
Григорий
Ульянович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Здравствуйте!
Хочу рассказать о своём прадедушке.
Его звали Цыганок Григорий Ульянович. Родом с Украины. Родился и жил в селе Великое Устье Сосницкого района Черниговской области.
Во время Великой Отечественной Войны он был мастером авиавооружения. Но обо всем по порядку.
В далёкий 1937 году молодой юноша и не помышлял об авиации...
В том году он женился и сразу после свадьбы ушёл служить в армию. На летное поле его «забросила» война. Причем мирная армейская служба для него неожиданно перетекла в боевую практически без перерыва. Когда он вернулся в 40м году домой, то даже не догадывался, что меньше чем через год начнется война...
Его забрали на службу в первую же неделю после начала войны.
К сожалению он немного не успел застать дома рождение своего первенца, моей бабушки)
Прадедушка служил мастером авиавооружения в 672 штурмовом авиационном полку 3 Украинского Фронта.
Он не имел специального образования, но при этом хорошо разбирался в технике и обладал нужными индивидуальными качествами. Постигать основы авиамеханики ему пришлось в непростых полевых условиях: на теорию элементарно не хватало времени. Самолеты на фронт приходили в разобранном виде. Под руководством опытных инженеров молодые механики собирали их, стыковали, ставили «на ноги». Таким ускоренным методом юноши и сдавали «экзамен».
Вот, что я немного узнала из рассказов предков и собственного изучения службы авиатехников в те времена.
"Мастера авиовооружения того времени не сидели в окопах и не ходили в штыковую атаку. Они отправляли в бой самолеты и ждали, вернется ли пилот. Успехи летчиков напрямую зависели от незаметного, на первый взгляд, труда военных авиамехаников.
Рабочее место располагалось, как правило на стоянках самолётов и вертолётов. Утром – к своему «подопечному» самолету. Завтракать часто было некогда, особенно когда надо подготовить срочный вылет. Авиамеханику доверено две жизни (летчика и стрелка, сидевшего с пулеметом сзади), поэтому ответственность на его плечах лежала колоссальная
После возвращения пилота авиамеханик сразу начинал готовить самолет к следующему вылету. Иногда между вылетами было не более двадцати минут "
Прадедушке вместе с товарищами приходилось буквально спать под самолетами, быть готовым в любую минуту начать работу, рисковать жизнью во время налетов вражеской авиации, но он ни на минуту не забывал: от его труда зависит успех вылетов советских боевых машин. Нередко аэродром, где базировались советская авиатехника, подвергался бомбежкам противника.
Время было нелёгкое..
Но главное все вместе верили и старились приблизить ту долгожданную Победу...
Цыганок Григорий Ульянович прошёл всю войну. В составе своего полка он дошёл до Чехославакии, где и встретил её окончание. На его счету обслуживание более 750ти боевых вылетов. Также неоднократное восстановление вооружения в экстренных ситуациях ускоряющее выполнение боевых за заданий.
Был награждён медалью "За боевые заслуги" и Орденом Отечественной войны || степени. К сожалению до нашего времени они в семье не сохранились.
Домой прадедушка вернулся только в ноябре 1945 года, где его очень ждали.
О войне он не любил рассказывать...
Спустя года из архивов мне удалось узнать новые ценные данные и проследить весь боевой путь моего прадеда, а также своими глазами увидеть документ приказа, где его отметили в наградном списке.
Спустя года я с гордостью принимаю участие в шествие бессмертного полка с портретом моего прадеда.