![Демьянович Анатолий Николаевич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2015/04/20/3be66f8f8d7a647cf74a6bf9b87de647.jpg)
Анатолий
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
«Битва в пути»
Анатолий Николаевич Демьянович — основной организатор производства лучших в мире танков «Т-34» в период Великой Отечественной войны 1941–1945гг.
Он являлся прототипом главного героя книги Галины Николаевой «Битва в пути», написанной в 1957 г. и по которой был поставлен фильм с М. Ульяновым в главной роли. Демьянович упомянут в нескольких книгах, вышедших большими тиражами в советское время.
Анатолий Николаевич оставил воспоминания о своей работе, в том числе об обороне Сталинграда. Поэтому его биография является очень точной.
Родился он 25 декабря 1908 г. в селе Теткино Глушковского района Курской области в семье рабочего железной дороги. Отец Николай Петрович (1880–1943) работал слесарем и паровозным машинистом 45 лет, умер в Омске во время войны. Мать Надежда Михайловна(1887–1963) всю жизнь была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей.
Отец принадлежал к древнему дворянскому роду Ястржембец-Демьянович, что прихо-
дилось скрывать все советское время.
Анатолий закончил в 1925 г. восьмилетнюю школу и в том же году поступил в
Сельскохозяйственный техникум в г. Рыльске Курской области. Закончив 3 курса техникума, в 1928 г. поступил в Сельскохозяйственную академию им. Тимирязева
в Москве, на инженерный факультет по тракторной специальности. При реорганизации
вузов в 1930 г. был переведен в Московский автотракторный институт им. Ломоносова,
который и закончил в 1932 г., получив специальность инженера-механика, а также военную специальность по авиационному делу.
В 1932 по 1934 г работал инженером-конструктором по технологической оснастке на Сталинградском тракторном заводе. С 1934 по 1935 гг. служил в Красной армии
в Забайкальском военном округе (Даурия), получив звание капитана летчика-бортмеханика. С 1924 по 1935 г. был членом ВЛКСМ, выбыл по возрасту. Член КПСС с сентября 1940 г.
С 1935 по 1942 г. включительно продолжал работать на Сталинградском тракторном заводе в качестве: инженера-конструктора, руководителя конструкторской группы, начальника КБ по станкостроению, начальника проектно-технологического отдела завода, заместителя начальника моторного цеха, главного инженера СТЗ – с июля 1939 г.
по ноябрь 1942 г. Участвовал в обороне Сталинграда в районе тракторного завода, за что отмечен правительственными наградами: орденом «Красной звезды» и медалью «За оборону Сталинграда». За выпуск оборонной продукции (танки Т-34) на том же заводе был награжден орденом «Трудовое Красное Знамя». Был легко ранен, когда фашистский самолет расстреливал его машину с водителем в степях у Сталинграда.
В дальнейшем по решениям Центрального Комитета Компартии и правительства назначался главным инженером танковых и других крупных машиностроительных заводов.
С ноября 1942 г. по июнь 1944 г. работал в должности главного инженера Омского завода № 174, выпускавшего танки и другую военную технику. Впоследствии работал: начальником механосборочного цеха на заводе № 183 (Уралвагонзавод) в г. Нижний Тагил; главным инженером турбомоторного завода в г. Свердловске, главным инженером
паровозостроительного завода в г. Коломне, где за организацию поточного производства паровозов серии «Л» был удостоен Сталинской премии 3-й степени.
С 1948 по 1952 г. был главным инженером Челябинского тракторного завода (Кировский завод), где за организацию массового поточного производства тяжелых гусеничных тракторов «С-80» был удостоен Сталинской премии 2-й степени.
С 1952 по 1954 г. работал главным инженером судостроительного завода «Красное Сормово» в г. Горьком, выпускавшем суда для народного хозяйства и подводные лодки.
В 1954 г. был назначен заместителем министра судостроительной промышленности.
Впоследствии назначался заместителем министра тяжелого машиностроения. После
ликвидации министерств в 1957 г. был назначен на должность заместителя Председателя
Госплана РСФСР – министром машиностроения РСФСР. В 1959 г. постановлением Совета Министров СССР был назначен членом Комитета по науке и технике Совета Министров СССР по отрасли мащиностроения.
С ноября 1965 по 1976 г. работал на ответственной работе в Министерстве газовой промышленности, по выходе на пенсию работал в аппарате Министерства. Скончался в 1983 г.
Награды А.Н. Демьяновича:
Ордена «Трудовое Красное Знамя» – за достижения в выпуске оборонной
продукции на Сталингралском тракторном заводе в 1941г.
«Красная Звезда» – за участие в обороне Сталинграда в 1943г.
«Красная Звезда» – за достижения в выпуске оборонной техники
на Нижнетагильском Уралвагонзаводе (завод № 183) в 1945г.
«Орден Отечественной войны» 1-й степени – за достижения в
выпуске оборонной техники на Свердловском турбомоторном
заводе в 1945г.
Медали «За оборону Сталинграда»
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.»
«Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.»
«За доблестный труд в ознаменование 100-летия рождения
В.И. Ленина»
Дважды лауреат Сталинских (Государственных) премий 3-й степени (1949г.) и 2-й степени (1952г.)
На фотографиях: А.Н. Демьянович – главный инженер (г. Свердловск, 1945 г.)
Указ о награждении медалью «За оборону Сталинграда (1942 г.)
В колонне Челябинского тракторного (Кировского) завода (конец 1940- х – начало 1950-х гг.). Стоит в первом ряду (в шляпе)
Боевой путь
Сталинградском тракторный завод: инженер-конструктор, руководитель конструкторской группы, начальник КБ по станкостроению, начальник проектно-технологического отдела завода, заместитель начальника моторного цеха, главный инженер СТЗ
Воспоминания
Волкова Евгения Георгиевна и Демьянович Валерия Анатольевна
Мой дед - герой и я очень им горжусь!