Черноусов Иван Петрович
Черноусов
Иван
Петрович
Полковник / инженер-механик
18.03.1913 - 5.06.2002

История солдата

Мой дедушка, Черноусов Иван Петрович, родился 18 марта 1913г. в деревне Архаровка Иссинского района Пензенской области, в крестьянской семье. 

Его отец – Черноусов Петр Ефимович- военнослужащий, пропал без вести в Первую мировую войну на территории Польши. 

Мать – Чернышова Авдотья Андреевна – умерла в 1919 году от эпидемии тифа. Так мой дедушка и его старшая сестра остались сиротами.

В нашем семейном архиве бережно хранятся документы тех тяжелых дней, когда 6-ти летний мальчик и его 14-ти летняя сестра остались одни. Их взял на воспитание двоюродный дедушка, Чернышов Фома Андреевич, и увез их в село Владыкино Пензенской области. 

В приёмной семье, моего деда, приняли как родного, позже опекунство переняла его тетя Чернышова (Федорова) Ольга Фоминична, которую он почитал как мать. Семья жила тем, что содержала яблоневые сады и птицу для дальнейшей продажи на ярмарках. С 16 лет мой прадед уже трудился трактористом в Пестравском районе Куйбышевской области. Так привился интерес моего дедушки к сельскому хозяйству и механизмам. Это повлияло на его дальнейший выбор профессии – в 1934 году он поступил, а 1939 году окончил Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства по специальности инженера-механика сельского хозяйства.

После окончания института мой дед был направлен по распределению в село Марковка Марковского района Ворошиловградской области (сейчас это п.г.т. Марковка Луганской Народной Республики). 

20 октября 1940 года дедушка был призван на военную службу в Новосибирский военный округ в 43 отдельный Автотранспортный батальон, где он и встретил известие о начале Великой отечественной войны.

 Уже 05 июля 1941 года был направлен для участия в военных действиях в должности командира ремонтного взвода 43-го Отдельного Автотранспортного батальона 24-й Армии, затем 33-й армии Западного фронта.

С 10 января 1943 года по 25 августа 1944 года в звании помощника командира ремонтной роты по технической части 13-го Автополка 2-й Автобригады служил в составах Ставки Верховного Главнокомандования, Степного, Брянского, 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронта.

С 25 августа 1944 года по 10 января 1945 года в звании инженера по ремонту и эксплуатации автотранспорта 16-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования, 2-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронта.

С 11 января 1945 года по 01 августа 1945 года в должности инженера по ремонту и эксплуатации автопарка 10-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования 2-го Белорусского фронта. 

Упорство и трудолюбие, привитые с детства, а также знания, полученные в институте, помогли моему деду в тяжелых полевых условиях и в кратчайшие сроки поставить на поток ремонт техники и их запчастей. За годы войны он показал себя грамотным инженером, знающим технику и ремонт. Он был требователен к себе и подчиненным, заслужил авторитет среди личного состава. Был не раз отмечен за это поощрениями от вышестоящего командования. Об этом рассказывают вырезки из газет, которые бережно хранятся в семейном архиве.  

Из сохранившихся фронтовых газетных статей 1941-1943 гг. я узнаю, как старший сержант Иван Черноусов в полевых условиях производил ремонт и изготовление автозапчастей для нужд фронта. Как создал станок для расточки подшипников. Ему даже принадлежит идея двигающегося диффузора для карбюратора, что привело к экономии бензина. Он наладил в полевых условиях отливку различных шкивов, корпусов водяных насосов, бензоотстойников. 

В июле 1942 года был удостоен участвовать на технической конференции авточастей западного фронта от 43-го отдельного автотранспортного батальона.

Особое внимание мой дед уделял обучению личного состава, своим знаниям и опыту, приобретенным за годы учебы и военных действий. 

В 1941 году участвовал в боях за г.Ельня и был награжден указом Президиума Верховного Совета  СССР медалью за «Боевые Заслуги» - данную медаль он чтил, как самую дорогую, т.к. много друзей и однополчан погибло под Ельней. И даже в поствоенное время он вспоминал об этих боях со слезами на глазах. 

Мой дед участвовал в боях за оборону г. Москва, освобождение г. Полоцка, г. Минска, г. Риги, г. Шауляй, г. Паневежис, Польши (г. Торунь,   г. Млава, г. Быдгощ), Восточной Пруссии, г. Торунь, победу встретил в г. Штеттин, который находится на северо-западе Польши.

После разгрома нацисткой армии, эшелоны советских военнослужащих направлялись на Дальний Восток в целях ликвидации союзников нацистов - Японии. Мой дед также был направлен на войну с Японией, но из-за тяжелой болезни, возникшей в дороге, был снят с поезда. 

02 сентября 1945 года Япония капитулировала. 

Война закончилась.

Мой дед, после войны, остался служить в армии. 

В 1953 году закончил военную академию имени Дзержинского, служил в разных городах нашей Родины, руководил артиллерийскими арсеналами.

В 1961 году в звании инженера-подполковника был уволен в запас, прослужив на гордость Родине 25 лет с учетом боевых действий. 

В 2000 году приказом Верховного Главнокомандующего Вооружённых Сил Российской Федерации В.В. Путина присвоено звание Полковник. 

Наша семья с бережностью хранит памятные награды. 

Будучи на военной пенсии мой дед продолжал работать в г. Куйбышев сначала Главным инженером совхоза «Тепличный», затем Главным механиком Мехзавода №1, а затем Главным механиком «Самарской табачной фабрики», ушел на пенсию только когда ему исполнилось 75 лет. 

Регион Самарская область
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Самара
Воинская специальность инженер-механик
Место рождения деревня Архаровка Иссинского района Пензенской области
Годы службы 1940 1961
Дата рождения 18.03.1913
Дата смерти 5.06.2002

Боевой путь

Место призыва Новосибирский военный округ
Дата призыва 20.10.1940
Боевое подразделение 43 отдельный Автотранспортный батальон
Завершение боевого пути г. Штеттин
Принимал участие В 1941 году участвовал в боях за г.Ельня, в боях за оборону г. Москва, освобождение г. Полоцка, г. Минска, г. Риги, г. Шауляй, г. Паневежис, Польши (г. Торунь, г. Млава, г. Быдгощ)

20 октября 1940 года призван на военную службу в Новосибирский военный округ в 43 отдельный Автотранспортный батальон, где он и встретил известие о начале Великой отечественной войны.

 05 июля 1941 года был направлен для участия в военных действиях в должности командира ремонтного взвода 43-го Отдельного Автотранспортного батальона 24-й Армии, затем 33-й армии Западного фронта.

С 10 января 1943 года по 25 августа 1944 года в звании помощника командира ремонтной роты по технической части 13-гоАвтополка 2-й Автобригады служил в составах Ставки Верховного Главнокомандования, Степного, Брянского, 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронта.

С 25 августа 1944 года по 10 января 1945 года в звании инженера по ремонту и эксплуатации автотранспорта 16-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования, 2-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронта.

С 11 января 1945 года по 01 августа 1945 года в должности инженера по ремонту и эксплуатации автопарка 10-го Автополка 2-й Автобригады служил в составе Ставки Верховного Главнокомандования 2-го Белорусского фронта.

Воспоминания

Из воспоминаний деда Черноусова И.П.

Шёл октябрь 1941 года. На подступах к Москве немецкие войска сосредоточили большую часть своих боевых сил. Фашисты наступали и пытались взять в кольцо соединения советских войск. Дед обеспечивал Первую линию обороны вооружением, обмундированием и питанием. В тот день непрерывным потоком, колонной по 8-10 машин, на автомобилях ГАЗ-АА (знаменитая «полуторка»), двигались доверху груженные снарядами и патронами. Доставив боеприпасы, колонна развернулась и последовала в тыл за очередной партией. Медлить было нельзя.
В каждом автомобиле было по два военнослужащих: водитель и сопровождающий. Возглавлял колонну грузовик, в кабине которого находился офицер в звании майора. Чтобы скрыться от вражеской авиации, колонна передвигалась по лесу и лощинам. Неожиданно на холме, над лощиной, появилась колонна вражеских танков. Головной танк немцев произвел предупредительный выстрел, требуя колонну остановиться. Их разделяло менее 50 метров. Немецкий офицер приказал майору подойти на переговоры, а военнослужащим покинуть машины и лечь на землю. Солдаты вышли и легли на землю, но по действующему приказу двигатели своих машин они не заглушили. О чем говорил немец и наш командир слышно деду не было, но они поняли, что сдаваться мы не собираемся. Вдруг раздался выстрел, майор упал. Мой прадед был не из робкого десятка и понимал, что промедление смерти подобно. Вскочив с земли, он скомандовал: «Кто хочет жить, за мной!». Вместе с водителем они запрыгнули в кабину заведенной «полуторки» и развернулись практически на одном месте, устремившись в расположение советских войск. Вражеские танки преследовали их и непрерывно стреляли. Пытаясь оторваться от преследования, они на автомобиле заскочили в лес, но вражеские танки не отставали от них. И только когда они пересекли перепаханное поле, то смогли оторваться от преследования. Остановившись, они обнаружили, что в кузов смог запрыгнуть еще один солдат, который уцелел от вражеских выстрелов.
Более двух суток они искали расположение своей воинской части. Из всей колонны осталось в живых три человека, остальных сослуживцев никто никогда в живых не видел.
Уцелевшие трое бойцов сфотографировались вместе на памятной фотографии, но, к сожалению, за годы войны она не сохранилась.
Так боевая выручка моего деда помогла спасти его жизнь и жизнь его товарищей.

Награды

Письма

Письмо родным

Письмо родным

Фотографии

Черноусов И.П. с медалью "За боевые заслуги"

Черноусов И.П. с медалью "За боевые заслуги"

Черноусов И.П. с боевыми товарищами

Черноусов И.П. с боевыми товарищами

Черноусов И.П. обучает молодых бойцов основам устройства автомобиля

Черноусов И.П. обучает молодых бойцов основам устройства автомобиля

После войны

Мой дед, после войны, остался служить в армии. 

В 1953 году закончил военную академию имени Дзержинского, служил в разных городах нашей Родины, руководил артиллерийскими арсеналами.

В 1961 году в звании инженера-подполковника был уволен в запас, прослужив на гордость Родине 25 лет с учетом боевых действий. 

В 2000 году приказом Верховного Главнокомандующего Вооружённых Сил Российской Федерации В.В. Путина присвоено звание Полковник. 

Будучи на военной пенсии мой дед продолжал работать в г. Куйбышев сначала Главным инженером совхоза «Тепличный», затем Главным механиком Мехзавода №1, а затем Главным механиком «Самарской табачной фабрики», ушел на пенсию только когда ему исполнилось 75 лет. 

Семья солдата

Наталья
Коваленко Наталья Александровна

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: