Андрей
Ильич
и
Мария
Федоровна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Андрей Ильич Дударь родился в Севастополе в 1893 году, трудовую деятельность начал с 14 лет юнгой на судах торгового флота, затем работал маячником на Нижнее-Инкерманском маяке, а в 1914 году был призван на ЧФ. Служил в минной бригаде на эсминцах «Гневный» и «Керчь», принимал активное участие в революционных событиях. В 1918 году вместе с командой эсминца «Керчь» принимал участие в потоплении эскадры, чтобы не оставить флот немцам.
Дед Андрея Ильича – Василий Андреевич Дударь защищал Севастополь в 1854-55 г.г., со слезами на глазах смотрел, как опускаются на дно Севастопольской бухты корабли, чтобы преградить вход в нее англо-французской эскадре, а после примирения сторон старого матроса оставили на Херсонесском маяке смотрителем. Свое дело он передал сыну Илье.
Вернувшись в Крым, Андрей Ильич познакомился в Евпатории с молоденькой
учительницей Марусей Кировой, у которой его друг-матрос брал уроки
математики и всю оставшуюся жизнь они провели вместе. После гражданской
войны Андрей Ильич Дударь командовал постами СНиС (службы наблюдения и связи),
которые всегда располагались рядом с маяками, а демобилизовавшись, стал
начальником Херсонесского маяка как его дед и отец. Там он с Марией
Федоровной и встретили Великую отечественную войну. В ночь на 22 июня
поступил приказ командующего погасить маяк. Начались бои за Севастополь и только море связывало город со своими, а связь с морем осуществлялась через Херсонесский маяк. Огни маяка загорались только по команде из штаба флота на считанные минуты. Немецкие самолеты вели настоящую охоту за маяком, пока, наконец, половину башни не снесло фугасным взрывом. После этого Андрей Ильич, укрепив на арматуре разрушенной башни ацетиленовый фонарь, светил кораблям. Не было ни единого случая, чтобы по первому требованию наших кораблей не вспыхнул
огонь или не включался радиомаяк.
Все 250 дней обороны Севастополя Андрей Дударь не покинул свой пост на чальника Херсонесского маяка, а вместе с ним не покинула свой пост начальник Херсонесской метеостанции Мария Федоровна Дударь. Маленький коллектив из нескольких человек
самоотверженно выполнял свои обязанности, встречал и провожал корабли с
подкреплением и боеприпасами для защитников Севастополя. Мария Федоровна
регулярно передавала метеосводки летчикам херсонесского аэродрома и
необходимые сведения артиллеристам.
В первые дни июля 42 года – самые трагические для обороны Севастополя, когда наши части покидали город, Андрей Ильич получил приказ командующего ЧФ Ф.С. Октябрьского «держаться на маяке до последней возможности», обеспечивая безопасность мореплавания нашим кораблям. Приказ был выполнен, Андрей Ильич и Мария Федоровна не покинули боевого поста. Они принимали спасательные средства, отправляли раненых, а затем сожгли все документы, находившиеся на маяке и и ушли туда, где вели последний бой оставшиеся в живых моряки. Матрос с надписью на бескозырке «Червона Украина» взял на себя командование и приказал всем набивать патронами диски ручных пулеметов, а когда патроны закончились, остался прикрывать отход уцелевших защитников. Я помню, как дедушка часто вспоминал этого неизвестного матроса, который выполнил до конца свой воинский долг, и сокрушался, что даже не спросил его имя.
У берега моря Андрей Ильич был ранен в обе ноги разрывными пулями, а Мария Федоровна не смогла его оставить и пытаться пробиваться с другими в горы к партизанам. Андрея Дударя взяли в плен прямо на территории маяка. Его допрашивали, били, обливали водой, чтобы привести в сознание, пытаясь узнать, где находится подземный аэродром. Он отвечал: «Не знаю, я только маячник». Он действительно не знал, т.к. подземного аэродрома не было и в помине, но немцы не могли поверить, что
с этой, изуродованной снарядами земли могли взлетать самолеты.
После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года, уже 12 мая Андрей Ильич был назначен на должность начальника Херсонесского маяка и снова зажег на пирамиде, сложенной из камней, ацетиленовый фонарь.
Андрей Ильич и Мария Федоровна Дударь награждены орденами Отечественной войны и медалями «За оборону Севатополя».
С 1949 по 1966 годы Андрей Ильич был начальником Ай-Тодорского маяка.
В 1985 году со стапелей Ильичевского завода был спущен пассажирский прогулочный теплоход «Андрей Дударь» в честь участника обороны Севастополя и потомственного маячника.
Хотя прошло так много лет, я отчетливо вижу его высокую статную фигуру в морском кителе, вспоминаю, как он терпеливо учил меня, маленькую девочку, вязать морские узлы и узнавать по силуэту названия теплоходов, его рассказы об истории Крыма и флотской службе еще с дореволюционных времен. Жаль, я тогда еще не знала, что судьбами таких людей и пишется история нашей Родины.