Николай
Никитович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка участник,ветеран ВОВ.Родился 22 января 1924 г.в Оренбургской области,Шарлыкского района- в селе Новогиоргиевка.Имел образование 7 классов.Был женат на Чесноковой (Хохловой) Марии Семеновне,у него 3-е детей: Татьяна,Нина,Михаил.
Гражданская специальность:Шофер 2-го класса.
Был призван на службу и направлен в часть 24 августа1942 года.
Военную присягу принял 7 октября 1942 года при 16 отд. учебно-минометном полку.
С 24 августа1942 г.по октябрь 1942г.-курсант минометчик в 16 минометном полку.
С октября 1942г. по май 1943г.-курсант(обучение на шофера) в 46 отд. учебно-автомобильном батальоне.
С мая 1943 г. по август 1943 г.-шофер 35 отд. учебно-танкового полка.
С августа 1943г. по май 1944- шофер 16 отд. учебно-танкового полка.
С мая 1944г. по апрель 1946г.- шофер командующего корпуса 9 гвардии мех.корпуса.
С апреля 1946г. по 29 марта 1947г. -старший шофер 708 отд. автороты.
29 марта 1947г. на основании указа Верховного Совета СССР от 4 ноября 1947г. уволен в запас и направлен в Шарлыкский РВК.
Участвовал в Великой Отечественной войне с мая 1944г. по май 1945г.
НАГРАЖДЕН:
ОРДЕНА: "Красной звезды","Славы 3 степени".
МЕДАЛИ:"За отвагу","За взятие Будапешта","За победу над Японией","За освобождение Праги","За боевые заслуги","За взятие Вены","За победу над Германией".
Умер 8 февраля 2014 года в с.Шарлыке.
На дату смерти имел: 4-х внуков,2 правнучки и 4 правнука.
Воспоминания
Районная газета "На новые рубежи" от 8.05.2008 года.
_"Не стареет душой ветеран"_
На пожелтевших фотокарточках,сделанных случайным фронтовым фотографом в короткие минуты отдыха между боями,верные боевые товарищи Н.Н.Чеснокова всё так же молоды...Время тут не властно.Как будто и не было этих 63 лет со дня Победы в той великой битве с врагом за свободу и независимость Родины.
В 42-м все его 12 друзей-одногодков,с которыми прошло детство,юность в Новогеоргиевке,получили повестки из военкомата,а Николаю Никитовичу,как шоферу автоотряда № 8 ,единственного транспортного предприятия в Шарлыкском районе,дали бронь."Молодой,ответственный,с техникой ладит хорошо",-отозвалось о нем начальство,хотя работал-то он всего год,только в 41-м окончил школу механизации и получил водительское удостоверение.Но отставать от своих,егорьевских,Николай не стал:добровольцем пошел в военкомат проситься на фронт.Просьбу удовлетворили,только испытание ребята сначала прошли не под пулями немцев,а в Алкинских военных учебных лагерях,располагавшихся в Башкирии."Лагерях смерти",как называли их все,кто попадал сюда.Голод,холод,нечеловеческие условия,которое создало местное начальство,доводили крепких сельских парней до истощения и отчаяния.Бойцы рвались на фронт,но их упорно "учили" стрелять из 83-миллиметрового миномета,выдавая на сутки всего лишь 200 граммов липкого черного хлеба.Сердце матери Николая Никитовича чувствовало,что сыну плохо,и она на попутной подводе приехала к нему.Но смогла передать только небольшую котомку с сухарями.Возможно,эти сухие кусочки домашнего хлеба и материнская молитва и спасли сына,дали силы солдату перенести испытание.
А через некоторое время в лагеря приехали майор и старший лейтенант и отобрали 50 лучших,более крепких бойцов.В их число попал и Н.Н. Чесноков.Только поезд из Алкино повез их не на фронт,а в Горький,в танковое училище.Овладение сложной военной техникой давалось легко.0 апреля 1944 года Николай Никитович уже получил удостоверение механика-водителя,и их экипаж,получив новенькую боевую машину,был отправлен на фронт.
Советская Армия во всю гнала фашистских захватчиков с родной земли.Наступление велось непрерывно,бои шли в Правобережной Украине.6 танковая армия под командованием генерал полковника А. Г. Кравченко в составе 2 Украинского фронта отчаянно дралась с упиравшимися гитлеровцами в районе Белой Церкви.Тут молодой боец Н.Чесноков и получил свое боевое крещение.А чуть позже- и первое ранение.При разгроме Ясско-Кишеневской группировки осколочный снаряд прямо на броне танка.По счастливой случайности машина осталась невредима,а вот командир экипажа А.Левашов и механик-водитель Н.Чесноков получили осколочные ранения и легкую контузию.Оказавшийся рядом санитар быстро перевязал раны,и боевая машина вновь двинулась на врага. За храбрость,мужество,проявленные в этом бою,танкисту Чеснокову командованием была объявлена первая благодарность и вручена первая награда - медаль"За форсирование Днестра".
Помнит Н.Н.Чесноков и другую переправу- через пограничную реку Прут,отделяющую Молдавию от Румынии.Здесь советскими войсками была возведена мощная понтонная переправа.Танк сержанта Чеснокова шел практически во главе колонны.В небе переправу охраняла наша авиация,но немецкие "хенкели" сумели прорвать заграждение.Одно,другое,третье пике...Разрывы десятков бомб взметнули в небо столбы воды,в мгновенье понтоны оказались разрушены.На западный берег Прута благополучно переправилось всего несколько машин.Уже на земле повредило танк Николая Никитовича,выбило из гусеницы 2 трака.Налет прекратился так же внезапно,как и начался.Лишь облака черного дыма в небе указывали на уничтоженные фашистские самолеты.Экипаж быстро произвел все ремонтные работы.По восстановленной переправе прошли остальные боевые машины 6-й танковой армии.Теперь ее фронтовой путь лежал по Румынии.Войска 2 Украйнского наступали на Бухарест.Дорогу пересекало железнодорожное полотно.У переезда стояла румынка и ,неистово махая руками,пыталась докричаться до ехавших мимо советских танкистов.Сквозь грохот слова,конечно,разобрать было невозможно.Командир экипажа А. Левашов приказал остановиться.С трудом поняли,что хотела женщина.Оказывается,на соседнем поле,где росла двухметровой высоты кукуруза,спрятался немецкий обоз,пробиравшийся к своим.Танкисты,не мешкая,решили уничтожить врага.Механик Чесноков направил машину прямо в гущу кукурузы и через несколько минут,вначале отстреливаясь,а потом,бросив оружие,фашисты уже бежали прочь.Более 2 десятков гитлеровцев экипажу удалось взять в плен.За эту успешную операцию весь экипаж танка получил награды,а Николай Никитович свой первый орден -славы 3 степени.
Здесь же ,в Румынии,Н.Н.Чесноков заслужил второй орден- Красной звезды .Случилось это так.Под городом Клуж под гусеницу "Т-34",вел который сержант Н.Чесноков,попала противотанковая мина.Вынужденная задержка,пока с помощью рементной "летучки" танкисты восстанавливали машину,сыграла злую шутку с экипажем.Танковая колонна ушла вперед.Что бы сократить путь и догнать своих,капитан,командовавший ремонтной брегадой,посоветовал ехать проселочной дорогой,якобы так же ведущей к мосту,переправившись по которому можно легко обойти ещё занятый фашистами город.Но,то ли капитан напутал,то ли полковая разведка дала неточные данные,только танк с проселочной дороги попал в самое логово.Именно перед этим местом гитлеровцы выстроили оборонительное сооружение,две линии окопов,плюс хорошо замаскированная артиллерия.Завидев танк с красными звездами,немцы вначале открыли беспорядочную стрельбу,перешедшую затем в прицельный огонь.Командир экипажа получил легкое ранение,но продолжал отдавать приказы стрелку.Сержант Чесноков,видя многократное превосходство сил противника,направил тяжелую машину прямо в траншеи,давя гусеницами всё живое,корёжа попадавшуюся технику.Наделав шума и нагнав страха на немцев,танкисты удачно скрылись за лесом.За мужество и героизм,проявленные в сложившейся боевой обстановке,механик-водитель Н.Чесноков и был удостоен высокой награды.
Николай Никитович освобождал Польшу,Венгрию,Чехословакию.Здесь,в 80 километрах от Праги,он услышал самое дорогое,самое долгожданное слово-Победа!Тех чувств,которые испытывал каждый солдат,нельзя описать словами,это нужно пережить.Наверное,поэтому,спустя шесть десятков лет,9 мая для фронтовиков остаётся самым светлым и праздничным днем.
А 6-ю танковую армию через 2 недели после Победы отравили,как значилось в приказе командования,"на зимние квартиры". На станции Красный Разметаль технику вместе с личным составом погрузили в эшилоны,шедшие на восток,правда не обозначив конечный пункт назначения .Состав прошел и по Оренбургской земле,через Абдулино.Как щемило в это время сердце Николая Никитовича!Ведь от родного дома,где он не был 4 года,его отделяли всего 200 километров.Но эшелоны остановились только на границе с Монголией.От Баян-Тюменя через пустыню Гоби советским войскам предстояло своим ходом дойти до Маньчжурии.200 км. по безводным пескам.Люди задыхались от жары,техника не выдерживала,а впереди были еще две горные цепи-Малый и Большой Ханган.Короткий отдых в городе Лубэ и вновь в бой;2 недели наступления на другого врага Советского Союза - Японскую армию.Японцы,видя мощь и силу армии - победительницы,чаще оставляли позиции,серьёзное сопротивление оказывали только камикадзе- воины-смертники.
Война для сержанта Н.Н. Чеснокова закончилась в Марте 1947 года,когда был подписан приказ о демобилизации.Командир части № 708 автороты гвардии капитан Чернуха вручил ему благодарность от Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР И.В. Сталина за отвагу,мужество и героизм.Ратные подвиги танкиста Н.Чеснокова отмечены боевыми орденами и медалями.
63 года мирной жизни отделяют нас от того памятного дня - 9 мая 1945 года- Дня Великой Победы советского народа в самой страшной войне. Н.Н.Чеснокову сегодня уже за 80.Но не стареет душой ветеран!Николай Никитович,несмотря на пережитое,остается все таким же бодрым,решительным,жизнерадостным.Его память навсегда сохранила имена боевых товарищей.И 9 мая он не только радуется Победе,но и обязательно вспоминает их всех.Поименно...(Подготовила статью В. Галинская)