![Дмитриева Надежда Яковлевна](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2025/02/06/76476385158fb4033da5f6a41d90e865.jpg)
Надежда
Яковлевна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родилась в 1914 г. в селе Дубинино Селенчинского уезда Амурской области.
Отец Дмитриев Яков Никитич умер в 1916 г. – по профессии плотник. Мать Дмитриева /Махова/ Александра Ивановна – домохозяйка.
После смерти отца проживала в г. Камышин у старшей сестры, которая работала учительницей, потом они переехали в Кронштадт, к братьям, а в 20-е гг. вернулись в Москву. В 30-е гг. оканчивает семилетку. Еще в школе Надя отличалась бойкостью и проявляла активную жизненную позицию. Школа Баумановского района г. Москва на тот момент шефствовала над Московской швейной фабрикой «Красная Заря», по шитью детского одежды. Вступив в ряды пионеров в прим.1922-24 гг., Надя стала активисткой в «ударной бригаде» при комбинате №3 Мострикотаж «Красная Заря». Они занимались беседами с рабочими на темы повышения производительности труда, улучшение дисциплины, повышение политической активности, организацией концертов и физкультурных праздников.
В 1932 году в возрасте 18 лет поступила в Московский Гидрометероологический Техникум и окончила его по специальности сейсмомагнитолога (геофизик). В июне 1935 г. закончила Ташкентские полугодовые курсы синоптиков. Ее закалка и боевой характер, на помощь государству и общественности, отразились в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. была мобилизована, как метеоролог, и всю войну прослужила при штабе УралВО, в гидрометбюро по обслуживанию перегона самолетов, поставляемых по ленд-лизу из США через Аляску и Сибирь в центр Советского союза на фронта Отечественной войны.
В 1946 году родился второй ребенок, она еще год училась в Ленинграде при Пулковской обсерватории на аэролога. И занималась самолетным и шаропилотным зондированием атмосферы (ЛИ-2, поршневой самолет, ИЛ-28 реактивный бомбардировщик).
Далее она продолжила свою деятельность в сфере метеорологии в Уральском Управлении Гидрометслужбы г. Свердловска.
Боевой путь
В 1942 г. была мобилизована, как метеоролог, и всю войну прослужила при штабе УралВО, в гидрометбюро по обслуживанию перегона самолетов, поставляемых по ленд-лизу из США через Чукотку и Якутию до Красноярска и далее в центр Советского союза на фронта Отечественной войны.
Для этого на территории Чукотки и Якутии, в совершенно диких местах, были построены пять основных аэродромов и несколько запасных. Далее, в центр, самолеты следовали либо “своим ходом”, либо в полуразобранном виде по железной дороге. Для перегона по воздуху использовались уже существующие аэродромы в Красноярске, Омске, Свердловске и Казани.
Аэродромы стояли друг от друга на расстоянии 800-1000 км., дальность полета истребителя на одной заправке.
При каждом аэродроме создавались специальные службы, в том числе метеорологическая.
Такое Гидрометбюро было создано при штабе УралВО в августе 1942 года.
В июле 1946 года была демобилизована из Красной Армии.
Воспоминания
Из воспоминаний
Начальный период войны я не помню, но в конечный период войны помню, что на стене висела карта СССР, и в ней были флажки, обозначавшие продвижение наших войск на Запад. У нас в доме всегда было большое количество различных карт и атласов - папа любил географию. Метеорологи во время войны были "забронированы", т.е. не призывались в действующую армию. В конце 1941 г. было принято решение, что значительная часть поставляемых из США самолетов будут "гнать своим ходом" с территории Аляски..
После войны
В мае 1946 года родился второй ребенок. Надежда Яковлевна еще год училась в Ленинграде при Пулковской обсерватории на аэролога. И занималась самолетным и шаропилотным зондированием атмосферы (ЛИ-2, поршневой самолет, ИЛ-28 реактивный бомбардировщик).
Далее она продолжила свою деятельность в сфере метеорологии в Уральском Управлении Гидрометслужбы г. Свердловска. http://svgimet.ru/?page_id=1926