Павел
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка, Диденко П.М. по прибытии в г. Красноярск, был назначен начальником топливного отдела, а затем, заместителем начальника паровозной службы Красноярской железной дороги, где осенью 1942 года приказом заместителя народного комиссара Путей Сообщения был назначен начальником колонны паровозов особого резерва НКПС № 31. С этой колонной весь период Отечественной войны обеспечивал воинские перевозки на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом украинских фронтах. Прямо к линии фронта подвозили они боеприпасы, технику, людей под бомбежкой врага. Прошел мой дедушка от Сталинграда до Польши (г. Краков). Из Кракова в Германию возили воинские составы, технику. Здесь и встретили День Победы.
Боевой путь
Диденко Павел Михайлович, родился он в г. Бендеры Бессарабской губернии в 1899 году в семье паровозного машиниста. По окончании ремесленного училища в 1917 году поступил работать слесарем в паровозное депо Бендеры Юго-Западной дороги, оттуда в 1918 году ушел добровольцем в Красную Армию и прослужил по 1921 год.
После демобилизации поступил работать на железную дорогу и проработал на ней помощником машиниста, затем машинистом с 1922 по 1929 год на Екатерининской и Пермской железных дорогах.
В 1929 году работал машинистом в депо Кунгур Пермской железной дороги был командирован учиться в счет партийной «тысячи» в Свердловский энергетический институт, закончив два курса был переведен в Ростовский институт железнодорожного транспорта.
По окончании института был направлен работать на Северокавказскую железную дорогу, где проработал до 1940 года в должностях: бригадиром, заместителем начальника и начальником паровозного отделения. В 1940 году вследствие ликвидации отделения был переведен на Полтавский паровозоремонтный завод на должность старшего инспектора НКПС, откуда ввиду эвакуации завода, эвакуировался, вместе с семьей в г. Красноярск.
По прибытии в г. Красноярск, был назначен начальником топливного отдела, а затем, заместителем начальника паровозной службы Красноярской железной дороги, где осенью 1942 года приказом заместителя народного комиссара Путей Сообщения был назначен начальником колонны паровозов особого резерва НКПС № 31. С этой колонной весь период Отечественной войны обеспечивал воинские перевозки на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом украинских фронтах. Прямо к линии фронта подвозили они боеприпасы, технику, людей под бомбежкой врага. Прошел мой дедушка от Сталинграда до Польши (г. Краков). Из Кракова в Германию возили воинские составы, технику. Здесь и встретили День Победы.
«1942 год.
Участие в военных действиях принимали паровозные колонны, сформированные на дорогах. Только на Красноярской их было 35. Осенью была сформирована красноярская 31-ая паровозная колонна во главе с машинистом П. Диденко, перевозившая грузы во время битвы на Курской дуге и с I Украинским фронтом участвовавшая в Берлинской операции. Два месяца работала колонна №31 на вновь построенной Северо-Печорской железной дороге, осваивая эту магистраль.
Ноябрь. Указом Президиума Верховного Совета СССР все железные дороги страны переведены на военное положение.
1943 год
В феврале красноярская паровозная колонна №31 была переброшена под Сталинград для обеспечения резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия. В числе первых колонна №31 вступила на Правобережную Украину и обеспечила движение грузов по освобожденной Одесской железной дороге. При этом машинисты перекрывали технические нормы, проявляли упорство и смекалку. Считалось, например, что по понтону через Днепр нельзя провести состав более 1200 тонн. Машинисты же Шишов и Ковалев провели поезда весом по 1600 тонн. Свой боевой путь колонна №31 окончила у Днестра» - это я прочитала в книге «Красноярская железная дорога в годы Великой Отечественной войны (1941-45)»
По документам начальником колонны паровозов № 31 особого резерва НКПС инженер тяги капитан Черепов, а помполит колонны паровозов № 31 инженер майор тяги Забелин.
После разгрома фашистской Германии с колонной был переброшен на Дальний Восток, где обеспечивал воинские перевозки, связанные с разгромом японской Квантунской армии в Манчжурии.
После войны с 1945 по 1946 дедушка работал начальником паровозного депо г. Боготол,а с 1948 по 1952 начальником Минераловодского паровозного депо. Был награжден орденом Красной звезды за выполнение военных оперативных заданий, медалью за победу над Германией. Медалью за доблестный труд, медалью 20 лет Победе в ВОВ.
Обо всем я узнала от моего папы, Диденко Юрия Павловича, который ребенком прошел со своим отцом всю войну. Так как их семью. Мать четверых детей, отправили в Сибирь (в эвакуацию). Но в холод и голод тяжело было выжить, поэтому прадедушка забрал всю свою семью к себе в колонну. Бабушка, Диденко Мария Ивановна, работала кладовщицей, а старший сын, Диденко Олег Павлович, в 14 лет стал рядовым при колонне и получил оружие, работал в бригаде по ремонту паровозов. За время войны получил четыре боевые награды. И потом посвятил всю свою жизнь военной службе (закончил Ленинградское Военно-Морское Училище). А после 9 мая 1945 года он вместе с другом пробрался в побежденный Берлин, чтобы посмотреть на логово фашистов.