
Екатерина
Никитовна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
«ОРДЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ».
Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ»
Медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.»
«ЗА ПРОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Медаль ЖУКОВА,все юбилейные медали
Медали «ЗАХИСНИКУ ВIТЧИЗНИ» от президентов Украины.
Медаль «ВЕТЕРАН ТРУДА».
В 1935 г по призыву комсомола направлена на Белорусскую железную дорогу - младшим стрелочником, стрелочником на ст. Гомель. В 1938 г - годичные курсы машинистов паровоза Гомельского техникума железнодорожного транспорта. С 19 июля 1938г зачислена на должность помощника машиниста в локомотивное депо Гомель.
21 июня 1941г – ВОЙНА. Получила приказ: «Приступить к работе» .
Шла эвакуация - паровозные бригады работали круглосуточно сменяя друг друга.
В ночь на 17 августа последний сформированный состав из 3-х паровозов и 7 вагонов приказано было срочно вывозить его из-под огня горящего Гомеля бригаде Чуяшковой Екатерины. Дежурный тов. Сычев сел на подножку паровоза и вместе бригадой паравоза покинули Гомельский узел. Состав был последний.
Состав прибыл на мост. Семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более 2 часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытания машинист Федор Горевой бежал… Екатерина осталась одна. Фашистские стервятники сбросили ни один десяток бомб в воду, но прямой целью по мосту не попало. Семафор открыли дежурный сказал «езжай на Чернигов, будем взрывать мост». Как только поезд-сплотка съехал с моста и прибыл в Ново-Белицу – мост был взорван. Этот тяжелый состав Екатерина повела в Чернигов одна.
В г. Чернигове паровоз был прицеплен к воинскому эшелону. Пришли военные и приказали ехать в г.Щорс. «Без машиниста не могу» -сказала девушка . Ответ был коротким : «До Чернигова смогла - сможешь и дальше – это приказ, девочка». Так одна от Чернигова до Бахмача, а потом из Бахмача до Щорса под бомбами вела состав с военными. Без смены, без сна, 6(шесть) суток - не сходя с паровоза, стояла Екатерина у реверса.
Поезд с военнослужащими в Щорсе отцепили, сказали: «придет смена», но Екатерину никуда не отпустили. Пришла смена - машинист Михедов и помощник. Помощник сошел с паровоза и больше не вернулся.
Так Екатерина Чуяшкова с машинистом Михедовым вместе (снова в неполном составе) выполняли прифронтовые рейсы на станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец…–под бомбежками и обстрелами водили санитарные поезда с ранеными, пригодились курсы медсестер. Перед Курском на ст. Блохино их состав был разбит. Машинист Михедов погиб, паровоз выведен из строя, осколки ранили пальцы рук Екатерины. Шрамы остались на всю жизнь.
В составе бригады машинистов направлена на передовую в Курск, для обеспечения дислокации наших военных перевозок. Из Курска в Елец, а потом в распоряжение Москвы.
Под Москвой в д.Костино копала противотанковые рвы и окопы, строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми. Из Москвы - в паровозное депо Ртищево.
В депо Ртищево формировали бригады для сопровождения бронепоезда-добровольцы в черных шинелях.
Так в марте 1942г. Чуяшкова Екатерина Никитовна была зачислена на службу в состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов (командир – майор И. С. Мириджанов) для военных действий на Юго-Западном фронте. (Сохранилась боевая характеристика подписанная комиссаром Сычевым и политруком Федяковым).
Бронепоезд отправляли на самые опасные участки. Везли все: пушки, боеприпасы, питание, вывозили раненых. Потом обратно в Москву. И снова в дорогу: Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски Валуйки, Купянск, Сталинград.
В конце июля 1942г. под Харьковом бригада приняла смену. Екатерина стала готовить паровоз к отправке, и вдруг налетели немецкие самолеты. Машинист приказал всем спуститься с паровоза и лечь на землю – это спасло им жизнь.
Разбитый бронепоезд отправили в ремонт. Бригаду откомандировали в депо Абдулино, а позже обратно «домой» на Белорусский фронт. Вместе с войсками паровозная бригада дошла до Щорса, вошли в освобожденный г.Гомель.
После войны Екатерина Никитовна работала в резерве проводников. Беспрерывный стаж работы на железной дороге - 43 года, общий - 50 лет.
Боевой путь
В 1935 г по призыву комсомола направлена на Белорусскую железную дорогу - младшим стрелочником, стрелочником на ст. Гомель. В 1938 г - годичные курсы машинистов паровоза Гомельского техникума железнодорожного транспорта. С 19 июля 1938г зачислена на должность помощника машиниста в локомотивное депо Гомель.
21 июня 1941г – ВОЙНА. Получила приказ: «Приступить к работе» .
Шла эвакуация - паровозные бригады работали круглосуточно сменяя друг друга.
В ночь на 17 августа последний сформированный состав из 3-х паровозов и 7 вагонов приказано было срочно вывозить его из-под огня горящего Гомеля бригаде Чуяшковой Екатерины. Дежурный тов. Сычев сел на подножку паровоза и вместе бригадой паравоза покинули Гомельский узел. Состав был последний.
Состав прибыл на мост. Семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более 2 часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытания машинист Федор Горевой бежал… Екатерина осталась одна. Фашистские стервятники сбросили ни один десяток бомб в воду, но прямой целью по мосту не попало. Семафор открыли дежурный сказал «езжай на Чернигов, будем взрывать мост». Как только поезд-сплотка съехал с моста и прибыл в Ново-Белицу – мост был взорван. Этот тяжелый состав Екатерина повела в Чернигов одна.
В г. Чернигове паровоз был прицеплен к воинскому эшелону. Пришли военные и приказали ехать в г.Щорс. «Без машиниста не могу» -сказала девушка . Ответ был коротким : «До Чернигова смогла - сможешь и дальше – это приказ, девочка». Так одна от Чернигова до Бахмача, а потом из Бахмача до Щорса под бомбами вела состав с военными. Без смены, без сна, 6(шесть) суток - не сходя с паровоза, стояла Екатерина у реверса.
Поезд с военнослужащими в Щорсе отцепили, сказали: «придет смена», но Екатерину никуда не отпустили. Пришла смена - машинист Михедов и помощник. Помощник сошел с паровоза и больше не вернулся.
Так Екатерина Чуяшкова с машинистом Михедовым вместе (снова в неполном составе) выполняли прифронтовые рейсы на станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец…–под бомбежками и обстрелами водили санитарные поезда с ранеными, пригодились курсы медсестер. Перед Курском на ст. Блохино их состав был разбит. Машинист Михедов погиб, паровоз выведен из строя, осколки ранили пальцы рук Екатерины. Шрамы остались на всю жизнь.
В составе бригады машинистов направлена на передовую в Курск, для обеспечения дислокации наших военных перевозок. Из Курска в Елец, а потом в распоряжение Москвы.
Под Москвой в д.Костино копала противотанковые рвы и окопы, строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми. Из Москвы - в паровозное депо Ртищево.
В депо Ртищево формировали бригады для сопровождения бронепоезда-добровольцы в черных шинелях.
Так в марте 1942г. Чуяшкова Екатерина Никитовна была зачислена на службу в состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов (командир – майор И. С. Мириджанов) для военных действий на Юго-Западном фронте. (Сохранилась боевая характеристика подписанная комиссаром Сычевым и политруком Федяковым).
Бронепоезд отправляли на самые опасные участки. Везли все: пушки, боеприпасы, питание, вывозили раненых. Потом обратно в Москву. И снова в дорогу: Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски Валуйки, Купянск, Сталинград.
В конце июля 1942г. под Харьковом бригада приняла смену. Екатерина стала готовить паровоз к отправке, и вдруг налетели немецкие самолеты. Машинист приказал всем спуститься с паровоза и лечь на землю – это спасло им жизнь.
Разбитый бронепоезд отправили в ремонт. Бригаду откомандировали в депо Абдулино, а позже обратно «домой» на Белорусский фронт. Вместе с войсками паровозная бригада дошла до Щорса, вошли в освобожденный г.Гомель.
После войны Екатерина Никитовна работала в резерве проводников. Беспрерывный стаж работы на железной дороге - 43 года, общий - 50 лет.
Воспоминания
Стальные нити моей жизни
Чуяшкова Екатерина Никитовна, родилась 6 декабря 1916г. в д Даниловичи,Ветковского р-на, Гомельской области, умерла 25.07.1917г.
награждена
«ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ».
Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ»
Медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.»
«ЗА ПРОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Медаль ЖУКОВА, также все юбилейные медали
Медали «ЗАХИСНИКУ ВIТЧИЗНИ» от президентов Украины.
Медаль «ВЕТЕРАН ТРУДА».
В 1935 г по призыву комсомола была направлена на Белорусскую железную дорогу - младшим стрелочником, стрелочником на ст. Гомель. В 1938 г - годичные курсы машинистов паровоза Гомельского техникума железнодорожного транспорта. С 19 июля 1938г была зачислена на должность помощника машиниста в локомотивное депо Гомель
21 июня 1941 г – ВОЙНА Находясь в отпуске, получила приказ: «Приступить к работе» .
Шла эвакуация - паровозные бригады работали круглосуточно сменяя друг друга.
В ночь на 17 августа последний сформированный состав из 3-х паровозов и 7 вагонов приказано было срочно вывозить его из-под огня горящего Гомеля бригаде Чуяшковой Екатерины. Дежурный тов. Сычев сел на подножку паровоза и вместе бригадой паравоза покинули Гомельский узел. Состав был последний.
Состав прибыл на мост. Семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более 2 часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытания машинист Федор Горевой бежал… Екатерина осталась одна. Фашистские стервятники сбросили ни один десяток бомб в воду, но прямой целью по мосту не попало. Семафор открыли дежурный сказал «езжай на Чернигов, будем взрывать мост». Как только поезд-сплотка съехал с моста и прибыл в Ново-Белицу – мост был взорван. Этот тяжелый состав Екатерина повела в Чернигов одна.
В г. Чернигове паровоз был прицеплен к воинскому эшелону. Пришли военные и приказали ехать в г.Щорс. «Без машиниста не могу» -сказала девушка . Ответ был коротким : «До Чернигова смогла - сможешь и дальше – это приказ, девочка». Так одна от Чернигова до Бахмача, а потом из Бахмача до Щорса под бомбами вела состав с военными. Без смены, без сна, 6(шесть) суток - не сходя с паровоза, стояла Екатерина у реверса.
Поезд с военнослужащими в Щорсе отцепили, сказали: «придет смена», но Екатерину никуда не отпустили. Пришла смена - машинист Михедов и помощник. Помощник сошел с паровоза и больше не вернулся.
Так Екатерина Чуяшкова с машинистом Михедовым вместе (снова в неполном составе) выполняли прифронтовые рейсы на станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец… – под бомбежками и обстрелами водили санитарные поезда с ранеными, пригодились курсы медсестер. Перед Курском на ст. Блохино их состав был разбит. Машинист Михедов погиб, паровоз выведен из строя, осколки ранили пальцы рук Екатерины. Шрамы остались на всю жизнь.
В составе бригады машинистов направлена на передовую в Курск, для обеспечения дислокации наших военных перевозок. Из Курска в Елец, а потом в распоряжение Москвы.
Под Москвой в д. Костино копала противотанковые рвы и окопы, строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми. Из Москвы - в паровозное депо Ртищево.
В депо Ртищево формировали бригады для сопровождения бронепоезда - добровольцы в черных шинелях.
Так в марте 1942г. Чуяшкова Екатерина Никитовна была зачислена на службу в состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов (командир – майор И. С. Мириджанов) для военных действий на Юго-Западном фронте. (Сохранилась боевая характеристика подписанная комиссаром Сычевым и политруком Федяковым).
Бронепоезд отправляли на самые опасные участки. Везли все: пушки, боеприпасы, питание, вывозили раненых. Потом обратно в Москву. И снова в дорогу: Златоуст, Ташкент, Харьков, Лиски Валуйки, Купянск, Сталинград. Все вокруг пылало, грохотало, земля перемешалась с небом, текли кровавые реки. Живые сменяли погибших. Они подвозили боеприпасы и увозили раненых.
В конце июля 1942г. под Харьковом бригада приняла смену. Екатерина стала готовить паровоз к отправке, и вдруг налетели немецкие самолеты. Машинист приказал всем спуститься с паровоза и лечь на землю – это спасло им жизнь.
Разбитый бронепоезд отправили в ремонт. Бригаду откомандировали в депо Абдулино, а позже обратно «домой» на Белорусский фронт. Вместе с войсками паровозная бригада дошла до Щорса, вошли в освобожденный г. Гомель.
После войны
После войны распоряжением Министра труда все женщины, работающие на тяжелом труде, были переведены с паровозов на более легкий труд. Так Екатерина Никитовна оказалась в резерве проводников. Беспрерывный стаж работы на железной дороге составил 43 года, общий стаж - 50 лет. Награждена медалью «ВЕТЕРАН ТРУДА».
Вышла замуж за Кутень Михаила Емельяновича и родила дочь Валентину, в 2000 году родилась внучка Марианна. Жила в дружной любящей семье до глубокой старости. Умерла в г. Гомеле в возрасте 100 лет.