Чичерин Василий Михайлович
Чичерин
Василий
Михайлович
майор
12.04.1916 - 1943

История солдата

* Чечерин Василий Михайлович.

Воевал в составе 220 бомбардировочного авиаполка. Командир полка- майор Базиленко Александр Мартынович, заместитель- майор Бровко Иван Карпович. Полк базировался на аэродроме Кшень. Имел на вооружении самолеты ДБ-3ф.

Старший лейтенант Чичерин был штурманом в экипаже младшего лейтенанта Петелина Юрия Николаевича.

В конце августа 1941г. полк, понесший большие потери, был расформирован. Часть личного состава была направлена в 98 дальний бомбардировочный авиаполка 52 авиадивизии дальнего действия. Аэродром базирования- Обоянь. Командир полка полковник Курочкин Александр Филиппович. Полк имел на вооружении самолеты ДБ-3ф.

Все экипажи, прибывшие из 220 полка, были зачислены в состав 1 авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- майор Кичин Николай Михайлович.

30 августа экипажи вылетели на бомбардировку танков и пехоты противника в район северо-западнее Трубчевска.

31 августа экипажи 2 и 3 авиаэскадрильи вылетели в район Почеп. В 11-30 с высоты 1300м. бомбили скопление танков и пехоты противника у с.Старопочепье.

Следующие дни боевой работы полка: 01, 02, 06-10, 13, 14, 15, 17-28, 30 сентября, 02-03 октября 1941г.

15 сентября 1941г. экипаж Петелин- Чичерин (фамилии стрелков не указаны) в период с 04-30 до 05-00 бомбардировал войска противника в районе Мельна и Ксензовка. На обратном маршруте экипаж потерял ориентировку. Совершив посадку в Липецке, восстановил ориентировку и вернулся на свой аэродром.

23 сентября в 11-20 с высоты 600м. экипаж бомбардировал колонну противника, двигавшуюся на Балаклею. На обратном маршруте экипаж потерял ориентировку, восстановив которую, в 13-00 успешно приземлился на свой аэродром. 

С 04 октября полк базировался на аэродроме Чернянка (Белгородская обл.). Командиром полка назначен майор Бровко Иван Карпович.

Следующие дни боевой работы полка: 04-09, 11, 14-16, 18, 19, 23, 24 октября 1941г.

С 26 октября полк базировался на аэродроме №2 г.Липецк.

Следующие дни боевой работы полка: 26, 27, 30 октября, 01-06, 08-17, 21, 23-30 ноября, 01-03 декабря 1941г.

13 ноября 1941г. три экипажа полка вылетели на уничтожение спецпоезда на станции Варшава. Экипажи с задания не возвратились. 

27 ноября командир звена младший лейтенант Петелин, штурман звена капитан Чичерин, воздушные стрелки сержант Дмитренко Ефим Ефремович и сержант Хицков Петр Тимофеевич- вернулись в полк. 13 октября в 18-35 с высоты 6000м. экипаж бомбардировал запасную цель- станцию Брест-Литовск. Юго-западнее Харькова самолет попал под огонь зенитной артиллерий, был поврежден левый мотор. Экипаж совершил вынужденную посадку на территории противника. При выходе к линии фронта, старший лейтенант Чичерин и политрук стрелковой части убили немецкого офицера и его шофера, пытавшихся направить их в штаб немецкой части.

С 04 декабря полк базировался на аэродроме Кирсанов.

Следующие дни боевой работы полка: 06-07, 09, 11, 13-15, 17 декабря 1941г.

С 19 декабря полк базировался на аэродроме №2 г.Липецк.

Следующие дни боевой работы полка: 19, 28 декабря 1941г., 01-04, 07-09, 13 января 1942г.

19 января 1942г. экипаж: командир звена старший лейтенант Петелин, штурман звена капитан Чичерин, воздушный стрелок-радист сержант Дмитриенко Ефим Ефремович и воздушный стрелок сержант Хицков Петр Тимофеевич- вылетели на уничтожение войск противника на шоссе и железной дороге Вязьма- Смоленск. Самолет экипажа №А 5302 был сбит истребителями противника. Стрелки погибли, командир и штурман выбросились на парашютах.

Василий Михайлович получил ранение и был эвакуирован в госпиталь Тулы.

После госпиталя вернулся в полк.

27 марта 1942г. полк переименован в 752 дальний бомбардировочный авиаполк.

С 08 апреля 1942г. с аэродрома Воронеж действовала оперативная группа полка.

19 апреля 1942г. в 21-30 с высоты 1700м. экипаж: командир 2 эскадрильи майор Лукиенко Петр Ефремович, штурман эскадрильи капитан Чичерин (фамилии стрелков не указаны) бомбардировал железнодорожную станцию Брянск-1.

20 апреля в 19-36 при разбеге самолет майора Лукиенко не выдержал направления, развернулся и попал в растаявший грунт. Из-за резкого торможения встал на нос, смял фонарь, разбил левый мотор, погнул винт правого мотора и загорелся. Был потушен дежурным нарядом.

27 апреля в 20-55 с высоты 900м.  первым заходом и 1400м.- вторым экипаж Лукиенко- Чичерин бомбардировал штаб немецкой армии в Курске.

29 апреля 1942г. опергруппа прибыла на аэродром №1 Липецк. 

29 апреля экипаж майор Лукиенко, капитан Чичерин, штурман-дублер старшина Исаев, стрелок-радист младший лейтенант Земсков Михаил Васильевич- в период с 20-58 до 21-05 с двух заходов- высоты 2200м. и 3200м. бомбардировал железнодорожный узел Орел.

01 мая экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в 20-55 с высоты 2100м. бомбардировали железнодорожный узел Орел.

12 мая экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в период с 21-10 до 21-15 с двух заходов с высоты 4100м. бомбардировал войска и штабы противника в северо-восточной части Харькова.

13 мая в период с 21-10 до 21-15 с двух заходов с высоты 3100м. бомбардировал войска и штабы противника в Харькове.

14 мая экипаж возвратился, не выполнив задание, из-за отказа правого мотора.

22 мая экипаж: младший лейтенант Оболкин Кирилл Трифонович, капитан Чичерин, стрелок-радист старшина Кошелев Анатолий Васильевич- с 22-30 с двух заходов бомбардировал войска противника в центре Днепропетровска.

29 мая экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в период с 22-55 до 23-00 с двух заходов с высоты 2200м. бомбардировал аэродром Запорожье.

В ночь с 10 на 11 июня экипаж: майор Тихий Трофим Иванович, штурман Чичерин и стрелок-радист младший лейтенант Карманов Никифор Парфенович- в составе трех экипажей бомбардировал аэродром Водопой (а 8км. восточнее г.Николаев).

12 июня экипаж: летчик лейтенант Алин Василий Иванович, штурман лейтенант Кот Алексей Николаевич, штурман-контролер капитан Чичерин, стрелок-радист старший сержант Кутах Николай Порфирович- в 22-51 с высоты 2800м. с двух заходов бомбардировал аэродром Граково. На обратном маршруте в районе Липецка экипаж потерял ориентировку, совершил вынужденную посадку на аэродром Моршанск. В 10-05 вернулся на свой аэродром. 

Указом Президиума ВС СССР от 20 июня 1942г. капитан Чичерин был награжден орденом Ленина.

02 июля экипаж Лукиенко- Чичерин- Земсков в период с 22-55 до 22-40 с двух заходов с высоты 2500-2600м. бомбардировал железнодорожный узел Курск.

05 июля экипаж: летчик лейтенант Чернов Александр Дмитриевич, штурман капитан Чичерин, стрелок-радист старший сержант Подчуфаров Николай Семенович- в 22-30 с высоты 1900м. бомбардировал позиции противника в районе Гремячье (Воронежская обл.).

08 июля экипаж Чернов- Чичерин- Подчуфаров в период с 22-50 до 23-25 с трех заходов с высоты 2100-1800м. бомбардировал позиции противника в районах Гремячье, Хохол, Семилуки (Воронежская обл.).

С 09 июля 1942г. полк базировался на аэродроме Кирсанов.

В ночь с 09 на 10 июля экипаж Чернов- Чичерин- Подчуфаров в 00-10 с высоты 1700м. бомбардировал войска противника в районе с.Коротояк (Воронежская обл.). Был атакован истребителем противника и сбит. В воздушном бою погиб летчик Чернов. Штурман Чичерин и стрелок-радист Подчуфаров выпрыгнули на парашютах и вернулись в полк. 

С 18 июля 1942г. оперативная группа полка действовала с аэродрома Монино.

В ночь с 23 на 24 июля 1942г. экипаж: майор Лукиенко, майор Чичерин, младший лейтенант Земсков в 00-35 с высоты 5300м. бомбардировал северную часть Кенигсберга.

02 августа экипаж бомбардировал войска противника в Ржеве.

03 августа в период с 22-50 до 22-35 с двух заходов с высоты 2700-2500м. бомбардировал войска противника в Ржеве. Из-за неисправности самолета посадку произвел на запасной аэродром- Ногинск.

04 августа в 23-00 с высоты 3200м. бомбардировал аэродром противника в Смоленске.

05 августа в 23-05 с высоты 2700м. из-за плохих метеоусловий бомбардировал запасную цель- железнодорожную станцию Ярцево.

06 августа в 21-55 с высоты 3300м. бомбардировал железнодорожную станцию Сычевка.

07 августа в 21-30 с высоты 900м. бомбардировал резервы противника в районе Вязьмы.

08 августа в 22-00 с высоты 1700м. бомбардировал войска противника на шоссе Вязьма- Гжатск.

09 августа в период с 23-20 до 23-24 с двух заходов с высот 2700-2600м. бомбардировал войска противника в северной части Ржева. 

11 августа в период с 22-13 до 22-15 с двух заходов с высоты 2400м. бомбардировал войска противника в северной части Ржева.

13 августа в 21-50 бомбардировал войска противника в районе Муравьево и Санталово (у Ржева).

14 августа в 21-40 бомбардировал войска противника в районе Ульяново (Калужская обл.).

В ночь с 18 на 19 августа в 00-25 с высоты 6000м. бомбардировал южную окраину Данцига.

23 августа в 21-15 бомбардировал восточную окраину г.Ярцево.

24 августа в 21-30 бомбардировал железнодорожный узел Смоленск.

В ночь с 29 на 30 августа с аэродрома подскока Андриаполь, с подвесным баком, в составе 10 экипажей вылетел на бомбардировку Берлина. Из-за того, что не убралась левая нога шасси, в 00-30 с высоты 4500м. экипаж бомбардировал запасную цель- г.Штеттин.

В ночь с 01 на 02 сентября взлетев с аэродрома Монино в 23-30 с высоты 6000м. бомбардировал железнодорожный узел Прага в Варшаве. Вылет экипажа был 2000-м боевым вылетом полка.

В ночь с 04 на 05 сентября, вылетев на бомбардировку Будапешта, из-за того, что не убралась правая нога шасси, экипаж в 21-30 с высоты 3700м. бомбардировал запасную цель- железнодорожный узел Лепель.

В ночь с 09 на 10 августа экипаж: командир 2 авиаэскадрильи майор Лукиенко, штурман авиаэскадрильи майор Чичерин, начальник связи авиаэскадрильи младший лейтенант Земсков- вновь вылетел на бомбардировку Будапешта. По радио сообщил, что задание выполнено. На свой аэродром экипаж не вернулся. 

На обратном маршруте самолет был сбит. Экипаж выпрыгнул с парашютами. 

10 сентября майор Лукиенко и майор Чичерин были взяты в плен у города Болхов (Орловская обл.). Доставлены в шталаг Литцманнштадт 17 октября 1942 года. 21 декабря 1942 года майор Чичерин (лагерный номер 1197) из шталага 318 Ламсдорф отправлен в "производственный" шталаг VIII B Ламсдорф (рабочие команды неизвестны). Календарный штамп на карте- 15 января 1943г. 

Дальнейшая, судьба неизвестна.

Регион Вологодская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Вологда
Место рождения с.Носково, Вологодская обл.
Годы службы 1934 1943
Дата рождения 12.04.1916
Дата смерти 1943

Боевой путь

Дата призыва 25.10.1934

Воспоминания

Из книги Героя Советского Союза Гунбина Николая Александрович «В грозовом небе».

В середине ноября, когда фашистские войска прилагали все силы для захвата Москвы, наш полк должен был бомбить ставку Гитлера, которая находилась в то время в районе Варшавы в специальном железнодорожном составе. Как потом выяснилось, к выполнению этого боевого задания кроме нас были привлечены силы и других полков дальнебомбардировочной авиации. Гитлеру и его приспешникам надо было дать понять, что Москва не только не сдается, но и наступает. Так мы тогда думали, так оно, наверно, и было.
По инженерным и нашим, штурманским, расчетам, горючего хотя и было достаточно, чтобы долететь до цели и обратно, но, что называется, в обрез, а масла для моторов, судя по его расходу в предыдущих полетах, не хватало. И мы заранее предполагали, что садиться, по всей вероятности, придется не долетев до своего аэродрома. Не зря поэтому единственный раз за время всей войны фронтовые сто граммов выдали экипажам в запечатанной бутылке прямо на борт самолета.
Экипаж (Петелина) вернулся в полк только через несколько дней. Рассказал, что на обратном пути, когда до линии фронта оставался только час пути, стали сильно нагреваться и давать перебои моторы. Тянули до последнего километра. Вот высота уже двести метров. Принимают решение садиться на территории, вероятно, занятой врагом.
Когда сели на «живот», самолет от перегрева моторов и от резкого удара о землю загорелся. Экипаж успел выскочить. Невдалеке оказался лес. Едва успели добежать до него, как увидели на фоне пылающего самолета силуэты гитлеровцев. Нужно было срочно уходить на восток, к своим.
Шли, не отдыхая, всю ночь и утром встретились со своими. В тот же день Юрий и его экипаж- Чичерин, Дмитриенко и Хицков- дошли до ближайшей железнодорожной станции, сели на первый попутный поезд, стараясь побыстрее добраться до своей части.

Семья солдата

Александра
Чичерина Александра Евгеньевна

жена

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: