Иван
Сергеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 2 августа 1918 года в деревне Петухи ныне Александровского сельсовета Советского района Кировской области в семье крестьянина. Русский. С 1928 года Иван с матерью переехали жить в Томск. У каждого человека есть своя большая мечта. Была такая мечта и у Вани Черных. С мальчишеских лет пробудилось страстное желание научиться летать, стать крылатым человеком. Окончил 6 классов школы № 4 и школу ФЗУ в Томске. Работал слесарем - ремонтником на Киселевском машиностроительном заводе.
В рабочем коллективе получил хорошую закалку, в 1937 году стал комсомольцем. Комсомол дал Ивану путевку в авиацию. Сначала Черных учился в аэроклубе, а в январе 1939 года был направлен в Новосибирскую военно-авиационную школу. Энергичный, жизнерадостный паренек рвался в небо. Что только не делал он, чтобы заполучить «еще один полетик». Быстро росло его профессиональное мастерство. Из училища Иван Черных вышел хорошо подготовленным летчиком, получив звание младшего лейтенанта.
В июне 1940 - ого года Иван Черных прибыл в Белорусский военный округ, где приступил к службе. Войну встретил в 125 БАП на а пикирующем бомбардировщике Пе-2. Готов был летать и днём и ночью. Экипаж Ивана Черных совершил 62 боевых вылета. Бомбили позиции врага, железнодорожные станции, эшелоны, передний край вражеской обороны.
Летчики 125-го бомбардировочного авиационного полка с первых дней войны начали наносить удары по вражеским войскам.
...Шел шестой день войны. После выполнения боевого задания Семен Косинов развернул только что полученную газету. В ней он прочитал заметку о подвиге экипажа самолета, которым командовал капитан Николай Гастелло. Позвал товарищей. Первым подошел Черных: « Что пишут в газетах, секретарь?» —спросил он у Семена. « Вот, читай!» Склонившись через плечо друга, Иван стал читать. «Да-а-а!» — многозначительно проговорил он. Они посмотрели друг другу в глаза, словно спрашивая: «А как бы поступили мы?» Именно тогда молчаливо приняли они решение, самое главное, самое важное. Позднее, в беседе с товарищами, Черных скажет: « Если придется погибать, то постараюсь, чтобы моя жизнь обошлась фашистам как можно дороже.
В июле 1941 года Семен Косинов сообщал сестре Пелагее Кирилловне: «Я уже уничтожил не один десяток гитлеровских гадов, в бою был ранен, но рана заживает. Вернусь в часть, и буду снова бить фашистов, до полного их уничтожения».
Когда Семен возвратился в полк, Иван Черных показал ему новый самолет. Это был пикирующий бомбардировщик Пе-2, поступивший на вооружение полка в августе 1941 года. Ивану Черных и Семену Косинову новый самолет понравился, и они целыми днями пропадали на аэродроме. Дотошно изучали боевые друзья новую машину и скоро освоили ее так, что стали чувствовать себя в ней не менее уверенно, чем в скоростном бомбардировщике.
Наступила осень. Фашистские полчища рвались в глубь нашей страны. В сентябре полк был переброшен на аэродром под Ленинград. В этот период бои здесь достигли наивысшего напряжения. Фашистские войска замкнули с суши кольцо окружения Ленинграда, подошли к Пулковским высотам. Но наши войска упорно сражались на каждом рубеже, буквально за каждый метр земли. В эти тяжелые бои включились и летчики полка.
Всем особенно запомнился день 6 ноября. Из показаний пленных и добытых нашей разведкой документов командование фронта узнало о намерении фашистских заправил сорвать празднование в Ленинграде годовщины Великого Октября. Сбитый фашистский летчик заявил, что Гитлер отдал приказ 7 ноября бомбежкой и артобстрелом превратить город в руины. Наш воздушный разведчик сфотографировал два вражеских аэродрома, на которых находилось большое количество бомбардировщиков. Сведения подтвердились. Наше командование решило опередить противника.
Полк пикирующих бомбардировщиков первым наносил удар. Майор Сандалов, да и все летчики полка тот район знали хорошо. Дважды летал туда и экипаж Черных. Но на этот раз задание было особенно важным, да и условия для его выполнения сложились непростые. Совершенно естественным было предположить, что при таком сосредоточении самолетов на одном аэродроме противник постарается создать и усиленное его прикрытие. Так оно и было. А тут еще и погода ухудшилась: сплошная облачность, снежные заряды.
Майор Сандалов, возглавлявший полк, решил перехитрить врага. Он повел группу не прямо к цели через линию фронта, а сначала в сторону Финского залива, потом повернул к берегу. Таким образом, бомбардировщики оказались во вражеском тылу, к тому же они большую часть маршрута летели в облаках. Конечно, не легко выдержать такой курс, зато хитрость удалась: противник не ожидал удара советских самолетов из своего тыла. Пикировщики спокойно вышли на цель и нанесли меткий и сокрушительный удар. Даже расчеты зенитных орудий спохватились лишь тогда, когда начали рваться бомбы. Вслед за бомбардировщиками по аэродрому «прошлись» еще и штурмовики, горели десятки машин, раздавались сильные взрывы.
Наши летчики еще точно не знали, сколько самолетов они уничтожили. Но море огня, бушевавшее на аэродроме, убедительно говорило о силе удара. Когда самолеты приземлились, все летчики собрались вместе и стали поздравлять друг друга. Поздравлять было с чем: 6 и 7 ноября фашисты не смогли бомбить Ленинград. Наоборот, гитлеровцы вынуждены были на своих аэродромах растаскивать обломки покореженных и сгоревших «юнкерсов».
Под Ленинградом фронт стабилизировался. Но все сильнее разгорались бои в районе Тихвина.
8 декабря наши части после тяжелых боев вернули Тихвин. Наступил перелом и на Волховском участке, фашисты покатились назад, неся большие потери. Однако гитлеровское командование не хотело смириться с провалом своих планов и накапливало силы, создавало «клин» для нового удара.
16 декабря 1941 года младший лейтенант Владимир Ромашевский во время воздушной разведки в районе станции Чудово обнаружил большое скопление вражеских войск. Они сосредоточивались здесь для нового удара на север. Нужно было помешать осуществлению замыслов гитлеровцев.
Командир 125-го бомбардировочного полка майор А. Свинин (неделей раньше В. А. Сандалов был назначен командиром дивизии) приказал выполнить эту задачу экипажам старшего лейтенанта В. Солдатова и младшего лейтенанта И. Черных. Летчики встретили приказ с энтузиазмом. Они знали, что задача им поставлена сложная, и тщательно готовились к вылету. Готовился и сержант Назар Петрович Губин, заменивший в экипаже Ивана Черных раненого стрелка-радиста Федотова. Раньше Губин, работал оружейным мастером, подготавливал оружие самолета — заряжал пулеметы, подвешивал бомбы. Выполнял он свое ответственное дело исключительно добросовестно, но не был им доволен: комсомолец, бывший шахтер, он хотел лично бить фашистов, поэтому каждый день просил командира назначить его в экипаж стрелком-радистом. Эту специальность сержант давно освоил: с помощью товарищей хорошо изучил радиостанцию, а оружие знал в совершенстве, метко стрелял из пулемета. В рапорте командиру Губин писал: «Заверяю вас, что у меня хватит сил и воли в любую минуту отразить атаки врага. Буду драться до тех пор, пока бьется мое комсомольское сердце, а если понадобится, то отдам свою жизнь за Родину».
В первом же вылете Назар проявил себя умелым и стойким воином, под стать другим членам экипажа. Теперь предстоял его пятый боевой вылет.
Серый декабрьский день был на исходе. Тяжело нагруженные бомбардировщики, взвихрив снежную пыль, поднялись с аэродрома. Путь им предстоял хотя и не очень длинный, но трудный — все время над территорией, занятой врагом, все время под прицелом вражеских зениток.
Перед станцией Чудово бомбардировщики встретили стену огня зенитной артиллерии. Командир группы старший лейтенант Солдатов позднее рассказывал товарищам, что от разрывов снарядов в глазах рябило. Зенитки прикрывали колонну войск и техники, вытянувшуюся от станции Чудово, по которой и предстояло нанести удар. Искусно маневрируя, Солдатов проскочил опасную зону и в этот момент увидел, что на идущем за ним самолете Ивана Черных, показалось пламя. «Подбит снарядом!» — пронеслось в голове.
Впереди, на дороге, длинной лентой растянулась вражеская колонна. Экипаж Солдатова начал бомбить ее. Вслед за ним очень точно, словно во время учебного полета, а не с горящей машины, экипаж младшего лейтенанта Черных положил всю серию бомб вдоль колонны, и их разрывами разметало машины. В то же время беспрерывно, не утихая, блестели язычки пламени у ствола пулемета стрелка-радиста Губина, и ленты трассирующих пуль хлестали по колонне.
Черных еще не терял надежды сбить пламя. Командир группы истребителей, прикрывавшей бомбардировщики, капитан Пасечник видел, что Черных использовал для этого все возможности: накренял машину на крыло, резко снижался... Но огонь бушевал.
Экипаж мог еще отвернуть в сторону от скопления вражеских войск. Но летчики приняли другое решение. Никто не знает, как они его обсуждали и принимали. Радио молчало, и командир группы Солдатов не слышал их голоса. Видно, сердца Ивана Черных, Назара Губина, Семена Косинова бились в одном ритме, мысли работали в одном направлении. Может быть, Черных и Косинов вспомнили тот день, когда они на аэродроме у своего самолета читали сообщение о подвиге экипажа Николая Гастелло, вспомнили, о чем говорили и что решили тогда. Никто этого не знает. Фактом стало то, что все трое продолжали выполнять боевое задание. Командир группы видел, что летчик уже с трудом управляет бомбардировщиком. Вот он увеличил скорость, обогнал ведущего, и устремился к скоплению техники и войск на дороге.
Какой нужно обладать волей, чтобы так твердо держать горящий самолет на боевом курсе, на последнем боевом! Иван Черных знал, что делает, и руки его, крепко державшие штурвал самолета, не дрогнули. Бомбардировщик шел строго над дорогой. Высота все меньше и меньше...
В этот момент, горящий бомбардировщик резко пошел вниз и, словно огненный метеор, на полной скорости врезался в колонну вражеских машин. Над дорогой взметнулось пламя взрыва.
Иван Черных, Семен Косинов и Назар Губин нанесли свой последний удар по фашистским захватчикам и погибли смертью героев. Им было тогда по 23 года.
...Уже темнело, когда самолет старшего лейтенанта Солдатова приземлился на аэродроме. Солдатов вылез из кабины, его окружили сослуживцы, а он стоял и молчал, не в силах говорить о случившемся. Потом состоялся митинг. «За Ивана Черных, за Семена Косинова и Назара Губина, за всех наших павших друзей, врагу будет отплачено сполна, — говорил младший лейтенант Владимир Ромашевский. — Пока мои руки держат штурвал, пока бьется сердце, буду с лютой ненавистью беспощадно истреблять фашистских гадов. Наши друзья выполнили свой долг с честью. Выполним его и мы! Победа будет за нами!»
Вскоре в полку состоялся еще один митинг. Он тоже был посвящен героическому экипажу. На митинге командир полка зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года о присвоении Ивану Сергеевичу Черных, Семену Кирилловичу Косинову и Назару Петровичу Губину звания Героя Советского Союза.
От Ленинграда боевой путь бомбардировочного полка пролег на запад. И во всех боях образ героев, имена которых навечно занесены в списки части, звал однополчан на подвиги.
Память о славных героях живет в народе. В Ленинграде их именами названы улицы, школы. Киселевскому машиностроительному заводу, с которого ушел в авиацию Иван Черных, присвоено имя отважного летчика, в школе № 24 уже тридцать лет работает музей Черных,одна из улиц района машзавода носит имя Героя. Именем Героя названы улицы в Ленинграде, Советске, Томске, судно Министерства морского флота, школа и кинотеатр в Томске.
Похоронен в г. Чудово Новгородской области. Беспрерывным потоком идут машины по шоссе через г. Чудово. При въезде в город установлен обелиск в память совершенного здесь подвига. Там, где закончилась огненная трасса легендарного бомбардировщика, кипит жизнь.
Боевой путь
Войну встретил в 125 БАП на пикирующем бомбардировщике Пе-2. В сентябре полк был переброшен на аэродром под Ленинград. В этот период бои здесь достигли наивысшего напряжения. Фашистские войска замкнули с суши кольцо окружения Ленинграда, подошли к Пулковским высотам.
Воспоминания
Герой Советского Союза, бывший командир полка генерал В. А. Сандалов
« Не было дня, чтобы экипаж младшего лейтенанта Черных не вылетал на задания. Да у меня не было и повода не выпускать его: Черных, Косинов и Федотов рвались в бой, а воевать они умели. Много раз я летал вместе с ними и видел, что экипаж всегда действовал отважно. К декабрю 1941 года на его счету имелось более шестидесяти боевых вылетов. Все они совершались в самых сложных условиях: в двадцати двух вылетах бомбардировщик подвергался атакам истребителей, а в остальных — сильному обстрелу зениток.