![Черноусов Иван Петрович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2025/02/12/f4e121db5baa6435d210dd93f94e89be.jpg)
Иван
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка, Черноусов Иван Петрович, родился 18 марта 1913г. в деревне Архаровка Иссинского района Пензенской области, в крестьянской семье.
Его отец – Черноусов Петр Ефимович- военнослужащий, пропал без вести в Первую мировую войну на территории Польши.
Мать – Чернышова Авдотья Андреевна – умерла в 1919 году от эпидемии тифа. Так мой дедушка и его старшая сестра остались сиротами.
В нашем семейном архиве бережно хранятся документы тех тяжелых дней, когда 6-ти летний мальчик и его 14-ти летняя сестра остались одни. Их взял на воспитание двоюродный дедушка, Чернышов Фома Андреевич, и увез их в село Владыкино Пензенской области.
В приёмной семье, моего деда, приняли как родного, позже опекунство переняла его тетя Чернышова (Федорова) Ольга Фоминична, которую он почитал как мать. Семья жила тем, что содержала яблоневые сады и птицу для дальнейшей продажи на ярмарках. С 16 лет мой прадед уже трудился трактористом в Пестравском районе Куйбышевской области. Так привился интерес моего дедушки к сельскому хозяйству и механизмам. Это повлияло на его дальнейший выбор профессии – в 1934 году он поступил, а 1939 году окончил Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства по специальности инженера-механика сельского хозяйства.
После окончания института мой дед был направлен по распределению в село Марковка Марковского района Ворошиловградской области (сейчас это п.г.т. Марковка Луганской Народной Республики).
20 октября 1940 года дедушка был призван на военную службу в Новосибирский военный округ в 43 отдельный Автотранспортный батальон, где он и встретил известие о начале Великой отечественной войны.
Уже 05 июля 1941 года был направлен для участия в военных действиях в должности командира ремонтного взвода 43-го Отдельного Автотранспортного батальона 24-й Армии, затем 33-й армии Западного фронта.
С 10 января 1943 года по 25 августа 1944 года в звании помощника командира ремонтной роты по технической части 13-го Автополка 2-й Автобригады служил в составах Ставки Верховного Главнокомандования, Степного, Брянского, 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронта.
С 25 августа 1944 года по 10 января 1945 года в звании инженера по ремонту и эксплуатации автотранспорта 16-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования, 2-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронта.
С 11 января 1945 года по 01 августа 1945 года в должности инженера по ремонту и эксплуатации автопарка 10-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования 2-го Белорусского фронта.
Упорство и трудолюбие, привитые с детства, а также знания, полученные в институте, помогли моему деду в тяжелых полевых условиях и в кратчайшие сроки поставить на поток ремонт техники и их запчастей. За годы войны он показал себя грамотным инженером, знающим технику и ремонт. Он был требователен к себе и подчиненным, заслужил авторитет среди личного состава. Был не раз отмечен за это поощрениями от вышестоящего командования. Об этом рассказывают вырезки из газет, которые бережно хранятся в семейном архиве.
Из сохранившихся фронтовых газетных статей 1941-1943 гг. я узнаю, как старший сержант Иван Черноусов в полевых условиях производил ремонт и изготовление автозапчастей для нужд фронта. Как создал станок для расточки подшипников. Ему даже принадлежит идея двигающегося диффузора для карбюратора, что привело к экономии бензина. Он наладил в полевых условиях отливку различных шкивов, корпусов водяных насосов, бензоотстойников.
В июле 1942 года был удостоен участвовать на технической конференции авточастей западного фронта от 43-го отдельного автотранспортного батальона.
Особое внимание мой дед уделял обучению личного состава, своим знаниям и опыту, приобретенным за годы учебы и военных действий.
В 1941 году участвовал в боях за г.Ельня и был награжден указом Президиума Верховного Совета СССР медалью за «Боевые Заслуги» - данную медаль он чтил, как самую дорогую, т.к. много друзей и однополчан погибло под Ельней. И даже в поствоенное время он вспоминал об этих боях со слезами на глазах.
Мой дед участвовал в боях за оборону г. Москва, освобождение г. Полоцка, г. Минска, г. Риги, г. Шауляй, г. Паневежис, Польши (г. Торунь, г. Млава, г. Быдгощ), Восточной Пруссии, г. Торунь, победу встретил в г. Штеттин, который находится на северо-западе Польши.
После разгрома нацисткой армии, эшелоны советских военнослужащих направлялись на Дальний Восток в целях ликвидации союзников нацистов - Японии. Мой дед также был направлен на войну с Японией, но из-за тяжелой болезни, возникшей в дороге, был снят с поезда.
02 сентября 1945 года Япония капитулировала.
Война закончилась.
Мой дед, после войны, остался служить в армии.
В 1953 году закончил военную академию имени Дзержинского, служил в разных городах нашей Родины, руководил артиллерийскими арсеналами.
В 1961 году в звании инженера-подполковника был уволен в запас, прослужив на гордость Родине 25 лет с учетом боевых действий.
В 2000 году приказом Верховного Главнокомандующего Вооружённых Сил Российской Федерации В.В. Путина присвоено звание Полковник.
Наша семья с бережностью хранит памятные награды.
Будучи на военной пенсии мой дед продолжал работать в г. Куйбышев сначала Главным инженером совхоза «Тепличный», затем Главным механиком Мехзавода №1, а затем Главным механиком «Самарской табачной фабрики», ушел на пенсию только когда ему исполнилось 75 лет.
Боевой путь
20 октября 1940 года призван на военную службу в Новосибирский военный округ в 43 отдельный Автотранспортный батальон, где он и встретил известие о начале Великой отечественной войны.
05 июля 1941 года был направлен для участия в военных действиях в должности командира ремонтного взвода 43-го Отдельного Автотранспортного батальона 24-й Армии, затем 33-й армии Западного фронта.
С 10 января 1943 года по 25 августа 1944 года в звании помощника командира ремонтной роты по технической части 13-гоАвтополка 2-й Автобригады служил в составах Ставки Верховного Главнокомандования, Степного, Брянского, 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронта.
С 25 августа 1944 года по 10 января 1945 года в звании инженера по ремонту и эксплуатации автотранспорта 16-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования, 2-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронта.
С 11 января 1945 года по 01 августа 1945 года в должности инженера по ремонту и эксплуатации автопарка 10-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования 2-го Белорусского фронта.
Воспоминания
Из воспоминаний деда Черноусова И.П.
Шёл октябрь 1941 года. На подступах к Москве немецкие войска сосредоточили большую часть своих боевых сил. Фашисты наступали и пытались взять в кольцо соединения советских войск. Дед обеспечивал Первую линию обороны вооружением, обмундированием и питанием. В тот день непрерывным потоком, колонной по 8-10 машин, на автомобилях ГАЗ-АА (знаменитая «полуторка»), двигались доверху груженные снарядами и патронами. Доставив боеприпасы, колонна развернулась и последовала в тыл за очередной партией. Медлить было нельзя.
В каждом автомобиле было по два военнослужащих: водитель и сопровождающий. Возглавлял колонну грузовик, в кабине которого находился офицер в звании майора. Чтобы скрыться от вражеской авиации, колонна передвигалась по лесу и лощинам. Неожиданно на холме, над лощиной, появилась колонна вражеских танков. Головной танк немцев произвел предупредительный выстрел, требуя колонну остановиться. Их разделяло менее 50 метров. Немецкий офицер приказал майору подойти на переговоры, а военнослужащим покинуть машины и лечь на землю. Солдаты вышли и легли на землю, но по действующему приказу двигатели своих машин они не заглушили. О чем говорил немец и наш командир слышно деду не было, но они поняли, что сдаваться мы не собираемся. Вдруг раздался выстрел, майор упал. Мой прадед был не из робкого десятка и понимал, что промедление смерти подобно. Вскочив с земли, он скомандовал: «Кто хочет жить, за мной!». Вместе с водителем они запрыгнули в кабину заведенной «полуторки» и развернулись практически на одном месте, устремившись в расположение советских войск. Вражеские танки преследовали их и непрерывно стреляли. Пытаясь оторваться от преследования, они на автомобиле заскочили в лес, но вражеские танки не отставали от них. И только когда они пересекли перепаханное поле, то смогли оторваться от преследования. Остановившись, они обнаружили, что в кузов смог запрыгнуть еще один солдат, который уцелел от вражеских выстрелов.
Более двух суток они искали расположение своей воинской части. Из всей колонны осталось в живых три человека, остальных сослуживцев никто никогда в живых не видел.
Уцелевшие трое бойцов сфотографировались вместе на памятной фотографии, но, к сожалению, за годы войны она не сохранилась.
Так боевая выручка моего деда помогла спасти его жизнь и жизнь его товарищей.
После войны
Мой дед, после войны, остался служить в армии.
В 1953 году закончил военную академию имени Дзержинского, служил в разных городах нашей Родины, руководил артиллерийскими арсеналами.
В 1961 году в звании инженера-подполковника был уволен в запас, прослужив на гордость Родине 25 лет с учетом боевых действий.
В 2000 году приказом Верховного Главнокомандующего Вооружённых Сил Российской Федерации В.В. Путина присвоено звание Полковник.
Будучи на военной пенсии мой дед продолжал работать в г. Куйбышев сначала Главным инженером совхоза «Тепличный», затем Главным механиком Мехзавода №1, а затем Главным механиком «Самарской табачной фабрики», ушел на пенсию только когда ему исполнилось 75 лет.