Диденко (Патюта) Полина Петровна
Диденко
(Патюта)
Полина
Петровна
вольнонаемная / Железнодорожные войска
24.04.1925 - 12.05.2015

История солдата

По рассказам мамы и из архивных источников.

Массовость воинских перевозок, их оперативность и сложные условия военного времени требовали особенно быстрого маневрирования локомотивным парком. Имевшаяся стационарная ремонтная база на прифронтовых железных дорогах, обычный порядок обслуживания поездов паровозами на установленных тяговых плечах не отвечали возникшим условиям. Ремонт и экипировка паровозов, обеспечение их бригадами, а также контроль за оборотом паровозов должны были осуществляться часто в полевых условиях вдали от депо. Требовалось быстро переформировать состав, исправить автотормоза, снабдить вручную паровоз водой или углём. Следовательно, нужна была иная организационная структура. Комплексным решением проблемы стало создание совершенно нового вида специальных формирований в виде колонн паровозов особого резерва, изменение методов технического содержания и эксплуатации локомотивов.

В одну из таких Колонн, а именно в Колонну паровозов особого резерва НКПС №25, была призвана 25 февраля 1944 года моя мама, тогда еще 18ти летняя Патюта Полина Петровна, где и прослужила до завершения необходимости функционирования такого подразделения - до 31 августа 1946 года. 

Колонна особого резерва обычно состояла из 30 паровозов. Но некоторые колонны формировались из 20 и даже из 15 локомотивов. Каждый паровоз закреплялся за определённой комплексной командой, состоящей из двух локомотивных и двух кондукторских бригад, двух поездных вагонных мастеров и одного проводника. Слесаря в команде не было. Но все машинисты, помощники машинистов, кочегары, кондукторы, поездные вагонные мастера осваивали слесарное дело, электросварку, котельные работы. Практически каждый член команды мог подменить своего товарища. И такая подмена в фронтовой обстановке широко применялась. К паровозу прицепляли турный вагон, обычно крытый четырёхосный с автоматической сцепкой, чтобы можно было поставить в любом поезде вслед за паровозом. Турный вагон был своеобразным общежитием на колёсах.

То, что команда всё время находилась рядом с локомотивом, способствовало широкому применению лунинского метода ухода за машиной. При длительной остановке поезда все шли к паровозу, осматривали его и производили необходимый ремонт. Хозяйское отношение к локомотиву позволяло длительное время не ставить его в депо на ремонт и водить поезда на больших полигонах. Сначала мама была проводником, потом старшим кондуктором и главным кондуктором. Водили поезда с боеприпасама, войсками, боевой техникой, ранеными, продовольствиями.

Нередко путь к фронту преграждали вражеские самолеты. Шли на крайнюю меру, открывали продувные краны котла. В воздух выбрасывало огромную струю пара, который клубился и закрывал сплошной завесой не только паровоз, но и почти половину вагонов. Решив, что эшелон уничтожен гитлеровцы улетали и можно было спасти груз. Но так получалось, конечно, далеко не всегда. Во время одной из атак самолетов врага, команда была вынуждена покинуть поезд. На маминых глазах снаряд угодил в ее подругу-красавицу... Хоронить было нечего... Мама получила осколочное ранение.

Моя мама, Диденко (Патюта) Полина Петровна награждена медалями. 

 

Регион Свердловская область
Воинское звание вольнонаемная
Населенный пункт: Нижний Тагил
Воинская специальность Железнодорожные войска
Место рождения Украина
Годы службы 1944-1946
Дата рождения 24.04.1925
Дата смерти 12.05.2015

Боевой путь

Завершение боевого пути

Украина - Румыния - Польша

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: