Василий
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
* Чечерин Василий Михайлович.
Воевал в составе 220 бомбардировочного авиаполка. Командир полка- майор Базиленко Александр Мартынович, заместитель- майор Бровко Иван Карпович. Полк базировался на аэродроме Кшень. Имел на вооружении самолеты ДБ-3ф.
Старший лейтенант Чичерин был штурманом в экипаже младшего лейтенанта Петелина Юрия Николаевича.
В конце августа 1941г. полк, понесший большие потери, был расформирован. Часть личного состава была направлена в 98 дальний бомбардировочный авиаполка 52 авиадивизии дальнего действия. Аэродром базирования- Обоянь. Командир полка полковник Курочкин Александр Филиппович. Полк имел на вооружении самолеты ДБ-3ф.
Все экипажи, прибывшие из 220 полка, были зачислены в состав 1 авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- майор Кичин Николай Михайлович.
30 августа экипажи вылетели на бомбардировку танков и пехоты противника в район северо-западнее Трубчевска.
31 августа экипажи 2 и 3 авиаэскадрильи вылетели в район Почеп. В 11-30 с высоты 1300м. бомбили скопление танков и пехоты противника у с.Старопочепье.
Следующие дни боевой работы полка: 01, 02, 06-10, 13, 14, 15, 17-28, 30 сентября, 02-03 октября 1941г.
15 сентября 1941г. экипаж Петелин- Чичерин (фамилии стрелков не указаны) в период с 04-30 до 05-00 бомбардировал войска противника в районе Мельна и Ксензовка. На обратном маршруте экипаж потерял ориентировку. Совершив посадку в Липецке, восстановил ориентировку и вернулся на свой аэродром.
23 сентября в 11-20 с высоты 600м. экипаж бомбардировал колонну противника, двигавшуюся на Балаклею. На обратном маршруте экипаж потерял ориентировку, восстановив которую, в 13-00 успешно приземлился на свой аэродром.
С 04 октября полк базировался на аэродроме Чернянка (Белгородская обл.). Командиром полка назначен майор Бровко Иван Карпович.
Следующие дни боевой работы полка: 04-09, 11, 14-16, 18, 19, 23, 24 октября 1941г.
С 26 октября полк базировался на аэродроме №2 г.Липецк.
Следующие дни боевой работы полка: 26, 27, 30 октября, 01-06, 08-17, 21, 23-30 ноября, 01-03 декабря 1941г.
13 ноября 1941г. три экипажа полка вылетели на уничтожение спецпоезда на станции Варшава. Экипажи с задания не возвратились.
27 ноября командир звена младший лейтенант Петелин, штурман звена капитан Чичерин, воздушные стрелки сержант Дмитренко Ефим Ефремович и сержант Хицков Петр Тимофеевич- вернулись в полк. 13 октября в 18-35 с высоты 6000м. экипаж бомбардировал запасную цель- станцию Брест-Литовск. Юго-западнее Харькова самолет попал под огонь зенитной артиллерий, был поврежден левый мотор. Экипаж совершил вынужденную посадку на территории противника. При выходе к линии фронта, старший лейтенант Чичерин и политрук стрелковой части убили немецкого офицера и его шофера, пытавшихся направить их в штаб немецкой части.
С 04 декабря полк базировался на аэродроме Кирсанов.
Следующие дни боевой работы полка: 06-07, 09, 11, 13-15, 17 декабря 1941г.
С 19 декабря полк базировался на аэродроме №2 г.Липецк.
Следующие дни боевой работы полка: 19, 28 декабря 1941г., 01-04, 07-09, 13 января 1942г.
19 января 1942г. экипаж: командир звена старший лейтенант Петелин, штурман звена капитан Чичерин, воздушный стрелок-радист сержант Дмитриенко Ефим Ефремович и воздушный стрелок сержант Хицков Петр Тимофеевич- вылетели на уничтожение войск противника на шоссе и железной дороге Вязьма- Смоленск. Самолет экипажа №А 5302 был сбит истребителями противника. Стрелки погибли, командир и штурман выбросились на парашютах.
Василий Михайлович получил ранение и был эвакуирован в госпиталь Тулы.
После госпиталя вернулся в полк.
27 марта 1942г. полк переименован в 752 дальний бомбардировочный авиаполк.
С 08 апреля 1942г. с аэродрома Воронеж действовала оперативная группа полка.
19 апреля 1942г. в 21-30 с высоты 1700м. экипаж: командир 2 эскадрильи майор Лукиенко Петр Ефремович, штурман эскадрильи капитан Чичерин (фамилии стрелков не указаны) бомбардировал железнодорожную станцию Брянск-1.
20 апреля в 19-36 при разбеге самолет майора Лукиенко не выдержал направления, развернулся и попал в растаявший грунт. Из-за резкого торможения встал на нос, смял фонарь, разбил левый мотор, погнул винт правого мотора и загорелся. Был потушен дежурным нарядом.
27 апреля в 20-55 с высоты 900м. первым заходом и 1400м.- вторым экипаж Лукиенко- Чичерин бомбардировал штаб немецкой армии в Курске.
29 апреля 1942г. опергруппа прибыла на аэродром №1 Липецк.
29 апреля экипаж майор Лукиенко, капитан Чичерин, штурман-дублер старшина Исаев, стрелок-радист младший лейтенант Земсков Михаил Васильевич- в период с 20-58 до 21-05 с двух заходов- высоты 2200м. и 3200м. бомбардировал железнодорожный узел Орел.
01 мая экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в 20-55 с высоты 2100м. бомбардировали железнодорожный узел Орел.
12 мая экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в период с 21-10 до 21-15 с двух заходов с высоты 4100м. бомбардировал войска и штабы противника в северо-восточной части Харькова.
13 мая в период с 21-10 до 21-15 с двух заходов с высоты 3100м. бомбардировал войска и штабы противника в Харькове.
14 мая экипаж возвратился, не выполнив задание, из-за отказа правого мотора.
22 мая экипаж: младший лейтенант Оболкин Кирилл Трифонович, капитан Чичерин, стрелок-радист старшина Кошелев Анатолий Васильевич- с 22-30 с двух заходов бомбардировал войска противника в центре Днепропетровска.
29 мая экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в период с 22-55 до 23-00 с двух заходов с высоты 2200м. бомбардировал аэродром Запорожье.
В ночь с 10 на 11 июня экипаж: майор Тихий Трофим Иванович, штурман Чичерин и стрелок-радист младший лейтенант Карманов Никифор Парфенович- в составе трех экипажей бомбардировал аэродром Водопой (а 8км. восточнее г.Николаев).
12 июня экипаж: летчик лейтенант Алин Василий Иванович, штурман лейтенант Кот Алексей Николаевич, штурман-контролер капитан Чичерин, стрелок-радист старший сержант Кутах Николай Порфирович- в 22-51 с высоты 2800м. с двух заходов бомбардировал аэродром Граково. На обратном маршруте в районе Липецка экипаж потерял ориентировку, совершил вынужденную посадку на аэродром Моршанск. В 10-05 вернулся на свой аэродром.
Указом Президиума ВС СССР от 20 июня 1942г. капитан Чичерин был награжден орденом Ленина.
02 июля экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в период с 22-55 до 22-40 с двух заходов с высоты 2500-2600м. бомбардировал железнодорожный узел Курск.
05 июля экипаж: летчик лейтенант Чернов Александр Дмитриевич, штурман капитан Чичерин, стрелок-радист старший сержант Подчуфаров Николай Семенович- в 22-30 с высоты 1900м. бомбардировал позиции противника в районе Гремячье (Воронежская обл.).
08 июля экипаж Чернов- Чичерин- Подчуфаров в период с 22-50 до 23-25 с трех заходов с высоты 2100-1800м. бомбардировал позиции противника в районах Гремячье, Хохол, Семилуки (Воронежская обл.).
С 09 июля 1942г. полк базировался на аэродроме Кирсанов.
В ночь с 09 на 10 июля экипаж Чернов- Чичерин- Подчуфаров в 00-10 с высоты 1700м. бомбардировал войска противника в районе с.Коротояк (Воронежская обл.). Был атакован истребителем противника и сбит. В воздушном бою погиб летчик Чернов. Штурман Чичерин и стрелок-радист Подчуфаров выпрыгнули на парашютах и вернулись в полк.
С 18 июля 1942г. оперативная группа полка действовала с аэродрома Монино.
В ночь с 23 на 24 июля 1942г. экипаж: майор Лукиенко, майор Чичерин, младший лейтенант Земсков в 00-35 с высоты 5300м. бомбардировал северную часть Кенигсберга.
02 августа экипаж бомбардировал войска противника в Ржеве.
03 августа в период с 22-50 до 22-35 с двух заходов с высоты 2700-2500м. бомбардировал войска противника в Ржеве. Из-за неисправности самолета посадку произвел на запасной аэродром- Ногинск.
04 августа в 23-00 с высоты 3200м. бомбардировал аэродром противника в Смоленске.
05 августа в 23-05 с высоты 2700м. из-за плохих метеоусловий бомбардировал запасную цель- железнодорожную станцию Ярцево.
06 августа в 21-55 с высоты 3300м. бомбардировал железнодорожную станцию Сычевка.
07 августа в 21-30 с высоты 900м. бомбардировал резервы противника в районе Вязьмы.
08 августа в 22-00 с высоты 1700м. бомбардировал войска противника на шоссе Вязьма- Гжатск.
09 августа в период с 23-20 до 23-24 с двух заходов с высот 2700-2600м. бомбардировал войска противника в северной части Ржева.
11 августа в период с 22-13 до 22-15 с двух заходов с высоты 2400м. бомбардировал войска противника в северной части Ржева.
13 августа в 21-50 бомбардировал войска противника в районе Муравьево и Санталово (у Ржева).
14 августа в 21-40 бомбардировал войска противника в районе Ульяново (Калужская обл.).
В ночь с 18 на 19 августа в 00-25 с высоты 6000м. бомбардировал южную окраину Данцига.
23 августа в 21-15 бомбардировал восточную окраину г.Ярцево.
24 августа в 21-30 бомбардировал железнодорожный узел Смоленск.
В ночь с 29 на 30 августа с аэродрома подскока Андриаполь, с подвесным баком, в составе 10 экипажей вылетел на бомбардировку Берлина. Из-за того, что не убралась левая нога шасси, в 00-30 с высоты 4500м. экипаж бомбардировал запасную цель- г.Штеттин.
В ночь с 01 на 02 сентября взлетев с аэродрома Монино в 23-30 с высоты 6000м. бомбардировал железнодорожный узел Прага в Варшаве. Вылет экипажа был 2000-м боевым вылетом полка.
В ночь с 04 на 05 сентября, вылетев на бомбардировку Будапешта, из-за того, что не убралась правая нога шасси, экипаж в 21-30 с высоты 3700м. бомбардировал запасную цель- железнодорожный узел Лепель.
В ночь с 09 на 10 августа экипаж: командир 2 авиаэскадрильи майор Лукиенко, штурман авиаэскадрильи майор Чичерин, начальник связи авиаэскадрильи младший лейтенант Земсков- вновь вылетел на бомбардировку Будапешта. По радио сообщил, что задание выполнено. На свой аэродром экипаж не вернулся.
На обратном маршруте самолет был сбит. Экипаж выпрыгнул с парашютами.
10 сентября майор Лукиенко и майор Чичерин были взяты в плен у города Болхов (Орловская обл.). Доставлены в шталаг Литцманнштадт 17 октября 1942 года. 21 декабря 1942 года майор Чичерин (лагерный номер 1197) из шталага 318 Ламсдорф отправлен в "производственный" шталаг VIII B Ламсдорф (рабочие команды неизвестны). Календарный штамп на карте- 15 января 1943г.
Дальнейшая, судьба неизвестна.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги Героя Советского Союза Гунбина Николая Александрович «В грозовом небе».
В середине ноября, когда фашистские войска прилагали все силы для захвата Москвы, наш полк должен был бомбить ставку Гитлера, которая находилась в то время в районе Варшавы в специальном железнодорожном составе. Как потом выяснилось, к выполнению этого боевого задания кроме нас были привлечены силы и других полков дальнебомбардировочной авиации. Гитлеру и его приспешникам надо было дать понять, что Москва не только не сдается, но и наступает. Так мы тогда думали, так оно, наверно, и было.
По инженерным и нашим, штурманским, расчетам, горючего хотя и было достаточно, чтобы долететь до цели и обратно, но, что называется, в обрез, а масла для моторов, судя по его расходу в предыдущих полетах, не хватало. И мы заранее предполагали, что садиться, по всей вероятности, придется не долетев до своего аэродрома. Не зря поэтому единственный раз за время всей войны фронтовые сто граммов выдали экипажам в запечатанной бутылке прямо на борт самолета.
Экипаж (Петелина) вернулся в полк только через несколько дней. Рассказал, что на обратном пути, когда до линии фронта оставался только час пути, стали сильно нагреваться и давать перебои моторы. Тянули до последнего километра. Вот высота уже двести метров. Принимают решение садиться на территории, вероятно, занятой врагом.
Когда сели на «живот», самолет от перегрева моторов и от резкого удара о землю загорелся. Экипаж успел выскочить. Невдалеке оказался лес. Едва успели добежать до него, как увидели на фоне пылающего самолета силуэты гитлеровцев. Нужно было срочно уходить на восток, к своим.
Шли, не отдыхая, всю ночь и утром встретились со своими. В тот же день Юрий и его экипаж- Чичерин, Дмитриенко и Хицков- дошли до ближайшей железнодорожной станции, сели на первый попутный поезд, стараясь побыстрее добраться до своей части.