). На вооружении имел самолеты СБ.

22 июня 1941г. самолеты полка бомбардировали склады горючего, железнодорожную станцию, аэродром и автобазу противника в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест). Взлетев в 10-40 с аэродрома Гноево, в 14-10 приземлились на аэродроме Новое Гудково (восточнее г.Бобруйск) 7 из 27 взлетевших экипажей. В районе цели самолеты были обстреляны огнем зенитной артиллерии, атакованы истребителями противника. Самолет Василия Ивановича в этот день не был подготовлен к вылету и находился на аэродроме Гноево.

23 июня велась подготовка оставшихся самолетов к вылетам.

24 июня 7 самолетов, ведомые капитаном Бугорковым Михаилом Павловичем, в 08-55 взлетев с аэродрома Гноево, в 10-20 с высоты 2000м  бомбили колонну противника на шоссе Кобрин- Береза-Картузская. В районе цели обстреляны зенитной артиллерией и атакованы четырьмя истребителями Ме-109 (Мессершмитт). Сбит один наш бомбардировщик. Василий Иванович привел поврежденный самолет и совершил посадку на свой аэродром. В его экипаж входили штурман лейтенант Мацюця Филипп Антонович и стрелок радист старший сержант Балабанов Леонид Павлович, получивший ранение.

25 июня 1941г. 8 самолетов полка в 11-10, взлетев с аэродрома Гноево, в 12-30 с высоты 2200м. бомбили скопление танков в районе Береза-Картузская - станция Иванцевичи. Над целью были атакованы 9 истребителями Ме-109, обстреляны огнем зенитной артиллерии. С задания вернулись только два экипажа. Василий Иванович совершил вынужденную посадку поврежденного вражескими истребителями самолета в болото в районе г.Пинск, сохранив экипаж. Пилот и штурман лейтенант Мацюця Филипп Антонович сняли с самолета пулеметы, вынесли раненого стрелка радиста Барташука Ивана Даниловича на нашу территорию, в госпиталь г.Пинск, сами возвратились в часть.

26 июня 3 самолета в составе девятки 125 авиаполка бомбили колонну противника в районе г.Слуцк. Были обстреляны огнем зенитной артиллерии.

28 июня 2 самолета в составе девятки 125 авиаполка бомбили склады горючего на аэродроме г.Бобруйск.

С 01 июля личный состав полка направлен в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.

Указом Президиума ВС СССР от 26 июля 1941г. старший лейтенант Дымченко награжден орденом Красной Звезды.

22 сентября полк перебазировался на аэродром Степыхино (Московская обл.)

05 октября 1941г. 9 самолетов полка (8 самолетов- 1 АЭ и самолет управления полка) бомбили танки противника в районе Орел- Кромы.

06 октября 1941г. 9 самолетов полка в 10-34 вылетели на бомбардировку моторизованной колонны и танков противника на шоссе Юхнов- Спас-Деменск. При выходе на цель самолет командира 1 АЭ Дымченко атаковали 6 истребителей противника Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою его бомбардировщик был подожжен. Управляя самолетом в горящей кабине, пилот пересек линию фронта и посадил самолет, сам получил ожоги лица и рук 2-й и 3-й степени. Вместе с воздушным стрелком сержантом Коллиным Геннадием Алексеевичем  вытащили из кабины штурмана старшего лейтенанта Хрусткова Александра Васильевича.

09 октября в полк прибыл стрелок радист Коллин, доложивший, что старший лейтенант Дымченко находится в одной из московских больниц, старший лейтенант Хрустков в госпитале г.Малый Ярославец.

В 1941г. Василий Иванович  совершил 7 успешных боевых вылетов.

После излечения вернулся в полк.

24 июня 1942г. капитан Дымченко, при передислокации полка, перегнал свой самолет с аэродрома Дракино на аэродром Большие Вязёмы (Московская обол.)

05 июля 1942г. при бомбометании по артиллерийским позициям и войскам противника в районе Болхов, самолет экипажа: летчик капитан Дымченко, штурман капитан Медведев Александр Николаевич, стрелок радист старший сержант Коллин, был атакован двумя истребителями противника Ме-109 и Ме-110. Капитан Медведев сбил истребитель Ме-110. У нашего Пе-2 был пробит радиатор и маслобак левого мотора. Летчик сумел привести  самолет до аэродрома Дракино. При посадке вспыхнул правый мотор. Экипаж песком и своей одеждой сбил пламя и спас боевую машину. После замены моторов, самолет вернулся в строй.

25 июля 1942г. командир эскадрильи полка капитан Дымченко, совершивший 65 боевых вылетов, был представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 11 сентября 1942г.

01 августа 1942г. полк 9 самолетами, взлетев в 16-53, с 17-38 бомбардировал железнодорожную станцию г.Ржев. Обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и пулеметов.  Капитан Дымченко произвел посадку на аэродром Ватулино, предполагая, что поврежден мотор. После осмотра, возвратился на свой аэродром. Самолет имел 8 пулевых пробоин.

02 августа 1942г. 8 самолетов, ведущий группы командир 1-й эскадрильи капитан Дымченко. Бомбили скопление войск и огневые позиции артиллерии у д.Тимофеево, восточнее г.Ржев. Самолет ведущего был безрезультативно атакован двумя истребителями Ме-109. От огня зенитной артиллерии самолет имеет 8 осколочных пробоин.

04 августа 1942г. ведущим девятки шел командир полка майор Гаврилов Семен Никитович со штурманом Медведевым. В экипаже Дымченко штурманом был ст.лейтенант Цепков Николай Сергеевич. Бомбардировали артиллерийско-минометные позиции в районе Погорелое Городище. Вторым вылетом экипаж Дымченко- Медведев- Коллин в составе восьмерки бомбили автомашины в д.Триселы. С третьего вылета экипаж Дымченко- Цепков- Коллин  в состве восьмерки были возвращены приказом командира 204 авиадивизии из-за отсутствия истребителей прикрытия.

05 августа 1942г. экипаж Дымченко- Медведе- Коллин ведущий 6 самолетов. Бомбили автомашины в д.Старое Устиново.

06 августа 1942г. экипаж в составе девятки, ведущий командир полка, бомбардировали противника в районе г.Гжатск.

07 августа 1942г. экипаж в составе девятки, ведущий командир полка, взлетев в 11-25, в 12-00 возвратились из-за плохих метеоусловий на маршруте. Вторым вылетом бомбардировали д.Самуйлово. В районе цели обстреляны зенитной артиллерией. Самолет Дымченко получил несколько осколочных пробоин.

09 августа 1942г. экипаж в составе девятки, ведущий командир полка, бомбардировали узел сопротивления противника в д.Сажилка. Вторым вылетом- опорный пункт Рытвино- Носовое. Третьим вылетом в составе восьмерки- артиллерийские позиции у д.Хрены.

10 августа 1942г. экипаж в составе девятки, ведущий командир полка, бомбардировали артпозиции западнее д.Появилово. Вторым вылетом в составе восьмерки- артпозиции в районе Опоки.

11 августа 1942г. экипаж в составе девятки, ведущий командир полка, бомбардировали пехоту противника в Опоки. Вторым вылетом девятка, ведущий Дымченко, бомбардировала опорные пункты Пояркино и Карпово.

12 августа 1942г. девятка, ведущий Дымченко, бомбили северную окраину Опоки. Вторым вылетом- д.Тимофеево.

13 августа 1942г. девять экипажей полка, ведущий- командир эскадрильи капитан Дымченко, штурман полка майор Голубев Павле Васильевич, стрелок-радист ст.сержант Дебихин Александр Иванович, бомбардировали передний край обороны противника в Прокопово. Вторым вылетом нанесли удар по и скоплению войск у Дубно.

14 августа 1942г. девять самолетов полка, ведущий экипаж Дымченко- Голубев- Дебихин, бомбардировали высоты с отметкой 284,8.

15 августа 1942г. девятка Пе-2, ведущий экипаж- Дымченко- Голубев- Дебихин, бобмардировали противника в Жуково.

18 августа 1942г. 9 экипажей полка (экипаж Дымченко- Медведев- Коллин) в 17-53 с высоты 1600м бомбардировали переправу противника через р.Жиздра у д.Гретня (Калужская обл.). Результаты сфотографированы. Были обстреляны зенитной артиллерией. Самолет Дымченко получил осколочные и пулевые пробоины, серьезных повреждений нет.

22 августа 1942г. ведущий экипаж девятки Дымченко- Медведев- Дебихин, бомбардировали огневые позиции в районе Гаськово. Вторым вылетом- позиции в районе Озеренский. Над целью атакованы 12 истребителями Ме-109. В воздушном бою у пулемета Дебихина сломалось шептало. Наши самолеты возвратились без потерь.

23 августа 1942г. экипаж Дымченко- Медведев- Коллин совершил два боевых вылета ведущим девятки Пе-2.

25 августа 1942г. ведущий экипаж девятки Дымченко- Медведев- Коллин, бомбардировали войска противника у д.Дерби.

28 августа 1942г. ведущий девятки экипаж Дымченко, бомбардировали войска и артпозиции противника у д.Ивановка.

02 сентября 1942г. ведущий девятки экипаж Дымченко, бомбардировали д.Колокольня. Вторым вылетом экипаж в составе девятки, ведущий комполка, бомбили восточную окраину г.Сычевка.

03 сентября 1942г. экипаж Дымченко- Медведев- Дебихинин вылетели в составе  9 самолетов полка вылетели с задачей- бомбардировать аэродром противника совхоз Дугино. Два самолета вернулись из-за технических неисправностей. В 15-14 у д.Вязовка были атакованы истребителями противника. Ими был подбит один бомбардировщик, атаки продолжались. При подходе к аэродрому совхоз Дугино были подбиты еще два Пе-2. В 15-19 с высоты 2800м. на аэродром сброшены авиабомбы: ФАБ-250, ФАБ-100 и ФАБ-50 по 6шт. При отходе от цели был сбит еще один Пе-2. В воздушном бою сбито 5 истребителей противника, По одному из них сбили капитан Медведев и сержант Дебихин. Самолет капитана Дымченко с пробитым бензобаком совершил вынужденную посадку на аэродроме Чертаново.

06 сентября 1942г. командир полка майор Гаврилов приказал- группой из 9 самолетов бомбардировать железнодорожную станцию Сычевка. Группу ведет командир полка, заместитель в воздухе- капитан Дымченко (в экипаже Медведев и Коллин). Взлетев в 15-10, в 16-00 с высоты 3600м. группа бомбардировала 3 железнодорожных эшелона по 30-35 крытых вагонов и до 50 отдельных вагонов на станции Сычевка. Фотоснимки подтвердили прямые попадания по эшелону. Группа вернулась на свой аэродром в 16-43.

09 сентября 1942г. экипаж Дымченко- Медведев- Коллин вел группу из 5 самолетов, бомбили огневые позиции у д.Домашино.

10 сентября 1942г. 6 экипажей, ведущий Дымченко- Медведев- Коллин, бомбардировали лес восточнее д.Строенки. Самолет Дымченко в районе цели был поврежден огнем зенитной артиллерии. При посдке с выпущенными шасси в районе Кучино скапотировал (опрокинулся на переднюю часть).

15 сентября 1942г. шесть самолетов Пе-2, ведомые экипажем Дымченко- Медведев- Дебихин, взлетев в 14-42 с аэродрома Большие Вязёмы (Московская обл.), в 15-33 с высоты 1600м. бомбардировали войска противника в районе Таблино и Лунево. Капитан Медведев бомбы над целью не сбросил- при включении электросбрасывателя перегорел предохранитель. Для аварийного сбрасывания было решено совершить второй заход, но в этот момент наши самолеты были атакованы истребителями противника. В воздушном бою стрелок радист Дебихин сбил один Ме-109. Самолет капитана Дымченко получил 2 снарядные и 3 пулевые пробоины. В 16-16 самолеты вернулись на свой аэродром.

21 сентября 1942г. 4 экипажа, ведущий экипаж Дымченко- Медведев- Дебихин, взлетев в 09-27, в 10-20 с высоты 3200м. бомбардировали позиции противника в районе шелковой фабрики (северная окраина г.Ржев). Сбросив бомбы, были атакованы четверкой истребителей Ме-109. Все атаки были отбиты. Экипажи без потерь в 11-04 возвратились на свой аэродром.

27 сентября 1942г. с 16-06 по 17-44 семь самолетов Пе-2 (все исправные на тот день самолеты полка), ведущий экипаж Дымченко- Медведев- Дебихин, совершили боевой вылет. В 17-07 с высоты 3600м. бомбардировали артиллерийско-минометный позиции противника на южной окраине Опоки (г.Ржев). Сброшено авиабомб: ФАБ-250 2шт., ФАБ-100 34шт, ФАБ-50 2 шт. Из г.Ржев по бомбардировщикам велся огонь зенитной артиллерии.

10 ноября группа из 9 Пе-2 (5 самолетов 1-й АЭ, 4 самолета- 2-й АЭ), ведущий экипаж Дымченко- Медведев- Дебихин, взлетев в 10-00, в 10-58 с высоты 3100м. бомбила железнодорожный мост на р.Снопот у с.Снопоть. Бомбы перекрыли цель. В 12-00 экипажи приземлились на своем аэродроме.

12 ноября 1942г. группа из семи Пе-2, ведущий капитан Дымченко, взлетев в 07-55, в 08-50 с высоты 2500м. бомбардировали железнодорожный мост на р.Днепр западнее с.Издешково (Смоленская обл.). Сброшено авиабомб: ФАБ-250 2шт., ФАБ-100 36шт., ФАБ-50 2шт. Наблюдали прямые попадания в стык моста и берега реки, прямые попадания в железнодорожное полотно. В 09-35 экипажи возвратились на свой аэродром.

27 ноября 1942г. звено из трех Пе-2, ведущий капитан Дымченко, взлетев в 08-22, в 08-45 с высоты 250м. тремя заходами бомбардировало автомашины и пехоту противника в пос.Богданово и артиллерию врага в Чупятино. В 09-54 экипажи возвратились на свой аэродром. Экипажам объявлена благодарность командира 204 бомбардировочной дивизии.

30 ноября 1942г. звено из трех Пе-2, ведущий капитан Дымченко, вылетев в 08-30, в 08-50 с высоты 1600м. бомбардировало железнодорожную станцию Осуга. За два захода сброшено бомб: ФАБ-250 2шт., ФАБ-100 12шт, АО-15 10шт. В 10-08 экипажи возвратились на свой аэродром.

01 декабря 1942г. звено из трех Пе-2, ведущий капитан Дымченко, вылетев в 09-16, в 09-55 с высоты 200м. бомбардировало окопы и артиллерию противника на окраине Котеленка. В 10-39 экипажи возвратились на свой аэродром.

02 декабря 1942г. звено, ведомое экипажем Дымченко- Голубев- Дебихин, взлетев в 14-10, в 14-52 бомбили железнодорожную станцию Осуга (Тверская обл.), были обстреляны зенитной артиллерией противника. Из-за отказа левого мотора, экипаж капитана Дымченко совершил вынужденную посадку с убранными шасси в 1км. от своего аэродрома (Большие Вязёмы).

04 декабря 1942г. звено из трех Пе-2, ведущий экипаж Дымченко- Медведев- Дебихин, бомбардировало автомашины и повозки у совхоза Неполь. Перелетели на аэродром Купелицы (Московская обл.).

16 декабря 1942г. 7 самолетов, ведомые комполка Гавриловым, в их числе экипаж Дымченко- Медведев- стрелок-радист старший сержант Сидоров Игнат Иванович, бомбардировали артиллерию и минометы противника в д.Городея и Благуша. Вторым вылетом 6 самолетоа, ведущий экипаж Дымченко- Голубев- Дебихин, бомбардировали опорный пункт Софьино.

17 декабря 1942г. 7 экипажей, ведущий Дымченко- Медведев- Дебихин, бомбардировали скопление войск в д.Сидорово.

25 января 1943г. майор Дымченко назначен командиром 261 бомбардировочного авиаполка.

22 мая 1943г. представлен командиром 204 бомбардировочной авиадивизии генерал-майором авиации Андреевым Сергеем Павловичем к званию Герой Советского Союза, представление было поддержано командованием 1-й Воздушной армии и Западного фронта, приказом от 06 ноября 1943г. майор Дымченко был награжден орденом Суворова II степени.

Не раз водил группы на боевые задания, умело маневрируя в зоне зенитного обстрела, спасал экипажи и самолеты. В период с 07 по 10 августа 1943г. полком произведено 72 боевых вылета, лично Василий Иванович за эти дни совершил 6 вылетов ведущим девятки.

Приказом от 14 августа 1943г. майор Дымченко награжден орденом Александра Невского.

07 сентября 1943г. полк преобразован в 123 гвардейский бомбардировочный авиаполк, присвоено наименование «Ярцевский».

22 июня 1944г. в составе шести Пе-2, ведущий- командир 122 гв.бомбардировочного полка Гаврилов, ведущий второго звена- Дымченко, произвели командирскую разведку района Макаровка- Марьяново- Крутенки- Шилы. Попутно, с высоты 2100м. бомбардировали штаб и узел связи противника в Ниж.Александрово.

01 июля 1944г. был ведущим группы из 15 самолетов, бомбардировавшей войска противника в районе Виленка. Вторым вылетом вел группу из 12 самолетов бомбить район Радошкевичи.

18 августа 1944г. гв.подполковник Дымченко был ведущим двух групп из 19 самолетов полка, бомбивших танки противника в районе Купри.

20 августа 1944г. девятка, ведомая Дымченко, бомбила скопление техники и пехоты противника в районе Куршенаи. При отходе, два истребителя противника ФВ-190 пытались атаковать ведущее звено. Один из них занял позицию для атаки. но в этот момент был атакован нашим истребителем сопровождения и сбит первой очередью.

27 октября 1944г. 3 гвардейская бомбардировочная авиадивизия получила задачу- нанести удар по  артиллерийско- минометным батареям противника в районе Мелениэки. От полка выделено две девятки Пе-2, ведущий- комполка Дымченко. В 12-40 самолеты начали взлет. Из-за того что аэродром истребителей прикрытия был накрыт туманом, получен приказ- выполнять задачу без прикрытия. Первая девятка наносила удар с горизонтального полета, вторая- с пикирования. В 13-42 после сброса бомб, первая девятка Дымченко  была атакована шестеркой истребителей ФВ-190. Атакам подверглось звено гв.ст.лейтенанта Шабашева Никифора Михайловича. Первой атакой был подожжен ведомый, второй- Шабашев, третий самолет пытался уйти от преследования, изменив курс. Остальные шесть самолетов приняли плотный строй и огнем пулеметов не допустили приближения истребителей.

