Владимир
Макарович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Владимир Макарович Драгун родился в 1915 г. в семье Макара Степановича и Анны Казимировны Драгунов. Владимир родился в г. Риге, где отец его, Макар Степанович, работал железнодорожником. В семье были старшие братья Иван, 1912 г. р., и Василий, 1914 г. р. В это время Российская империя принимала участие в Первой мировой войне. И в 1916 г. семья Драгунов была эвакуирована на ст. Тощица. Документы о рождении Владимира были утеряны. Поэтому в новых документах была допущена неточность, но, тем не менее, датой рождения Владимира официально является 1916 г.
В 1937 г. Володю призвали на флот. Сначала он учился в учебном отряде в г. Ораниенбауме, под Ленинградом. И ему помогла учеба в ФЗУ на дизелиста. В учебном отряде он тоже учился на дизелиста. После обучения в учебном отряде Володю направили на Северный флот. Сначала он был в звании старшины 2-й статьи, затем присвоили звание старшины 1-й статьи. Состоял на должности старшины группы мотористов на подводной лодке «Малютка» «М-173». В 1940 г. Володя служил в Полярном.
С 1935 г. Полярный - главная база Северного флота. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь находился командный пункт команду¬ющего Северным флотом контр¬адмирала А. Г. Головко. Через Полярный осуществлялось движение союзных конвоев. Всего их проведено 1548.
Владимир отслужил 4 года, наступило время демобилизации. Но после войны с Финляндией, в 1940 г., всем видам Вооружейных сил и родов войск добавили служить еще по году.
В 1941 г. началась Великая Отечественная война. В войне Владимир Макарович Драгун участвовал с первого дня. Воевал на подводной лодке «М -173».
Приказом № 015 от 29 апреля 1942 г. Военный Совет КСФ от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил Драгуна Владимира Макаровича орденом Красного Знамени.
В свое время орден Боевого Красного Знамени был высшим орденом СССР. Уже потом учредили орден Ленина, ввели звание Героя Советского Союза.
Орден Володя получил за большой подвиг, благодаря которому была спасена от гибели лодка и весь экипаж.
Во время выполнения боевого задания далеко от берега в просторах сурового, холодного и неспокойного Баренцева моря вышел из строя дизель — погнало стружку. Значит, произошел задир цилиндров или коленчатого вала. Стоп машина! А двигатель на «Малютке» один. Как добраться до берега? На веслах? Но подводная лодка, хотя она типа «Малютка», — это не шлюпка. Как управлять лодкой? Как подзаряжать аккумуляторную батарею для подводного хода, как маневрировать? А вдруг появятся вражеские корабли, самолеты? Море штормит, лодку, не способную погрузиться, бросает как щепку.
И вот бригада мотористов под руководством своего командира, старшины 2-й статьи Драгуна Владимира Макаровича, берется за, казалось бы, невыполнимое — отремонтировать дизель в море при описанных выше условиях. Иначе — гибель всем!
И сделали. Дизель отремонтировали. Запустили. Лодка благополучно возвратилась на базу!
Вырезку из флотской газеты с сообщением о награждении орденами и медалями СССР начальствующего и рядового состава Северного флота Володя прислал своему старшему брату Ивану. На Северном флоте с 1937 г. и в годы войны издавалась газета «Краснофлотец», вероятно, в ней сообщалось о награждении Драгуна В. М. В настоящее время она имеет название «На страже Заполярья».
18 августа 1942 г. подводная лодка «М-173» из 12-го боевого похода не возвратилась на базу — погибла вместе с экипажем. Конкретные причины гибели неизвестны.
Владимиру Макаровичу Драгуну было 27 лет.