Николай
Леонтьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Земля и Небо
Чего греха таить - не хотелось Николаю оставлять учебу в Московском машино- строительном техникуме. Учился хорошо, в студенческой среде пользовался заслу- женным авторитетом, да и много чего еще не успел посмотреть в столице. спокаивало одно - направляют в 1-ю военную авиационную школу военных летчиков Красного воздушного флота! Он, как и каждый совет- ский мальчишка, восхищался Чкаловым и буквально бредил небом. И вот теперь открывалась возможность выучиться на военлета. "...Я всегда готов по приказу рабо- че-крестьянского правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Респу- блик...» Слова военной присяги, произне- сенные 1 мая 1941 года на плацу авиа- школы, отчетливо вспомнились спустя полтора месяца, когда грянула война. детской мечтой о летной карьере пришлось расстаться. Москва ежесуточно по отправляла на фронт эшелоны с воин- скими частями и ополченцами. Тут, как говориться, не до сантиментов. Да и не готов он был еще к воздушным схваткам - только-только совершил первые вывозные полеты с инструктором. 7-я воздушно-десантная бригада, куда попал Николай, только что понесла тяже- лейшие потери на рубеже реки Березина, и ее вывели в тыл на доукомплектование. Рассказам бойцов о том, как приходилось оставляли родные города, не хотелось верить. Как же так? У нас и танки, и артил- лерия, и такие надежные боевые самолеты! Утром 14 октября 6-я немецкая армия начала решающее наступление на советские плацдармы. Ее поддерживали более 1000 самолетов 4-го воздушного флота люфтваффе. Концентрация немецких войск была беспрецедентной. Напри- мер, на участке всего в 4 км перед Сталин- градским тракторным заводом и заводом «Баррикады» наступали три пехотные и две танковые дивизии. Сутки отбивали защитники «Волжской твердыни» непрекращающиеся атаки гитлеровцев. Потом - взрыв и нестерпимая боль в груди. В угасающем сознании промелькнула мысль: «Неужели так сам и не полечу?» После госпиталя снова бои под Сталин- градом. Правда, в свою дивизию вернуться не получилось. До февраля 43-го наводчик Чухров воевал в 178-м отдельном стрелко- вом полку. Затем, уже в должности помощ- ника командира стрелкового взвода, в 3-й гвардейской стрелковой дивизии. потом случилось не иначе как чудо: в числе других недоучившихся курсантов летных школ его отозвали в 10-й учеб- ный тренировочный авиационный полк (УТАП). В авиачасть Чухров попал 1 мая 1943 года спустя ровно два года после того памят- ного Первомая, когда принял военную присягу. Еще через месяц с небольшим он наконец снова поднялся в небо. Поликарповский биплан У-2 был по- Осознание происходящего стало особенно тяжелым осенью 42-го, под Сталинградом. Уже больше года Николай Чухров воевал наводчиком 39-й гвар- дейской стрелковой дивизии. Используя стратегическое преимущество, перевес в танках и артиллерии, а также господство Как не хотелось в это верить... в воздухе, что особенно больно было для Николая, - враг рвался к Волге. слушен воли молодого пилота. Николай был счастлив. А где-то гремела война. На фронт он вернулся в апреле 1944 года. Теперь уже в качестве летчика 40-й отдельной авиационной эскадрильи связи. За один из ночных вылетов был награжден орденом Красной Звезды. Потом снова учился летному делу. До конца войны - в Батайском военно- авиационном училище. После Победы в Ворошиловграде и Старобельске. Военная служба Николая Чухрова закончилась в феврале 1948 года в 127-м гвар- детском бомбардировочном полку. Шли годы. Страна понемногу забывала ужасы минувшей войны. А Николаю Леонтьевичу Чухрову еще долго снились боевые вылеты и самые тяжелые фрон- товые месяцы, когда он сражался за Сталинград.