Георгий
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Георгий Павлович родился 1 апреля 1912г. в селе Озёрки Тамбовской губернии. Его семья: отец – Павел Андреевич, мать – Анисия Ермолаевна, братья – Фёдор, Иван, Василий и любимая сестра Пелагея.
Егор закончил 3 класса Озёрской начальной школы. В это время (начало 20-х годов прошлого века), Тамбовщина переживала сложный период. Произвол, который учинили в деревнях первые продотряды, последовавшее за этим восстание против Советской власти («антоновщина»), его жестокое подавление – всё это доводит крестьян до отчаянного положения. Умирает от аппендицита отец – Павел Андреевич, начинается массовая принудительная коллективизация, и Анисия Ермолаевна вместе с детьми уезжает из села в город Козлов (Мичуринск).
Егор устраивается на работу на мелькомбинат шофёром. Там он знакомится с молодой девушкой – Нюрой Фирсаковой. Ей всего 17 лет, она родом из Саратовской обл., из семьи «раскулаченных». Тётка увезла её в Козлов, спасая от голода, эпидемии тифа и малярии, свирепствовавших в то время в Поволжье. 23 ноября 1934г. Георгий Павлович и Анна Ивановна поженились. В 1936г. у них родилась дочь Валя, а в 1938г. – сын Виктор. Семья поселилась в маленьком домике на ул. 8 Марта 274.
1 апреля 1941г. Георгию Павловичу исполняется 29 лет.
2 июня 1941г. он поступает на курсы техникума в Тамбовскую автошколу.
22 июня начинается Великая Отечественная война.
23 июня Георгий получает свидетельство шофёра 3-го класса и призывается в ряды Красной Армии.
1 июля 1941г. он принимает военную присягу и становится шофёром автороты 673 БАО (батальона аэродромного обслуживания) 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Батальон вошёл в состав дивизии неукомплектованным, как личным составом, так и автотранспортом. Автомобильный парк был достаточно изношен, так как все машины поступили из народного хозяйства. До 1943г. батальон базируется на аэродромах г. Мичуринска и Тамбовской обл., обслуживая одновременно несколько авиационных полков на разных аэродромах. Дивизия прикрывала с воздуха важные стратегические объекты Приволжского военного округа, тыловую зону войск в районе Орловско-Курской дуги, поддерживала с воздуха объекты Брянского фронта. В труднейших условиях боевой обстановки воины авиационного тыла делали всё зависящее от них по обеспечению всем необходимым авиационных соединений и частей. Большим уважением за их нелёгкий труд пользовались водители автомашин. Несмотря на налёты авиации противника, они, зачастую без сна, с честью выполняли задачи по своевременному подвозу боеприпасов, продфуража и военно-технического имущества. Лютая стужа, метель и заносы на дорогах в зимний период, непрерывные дожди, туманы и непролазная грязь осенью, удалённость баз снабжения от аэродромов ( до 150 км), значительно усложняли и без того непростую работу шофёров. Солдатам, сержантам и офицерам БАО приходилось трудиться с огромным физическим напряжением, оборудуя командные пункты, роя землянки для личного состава, подготавливая взлётные полосы, латая их после бомбёжки и очищая их от снега по ночам, вместо сна; создавая запасы боеприпасов, горючего и др. материальных средств. В 673 БАО было создано своё подсобное хозяйство для улучшения питания личного состава, организован дивизионный дом отдыха и ремонтная мастерская с производством дефицитных запасных деталей - поршней, вентиляторных ремней и т.д. Бойцы 36 ИАД участвовали в подписке на 2-й государственный военный заём , в сборе средств на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник» и эскадрильи самолётов «Мичуринец». В 1942г. Мичуринск становиться прифронтовым городом, и в задачу автороты 673 БАО входит быстрая переброска войсковых подразделений в места возможной высадки вражеского десанта.
В 1943г. батальон перебазируется на аэродромы Елец ( в то время Орловская обл.), Писаревка (Брянская обл.). С декабря 1943г. по август 1944г. 673 БАО обслуживает боевую работу 591-го истребительного авиационного полка на аэродроме Гомеля. Город, после оккупации, лежал в руинах. В спешном порядке велось восстановление железнодорожного узла, как стратегического объекта. Немецкая авиация продолжала совершать ночные налёты на город, аэродром и ж/д станцию. 13 июня 1944г., ночью, прямым попаданием бомб был разрушен штаб 591 ИАП, где сразу возник пожар. Несмотря на то, что бомбы рвались вокруг штаба, пожар был потушен, знамя полка и штабные документы были спасены. В условиях боевой обстановки, при налётах вражеской авиации, личный состав автороты проявил выдержку и хладнокровие, обеспечив бесперебойный выпуск самолётов в воздух.
26 февраля1944г. Георгий Павлович был награждён медалью "За боевые заслуги".
Из наградного листа:"Красноармеец Денисов в автороте 673 БАО работает на грузовой машине ЗИС-5 с июня 1941г. Находясь в Действующей Армии, бесперебойно обеспечивает своей машиной грузами (боеприпасами, продовольствием, авиатехимуществом и др.) батальон и авиаполки. За 5 мес. в 1943г. тов. Денисов на своей машине проехал более 13000 км без ремонта и перевёз более 1500 т груза, сэкономив 30 литров горючего. При перебазировании батальона в 1943-44гг., тов. Денисов, не считаясь со временем, работал день и ночь, чтобы своевременно доставить груз к месту назначения. Благодаря хорошему уходу, его машина находится в отличном состоянии."
В августе 1944г. батальону был дан приказ перебазироваться в Польшу, в район г. Люблина, на аэродром Свидник. Три автоколонны в составе сорока бортовых и спец. машин, прошли 750 км пути за 4 дня, в срок и без аварий, обеспечив своевременное принятие 591 ИАП на аэродроме Люблина. На всю жизнь запомнил Георгий Павлович посещение лагеря смерти «Майданек», который находился в 10 км от Люблина. Своими глазами он видел и печи крематория, и груды обуви, снятой с узников, и горы человеческого пепла, и «расстрельный» ров.
С августа по декабрь 1944г. 36 истребительная авиационная дивизия в составе 5 корпуса ПВО вела боевые действия по удержанию и расширению плацдармов на Висле и готовилась к зимнему наступлению. 1 января 1945г. дивизия была выдвинута из глубины на берлинское направление. С 12 января по 7 февраля 1945г. 36 ИАД участвует в Висло-Одерской операции в полосе 1-го Белорусского фронта, прикрывая переправы через Вислу (Магнушевский плацдарм), важнейшие ж/д узлы и фронтовые распорядительные станции. После освобождения Варшавы, 36 ИАД базировалась на аэродромах Малая Весь, Модлин, Радзымин и др., поддерживая с воздуха дальнейшее наступление наших войск на Берлин. День Победы Георгий Павлович встретил в Польше. В батальоне было торжественное построение, все радовались, что война закончилась, и мы победили. Тогда же, Георгию Павловичу вручили медаль «За победу над Германией».
27 декабря 1945г. Георгия Павловича демобилизовали (ему было 33 года), и он вернулся домой в Мичуринск, к жене и детям. Вновь стал работать шофёром на Мичуринском мелькомбинате и проработал там до самой пенсии. В 1950г. Георгий Павлович купил маленький домик на ул. 8 Марта 185, и за несколько лет построил на его месте добротный двухэтажный дом для большой семьи. А в 1951 году у Анны Ивановны и Георгия Павловича родился третий ребёнок - дочь Аллочка.
Георгий Павлович дожил до четырёх внуков и трёх правнуков. Всех их очень любил. В 67(!) лет взял на своё полное обеспечение и воспитание двух маленьких внучек 5-ти и 6-ти лет и, вместе с женой, вырастил их, как собственных дочерей. Выйдя на пенсию, продолжал, не покладая рук, трудиться на собственном приусадебном участке, разводить кроликов. Геогрий Павлович играл на баяне, и его часто приглашали родные и знакомые на праздники, свадьбы и юбилеи. С особой душевностью он исполнял вальс "На сопках Маньчжурии". По вечерам, уставший, Георгий Павлович брал в руки баян и просил внучек:" Девочки, потанцуйте!" Маленькие внучки весело кружились под вальс, а дедушка, глядя на них, улыбался, отдыхая после трудного дня.
Георгий Павлович умер 7 июля 1990г, в возрасте 78 лет. Память о нём навсегда останется в сердцах его детей, внуков и правнуков!
Боевой путь
673 БАО 36 ИАД ПВО.
В разные периоды Великой Отечественной войны 36 ИАД ПВО входила в состав Юго-Западного фронта, Приволжского военного округа, Брянского фронта, Центрального фронта, Северного фронта ПВО, 5-го корпуса Западного фронта ПВО (1-й Белорусский фронт). Участвовала в освобождении Белоруссии и Польши.
673 БАО базировался на аэродромах Мичуринск, Елец, Писаревка, Гомель, Люблин, Малая Весь, Модлин, Радзымин и т.д.
Воспоминания
Дочери и внучки
" Однажды дедушка на своей машине попал в жуткую метель. Испугавшись сбиться с дороги, вышел из машины, глянул, а машина стоит на самом краю обрыва. Чудом спасся!"
"Когда батальон ещё базировался в Мичуринске, то дедушкин друг, служивший на кухне, иногда отдавал ему оставшуюся еду. Дедушка передавал её домой, детям. Подкармливал их, как мог!"
"Дедушка вспоминал, как однажды вёз на машине боеприпасы и попал под бомбёжку. Смеясь, рассказывал, что петлял, как заяц, пытаясь оторваться от преследования. И только доехав до лесочка, ему это, наконец-то, удалось."
" Когда Мичуринск был уже прифронтовым городом, и все военные гарнизона ответственно готовились к встрече с немецкими диверсионными группами и воздушным десантом противника, бабушка с подругами нашли в посадках чей-то парашют. Принесли его домой, постирали, разрезали на полотна и, довольные такой редкой удачей, продали его на блузки."
" На постое, один поляк выпросил у дедушки и его командира пол-литра керосина в обмен на еду. В дороге обоим стало плохо - еда оказалась отравленной. Остановили машину, стали есть снег (воды не было). Дедушке становилось всё хуже. Увидели женщину на велосипеде. Командир навёл на неё автомат и заставил остановиться. Узнав в чём дело, полячка сказала, что поможет им. Забросили её велосипед в машину, доехали до деревни, и там она их чем-то отпаивала. Одним словом, выходила!"
"Дед служил в батальоне аэродромного обслуживания и однажды попросил лётчиков " прокатить" его на самолёте. Впечатления от полёта были такими ужасными, что он решил для себя, что больше таких "подвигов" совершать не будет"
" У дедушки был очень строгий командир, он тщательно следил, чтобы солдаты не мародёрничали, обещал, что кого поймает за этим делом - немедленно расстреляет! А ещё он всегда говорил: "Ребятушки, вы все у меня ордена получите!" И когда в 1985 году дедушка получил свой орден, то сказал:" Надо же, не обманул командир!"
"За один польский город шли очень серьёзные бои. Солдаты сражались, буквально, за каждый дом. Когда город уже освободили, с дедушкой произошёл такой случай: забежал он за угол по нужде, а там, всего в нескольких шагах от него, молоденький немец стоит. У мальчишки были такие испуганные глаза, что дедушка, неожиданно для самого себя, улыбнулся и махнул ему рукой. А потом, развернулся и пошёл к машине, идёт и думает:" Вот сейчас этот немец мне в спину-то и выстрелит" Оглянулся, а солдатик уже убежал в другую сторону"
" В тот день, когда дедушка вернулся с войны домой, бабушка была во дворе дома. Увидев его, она закричала и стала звать дочку:" Валя, Валя!" А девятилетняя Валя была в доме и сильно испугалась, подумав, что начался авиа налёт.( во дворе была вырыта канава, что бы дети могли туда прятаться).
"Дедушка всегда вспоминал добрым словом своего однополчанина Вобликова Ивана Андрияновича, который организовал в автороте курсы шофёров. Вобликов был знающим механиком и многому научил своих сослуживцев. Дедушке он подарил книгу по автомобильной механике, со словами:" Прочтёшь её - будешь знать про машину всё!" Эта книга долгие годы хранилась у дедушки дома".
"Я запомнила дедушку энергичным, подтянутым, никогда не сетующим на свою судьбу.
В нём был какой-то несгибаемый стержень!
Мне казалось, что он будет жить вечно. Жаль, что его больше нет с нами."