
Григорий
Кузьмич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1933г. красноармеец 94 стрелкового полка (г.Саратов).В 1934г. уволен в длительный отпуск.
С 07 ноября 1937г. курсант Ленинградского пехотного училища и слушатель 9 военной авиационной школы летчиков и летчиков наблюдателей (г.Харьков).
С 07 ноября 1938г. младший летнаб (летчик наблюдатель воинской части 8793 (г.Орел)- 45 скоростной бомбардировочный авиаполк Орловского военного округа.
С 11 февраля по 13 марта 1940г. полк принимал участие в Советско-финской войне.
С августа 1940г. полк вошел в состав Одесского военного округа. Базировался под г.Тирасполь.
Полк участвовал в боях на Южном фронте с 22 июня по 15 июля 1941г.
В августе 1941г. Григорий Кузьмич стрелок бомбардир звена 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии Брянского фронта (командир полка- Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич).
27 августа полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных). С 28 августа полк приступил к боевой работе.
30 августа экипаж: старший лейтенант Клименко Александр Евдокимович, лейтенант Чернов Григорий Кузьмич, стрелок радист младший сержант Бузин Михаил Павлович, во время бомбардирования цели потеряли ведущее звено и вместе с ведомым самолетом потеряли ориентир. После посадки в районе Городище старший лейтенант Клименко восстановил ориентир и вместе с ведомым вернулся на свой аэродром.
К 10 октября совершил 32 успешных боевых вылета.
Приказом от 30 октября 1941г. награжден орденом Красного Знамени.
10 августа- два раза водил звено на бомбардировку опорного пункта противника в район Опоки (Ржев). В районе цели звено было атаковано истребителями противника, групповым огнем один из них был сбит.
14 августа водил звено из 9 самолетов на бомбардировку опорного пункта противника в район Зеленкино (севернее г.Ржев). Бомбв сброшены точно на цель.
15 августа летал со звеном на бомбардировку скопления войск противника в районе Жуковка. В районе цели атакованы группой истребителей, все атаки были отбиты.
25 августа 1942г. при бомбардировке войск противника в районе Слободка, звено было атаковано 9 истребителями противника. Групповым огнем был сбит один истребитель Ме-109 (Мессершмитт).
03 сентября водил звено из 9 самолетов на бомбардировку аэродрома противника в районе совхоза Дугино.
06 сентября водил звено бомбить железнодорожную станцию Сычевка (Смоленская обл.).
С 04 августа по 06 сентября 1942г. 20 раз водил свое звено на боевые задания. Представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 05 ноября 1942г. старший лейтенант Чернов награжден медалью «За отвагу».
28 октября выполнял разведывательный полет железной и грунтовых дорог на участке Ржев- Оленино. Экипаж был атакован четверкой истребителей. В воздушном бою экипаж сбил один истребитель Ме-109.
10 ноября в составе группы бомбил железнодорожный мост на р.Десна на перегоне Олсуфьево- Рековичи (Брянская обл.).
К 13 января 1943г. совершил еще 25 эффективных боевых вылетов, приказом от 12 февраля 1943г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
15 марта 1943г. не вернулся с боевого задания из района Ярцево-Духовщина экипаж: заместитель командира эскадрильи лейтенант Тишин Кузьма Илларионович, штурман эскадрильи старший лейтенант Чернов Григорий Кузьмич, стрелок радист сержант Муравский Станислав Васильевич.
Боевой путь
261 пикирующий бомбардировочный авиаполк формировался в пос.Монино (Московская обл.). Основу полка составили группы летно-технического состава 45 и 16 скоростных бомбардировочных авиаполков, прибывших для переучивания на самолет Пе-2. Командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич.
27 августа 1941г. 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных).
С 28 августа полк приступил к боевой работе. Совершено 11 самолетовылетов в район Новгород-Северский (Черниговская обл.). С задания не вернулись 6 экипажей, 3 из них, потеряв ориентировку, совершили вынужденные посадки.
29 августа- 1 разведывательный вылет, 6 вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в район Сагутьево (Брянская обл.). Состав полка- 12 исправных и 2 неисправных самолета.
30 августа 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка совершили по 3 вылета, всего произведено 25 самолетовылетов. 1 самолет сбит зенитной артиллерией противника, экипаж погиб. Состав полка- 10 исправных и 3 неисправных самолета.
31 августа- 12 самолетовылетов для бомбардировки противника в районе д.Темная и моста через р.Дисна юго-восточнее г.Новгород-Северский. С задания не вернулись 2 экипажа. 2 самолета, совершившие вынужденную посадку 28 августа вернулись, третий, потеряв ориентировку, потерпел аварию при совершении вынужденной посадки и был сдан в ремонт в г.Орёл. Состав полка: 8 исправных самолетов, 5 неисправных.
01 сентября совершен 21 самолетовылет. Зенитной артиллерией противника сбито 2 самолета. 1 самолет разбит при посадке. Состав полка: 5 исправных и 5 неисправных самолетов.
02 сентября 3 самолета Пе-2 с 07-05 до 08-00 выполняли задание в районе д.Муравьи (Сумская обл.). Были атакованы истребителями противника. 1 самолет сбит. Состав полка: 7 исправных и 2 неисправных самолета.
03 и 04 сентября полк вылетов не производил.
05 сентября выполнено 6 вылетов на бомбардировку скопления танков противника в район станции Знобь-Новгородское (Сумская обл.) и 1 вылет на разведку.
06 сентября- 14 боевых вылетов в район д.Свмцы (Брянская обл.).
07 сентября- 32 самолетовылета в район Семцы- Романовка- Бугаевка.
08 сентября выполнено 3 вылета для лидирования самолетов, 1 вылет на разведку. Зенитной артиллерией противника сбит 1 самолет. Состав полка: 6 исправных самолетов и 2 неисправных.
09 сентября- 8 самолетовылетов в район Ивот- Новгород-Северский. 1 самолет сбит истребителями противника. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.
10 сентября- 7 самолетовылетов. При заводке одного из самолетов на место стоянки была сломана правая сторона руля глубины. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.
11-13 сентября полк вылетов не производил.
14 сентября- 1 самолетовылетов на бомбардировку частей противника в район г.Новгород-Северский. Полк перебазировался на аэродром Столбище (Орловская обл.).
15 сентября- 8 боевых вылетов в район Вовна и Глазовое (Сумская обл.). Состав полка: 5 исправных самолетов (3 самолета 1-й авиаэскадрильи, по одному во 2-й и в звене управления) и 2 неисправных.
16 сентября- 17 самолетовылетов в район с.Ивот (Сумская обл.).
17 сентября- 9 вылетов в район с.Шатрище
18 сентября- 10 самолетовылетов в район Шатрище- Вовна. Временно исполняющим обязанности комполка назначен подполковник Юзеев Леонид Николаевич.
19 сентября- 15 самолетовылетов в район с.Шатрище и с.Вовна. У одного из самолетов отказа мотор. Состав полка: 4 исправных самолета и 3 неисправных.
20 сентября- 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Бирино, Дубровка (Сумская обл.).
21 сентября полк вылетов не производил.
22 сентября произведено 11 самолетовылетов для бомбардировки войск противника в районе сел Калиевка, Шатрище, Ямполь.
23 сентября полк вылетов не производил.
24 сентября полк произвел 18 самолетовылетов в район сел Калиевка, Шатрище, Ямполь. Состав полка: 5 исправных самолета и 2 неисправных.
25 сентября полк произвел 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Ямполь.
26 сентября полк вылетов не производил. Один самолет был разобран и отправлен для ремонта на ст.Монино. Состав полка: 5 исправных самолетов и 1 неисправный.
27 сентября полк произвел 8 самолетовылетов на бомбардировку аэродрома противника в г.Новгород-Северский, войска противника в районе с.Шатрище. В районе цели экипажи обстреляны зенитной артиллерией и пулеметами противника. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.
28 сентября- 6 разведывательных вылетов с бомбометанием. Экипажи были атакованы истребителями противника. Состав полка: 1 исправный самолет и 5 неисправных.
29 сентября полк вылетов не производил. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.
30 сентября произведено 3 самолетовылета на бомбардировку в район Ямполь- Белица. Состав полка: 4 исправных самолетов и 1 неисправный.
01 октября- 8 самолетовылетов. Экипажи подвергались атакам истребителей противника и обстрелам зенитной артиллерии. Один экипаж не вернулся с боевого задания.
Экипажи 2 самолетов при перелете на аэродром Столбище (Орловская обл.) аэродром не нашли, совершили вынужденную посадку, разбив самолеты. Оба самолета по распоряжению Орловского НКВД сожжены. Состав полка: 2 исправных самолета и 1 неисправный.
02 октября- 1 вылет на бомбардировку в район г.Севск (Брянская обл.).
03 октября- с аэродрома Каменка совершено 2 вылета на разведку дороги Кромы- Дмитров-Орловский, 1 вылет на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Состав полка: 2 исправных самолета, неисправный самолет отправлен в г.Карачев для установки моторов.
04 октября- с аэродрома Мценск совершено 2 самолетовылета на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Один самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Оставшийся самолет произвел посадку на аэродроме г.Елец и поступил в распоряжение 24 ближнебомбардировочного авиаполка.
05 октября личный состав полка с техническим имуществом прибыл на аэродром Одоево, 06 октября- на аэродром Елец.
10 октября оставшийся в строю самолет Пе-2 передан в полное распоряжение командира 24 пикирующего бомбардировочного авиаполка.
Личный состав полка убыл в 9 запасной авиаполк (г.Казань) для доукомплектования и получения новой материальной части.
В июне 1942г. командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Мартынов Михаил Иванович.
В июле 1942г. полк вылетел на фронт. С 4 августа вошел в состав 204 бомбардировочной авиадивизии. Вел боевую работу на Ржевско-Сычевском направлении. Содействовал в освобождении нашими наземными войсками городов Карманово, Погорелое городище, Зубцов и других населенных пунктов.
25 января 1943г. командиром полка назначен майор Дымченко Василий Иванович. До лета 1943г. полк участвовал в наступательной операции на Смоленском направлении. Бомбардировал железнодорожные станции Павлиново, Коробец, Спас-Деменск, аэродромы Сеща и Брянск.