Чуяшкова Екатерина Никитовна
Чуяшкова
Екатерина
Никитовна
Помощник машиниста бронепоезда
6.12.1916 - 25.07.2017

История солдата

«ОРДЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ».

Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ»

Медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.»

«ЗА ПРОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Медаль ЖУКОВА,все юбилейные медали

Медали «ЗАХИСНИКУ ВIТЧИЗНИ»  от президентов Украины.

Медаль «ВЕТЕРАН ТРУДА».

В 1935 г по призыву комсомола направлена на Белорусскую железную дорогу - младшим стрелочником, стрелочником  на ст. Гомель. В 1938 г - годичные курсы машинистов паровоза Гомельского техникума железнодорожного транспорта. С 19 июля 1938г  зачислена на должность помощника машиниста в локомотивное депо Гомель.

21 июня 1941г – ВОЙНА. Получила приказ: «Приступить к работе» .

Шла эвакуация - паровозные бригады работали круглосуточно сменяя друг друга.

В ночь на 17 августа последний сформированный состав из 3-х  паровозов и  7 вагонов  приказано было срочно вывозить его из-под огня горящего Гомеля бригаде Чуяшковой Екатерины.  Дежурный тов. Сычев   сел на подножку паровоза  и вместе бригадой паравоза покинули Гомельский узел. Состав был последний.

Состав прибыл на мост. Семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более 2 часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытания машинист Федор Горевой  бежал… Екатерина осталась одна. Фашистские  стервятники  сбросили ни один десяток бомб в воду, но прямой целью по мосту не попало. Семафор открыли дежурный сказал «езжай на Чернигов, будем взрывать мост». Как только поезд-сплотка  съехал с моста и прибыл в Ново-Белицу – мост был взорван. Этот тяжелый состав Екатерина повела в Чернигов одна.

В г. Чернигове паровоз был прицеплен к воинскому эшелону. Пришли военные и приказали ехать в г.Щорс. «Без машиниста не могу» -сказала девушка  . Ответ был коротким : «До Чернигова смогла - сможешь и дальше – это приказ,  девочка». Так одна от Чернигова до Бахмача, а потом из Бахмача до Щорса под бомбами вела состав с военными.   Без смены,  без сна, 6(шесть) суток - не сходя с паровоза, стояла Екатерина у реверса.

Поезд с военнослужащими в Щорсе отцепили,  сказали: «придет смена», но Екатерину  никуда не отпустили. Пришла смена -  машинист Михедов и помощник. Помощник сошел с паровоза и больше не вернулся.

Так Екатерина Чуяшкова  с машинистом Михедовым вместе (снова в неполном составе) выполняли прифронтовые рейсы на  станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец…–под бомбежками и обстрелами водили санитарные поезда с ранеными, пригодились курсы медсестер. Перед Курском на ст. Блохино их состав был разбит. Машинист Михедов погиб, паровоз выведен из строя, осколки ранили пальцы рук Екатерины. Шрамы остались на всю жизнь.

В составе бригады машинистов  направлена на передовую  в Курск, для обеспечения дислокации наших военных перевозок.  Из Курска в Елец, а потом в распоряжение  Москвы.

Под Москвой в д.Костино  копала противотанковые рвы и окопы, строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми. Из Москвы - в паровозное  депо  Ртищево.

В депо Ртищево формировали бригады для сопровождения бронепоезда-добровольцы в черных шинелях.

Так в марте 1942г. Чуяшкова Екатерина Никитовна была зачислена на службу в  состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов (командир – майор И. С. Мириджанов) для военных действий на Юго-Западном фронте. (Сохранилась боевая характеристика подписанная комиссаром Сычевым  и политруком Федяковым).

Бронепоезд отправляли на самые опасные участки. Везли все: пушки, боеприпасы, питание, вывозили раненых. Потом обратно  в Москву. И снова в дорогу: Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски  Валуйки,  Купянск, Сталинград.

В конце июля 1942г. под Харьковом  бригада приняла смену. Екатерина стала готовить паровоз к отправке, и вдруг налетели немецкие самолеты.  Машинист приказал всем спуститься с паровоза и лечь  на землю – это спасло им жизнь.

Разбитый бронепоезд отправили в ремонт. Бригаду откомандировали в депо Абдулино, а позже обратно «домой» на Белорусский фронт. Вместе с войсками паровозная бригада дошла до Щорса, вошли в освобожденный г.Гомель.

После войны Екатерина Никитовна работала  в резерве проводников. Беспрерывный стаж работы на железной дороге - 43 года, общий - 50 лет.

Регион Республика Беларусь
Населенный пункт: Гомель
Воинская специальность Помощник машиниста бронепоезда
Место рождения Республика Беларусь, д. Даниловичи, Ветковского р-на, Гомельской области
Годы службы 1941 1944
Дата рождения 6.12.1916
Дата смерти 25.07.2017

Боевой путь

Место призыва Республика Беларусь, г. Гомель
Дата призыва 21.06.1941
Боевое подразделение 58 дивизион бронепоездов
Завершение боевого пути Республика Беларусь, г. Гомель
Принимал участие Москва, Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски Валуйки, Купянск, Сталинград.

В 1935 г по призыву комсомола направлена на Белорусскую железную дорогу - младшим стрелочником, стрелочником  на ст. Гомель. В 1938 г - годичные курсы машинистов паровоза Гомельского техникума железнодорожного транспорта. С 19 июля 1938г  зачислена на должность помощника машиниста в локомотивное депо Гомель.

21 июня 1941г – ВОЙНА. Получила приказ: «Приступить к работе» .

Шла эвакуация - паровозные бригады работали круглосуточно сменяя друг друга.

В ночь на 17 августа последний сформированный состав из 3-х  паровозов и  7 вагонов  приказано было срочно вывозить его из-под огня горящего Гомеля бригаде Чуяшковой Екатерины.  Дежурный тов. Сычев   сел на подножку паровоза  и вместе бригадой паравоза покинули Гомельский узел. Состав был последний.

Состав прибыл на мост. Семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более 2 часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытания машинист Федор Горевой  бежал… Екатерина осталась одна. Фашистские  стервятники  сбросили ни один десяток бомб в воду, но прямой целью по мосту не попало. Семафор открыли дежурный сказал «езжай на Чернигов, будем взрывать мост». Как только поезд-сплотка  съехал с моста и прибыл в Ново-Белицу – мост был взорван. Этот тяжелый состав Екатерина повела в Чернигов одна.

В г. Чернигове паровоз был прицеплен к воинскому эшелону. Пришли военные и приказали ехать в г.Щорс. «Без машиниста не могу» -сказала девушка  . Ответ был коротким : «До Чернигова смогла - сможешь и дальше – это приказ,  девочка». Так одна от Чернигова до Бахмача, а потом из Бахмача до Щорса под бомбами вела состав с военными.   Без смены,  без сна, 6(шесть) суток - не сходя с паровоза, стояла Екатерина у реверса.

Поезд с военнослужащими в Щорсе отцепили,  сказали: «придет смена», но Екатерину  никуда не отпустили. Пришла смена -  машинист Михедов и помощник. Помощник сошел с паровоза и больше не вернулся.

Так Екатерина Чуяшкова  с машинистом Михедовым вместе (снова в неполном составе) выполняли прифронтовые рейсы на  станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец…–под бомбежками и обстрелами водили санитарные поезда с ранеными, пригодились курсы медсестер. Перед Курском на ст. Блохино их состав был разбит. Машинист Михедов погиб, паровоз выведен из строя, осколки ранили пальцы рук Екатерины. Шрамы остались на всю жизнь.

В составе бригады машинистов  направлена на передовую  в Курск, для обеспечения дислокации наших военных перевозок.  Из Курска в Елец, а потом в распоряжение  Москвы.

Под Москвой в д.Костино  копала противотанковые рвы и окопы, строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми. Из Москвы - в паровозное  депо  Ртищево.

В депо Ртищево формировали бригады для сопровождения бронепоезда-добровольцы в черных шинелях.

Так в марте 1942г. Чуяшкова Екатерина Никитовна была зачислена на службу в  состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов (командир – майор И. С. Мириджанов) для военных действий на Юго-Западном фронте. (Сохранилась боевая характеристика подписанная комиссаром Сычевым  и политруком Федяковым).

Бронепоезд отправляли на самые опасные участки. Везли все: пушки, боеприпасы, питание, вывозили раненых. Потом обратно  в Москву. И снова в дорогу: Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски  Валуйки,  Купянск, Сталинград.

В конце июля 1942г. под Харьковом  бригада приняла смену. Екатерина стала готовить паровоз к отправке, и вдруг налетели немецкие самолеты.  Машинист приказал всем спуститься с паровоза и лечь  на землю – это спасло им жизнь.

Разбитый бронепоезд отправили в ремонт. Бригаду откомандировали в депо Абдулино, а позже обратно «домой» на Белорусский фронт. Вместе с войсками паровозная бригада дошла до Щорса, вошли в освобожденный г.Гомель.

После войны Екатерина Никитовна работала  в резерве проводников. Беспрерывный стаж работы на железной дороге - 43 года, общий - 50 лет.

Воспоминания

Стальные нити моей жизни

Чуяшкова Екатерина Никитовна, родилась 6 декабря 1916г. в д Даниловичи,Ветковского р-на, Гомельской области, умерла 25.07.1917г.
награждена
«ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ».
Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ»
Медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.»
«ЗА ПРОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Медаль ЖУКОВА, также все юбилейные медали
Медали «ЗАХИСНИКУ ВIТЧИЗНИ» от президентов Украины.
Медаль «ВЕТЕРАН ТРУДА».
В 1935 г по призыву комсомола была направлена на Белорусскую железную дорогу - младшим стрелочником, стрелочником на ст. Гомель. В 1938 г - годичные курсы машинистов паровоза Гомельского техникума железнодорожного транспорта. С 19 июля 1938г была зачислена на должность помощника машиниста в локомотивное депо Гомель
21 июня 1941 г – ВОЙНА Находясь в отпуске, получила приказ: «Приступить к работе» .
Шла эвакуация - паровозные бригады работали круглосуточно сменяя друг друга.
В ночь на 17 августа последний сформированный состав из 3-х паровозов и 7 вагонов приказано было срочно вывозить его из-под огня горящего Гомеля бригаде Чуяшковой Екатерины. Дежурный тов. Сычев сел на подножку паровоза и вместе бригадой паравоза покинули Гомельский узел. Состав был последний.
Состав прибыл на мост. Семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более 2 часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытания машинист Федор Горевой бежал… Екатерина осталась одна. Фашистские стервятники сбросили ни один десяток бомб в воду, но прямой целью по мосту не попало. Семафор открыли дежурный сказал «езжай на Чернигов, будем взрывать мост». Как только поезд-сплотка съехал с моста и прибыл в Ново-Белицу – мост был взорван. Этот тяжелый состав Екатерина повела в Чернигов одна.
В г. Чернигове паровоз был прицеплен к воинскому эшелону. Пришли военные и приказали ехать в г.Щорс. «Без машиниста не могу» -сказала девушка . Ответ был коротким : «До Чернигова смогла - сможешь и дальше – это приказ, девочка». Так одна от Чернигова до Бахмача, а потом из Бахмача до Щорса под бомбами вела состав с военными. Без смены, без сна, 6(шесть) суток - не сходя с паровоза, стояла Екатерина у реверса.
Поезд с военнослужащими в Щорсе отцепили, сказали: «придет смена», но Екатерину никуда не отпустили. Пришла смена - машинист Михедов и помощник. Помощник сошел с паровоза и больше не вернулся.
Так Екатерина Чуяшкова с машинистом Михедовым вместе (снова в неполном составе) выполняли прифронтовые рейсы на станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец… – под бомбежками и обстрелами водили санитарные поезда с ранеными, пригодились курсы медсестер. Перед Курском на ст. Блохино их состав был разбит. Машинист Михедов погиб, паровоз выведен из строя, осколки ранили пальцы рук Екатерины. Шрамы остались на всю жизнь.
В составе бригады машинистов направлена на передовую в Курск, для обеспечения дислокации наших военных перевозок. Из Курска в Елец, а потом в распоряжение Москвы.
Под Москвой в д. Костино копала противотанковые рвы и окопы, строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми. Из Москвы - в паровозное депо Ртищево.
В депо Ртищево формировали бригады для сопровождения бронепоезда - добровольцы в черных шинелях.
Так в марте 1942г. Чуяшкова Екатерина Никитовна была зачислена на службу в состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов (командир – майор И. С. Мириджанов) для военных действий на Юго-Западном фронте. (Сохранилась боевая характеристика подписанная комиссаром Сычевым и политруком Федяковым).
Бронепоезд отправляли на самые опасные участки. Везли все: пушки, боеприпасы, питание, вывозили раненых. Потом обратно в Москву. И снова в дорогу: Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски Валуйки, Купянск, Сталинград. Все вокруг пылало, грохотало, земля перемешалась с небом, текли кровавые реки. Живые сменяли погибших. Они подвозили боеприпасы и увозили раненых.
В конце июля 1942г. под Харьковом бригада приняла смену. Екатерина стала готовить паровоз к отправке, и вдруг налетели немецкие самолеты. Машинист приказал всем спуститься с паровоза и лечь на землю – это спасло им жизнь.
Разбитый бронепоезд отправили в ремонт. Бригаду откомандировали в депо Абдулино, а позже обратно «домой» на Белорусский фронт. Вместе с войсками паровозная бригада дошла до Щорса, вошли в освобожденный г. Гомель.

Награды

«ОРДЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ». Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ» Медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.» «ЗА ПРОБЕДУ НАД...

«ОРДЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ». Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ» Медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.» «ЗА ПРОБЕДУ НАД...

Документы

Боевая характеристика, подписанная комиссаром Сычевым  и политруком Федяковым

Боевая характеристика, подписанная комиссаром Сычевым и политруком Федяковым

После войны

После войны распоряжением Министра труда все женщины, работающие на тяжелом труде, были переведены с паровозов на более легкий труд. Так Екатерина Никитовна оказалась  в резерве проводников. Беспрерывный стаж работы на железной дороге составил 43 года, общий стаж - 50 лет. Награждена медалью «ВЕТЕРАН ТРУДА».

Вышла замуж за Кутень Михаила Емельяновича и родила дочь Валентину, в 2000 году родилась внучка Марианна. Жила в дружной любящей семье до глубокой старости. Умерла в г. Гомеле в возрасте 100 лет.

 

Семья солдата

Валентина
Чуяшкова Валентина Михайловна

На фото с Чуяшковой Екатериной Никитовной дочь Чуяшкова Валентина Михайловна и внучка Чуяшкова Марианна Юрьевна.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: