Степан
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На фронте с февраля 1943г. в составе 130 бомбардировочного авиаполка. Штурман самолета Пе-2 1-й авиационной эскадрильи полка. Командир полка- Гаврилов Семен Никитович.
К 18 сентября 1943г. совершил 29 боевых вылетов, 27 из них- успешно.
Первый, из известных боевых вылетов, совершил 18 марта 1943г. Экипаж самолета Пе-2- летчик старший сержант Гапоненко Даниил Васильевич (09 сентября 1957г. присвоено звание Герой Советского Союза), штурман- младший лейтенант Цибульник Степан Яковлевич, стрелок-радист младший лейтенант Казарцев Иван Федорович. 9 самолетов Пе-2, ведомые командиром полка майором Гавриловым Семеном Никитовичем, взлетев в 07-22 с аэродрома Адуево, в 08-08 с высоты 2200м. сбросили 16 фугасных авиабомб ФАБ-250 и 4 ФАБ-100 на железнодорожную станцию Спас-Деменск. Над целью были обстреляны крупнокалиберной зенитной артиллерией.
Следующие боевые вылеты: 19 марта, 05 и 06 апреля.
06 мая 1943г. экипаж на самолете самолет Пе-2 №2/171, в составе девятки, вылетел на бомбардировку аэродрома противника Сеща Над целью были обстреляны крупнокалиберной зенитной артиллерией. Самолет вернулся с задания, имея 18 пробоин, были пробиты гидросистема шасси, бензобак и тяга управления рулем высоты. Легкое ранение в руку получил стрелок-радист Казарцев. На второй боевой вылет в этот день в экипаж был включен стрелок-радист старший сержант Сосновый Иван Тимофеевич. Наши самолеты вновь бомбили аэродром Сеща.
Следующие боевые вылеты: 13 мая, 12 и 17 июля, 07 августа, 10 августа- 2 боевых вылета, 12, 17, 19 августа.
28 августа 1943г. экипаж Гапоненко, Цибульник, стрелок-радист сержант Козлов Георгий Петрович на самолете №2/171 в составе 15 самолетов, взлетев с аэродрома Прудново, бомбардировали узлы сопротивления противника в районе Обухово и западнее Червичник. Группа была обстреляна огнем четырех зенитных батарей. У самолета была пробита трубка подвода бензина левого мотора. Самолет восстановлен в течение 30 минут. В этот день экипаж совершил еще 2 боевых вылета.
Следующие боевые вылеты: 30 и 31 августа, 01 сентября.
03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.
Следующие боевые вылеты: 05 сентября- 2 боевых вылета, 14-17 сентября ежедневно по боевому вылету, 21 сентября, 22 сентября экипаж возвратился из-за плохих метеусловий на маршруте, 26 сентября, 12 и 13 октября.
Приказом от 26 октября 1943г. гвардии младший лейтенант Цибульник был награжден орденом Красного Знамени.
15 декабря 1944г. в составе 17 самолетов полка бомбардировали северный порт Либава. При подходе к цели встречены огнем зенитной артиллерии. У ведущего левого звена экипажа- летчик Хиль Владимир Антонович, штурман гв.мл.лейтенант Цибульник Степан Яковлевич, стрелок-радист сержант Сатин Василий Поликарпович, был поврежден левый мотор. Экипаж сбросил бомбы на береговые сооружения и с резким разворотом вышел из строя и со снижением пошел в сторону линии фронта, но был атакован истребителями противника. На второй атаке у самолета был поврежден стабилизатор и кабина стрелка-радиста. После второй атаки Василий Поликарпович прекратил вести огонь (переговорное устройство вышло из строя), летчик не мог узнать о состоянии стрелка-радиста. После нескольких атак загорелась левая плоскость, консольный бензобак взорвался. Штурман Цибульник ответным огнем сбил один ФВ-190 (Фокке-Вульф). Истребители прекратили преследовать горящий самолет. Летчик и штурман покинули падающий самолет и приземлились на территории, занятой противником в районе станции Гавиэни. Командир звена гвардии старший лейтенант Хиль был взят в плен солдатами, охранявшими станцию. Штурман перешел линию фронта и 18 декабря прибыл в полк.
18 марта 1945г. экипаж: заместитель командира эскадрильи гв. старший лейтенант Веприцкий Василий Михайлович, гв. старший лейтенант Цыбульник, гв. сержант Козлов Георгий Петрович, в 09-33 в составе 27 самолетов взлетели с аэродрома Немокшты. В 10-47 с высоты 4100м. бомбардировали узел сопротивления противника в пункте Кальхольц, в 19км юго-западнее Брандербург. Над целью были атакованы истребителями противника. Два истребителя Ме-109 (Менссершмитт) сзади атаковали самолет командира левого звена первой девятки Веприцкого. Самолет был подожжен и с левым разворотом пошел на свою территорию. Произвел посадку в 7км. северо-западнее аэродрома Виттенберг. При посадке летчик и штурман получили легкие ушибы и направлены в госпиталь, стрелок-радист возвратился в полк. Самолет сгорел.
К 16 апреля 1945г. Степан Яковлевич совершил еще 43 успешных боевых вылета. Был представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 24 апреля 1945г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
20 апреля 1945г. 17 самолетов полка в 12-03 взлетели с аэродрома Заалау. В 12-42 с высоты 2600м. бомбардировали войска и технику противника в районе Нойхойзер. От обстрела зенитной артиллерии был поврежден самолет командира звена гв.лейтенанта Пахмурин Николай Федорович, который был ранен в правую руку. Штурман звена гв.старший лейтенант Цибульник Степан Яковлевич ранен в левую руку. Воздушный стрелок-радист гвардии сержант Семиженов Борис Антонович получил тяжелое ранение в правую полость живота, скончался в госпитале.
Степан Яковлевич был награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Уволен в запас 24 марта 1947г.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.
27 апреля 2000г. приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации «За мужество и самоотверженность, проявленную при защите Отечества, в ознаменовании 55 годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.» присвоено очередное воинское звание капитан.