Захар
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Чипенко Захар Михайлович родился на Украине, после окончания ремёсленного училища, ещё совсем молодым человеком, приехал в Смоленскую область работать на строительстве большого военного аэродрома. Здесь же, в селе Шаталово Починковского района, познакомился со своей будущей женой, Ургановой Марией Анисимовной - свадьбу они сыграли весной 1936 года, а в 1996 году мы всей большой семьёй отмечали 60-тилетие их совместной жизни.
С 1937 по 1940 годы Захар Михайлович проходил срочную службу на Дальнем Востоке. С учётом его гражданского опыта аэродромного строительства был направлен в дальнюю авиацию, в город Спасск-Дальний, где получил военную специальность аэродромного техника. В 1940 году вернулся домой, работал гражданским специалистом на Шаталовском аэродроме. В январе 1941 года у Захара Михайловича и Марии Анисимовны родился первый ребёнок - дочь Люба.
Но гражданская жизнь оказалась недолгой - началась Великая Отечественная война. Ввиду близости села к западной границе и расположенной рядом крупной военной авиабазы, первые немецкие бомбёжки начались уже на 3-й день войны. 7 июля 1941 года Захар Михайлович вступил в ряды действующей армии прямо в своём селе - был зачислен в 253-й батальон аэродромного обслуживания, отступивший к тому времени с боями к Шаталовскому аэродрому из Белоруссии. В этом батальоне он и служил до демобилизации в 1946 году.
Сразу после зачисления в 253-й бао, здесь же, на подступах к своему селу, Захар Михайлович принял первый бой - батальон несколько дней оборонял аэродром. Потом поступил приказ на дальнейшее отступление. Невозможно даже представить, что мог чувствовать молодой человек, уходящий с отступающими войсками, точно зная, что в его селе, где он оставляет жену и полугодовалую дочь, уже завтра будет враг...
Отступая с боями почти до самой Москвы, батальон действовал как пехотное подразделение, в том числе участвовал в обороне печально известной огромными потерями Соловьёвой переправы. При этом батальон сохранил аэродромное имущество и технику, и когда отступление закончилось, приступил к выполнению своих непосредственных функций - разворачивал полевые аэродромы и обеспечивал работу боевой авиации.
Боевой путь 253-го батальона аэродромного обслуживания пролёг от Могилёва, через Смоленск и Москву, к Берлину и Праге. В составе авиации Западного фронта батальон участвовал в обороне Москвы и обороне Тулы. В составе ВВС Центрального фронта 253-й бао принимал участие в боях на "Курской дуге". Вместе с 1-м Белорусским фронтом батальон освобождал Полесье, участвовал в Люблин-Брестской операции. В составе ВВС 1-го Украинского фронта батальон освобождал Западную Украину, участвовал в Львовско-Сандомирской и Висло-Одерской операциях, дошёл до Берлина, а из Берлина был срочным порядком переброшен в Прагу.
С июля 1941 года и до конца войны весь путь своего батальона прошёл и Захар Михайлович. Он служил на должностях начальника зарядно-аккумуляторной станции, позже командира электротехнического взвода. Война для авиационно-технических подразделений происходила не на передовой, но полевые аэродромы располагались всего в 1-м-2-х километрах от линии фронта - подвергались постоянным бомбардировкам и артобстрелам, именно в таких условиях было необходимо бесперебойно обеспечивать работу боевой авиации. Приходилось авиатехникам брать и оружие в руки - для отражения вражеских атак на аэродром.
После окончания Великой Отечественной войны Захар Михайлович прослужил в действующей армии ещё более полугода, и только в январе 1946 года вернулся домой, к жене и дочери, пережившим ужасы вражеской оккупации.
Боевой путь
После войны
Вернувшись с войны, Захар Михайлович заменил на посту председателя местного колхоза свою жену. В 1951 году у них родился сын Владимир, в 1955 году сын Михаил.
Потом Захар Михайлович много лет работал председателем местного сельсовета, позже много лет работал председателем сельпо. Даже выйдя на пенсию по возрасту, ещё около 15 лет продолжал работать.