За долголетнюю и безупречную службу гвардии подполковник Дымченко 03 ноября 1944г. награжден медалью «За боевые заслуги».

К 22 января 1945г. на счету Василия Ивановича было 107 успешных боевых вылетов. Под его командованием полк произвел 1290 боевых вылетов. Представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 21 февраля 1945г. награжден орденом Отечественной войны I степени.

Награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

За долголетнюю и безупречную службу в ноябре 1945г. награжден орденом Красной Звезды.

Службу окончил: 23.08.1946г.

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.

Регион Белгородская область
Воинское звание гвардии подполковник
Населенный пункт: Корочанский район
Место рождения д.Коломыцево, Корочанский р-н, Курская обл. (Белгородская обл.)
Годы службы 1930 1946
Дата рождения 14.03.1908

Боевой путь

Место призыва Краснодарский РВК
Дата призыва 11.11.1930
Боевое подразделение 130 скоростной бомбардировочный авиаполк, 261 бомбардировочный авиаполк, 123 гвардейский Смоленский бомбардировочный авиаполк

261 бомбардировочный авиаполк/123 гвардейский Смоленский бомбардировочный авиаполк

25 января 1943г. командиром полка назначен майор Дымченко Василий Иванович. До лета 1943г. полк участвовал в наступательной операции на Смоленском направлении. Бомбардировал железнодорожные станции Павлиново, Коробец, Спас-Деменск, аэродромы Сеща и Брянск.

С июня по август- на Брянско-Болховском направлении. Наносил бомбовые удары по позициям противника в районах Дубна, Жилковский, Сеща, Кириллы, Старый Быхов, Брянск, Олсуфьево, станции Белые Берега.

С сентября по декабрь- бомбардировал опорные пункты противника у г.Ярцево. 07 сентября 1943г. полк преобразован в 123 гвардейский бомбардировочный авиаполк, присвоено наименование «Ярцевский».

В первой половине 1944г. полк занимался учебно-боевой подготовкой.

08 января  6 самолетов полка бомбардировали Латыгово.

07 февраля  полк совершил два вылета группами 9 и 8 самолетов.

03 марта  девятка полка бомбила артпозиции противника в Сосновке.

04 марта 9 самолетов бомбардировали Сосновку, 8 самолетов- Завюялы.

С мая месяца- на 3 Белорусском фронте.

В июне-июле 1944г. участвовал в освобождении Белоруссии, нанося удары по опорным пунктам противника Богушевск, Лучеса, Костюки, Большой Стахов, Молодечно, Радошковичи, Вильно, по окруженной в районе Витебска группировке противника.

22 июня экипажи полка, в т.ч. экипаж комполка Дымченко, совершили несколько разведывательных вылетов.

24 июня 18 боевых вылетов в район Богушевск.

25 июня 20 и 18 самолетов полка бомбардировали район Обуга и Лучеса. Вылет произвел комполка Дымченко.

26 июня 19 самолетов дважды бомбардировали район Орша.

27 июня две девятки вылетали в район Бегомль.

30 июня две восьмерки- в район Плещаница.

01 июля два вылета 15 самолетами- в район Виленка и Радошковичи.

02 июля комполка Дымченко водил 19 самолетов на бомбардировку Молодечно. В вылете участвовал Герой Советского Союза гвардии капитан Лоханов Алексей Александрович.

08 июля 18 самолетов бомбардировали район г.Вильнюс.

09 июля комполка Дымченко был ведущим группы из 15 самолетов, бомбардировавшей скопление танков в районе Мейшагола. Второй вылет совершали 16 самолетов полка.

12 июля гв.капитан Лоханов водил 17 самолетов на бомбардировку г.Вильнюс.

За успешное выполнение заданий командования при овладении г.Минск 13 июля 1944г. полк награжден орденом Красного Знамени.

29 июля комполка Дымченко возглавлял девятки, вылетавшую на бомбардировку в район Довиля- Рожельскте. Второй вылет в тот же район совершали 17 самолетов полка.

01 августа 18 самолетов бомбардировали железнодорожную станцию Эйткунен, ведущий- гв.подполковник Дымченко.

02 августа девятка бомбардировала жд станцию Эйткунен.

04 августа восьмерка- район Зеленка.

08 августа 17 самолетов бомбардировали Суяйны, ведущий- Дымченко.

12 августа 1944г. полк награжден орденом Александра Невского.

15 августа 17 самолетов бомбардировали Вилкавишкис, ведущий- Дымченко.

17 августа 17 самолетов бомбардировали Юзефов.

18 августа 19 самолетов бомбардировали Купри, ведущий- Дымченко.

20 августа 18 самолетов бомбардировали Куршенай, ведущий- Дымченко. Второй вылет- 17 самолетов в тот же район.

01 сентября два вылета восемнадцатью самолетами в районе Шакяй, в первом вылете ведущий- Дымченко.

В сентябре 1944г. полк в составе 16 Воздушной армии 1 Белорусского фронта участвовал в испытании нового бомбардировочного прицела.

20 сентября 8 самолетов полка бомбардировали цели в цитадели г.Варшава

С октября по декабрь 1944г. полк в составе 3 Воздушной армии 1 Прибалтийского фронта участвовал в разгроме окруженной между Тукумсом и Либавой группировки противника.

27 октября 17 самолетов бомбардировали артиллерийские и минометные позиции в районе Межениэки, ведущий- Дымченко.

30 октября девятка полка бомбардировала район Мигла.

15 декабря 18 самолетов полка бомбардировали аэродром противника Сиэксате.

21 декабря 18 самолетов- в районе Пампали.

22 декабря 18 самолетов бомбардировали позиции в районе Балине, ведущий- Дымченко.

23 декабря 14 самолетов бомбардировали позиции в районе Баложи.

В 1945г. полк наносил удары по опорным пунктам противника в городах Пилькаллен, Инстурбург, по столице Восточной Пруссии г.Кенигсберг.

15 января 17 самолетов бомбардировали позиции в районе Пилькаллен, ведущий- Дымченко.

16 января 16 самолетов бомбардировали позиции в районе Куссен.

20 января 16 самолетов бомбардировали позиции в районе Инстербург.

05 февраля 18 самолетов бомбардировали позиции в г.Кенигсберг.

20 февраля первым вылетом 17 самолетов, вторым- 11 бомбардировали живую силу и технику противника в районе Митгетен.

21 февраля 9 самолетов бомбардировали район Бэрвальде.

06 марта 10 самолетов бомбардировали Пиллау.

09 марта 17 самолетов бомбардировали район Покарбен и Тенген, ведущий- Дымченко.

11 марта 14 самолетов бомбардировали позиции в г.Кенигсберг.

18 марта 8 самолетов- район Кальхольц.

12 апреля 6 Пе-2 бомбардировали Клайн-Норгау.

13 апреля 8 Пе-2- Вишенен, вторым вылетом- Гермау.

15 апреля девяткой два вылета на Годникен и Ротенен.

16 апреля 8 Пе-2 бомбардировали Дарген, девятка- Фишхаузен.

18 апреля 7 Пе-2- Фишхаузен.

20 апреля 9 самолетов бомбардировали позиции в Нойхойзер, ведущий Дымченко. Вторым вылетов 8 Пе-2 бомбардировали в районе высоты 26.5, третьим вылетов девятка- в районе высотв 19,8 (Пиллау).

22 апреля 8 Пе-2 два вылета в район Пиллау.

24 апреля 8 Пе-2 бомбардировали позиции противника в районе Химмельрайт.

25 апреля девяткой два вылета в район Нойтиф.

27 апреля 12 Пе-2 бомбардировали противника на косе Фриш-Нерунг.

30 апреля 16 самолетов бомбардировали район Нойкруг, ведущий- Дымченко.

08 мая экипажи полка участвовали в бомбардировке курляндской группы войск в районе Кулдига- Скрунда.

Воспоминания

Хорошо помню этот день – 6 октября 1941 года, было пасмурно. Облачность – 150 метров. Лететь-то трудно, не то что бомбить. На рассвете получили приказ: “Противник прорвался к Варшавскому шоссе. Задача – уничтожить переправу через реку Угру”.
Прорвались к переправе. На бреющем ударили. Разбили с первого захода. Вдруг из облаков вылетают восемь вражеских истребителей!
Самолет загорелся. Что делать? Прыгать нельзя: немцы. И лететь нельзя – горим. Вижу – слева лес. Знаю, фашисты леса боятся. И тут случилось такое, что в кино увидел – не поверил бы. Одну плоскость срезало сосной, самолет рухнул и взорвался. Кабина, где Колин сидел, метров за 30 отлетела. А он – ничего, встал и ко мне бежит…
Фашистские истребители нас все время обстреливали. Даже когда мы взорвались, выпустили несколько очередей по этому месту. Но увидели, что самолет – на куски, и отстали.



В этот октябрьский день 1941 года, — вспоминает Вера Александровна Доброхотова, — я со своей дочерью Маргаритой была в деревне Доманово, Смоленской области. Здесь мы в то время учительствовали. Вдруг мы увидели в воздухе дымовой столб, который приближался к деревне. Дети — первые разведчики бросились навстречу ему. Мы побежали туда же. Приблизившись на расстояние 200 метров, услышали выстрелы из горящего самолета. Подошли ближе. Видим — самолет наш, экипажа нет. Где он, что с ним, это была первая наша мысль. Тут мы увидели летчиков. Они шли, еле-еле двигаясь. Мы бросились с ними в хату на краю села оказали им первую помощь, разорвали парашют и сделали перевязку. Один был особенно тяжело ранен. У него обгорело лицо, руки, ноги. Я сняла с себя пальто и завернула тяжело больного. Тут же раздобыли подводу, уложили на нее раненых, укрыли. А потом лесными дорогами повезли дальше в лес, в домик лесника. В деревне-то оставлять было опасно: фашисты в полутора километрах стояли. Переночевали наши летчики у лесника, а утром также лесом мы повезли их за 25 километров в Медынь, где, по слухам, наши части были. И там со спокойной душой сдали их в госпиталь.

Из книги «Пикировщики» военного комиссара 204 бомбардировочной авиадивизии Дубровина Леонида Алексеевича.

И вот командир полка майор Дымченко как-то побывал в освобожденном от оккупантов Доманово, на месте падения самолета, — решил навестить своих спасительниц. Василий Иванович пригласил в Доманово и меня, и я охотно согласился.
Деревня Доманово предстала перед нами не рядами домов, а угрюмо торчащими, оголенными кирпичными дымоходами с разрушенными печами. Подойдя к крайнему пепелищу, мы увидели сидящую на чурбане женщину. Поздоровались. Седая, как видно, еще не старая женщина встала, отставила в сторону, закопченную каску, наполненную водой и очищенным картофелем, вытерла руки о передник и спросила:
— Дорогие вы наши, скоро ли разобьете-то немца?..
Пока мы разговаривали с нею, вокруг стали собираться жители деревни. Они выбирались из погребов, из землянок. Василий Иванович вглядывался в лица женщин, стараясь среди них узнать своих спасительниц. Однако так и не узнал, и тогда спросил:
— В первый год войны, осенью, недалеко от деревни упал наш бомбардировщик. Кто-нибудь помнит этот случай?..
Все знали деревенские ребята. Сопровождаемые ими, мы пришли на просеку, где обнаружили остатки нашей боевой машины.
— А где учительницы, которые спасли летчиков?
— Поезжайте в Вешки, недалеко отсюда, теперь они там живут...
В Вешках, у крыльца домика, в котором проживали Доброхотовы, нас встретила одна из учительниц.
— Узнаете богатыря? — спрашиваю хозяйку, слегка подтолкнув майора Дымченко вперед.
Вглядываясь в улыбающееся лицо Василия Ивановича, учительница молчала.
— Мама, это же капитан с того самолета! — воскликнула младшая Доброхотова. — Их было трое, помнишь?
— Да, да, — заговорила Вера Александровна, кинулась Василию Ивановичу на шею. Потом, когда все немного успокоились от волнения, мать и дочь рассказали о подробностях спасения экипажа, о том, как одного за другим доставляли пострадавших в ближайшую хату, обтирали их ожоги топленым гусиным салом, как раздобыли лошадь с подводой и, укрыв экипаж соломой, повезли в соседнее село. Там разыскали врача-ветеринара (других медиков не нашлось), который и оказал помощь.
— Потом мы с дочкой повезли вас дальше, — рассказывала Вера Александровна, — на Медынь. Надеялись застать там наши войска. Встреч с фашистами очень опасались, но, слава богу, ехали небезоружными: пистолеты у вас были наготове и пулемет, снятый с самолета. В Медыни мы и передали вас красноармейцам...
О поездке в Доманово и в Вешки, о встрече с патриотками Доброхотовыми я доложил начальнику политотдела 1-й воздушной армии полковнику П. И. Духновскому. Вскоре в гостях у Доброхотовых побывал писатель С. В. Михалков и оператор кинохроники. Сохранились документальные кадры о матери и дочери, спасших летчиков, эти кадры включены, как мне известно, в фильм, носящий название «Крылья народов». Позже по ходатайству командования воздушной армии Вера Александровна была удостоена ордена Отечественной войны II степени, а ее дочь Маргарита Гавриловна- ордена Красной Звезды.

О событиях 06 сентября 1942г.

Около одиннадцати часов утра в полк пожаловали американские гости. Приехали они на легковых автомашинах, все в непривычной для русского глаза форме, во главе со своим генералом. Сопровождал делегацию представитель штаба ВВС генерал Б. В. Стерлигов. Смотр и демонстрацию сил полка назначили сразу же, как только гости прибыли на аэродром. Боевую задачу ставил комдив: одной девяткой предстояло нанести удар по железнодорожной станции Сычевка.
Погода в тот день выдалась неважной: облачность, вот-вот начнется дождь. Ведущий девятки- командир полка Гаврилов, звенья вели капитаны Дымченко и Лоханов.
В районе Погорелое Городище (восточнее Ржева) нижний слой облачности оборвался, но над целью опять показались мощные лиловые тучи, занимающие большое пространство. Что оставалось делать? Решили заход на цель выполнять под этими тучами. И тут наших заметили. По девятке открыли яростный огонь гитлеровские зенитчики. Энергичным маневром «пешки» вырвались из зоны обстрела. Разрывы зенитных снарядов остались позади, и вскоре экипажи вышли на цель.
На станции Сычевка стояло несколько эшелонов. Один из них набирал скорость, уходя в сторону Ржева. С высоты 1600 метров, с горизонтального полета,- сброс бомб. Несколько попало прямо в эшелон- вагоны полетели под откос, загорелись. Весь остальной бомбовый груз пришелся по другим эшелонам.
С задания девятка Пе-2 возвратилась в полном составе. Вскоре после посадки начальник штаба полка капитан Мешков показал фотопланшеты, на которых гости увидели результаты удара: станция Сычевка была выведена из строя на много часов.
Американцы внимательно осматривали самолеты, усаживались в кабины. Красавец Пе-2 им понравился.
Во время товарищеского ужина командир полка поименно представил членам миссии наших боевых командиров Гаврилова, Дымченко, Лоханова, штурманов Голубева, Медведева. У каждого из них красовались на груди ордена и медали.
Растроганный американский генерал поднялся из-за стола, подошел к командиру эскадрильи капитану Дымченко и, пожав ему руку, произнес:
— С такими богатырями мы обязательно победим!

В сентябре 1942г. по просьбе политотдела в дивизию прибыли поэт Л.И. Ошагиг и композитор В.Я.Кручинина, чтобы написать песню о 204-й бомбардировочной. Вот первые два куплета песни:
Мчатся победной когортой
На высоте голубой
Воины двести четвертой
Славной дивизии в бой.
Дымченко скрылся за лесом,
Смотрит Медведев в туман,
Рвет огневую завесу
Лоханов- ас, капитан.

В полдень 22 марта 1943 года северо-западнее Калуги, в небе над Полотняным Заводом, появились пятнадцать истребителей Як-1. Это шла на посадку «Нормандия» — эскадрилья французских летчиков.
Между летчиками дивизии и французскими коллегами с самого начала установились теплые товарищеские отношения. Командир 261-го бомбардировочного полка майор В. И. Дымченко и командир «Нормандии» майор Жав Луи Тюлян являли пример таких взаимоотношений.

Документы

Фотосхема результатов бомбардировки полка 01 сентября 1944г. Сделана с борта самолета Дымченко В.И.

Фотосхема результатов бомбардировки полка 01 сентября 1944г. Сделана с борта самолета Дымченко В.И.

Фотосхема от 09 марта 1945г. Экипаж Дымченко-Попов.

Фотосхема от 09 марта 1945г. Экипаж Дымченко-Попов.

Фотографии

В первые месяцы 1943г. Командование 261 БАП.

В первые месяцы 1943г. Командование 261 БАП.

Апрель 1943г. С летчиками эскадрильи "Нормандия".

Апрель 1943г. С летчиками эскадрильи "Нормандия".

Апрель 1943г. С командиром "Нормандии" Жан-Луи Тюляном

Апрель 1943г. С командиром "Нормандии" Жан-Луи Тюляном

8 авперля 1943г.

8 авперля 1943г.

Лето 1943г. С Доброхотовыми Верой Александровной и Маргаритой.

Лето 1943г. С Доброхотовыми Верой Александровной и Маргаритой.

Лето 1943г. С Доброхотовыми Верой Александровной.

Лето 1943г. С Доброхотовыми Верой Александровной.

Лето 1943г. С Доброхотовыми Верой Александровной.

Лето 1943г. С Доброхотовыми Верой Александровной.

1944г.

1944г.

Однополчане

Мацюця Филипп Антонович

Мацюця Филипп Антонович

Барташук Иван Данилович

Барташук Иван Данилович

Коллин Геннадий Алексеевич

Коллин Геннадий Алексеевич

Хрустков Александр Васильевич

Хрустков Александр Васильевич

Медведев Александр Николаевич

Медведев Александр Николаевич

Дебихин Александр Иванович

Дебихин Александр Иванович

Пайкин Зельман Исаакович

Пайкин Зельман Исаакович

Голубев Павел Васильевич

Голубев Павел Васильевич

Гаврилов Семен Никитович

Гаврилов Семен Никитович

Цепков Николай Сергеевич

Цепков Николай Сергеевич

Сидоров Игнат Иванович

Сидоров Игнат Иванович

Попов Макар Павлович- штурман 123 гв. БАП

Попов Макар Павлович- штурман 123 гв. БАП

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: