Мария
Федоровна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мария Федоровна или Маруся, как ласково называет ее супруг, родилась в 1928 году в с. Самарка, Алтайского края, колхоз «Красный руль». Отец в голодном, засушливом, недородном 1930 году уехал в Таджикистан, где по всей видимости сгинул от рук басмачей. Марусе было 3 года, фактически она его не видела и не знает. Семья жила средне- и не ниществовала, но и не роскошно, не бедно, не богато, жили долгое время у деда, маминого отца. Потом дядя, брат отца, построил избушку для этой семьи , где и стали поживать мать и дети. Мама работала в колхозе. Маша закончила в колхозе 4 класса, в крестьянстве дети взрослеют рано и рано начинают работать. Маша с10- 11 лет , как и другие маленькие дети, подгребала граблями, скирдовала, работала по огородничеству, на пахоте, ездила в лес Прекрасно помнит, как пахала на паре быков, как настигла бычье поголовье сибирская язва, пали тягловые быки, приходилось обучать дойных коров ходить в упряжке.
На 2 год войны 3 девчонок забрали на работу в Рубцовск, пленные немцы построили завод , и на нем с 1942 года работали на благо страны девочки из деревни, среди которых была и Маруся. Прямо на заводе научили токарить, токарем она и отработала до конца войны. Сначала для фронта делали тягачи под «Катюшу», в конце войны начали делать трактора ДТ 54. День Победы объявили на заводе в пересменок, девчонки побежали в родную деревню праздновать, 25 км прошли пробежали на едином дыхании и не заметили. Праздник был вселенский – собрались всей деревней, женщины плакали, фронтовиков- мужчин было мало, много погибло. Председатель привез пиво и пошел этот праздник- сладкий и горький одновременно. Еще запомнился Марии колхозный сад, где все собрались на праздник- сад был огромный , 40 га, он весь цвел майским прекрасным цветением, несказанно красиво, слов не хватало описать как красиво он цвел. Но девочкам- труженицам уже пора было уходить, им уже пора было заступать на смену на заводе. До сих пор она помнит это щемящее чувство незавершенности праздника, этот вальс яблоневых цветов, светлую красоту весеннего сада, припорошенную горькими вдовьими слезами.
В 1946 году стало возможным уйти с завода, 3 землячки, девочки из одной деревни, решили вернуться домой, всем начальник подписал заявление, а Маше не захотел подписывать, она была хорошая работница, с кем же будет выполнять план? Сильно просили Марию, чтобы она осталась на заводе, обещали дать квартиру, чтобы перевезла бабушку, мать, семью. У нее не были выправлены документы, даже метрик не было, деньги не могла получать, не могла получить паспорт, еще и поэтому не осталась, вернулась в родную деревню. А там мать вышла замуж за бывшего фронтовика без ноги, и в 1948 году без согласования с Марией, семья уезжает в Казахстан. В те годы, многие семьи с Алтая уезжали именно туда, приходили весточки от ранее уехавших в тот край. Именно Казахстан подарил Марийке любовь, счастье, семью. Сам он, тоже алтайский, колхозы рядом были, только его семья уехала в Казахские дали еще до войны.
Днем работали, а вечером молодость брала свое- радость была – топтогоны- вечеринка с песнями, танцами. Собиралась молодежь. Маша особенно любили песни петь хором и соло, и – обязательно танцевали - вальс. А плясать подо что? Под какую музыку? А там парень организовывал музыку, играл на балалайке, гармошек по бедности не было, хотя Михаил и говорит, что и на гармошке может и сейчас. Маша говорит, что познакомилась с землячкой с Алтая, а та оказалась его двоюродной сестрой, через нее и познакомилась с будущим суженым. Она упомянула, что ее брат там играет на балалайке. Потом они с другом, живущим в ее деревне , пришли в ее колхоз, познакомились поближе. Потом еще с этим мальчишкой приходил не один раз, да жаль получалось редко, работал овцеводом, то на отгоне с овцами, то на другой работе. Но музыку не забрасывал, на местные танцы ходил. Потом начали дружить, месяц или два дружили, по тем временам- неописуемая скорость развития событий. Потом приехали сваты на санях и сговорились о свадьбе на 20 января.
Натанцуется до ночи, напоется, устанет, а в колхозе в 7 часов уже должна работать в поле. Жили бедно, но весело, радостно, очень дружно, может быть объединила война- общее горе . А сейчас живут сытно, а радости нет.
