
Михаил
Антонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
- Юнга огненных рейсов. Родители жили в селе Тальменка.
Боевой путь
Дойнеко Михаил Антонович (13.09.1926 ÷14.11.2011)
Воспоминания о жизни отца по его рассказам:
Мой отец родился в г. Белогорск, Амурской области в семье служащих. В то время, его родители работали на железной дороге: отец - Дойнеко Антон Алексеевич – счетоводом в Лестранхозе, на котором изготавливали шпалы для железной дороги, а мать - Дойнеко Елена Васильевна (до рождения отца) – переписчицей вагонов.
Детство отца проходило во времена голода и политических репрессий. Так как, кроме него в семье был ещё ребёнок – старшая сестра, то родителям, чтобы выжить, пришлось часто менять место проживания. Таким образом, им пришлось пожить на станциях: Талдан Амурской области, Сковородино, Иннокентьвская (Иркутск-II). Затем переехали в Новосибирск, где отец начал посещал детский сад, а в 1934 году пошёл в 1-й класс 48-ой школы. Однако дальнейшая учёба проходила уже в г.Барабинск Новосибирской области, куда семья отца переехала в начале войны.
В мае 1943 года отца, как комсомольца, мобилизовали на основании приказа наркома Морфлота СССР Петра Ширшова № 300 от 16 октября 1942 года и Постановления ЦК ВЛКСМ от 20.02.1943г. «О мобилизации комсомольцев и молодежи на суда дальнего и зарубежного плавания» и направили в Дальневосточное морское пароходство.
Авиация и флот всегда были престижны среди мальчишек того времени, поэтому он с готовностью прибыл на сборочный пункт в г. Новосибирск. Там собралась команда из 25 человек. Выбрав из самих же себя старшего, ребята передали все документы ему и поездом отправились во Владивосток. До портового города добирались 12 суток. В пути было сделано только две остановки в крупных городах - Иркутск и Хабаровск - для поведения санобработки (мытьё, полная дезинфекция белья).
По прибытию в управление пароходства команда была направлена на ст. Океанская под Владивостоком. До войны здесь располагался санаторий НКВД. В начале войны здание разделили на две части. Одну отдали под госпиталь, во второй расположилась школа моряков.
Занятия проходили в ускоренном режиме. По мере прихода судов курсантов распределяли на корабли. Отца, в качестве юнги - матроса, распределили на торговый транспорт «Уссури», на котором он проплавал до сентября 1944 года.
Как рассказывал отец: он наравне с взрослыми по двенадцать часов в сутки нёс вахту. Во время войны доверие к юнгам было огромное и они не подводили. Довольно скоро отец стал самостоятельно нести вахту. Ему приходилось работать рулевым, сигнальщиком. Оказалось, что отец лучше других семафорил флажками и в особо ответственных моментах, только ему доверяли вести переговоры, зная высокую скорость передачи, четкость, аккуратность и ответственность.
Отцу часто приходилось помогать механику во время проведения небольших ремонтных работ. Его часто хвалили за усовершенствование технического решения ремонта какого-либо узла. Рационализаторский ум был основной характерной чертой отца всю жизнь.
Продолжаю повествование. Корабль, на котором начал свою службу отец был из серии «либерти». Он пришёл во Владивосток, пройдя сложный маршрут: вначале из Мурманска через Англию, Панамский канал, зашел в Америку на погрузку различных грузов, в т.ч. были загружены 800 тонн угля, два самолёта «Аэрокобра». Плавание корабля продолжалось шесть месяцев. После прихода судна во Владивосток, отца и направили на это судно.
В годы войны, первоначально, доставка грузов от союзников (Англия и США) велась на западном направлении. Корабли выходили из портов стран-союзниц под охраной и сопровождением эсминцев союзников. Однако немцы блокировали доставку грузов через Мурманск и Архангельск. Громили и топили торговые транспорты с гуманитарным и военным грузом. И та, и другая сторона несли большие потери.
В конце концов, союзники отказались конвоировать наши корабли. Правительство СССР приняло решение осуществлять доставку необходимых грузов через Тихий океан во г.Владивосток. Такое решение было не менее сложным, поскольку в годы войны Япония была союзницей Германии и не разрешала провозить через пролив Лаперуза (единственное место для прохода кораблей) военные грузы. Корабли должны были проходить через него и только в дневное время с обязательной проверкой судна японскими моряками с курсирующего крейсера ледокольного типа «Отомари». Все эти действия сопровождались наведением орудий и высадкой группы японцев на борт судна для проверки грузовых документов.
В связи с тем, что советский транспортный флот на западе почти весь был уничтожен, на восток пришли только единицы. На основании заключённого с Америкой договора - ленд-лиз, производилась передача от союзников вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия. По этой же программе начали поставку кораблей новой постройки типа «Либерти», которые создавали за 20-25 дней.
Это были корабли цельносварной конструкции, водоизмещением 15 тыс.тонн, с котлами на жидком топливе и паровой машиной 2,5 тыс.л.с., скоростью хода 14 узлов (миль). За период с 1942г. по 1944г. таких пароходов было направлено в Россию около 40 штук.
В период военных действий на них стояло вооружение: 9 точек 20мм пушек марки «Эрликон» и на корме 75 мм орудие. Это вооружение рассчитано на наземные и воздушные цели. Против подводных лодок имелись глубинные бомбы. Но, всё это снаряжение имело больше отпугивающий фактор. Отец часто вспоминал, что эти корабли также находились на военном положении, но были слабо вооружены и лишены радиосвязи. Тем не менее, находясь в зоне военных действий, эти суда в составе союзных конвоев или в одиночку, совершали рейсы через Атлантический и Тихий океан, Баренцево море. Хотя, данные пароходы относились к торговому флоту, они входили в состав Военно-Морского флота СССР. Моряки этих судов считались гражданскими людьми. Они не носили военной формы, однако на их долю выпало не меньше испытаний, чем тем, кто сражался с оружием в руках.
Ходили в Америку за вооружением, боеприпасами и другими грузами, необходимыми для фронта и народного хозяйства страны. Транспорту из Америки приходилось идти окружным путём: через 1-й Курильский пролив на Магадан, где снимали часть груза, а затем облегченный транспорт шёл через мелководный Татарский пролив. Все эти трудности - результат Русско-японской войны 1904-1905 г.г., когда война завершилась Портсмутским миром, подписанным в 1905 г., на основании которого Россия вынуждена была уступить Японии южную часть Сахалина и свои арендные права на Ляодунский полуостров, Курилы и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.
В сентябре 1944 года отца перевели на транспорт «Новороссийск», который пришёл из Америки. После выгрузки и последующей загрузка, судно было направлено в порт Ванино. Перевозимые материалы предназначались для строительства железной дороги Ванино – Комсомольск.
Этот рейс проходил в период зимы (середина декабря). Стоял сильный мороз, и лёд в бухте замёр так, что судно не смогло выйти в море. Обещанный ледокол «Каганович» не смог пробиться к кораблю. Пришлось команде зимовать до весны 1945 года. На зимовке моряки занимались ремонтом корабля. А после смены по вечерам катались на самодельных коньках по площадке, предварительно расчистив лёд и сделав каток.
В порту Ванино располагался Гулаг, в котором сидели: артисты Ленинградского театра им.Кирова, сейчас - это Мариинский театр; врачи, обвинённые по «делу Горького». Дважды команде разрешили посетить клуб зоны, где они посмотрели выступление художественной самодеятельности заключённых лагеря и спектакль «Гроза» в исполнении Ленинградских артистов.
В апреле 1945г. корабль вышел во Владивосток с неполным экипажем, который был наполовину снят во время зимовки. После пополнения команды и приёмки новых грузов, судно направилось в Америку.
В день взятия Берлина, 2 мая 1945 года, корабль вошёл в устье реки Колумбия и шёл по реке весь день с флагами расцвечивания под приветствия лоцмана и жителей-рыбаков на реке.
День Победы отец встретил в г. Портленд, где корабль простоял до 10 мая. Правда, всё это время, судно стояло с приспущенными флагами по поводу смерти президента Рузвельта. После стоянки судно с буксиром спустилось вниз по течению в порт Лэнг-Вью, где частично загрузилось и вернулось снова в г.Портленд. Здесь были погружены на корабль остальные грузы: паровозы, бункера мазута и вода.
Обратно во Владивосток пароход вышел 23 мая 1945г. и пришёл 14 июня того же года. На следующий день моряки корабля »Новороссийск» узнали, что шедший перед ними самый большой транспорт «Трансбалт», при выходе из пролива Лаперуза, был потоплен американской подводной лодкой.
После выгрузки, «Новороссийск» вновь был направлен в США. Но, дойдя до Алеутских островов, команда получила новое распоряжение, зайти в Петропавловск-Камчатский загрузиться и идти обратно во Владивосток. Началась непонятная чехарда с маршрутом. Пройдя 1-й Курильский пролив, на судно пришло другое распоряжение: следовать через Татарский пролив. Выйдя из пролива, команда вновь получает распоряжение: зайти в ближайший порт - бухту Валентина и иметь готовность №1, т.е. быть начеку, расчехлить орудие и пушки.
А на следующий день, была объявлена война с Японией.
С севера пришёл конвой из бывших американских фрегатов и корветов. С ними корабль, где служил отец, проследовал во Владивосток. «Новороссийск» срочно был разгружен и поставлен под погрузку десанта и «Катюш», которые вызывали дикий ужас у японцев. Благодаря миномётам японцы не оказали большого сопротивления.
Из Владивостока вышли суда: «Джурма», «Днепрострой» и «Новороссийск». Караван судов шёл в сопровождении фрегатов «Метелица, «Зарница» и эсминцев «Резкий» и «Резвый». А также катеров-охотников, десантных барж для высадки десанта на остров Хоккайдо (Япония).
Тем временем поступила команда повернуть корабли на север и высадить десант в порту Маока. Сейчас это город Холмск, Сахалинской области. Оказалось, что американцы опередили русских и раньше высадились на остров Хоккайдо, таким образом, провести раздел Японии, по образцу Германии, не получилось.
После Сахалина, п/х «Новороссийск» направился в порт Корсаков, где был взят второй десант, который высадили на остров Кунашир. Сопротивления, со стороны японцев, не было. Они стояли с поднятым белым флагом на маяке при входе в пролив острова. Затем, корабль зашёл на остров Шикотан вместе с транспортом «Находка» и они погрузили гарнизон японцев в количестве пяти тыс.человек, и в сопровождении фрегата «Метелица», доставили их в порт Ванино.
Так закончилась война с Японией.
Продолжаю повествование отца. По окончании войны «Новороссийск» ходил в Корею и Китай, а также в Порт-Артур. Перевозили воинские части на Курильские острова и о. Сахалин.
В 1947 году началась перегонка судов на запад, и отца перевели на пароход «Сталинград», который погнали на ремонт в порт Дайрен (Китай). Теперь это город Далянь и крупный порт на С.-В. Китая, в провинции Ляонин, на южной оконечности полуострова Ляодун. Судно простояло в порту 4 месяца, а затем, завод отказалось от проведения ремонта судна. Корабль вернулся в порт приписки г. Владивосток.
По возвращению в порт, отец получил отпуск 45 суток за два предшествующих года, и уехал в с. Тальменка навестить родителей. По возвращению из отпуска во Владивосток, отец «уволился на учёбу». Он поступил в Томский лесотехнический техникум. Имея образование 9 классов, сразу, без экзаменов, отца приняли на 2-ой курс лесозаготовительного отделения.
Техникум отец закончил в 1950 году и взял направление в г. Барнаул на спичечную фабрику. На этом предприятии он проработал до пенсии, пройдя путь от механика до главного инженера.
В 1995 году по приглашению Объединённого совета юнг-участников «огненных рейсов» 1942-1945г.г. при Владивостокском комитете ВЛКСМ и Дальневосточном орденов Ленина и Октябрьской революции морского пароходства, Сахалинского морского пароходства и председателя регионального совета юнг «огненных рейсов» Н.В. Устинова, отец посетил на Сахалине город Холмск. Приглашение было сделано в связи с празднованием 50-летия окончания Второй мировой войны.
Эта встреча всколыхнула отца. Было такое ощущение, что он снова молодой матрос, которого сейчас вызовут на мостик семафорить встречным кораблям. Отец всю жизнь пронёс в своём сердце любовь к морю - этой бескрайней, суровой водной глади. Занятия фотографией, по своему, заменило ему походы по морям и океанам.
На II-ом слете юнг- войны в 1995 году в г. Холмске Совет получил статус "Всероссийский". На этом же слете был принят и зарегистрирован Устав и Положение. Стало шириться юнговское движение. В 17 городах России стали образовываться Региональные Советы юнг войны.
История не бывает безымянной и, в качестве напутствия будущим поколениям - беречь священную память тех, кто шёл впереди, кто жизнью своей заплатил за мирное небо, были написаны книги: – «Огненные рейсы», автор Руднев Георгий Алексеевич – ветеран Дальневосточного морского пароходства. Книга посвящена боевым подвигам моряков дальневосточников торгового флота.
- «Дети войны», которую написала преподаватель английского языка Тамара Васильевна Дмитриева, которая тоже принадлежит к поколению детей войны. Эта книга содержит описание жизни детей войны, в том числе юнг «огненных рейсов» по-фамильно. В этой книге несколько страниц посвящены моему отцу.
Дмитриева Т.В. является основателем в 2001 году единственного в Сахалинской области музея юнг «огненных рейсов». Музей находится в Холмске, в одной из классных комнат средней школы № 9. В фонде музея хранятся подлинные документы, фотографии, письма и рукописи юных участников международных конвоев «PQ» и «Дервиш». Самые активные помощники Тамары Васильевны — школьники. Они составляют списки ветеранов, организуют встречи с ними, записывают их воспоминания. Ежегодно, ко Дню Победы, отец получал поздравительные письма от учеников школы - активистов этого движения.
Во Владивостоке, на берегу бухты Золотой Рог, стоит памятник морякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Три бронзовые фигуры моряков возвышаются на гранитном пьедестале. У подножия горит Вечный огонь, а на бронзовом диске объёмными буквами написано: «Вечная память морякам торгового флота, отдавшим жизнь за победу нашей Родине», высечены фамилии моряков и названия судов.
За героический труд и воинскую доблесть отец награждён: орденом Отечественной войны II степени, медалями – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.»; «За победу над Японией» и другими. Китель со всеми наградами и документы отца после его смерти были переданы на хранение в музей «Город» г. Барнаула.