(Москвина)
Мария
Митрофановна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
Воспоминания
По-настоящему красивая, воспитанная, культурная, образованная. Достоинство в каждом облике, спокойствие, сила духа… И простота.
По-настоящему красивая, воспитанная, культурная, образованная. Достоинство в каждом облике, спокойствие, сила духа… И простота.
После войны
В июне, в1941 году выпускники школы, среди которых была и Мария, гуляли по Ливнам до рассвета и делились мечтами о будущем. Мария хотела стать врачом: ее мама и сестричка болели, и она очень хотела им помочь. Вдруг по радио сообщили, что началась война!
Просыпающийся город замер — этим утром многие шагнули в другую жизнь, кто к подвигу, кто к смерти, а кто к бессмертию…
Жителей стали эвакуировать. Выпускников и девятиклассников отправили в Смоленскую область.
— Там мы в течение месяца рыли противотанковые рвы. Не приученные к такой тяжелой работе, с непривычки все намучились, — вспоминает Мария Митрофановна. — Потом вернулись обратно. Я помню, что еще в 7-м классе нас обучали тому, как оказать первую врачебную помощь, я очень любила санитарное дело, ведь это почти врач! Позже, в 9 и 10 классах я руководила санитарной группой, у меня было много значков, дающих мне право делать перевязки, накладывать шины и т.д. Помню, сидим на уроке — как завоет сирена: «Тревога!» И каждый должен был бежать на свой участок — кто гасить зажигательные бомбы, кто еще что-то делать , а я бегу в санитарную комнату с сумкой через плечо и бинтами, пол-литровой бутылкой йода, с шинами для переломов…Это мне потом не раз пригодилось в дальнейшей жизни. Все должны были знать и сдавать нормы ГТО — «Готов к труду и обороне!». Выдавалось специальное свидетельство. И это было так правильно!
После эвакуации Мария работала в райздраве, в городской бригаде, которая дежурила по ночам. Задача была непростой: из штаба армии по телефону поступала информация о том, сколько вражеских самолетов направляется в сторону Ливен. В исполкоме, который находился в доме напротив санэпидстанции по ул. Капитана Филиппова, была комната, в ней стол, два стула и кровать. На столе телефон. Получив информацию, дежурные давали тревогу, стуча железкой по подвешенному рельсу во всю мочь. Жители бежали в подвалы, а дежурные обязаны были находиться на месте! После по телефону получали из штаба сигнал отбоя.
— Представьте, — вспоминает Мария Митрофановна, — после работы мы приходили на дежурство, ночью дежурим, ждем сигнала, прилечь — ни в коем случае! Утром идем на работу, работаем снова весь день. Уже позже нам вырыли блиндаж на противоположной стороне улицы, и мы дежурили в укрытии.
Когда немцев из города погнали уже далеко, в освобожденные районы стали искать учителей. Решено было открыть последний курс педучилища .Те, кто закончил школу без троек, и девятиклассники в том числе, пополнили ряды будущих учителей.
— У меня была подруга, Нина Афанасьева. Ее отец, Сергей Парменович, служил священником в Сергиевском храме. Его фамилию я нашла на обелиске среди других в лесу Липовчик. Известно, как они погибли…Так вот, Нина сказала: «Неизвестно, как дальше сложится жизнь. Пойдем со мной в педучилище. Я как раз на последнем курсе». И я пошла с ней. Училась хорошо, даже несколько раз получала повышенную стипендию. Но документов получить не удалось — однажды случилась жуткая бомбежка, после которой уже ничего не нашли. Получили справки.
Тем не менее специальность у Марии уже была. Подруга Нина получила работу в Козьминской школе и приходила в гости, рассказывала, да так захватывающе, что Марии захотелось приехать в Козьминку и прийти к ней на урок. Что она однажды и сделала.
Это был решающий момент.
— Мне так понравилась школа, понравились дети, я была в восторге. И решила — буду учителем! И именно в Козьминской школе я проработала два года.
Но…заболела вдруг, да так сильно, что пришлось оставить школу и переехать в город. В то время в городе учительских вакансий не было. Пришлось работать «культурником» — в Доме культуры. Тоже было очень интересно! Готовили вечера, праздники, различные выступления. И все были очень дружные.
Вскоре появилась возможность работать в начальных классах. Параллельно с этим Мария Митрофановна стала самостоятельно изучать немецкий язык. Затем окончила Московские трехгодичные курсы по немецкому языку. Но теперь этого было недостаточно!
— Я вела в школе немецкий язык. У меня до сих пор есть связь с этими ребятами, им,правда,уже по 85 лет!.. Одна семья до сих пор приезжает ко мне, они одноклассники.
Она смущенно улыбается. И кажется: где-то живут эти ребята, но ребятами они остались навсегда, в ее памяти…
— Ну, а потом я поступила в Первый Московский Государственный институт иностранных языков. После его окончания я до самой пенсии работала учителем немецкого языка в школе №2 (ныне школа №6).
— Как Вам удавалось оставаться любимым учителем на протяжении стольких лет для нескольких поколений?
— Не знаю…Я очень любила детей. Вы же видели на фотографиях: я почти нигде не бываю одна, со мной везде мои дети, маленькие и большие…
Из воспоминаний бабушки М.М. (как она любила себя подписывать на всех открытках)