В Казахском краю , в этом поселке выращивали сахарную свеклу, в апреле- посадка, май, июнь- прополка, сентябрь уборка. Хозяйство –поливное, возили навоз, навозом поливали, свекла на новой хорошей, плодородной земле росла как на дрожжах. Да и хлеба вызревали прекрасные, проверяешь , идешь по полям, сердце и душа радуется. 40 лет отработала звеньевой, всегда была на почете, даже избиралась в 1969 году депутатом районного Совета трудящихся Талды- Курганского района Казахской ССР, у нее даже удостоверение сохранилось от 18.03.1969 года.
В 1948 году сыграли свадьбу, гуляли двумя колхозами, у мужа одной родни было 60 человек. Нагнали самогона, наварили борща, наделали винегрета и сыграли веселую свадьбу, мяса еще долго после войны не было ни у кого, долгое время жили у свекра, потом Михаила призвали в армию, фронтовиков начали демобилизовывать, те и так отслужили по 8 лет, пацаны подросли, их призвали, а фронтовиков начали отпускать. Жить начали , когда пришел с армии. Молодой муж пошел учиться на тракториста, ему стали платить, аж 400 рублей, это были большие деньги в то время, в 1953 году, , на эти деньги новая семья купила небольшую избушку, 3 курицы, посадили 7 соток огорода, уже подрастал сынишка, добросовестно усердно работали. Маша доили коров, заработали хлеба, отживели. Потом , году в 1956-м, его колхоз соединили с ее колхозом , сделали совхоз «Победа», переехали туда, уже дом построили, а было в семье уже 4 ребятишек. Мария работала звеньевой в поле, совхоз специализировался на выращивании свеклы, дело это было женское. Муж уже не работал на тракторе, пас скот, т.к. решил, что с живыми тварями интереснее работать , чем с металлическими механизмами.
В 1980 году уехали в Кемерово к дочерям, которые выучились и стали работать на железной дороге в Кемерово. Самая маленькая, с которой теперь живут, закончила в Томске техникум, работала дежурной, сейчас кассир на железной дороге.. Переехали сразу в этот дом, на улицу Садовую (ныне Сибиряков гвардейцев). Не смогли они сидеть без дела, работящие их руки требовали . Работать оба пошли в «Общество слепых», Маше пришлось вспомнить военную пору, навыки токарного дела, а Михаил пошел слесарем по ремонту станков, проработав от звонка до звонка с 1980 по 2000 годы. Оба труженики работали и после выхода на пенсию. А Маруся в 1983 году она пошла на пенсию, продолжили работу , убираясь в цеху, где раньше работала, однако в 1985 г. с ней случился перитонит, с тех пор не работает, хлопочет по хозяйству, работает берегиней семьи..
От любящих сердец повелись прекрасные дети. Старший выучился в Казахстане, работал прорабом, был прекрасным семьянином, 2 детей, 3 внуков, к сожалению, от болезни рано умер. И средний сын, жил и учился в Казахстане, многонациональном сплаве. Женился на немочке, семья была неплохая, но на пике эмиграции немцев они уехали в Липецкую область, там развелись, жена с детьми уехала в Германию, а он приехал к матери с отцом в Кемерово, работает в железнодорожном депо водителем. Средняя дочь живет отдельно, всего добилась сама, 2 хкомнатная квартира, воспитывает сына,17 лет, с мужем в разводе, выучилась на строителя, хотя работает на железной дороге кассиром, трудолюбие родительское передалось и ей, сейчас на пенсии, но продолжает работать, твердо стоит на ногах., родительская гордость. Младшая выходила замуж в Гурьевск, постигла горькая участь многих русских женщин, чью вторую половину сгубила водка, развелись, 20 лет живет с родителями, лелеет их старость. Уже ее дочь , внучка старших Чупиков удачно вышла замуж за адвоката, тоже все успела , родила сына, учится в институте на экономиста. Всего Мария и Михаил имеют 4 детей, 7 внуков (3 в Германии, 2 в Казахстане, 2 в Кемерово), и уже 4 правнуков в Германии, 3 в Казахстане, 1 в Кемерово. Вот он алмазный венец прекрасной семьи. ( а у Михаила тоже брат в Германии, брат в Казахстане, сестра в Алтайском крае в г. Рубцовск)
Михаил родился в Алтайском крае, Рубцовском районе, колхозе «Волгодон»в 1929 году , в семье было 7 детей, младшего называли тысячником, т.к.в Советском государстве был закон, когда рождается 7 ребенок, государство начинало платить деньги, а до этого никаких пособий не полагалось, семья была среднего достатка, пока ели хлеб, потом случился недород и голод, засуха , хлеба не стало в 1940 году. 27 семей , спасаясь от голода, снялись с насиженных мест и выехали в Казахстан. До этого уехали знакомые, нахвалили хлебный сытый край. Потом намучились. В 1940 году приехали, квартиры нет, в поселке поселили всю эту немаленькую семью в казахский сарай для скота, иного места для жилья не было. Обжились, пошли работать , а через полгода началась война.27 мужиков забрали из поселка сразу, в том числе и Мишиного отца, одновременно забрали брата, 1923 г.р., на следующий год, 1942, в 16 лет призвали брата, 1926 г.р. на фронт. Михаил остался старшим , за ним дети мал-мала меньше- 29,32,37, 40 г.р- все на его руках. В горьком 1941 году , когда сразу мобилизовали и мужа и старшего сына, мать плакала навзрыд, заливаясь слезами, она была беременна самой маленькой, но с горя, от переживаний умерла. Ее и новорожденную дочь похоронили в одном гробу., в одной могиле. Отец на фронте, остались в целом свете одни дети, Михаил старший, хлеба нет, маленькие есть просят, погибают с голода и нужды, братик с голода пухнет, рахит развился. Жили трудно, что найдут, то и ели. В 12 лет Михаил стал главой семьи, на руках 4 детей, корова , теленок, хозяйство. А по поселку шагает горе и беда, пошли похоронки стучаться в русские и казахские дома (из 27 пришли только 2 мужика, остальные остались там, на войне), бой шел и в далеком степном поселке, каждый день крик, плач, особенно усердствовали казашки- крик стоял и день и ночь, от этого было и страшно, и жутко. У казашки Шалобай забрали сына, 3 месяца выла она в бесконечном горе разлуки, в конце концов , сошла она с ума, на виду у всех людей.
После национальных репрессий в поселок казахский выслали чеченцев. Их привезли в товарных вагонах, погрузив и старых, и малых, мужчин и женщин, без жалости оторвав от Родины, крова, под конвоем привезя в чужую сторону. 10 товарных вагонов привезли в небольшой степной поселок, Михаил как возчик, встречал их на станции, привозил в селение. Хлеба своим не хватало, чужим тем более, с приездом чеченцев началось воровство, чеченцы тащили все, что плохо лежит, да и что хорошо лежит прихватывали, угоняли скот, наводя грозу над заплаканным населением. Взрослые сильные мужчины не отправленные воевать доминировали над женщинами и подростками.
Семья Михаила была поставлена под угрозой потери единственной кормилицы – коровы, а без нее один путь- сдохнем совсем.. Придумали оригинальный путь спасения- корову завели в дом, а теленка привязали ей за хвост, в земляной пол избушки вбивали лом, за который привязывали корову поилицу-кормилицу. Та, ходила по хате, до чего могла дотянуться – то жевала, любую тряпку, мебель, что угодно. Спали в закроме из самана, укрывались фуфайками. Корова достала языком и чуть не сжевала телогрейку, вот было расстройства, чем укрываться! Так и сберегли кормилицу. Корова давала много молока. Со смехом Михаил вспоминает, как учились они с братом доить корову. Подошли к Буренке, начали доить, надоили с литр, не дается доить, как дала ногой, все молоко разлилось. Спутали корову путой казахской из конского волоса, крепчайшей, упала корова, мальчишки давай ее доить лежа, выдоили 3 литра. Утром опять привязали, фырчит Буренка Манечка, надоил опять , опять ногой дала, разлилось молоко, так несколько раз подои совершались, потом привыкла к Мише, голову к пузу и только его стала подпускать к себе, только ему даваться доить, даже брата не подпускала, молока каждый день по ведру и больше. Рассказывает, вечером подою, молоко спарю, заквашу, сделаю айран, этим и спасались. А на работу каждый день, весь хлеб гнали на фронт, на селе ничего не оставалось, Чупиков хранило молоко коровы- кормилицы, да еще то, что сажали картошку, кукурузу. Вспоминает, что после войны еще было голодно лет 5.
Дед Миша вспоминает еще один забавный случай тех времен. Кто- то стал половинить молоко, доглядели- молоком лакомилась соседская собака. Надо ее наказать- привязали за косяки дверные проволоку,, как силок, собака попалась в него, да косяки оказались слабыми, собака рванула и вместе с дверными косяками убежала, со смехом вспоминает, как народ смеялся, когда собака по деревне в косяках мчалась. Потом прибивали палки, замазывали глиной, ликвидируя ущерб собачьего гурманства.
После войны семье стало жить несколько легче, пришел отец, средний брат, 1926 г.р. пришел после того, как 8 лет отслужил, а старший брат 1923 г.р. погиб смертью храбрых на полях сражений, как многие тысячи и миллионы простых русских парней.
Михаил подрастал, мужал, работал в поселке. Был он работяга и пахарь. С гордостью говорит, что до армии , как только весна начинается, в поле по 20 га напахивал, да не на тракторе, а на быках.. Быки уставали, ложились в полосе, а бригадиры с проверкой наедут, детей плетью хлещут- поднимай, работать уметь надо. Хорошо когда работали на сборе све6клы, сам поешь и скот накормить есть возможность. После войны подростков награждали медалями «За доблестный труд в ВОВ», тогда они за награду и не считались, эта награда у Михаила не сохранилась.
Вспоминает о своей семейной жизни с улыбкой, что прежде, чем с невестой, сначала познакомился с тещей. Жаркий день. На птицеферме ходит русская женщина, подошел к ней Миша, попросил напиться, та напоила его вкусной холодной водой, разговорились. Сами не здешние, с Алтая, оказалось, что на Алтае, откуда оба были родом, жили буквально километрах в 20 друг от друга. Слово за слово, женщина пригласила пообедать, выставила хлеб, яиц, а парню и стыдно, что он такой голодный, много есть не стал, постеснялся. Разговорились, она рассказала, какая большая семья, какая у нее дочка славная, на свекле работает. Потом парень знакомый с поселка тоже давай нахваливать, такая девчонка прекрасная, давай с сибирячкой познакомлю. Да еще и сестра подружилась с этой землячкой, ходила туда в гости. Михаил и его судьба были обречены. Месяца 2 дружили, Михаил был очарован своей миниатюрной крошкой Марусей, певуньей, плясуньей, хозяюшкой. Свадьба прошла веселая, а тут подоспела пора ему в армию идти. Пошел уже женатый. Маруся ждала верно, пока суженный служил во внутренних войсках сначала в Красноярске, потом в Мариинске- охраняли железные дороги, склады, пороховой завод, мосты, только в армии и поел досыта хлеба, хотя в жизни все время крестьянствовал, потом демобилизовался..
После армии, семейное гнездо пара стала вить более активно, в доме появился достаток, уют, стали жить более зажиточно. Стали платить больше денег, хозяйство стало подниматься. Молодые Чупики держали 2 коров, дома была фляга молока каждый день, откармливали свиней, один раз привезли сдавать свинью, весом420 кг, как хорошая корова. На пункте все удивлялись как такая маленькая, худенькая женщина, как Маруся, смогла выкормить такого великана. Такие сады развели- любо- дорого посмотреть, яблоки роскошнейшие, 45 только яблонь, с ностальгией вспоминает Михаил, говорит, что такими яблоками, которые продают в Сибири, в Казахстане такими свиней кормили. Жалеет он утерянный рай, такое приволье, речка рядом, все поливное, прет, как на дрожжах. Только птичьего молока не было в доме, а пуще всего в избе велась любовь и уважение.
Когда спросили деда Мишу – в чем секрет такой долгой семейной жизни их семьи, тот ответил- жили дружно, друг друга уважали, вот и секрет семейного долголетия. В семье и доме живут семейные реликвии- такие как настенные часы, которые уже 40 лет отсчитывают время семейного стажа семьи Чупиков, как 1 копейка серебром 1846 года, найденная на даче в Пинигино, многочисленные фотографии счастливых моментов семьи.
Миша с Марусей считают, что 4 детей не много, но дети- залог семейного счастья и благополучия. Все у них на двоих, все по парам –оба труженики тыла, оба награждены медалями «ветеран труда» за долголетний добросовестный труд, 50 лет Победы, 60 лет Победы, Мария награждена медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», у него стаж 53 года, у Маруси 50 лет. Михаил Павлович награжден почетными грамотами, в 64году,в 1989, у Марии Федоровны около 10 почетных Грамот за добросовестное отношение к труду- за 1962,66, 77, 82,83 и др.2 свидетельства о занесении в книгу почета свеклосовхоза «Победа» в 1962, 64 гг за высокие показатели в выполнении производственного плана и успехи в труде, значок «Ударник коммунистического труда», рядом дочерин знак «Победитель социалистического соревнования 1973года», но эти значки как осколки советского прошлого, с горечью замечает, что советская власть закончилась, а с ней и какая то часть жизни устоявшейся закончилась, стабильности и уверенности в светлом завтра. Хотя Чупики считают, что жизнь прожита не зря и у их семьи, с бриллиантовой свадьбой ничего не заканчивается, а все только начинается.