Чак Нахман Янкелевич
Чак
Нахман
Янкелевич
Лейтенант. / Младший лётчик экипажа аэ 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 42 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, 3 авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации СВГК КА.
14.11.1919 - 28.06.1941

История солдата

Звание.

Лейтенант.

Должность.

Младший лётчик экипажа авиационной эскадрильи 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 42 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, 3 авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации, Командования дальней бомбардировочной авиации, Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии (06.1941).

                 Лейтенант ЧАК НАХМАН ЯНКЕЛЕВИЧ, 14.11.1919 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Киевская губерния, Радомысльский уезд, Малинская волость, местечко Чоповичи (по административному делению: 1. СССР: Украинская ССР, Житомирская область, Коростенский район, Чоповичский сельский совет, посёлок Чоповичи; 2. УКРАИНЫ: Житомирская область, Коростенский район, посёлок городского типа Чоповичи), еврей. В РККА призван: 11.1938 года. Образование: 1. Гражданское (общее): Школа (в ?г.); 2. Военное: ?. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 года, в должности: Младшего лётчика экипажа авиационной эскадрильи 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 52 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, 3 авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации, Командования дальней бомбардировочной авиации, Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии С Великой Отечественной войны не вернулся: 28.06.1941 года, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, из района города Бобруйск, Бобруйского района, Могилёвской области, Белорусской ССР. Экипаж учтён погибшим. Захоронен: неизвестно. Родственники: РСФСР, Ленинградская область, город Ленинград, ул. Пестеля, дом 21, кв. №14, отец - Чак Яков Иосифович.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов:

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения __.__.1919; 14.11.1919

Место рождения Украинская ССР, Житомирская обл., М. Чаповичи; Украинская ССР, Житомирская обл.,                                     м. Чеповичи

Дата поступления на службу 20.11.1938

Воинское звание лейтенант

Воинская часть 212 авп (212 авп); 162 равп (162 равп); 212 дбап 3 авк ЗапВО (212 дбап, 3 авк ЗапВО)

 

Учетно-послужная картотека.

Чак Нахман Янкелевич

Дата рождения: 14.11.1919

Место рождения: Украинская ССР, Житомирская обл., м. Чеповичи

Дата поступления на службу: 20.11.1938

Воинское звание: лейтенант

Наименование воинской части: 162 равп,212 дбап 3 авк ЗапВО

Дата окончания службы: 28.06.1941

 

Записи из БД офицеров ЦА МО РФ.

Чак Нахман Янкелевич

Дата рождения: 14.11.1919

Место рождения: Украинская ССР Житомирская область местечко Чаповичи

Дата призыва: 20.11.1938

Воинское звание: лейтенант

Дата выбытия: 13.05.1942

 

Приказ об исключении из списков.

Чак Нахман Янкелевич

Дата рождения: __.__.1919

Место рождения: Украинская ССР, Житомирская обл., М. Чаповичи

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: 212 авп

Дата выбытия: не позднее 13.05.1942

Причина выбытия: погиб

 

Приложение:

1.  212 дальне - бомбардировочный авиационный полк ("ПАРНАС": https://clck.ru/S3tK9 ; “ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/bap/212.htm ); 42 дальне - бомбардировочная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/3D3xxE ); 3 авиационный корпус дальней бомбардировочной авиации ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/S3t7b ):

- 212 дальне - бомбардировочный авиационный полк:

Командование.

Управление.

Командир: ГОЛОВАНОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ (7.08.1904, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Нижегородская губерния, губернский город Нижний Новгород - на 05.1945, командующий 18 Воздушной Армией, Командования ВВС КА; 22.9.1975, РСФСР, Московская область, город Москва, Новодевичье кладбище, индивидуальное захоронение), подполковник (Главный маршал авиации). Период командования: 16.02.1941 - 16.08.1941. Документы, личная страница (портал «ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 – 1945»: https://clck.ru/3D3iCM ); Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/3D3iif ;

- 42 дальне - бомбардировочная авиационная дивизия:

              "История. 42-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия сформирована в соответствии с Постановлением СНК СССР № 2265-977сс от 05.11.1940 г. «О Военно-воздушных силах Красной Армии». Дивизия именовалась в различных документах по-разному:

Хотя согласно указанному Постановлению с 5 ноября 1940 года «…Дальнебомбардировочные авиационные дивизии именовать: авиационными дивизиями Дальнего Действия (ДД).»

42-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия сформирована с дислокацией на аэродромах Шаталово и Пуховичи в составе трёх полков:

После формирования дивизия вошла в состав 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации. С началом войны дивизия принимала участие в боях на Западном и Юго-Западном фронтах в составе 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации:

  • Приграничные сражения с 22 июня 1941 года по 29 июня 1941 года
  • Удары по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувалки, Прасныш 22 июня 1941 года
  • Удары по скоплениям войск противника в районе Сейны, Сопоцкин, Луков, Радин, Венгров в ночь на 22 июня 1941 года
  • Удары по немецким танковым и моторизованным колоннам, двигавшимся по Брестскому шоссе и по грунтовым дорогам 24 июня 1941 года.
  • Удары по колоннам фашистских танков, двигавшихся на Ошмяны и удар по аэродрому Вильно 25 июня 1941 года.
  • Удары по скоплениям моторизованных войск противника в районе Радошкевичн, Молодечно, Ошмяны, Крево, Раков и по мотомехчастям противника, которые продвигаются от Минска на Оршу и Могилёв 26 июня 1941 года.
  • дары по скоплениям моторизованных войск противника юго-западнее Бобруйска и по колоннам фашистских танков и автомашин на дорогах Глусск — Бобруйск и Глуша — Бобруйск 30 июня 1941 года.
  • Смоленское сражение с 10 июля 1941 года по 7 августа 1941 года
  • Удары по вражеским аэродромам в районе Вильно, Глубокое, Крупки, Бобруйск, Кличев 12 июля 1941 года.
  • Поддержка контрударов Западного Фронта с 26 июля 1941 года по 28 июля 1941 года.

В первый день войны из 70 экипажей 96-го дальнебомбардировочного авиационного полка не вернулось 22 экипажа. Кроме того, один бомбардировщик во время разбега взорвался на своей же бомбе ФАБ-1000: лётчик слишком рано «подорвал» самолёт на взлёте. 207-й полк потерь не имел, но 24 июня из 18 самолётов, бомбардировавших танки и войска противника на шоссе западнее Пружаны и Кобрина, вернулось только 8, а 10 были сбиты[2].

24 июня была поставлена задача бомбардировать аэродром Вильно. Воздушная разведка выявила здесь большое скопление немецких самолётов. Задачу выполнял 96-й полк составом 9 экипажей. Задачу экипажи выполнили успешно. В момент налёта на аэродроме Вильно находилось 36 немецких истребителей, 9 двухмоторных и 4 четырёхмоторных бомбардировщика, а также военно-транспортные самолёты. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, прикрывавшей аэродром, был нанесён точный удар. Однако сразу же после выполнения боевого задания группа 96-го полка была атакованы «мессершмиттами». В результате эскадрилья полка потеряла 5 самолётов Ил-4[2].

26 июня 1941 год экипаж 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Посмертно ровно через месяц 26 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитан Н. Ф. Гастелло удостоен звания Герой Советского Союза.

Весь июнь и июль полки дивизии были привлечены для выполнения боевых задач по ближним целям: аэродромы противника, живая сила и скопления войск противник, танковые и механизированные колонны противника.

207-й полк в короткие сроки освоил случайным образом попавшие на аэродром самолёты ББ-22 (Як-2). Экипажи на этих самолётах успешно выполняли бомбардировку скопления войск противника на дорогах и в районе переправ, был подорван наплавной мост через Березину[2].

6 июля 1941 года дивизия перебазировалась на Брянский аэродромный узел. Все части и подразделения авиационного тыла остались на старом узле — они должны принять соединения ВВС Западного фронта и обеспечивать их дальнейшую работу. Уже 12 июля полки дивизии наносили удары по аэродромам противника в районе Вильно, Глубокое, Крупки, Бобруйск и Кличев с нового места базирования, по танкам и моторизованным войскам в районе переправы у Шклова, возле Староселья, Сиротина, Бещенковичей.

14 июля самолёты 207-го дальнебомбардировочного авиаполка были перехвачены над Днепром. В тяжёлом и продолжительном воздушном бою два Ил-4 были сбиты в районе целей, а три повреждённых корабля также не вернулись на свой аэродром. 15 июля полк снова бомбил переправу у Шилова и уничтожал фашистские танки в районе населённых пунктов Шамов и Горки. Потери составили 7 самолётов.

В начале июля 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение: в целях сохранения авиации Главного Командования и наиболее целесообразного её применения постановку задач дальнебомбардировочной авиации возложить лично на начальника Генерального штаба. В директиве Ставки, разосланной командующим Фронтами 3 июля 1941 года, отмечалось, что часть авиации расходуется нецелесообразно. Объект может быть поражён 3-5 самолётами, а посылаются большие группы кораблей. Ставка категорически запретила производить вылет на бомбометание объектов и войск большими группами самолётов. Приказывалось: бомбометание одной цели производить одновременно силами не более звена, в крайнем случае эскадрильи.

1 июля 1941 года из состава дивизии был выведен 1-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк на самолётах ТБ-3 для обеспечения высадки десантных войск. За первый месяц войны полк выполнил 361 ночной боевой вылет, средняя, продолжительность каждого на них составила около трёх часов; было сброшено 316,5 тонны авиабомб, перевезено около 120 тонн грузов, лётчики сбросили 15 тонн различных листовок с обращением к немецким солдатам. На смену ему пришёл 4-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк на самолётах ДБ-3 (Ил-4). Полк базировался в Забайкалье. 5 июля 1941 года стартовав с аэродрома Укурей полк в составе 73-х самолётов ДБ-3А вылетел на фронт. Уже 7 августа 1941 года полк вошёл в состав дивизии, прибыв на фронтовой аэродром. С 8 августа полк включился в боевую работу: уничтожение переправ, бомбардировка мостов, штурмовка на бреющем механизированных колонн противника. За пять месяцев боевых действии полк потерял около 60 % личного состава и практически все самолёты (в полку осталось всего три ДБ-ЗА). Вскоре в качестве пополнения полк получил несколько Ил-4.

С 10 июля дивизия принимает участие в Смоленском сражении. В июле дивизия выполняла задачи по уничтожению самолётов противника на аэродроме Витебск и площадке Сава по дороге на Оршу, переправ через Днепр на участке Шклов, Копысь; скопления мотомехчастей противника в районе Любиничи, в лесу восточнее Шилов (15 км), мотомехчасти противника на дороге в направлении Красные Горки. 4 августа дивизия перебазировалась на полевые аэродромы Орловского аэроузла. С августа дивизия боевые действия вела только ночью. 8 августа управление корпуса, куда входила дивизия расформировали, все корпусные части переданы в состав дивизии.

В середине августа 207-й дальнебомбардировочный авиационный полк расформирован. Самолёты и личный состав переданы в полки дивизии. 4-й дальнебомбардировочный авиационный полк в начале сентября 1941 года привлекался командованием для освоения торпедометания в Крыму. Дивизия в марте 1942 года была расформирована вместе с 96-м дальнебомбардировочным авиационным полком.";

В Действующей Армии: 22.06.1941 - 03.12.1941.

Командование.

Управление.

Командир: ТУПИКОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ (23.4.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Ставропольская губерния, Прасковейский уезд, уездный город Прасковея - на 05.1945, командир 1 гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленско-Берлинского корпуса, 18 Воздушной Армии; 16.11.1961, РСФСР, Московская область, город Москва, Новодевичье кладбище, индивидуальное захоронение), генерал - майор авиации (генерал - полковник авиации). Период командования: 22.06.1941 - 12.08.1941. Документы, личная страница (портал «ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 – 1945»: https://clck.ru/3D3jva ); Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/3D3joE ;

Состав:

- 96 дальне-бомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: 22.06.1941 - 01.03.1942. Командир: МЕЛЬНИКОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ (19.11.1903, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Уфимская губерния, Златоустовский уезд, уездный город Златоуст - на 06.1945, исполняющий должность командира 55 бомбардировочной авиационной дивизии, 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 9 Воздушной Армии, Приморской группы войск, Дальневосточного фронта; 28.07.1954, уволен в запас; 19.04.1971, умер), подполковник (генерал - майор авиации). Документы, личная страница (портал «ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 – 1945»: https://clck.ru/3D4266 ); Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/3D42dR ;

- 207 бомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: 22.06.1941 - 18.08.1941. Командир: ТИТОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (26.11.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Могилёвская губерния, Оршанский уезд, Высочанская волость, деревня Бураки - на 05.1945, заместитель командира 5 гвардейской штурмовой авиационной Запорожской Краснознамённой дивизии, 2 гвардейского штурмового авиационного Владимир - Волынского Краснознамённого корпуса; 31.08.1945, уволен в запас), подполковник (гвардии полковник). Документы (портал «ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 – 1945»: https://clck.ru/3D43HC );

- 1 тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: 22.06.1941 - 15.08.1941. Командир: ФИЛИППОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (24.10.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Тверская губерния, Весьегонский уезд, Забоцкая волость, деревня Филиппково - на 05.1945, исполняющий должность начальника штаба Новосибирской военной авиационной школы летчиков, СибВО; 13.06.1946, уволен в запас; 9.10.1994, РСФСР, Оренбургская область, город Оренбург), полковник. Документы, личная страница (портал «ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 – 1945»: https://clck.ru/3D3zfa ); Личная страница на портале Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков имени В. П. Чкалова: https://clck.ru/3D3z7K ;

- 212 дальне-бомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: 22.06.1941 - 31.10.1941. Командир: ГОЛОВАНОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ (7.08.1904, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Нижегородская губерния, губернский город Нижний Новгород - на 05.1945, командующий 18 Воздушной Армией, Командования ВВС КА; 22.9.1975, РСФСР, Московская область, город Москва, Новодевичье кладбище, индивидуальное захоронение), подполковник (Главный маршал авиации). Период командования: 16.02.1941 - 16.08.1941. Документы, личная страница (портал «ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 – 1945»: https://clck.ru/3D3iCM ); Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/3D3iif ;

2. Лейтенант ЧАК Н. Я. в:

- "Списке евреев - военнослужащих лётного состава ВВС СССР, в годы Великой Отечественной войны.".  Полная версия, с дополнениями, на личной странице гвардии старшего лейтенанта ФАЙБИСОВИЧА Г. Е. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/faybisovich-grigoriy-efimovich ; 

3. Фотографии:

- личная лейтенанта ЧАКА Н. Я. ("ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://clck.ru/3D3eEe );

- Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка (ВОЕННЫЙ АЛЬБОМ: https://waralbum.ru/28076/ ):

авторское описание фотографии: "Советский дальний бомбардировщик Ил-4, оборудованный пламегасителями, в полете. Для повышения скрытности во время ночных полетов на выхлопных патрубках двигателей бомбардировщика Ил-4 устанавливались глушители ГАМ-9 или самодельные глушители и пламегасители.";

4. 212 дальне - бомбардировочный авиационный полк (из воспоминаний Н. С. Скрипко;  http://www.pobeda1945.su/division/5891 ):

             "Так как после боевого вылета 22 июня до 25 процентов самолётов Ил-4 находилось в ремонте, а контрудар войск требовалось поддержать возможно большим числом кораблей, то при очередном докладе Жигареву я просил разрешить привлечь к боевым действиям корпуса 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиаполк А. Е. Голованова. Получив согласие, я вызвал командира авиаполка подполковника А. Е. Голованова и поставил ему боевую задачу: вечером 23 июня нанести бомбардировочный удар по объектам в районе Варшавы, а с рассвета 24 июня быть в готовности уничтожать колонны немецких танков и моторизованных войск в районе юго-западнее Гродно и частью сил - такие же цели на шоссе Брест - Слоним - Пружины и Брест - Картуз-Береза.
               23 июня наземная обстановка в районе Сувалки изменилась, боевой вылет 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса не потребовался. Все части простояли в 30-минутной готовности к вылету, а задачи так и не поступило. Боевые действия вёл только 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиаполк А. Е. Голованова. Вечером он нанёс бомбардировочный удар тремя звеньями по целям в районе Варшавы.
В 19 часов 17 минут эти самолёты с высоты 8000 метров бомбили в окрестностях Варшавы железнодорожный узел Прага, заполненный немецкими воинскими эшелонами, следовавшими на фронт. Затем экипажи бомбардировали немецкий аэродром Мокотув, патронно-снарядный военный завод в Ромбертуве...
          ...Одновременно с рассвета и до 19 часов 35 минут вечера авиачасти 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса действовали по немецким танковым и моторизованным колоннам, двигавшимся по Брестскому шоссе и по улучшенным грунтовым дорогам. Машины противника шли в плотных колоннах, поэтому бомбардировочные удары были эффективными. Серии фугасных бомб, перекрывая
походные порядки, вызывали пожары, уничтожали живую силу и технику врага. Действия бомб дополнялись пулемётным обстрелом с малых высот.
               По тем же целям действовали и самолёты 212-го дальнебомбардировочного авиаполка.
Экипажи бомбардировали колонны противника впервые и тем не менее успешно выполнили боевую задачу. Одну из эскадрилий лично вел командир полка Александр Евгеньевич Голованов.              Бомбардировочный удар по скоплениям войск противника в районе Гродно, Маловеры был нанесён 20 самолётами этого полка в 13 часов 32 минуты с
высоты 3800 метров. В 18 часов 40 минут вылетела последняя эскадрилья этого полка в составе 9 самолётов для бомбардировки автоколонн с войсками в районе Картуз-Берёза.
               При подходе к цели она была перехвачена большой группой истребителей противника. В результате неравного воздушного боя с превосходящими силами врага эскадрилья потеряла 8 самолетов Ил-4. Только один самолёт вернулся на свой аэродром. Эти тяжёлые потери ещё раз подтвердили необходимость обязательного сопровождения бомбардировщиков истребителями. Но прикрытия не было. Всего в этот день 212-й полк потерял 14 самолётов.";

5. Местечко Чоповичи, Коростенский район, Житомирская область, Украинская ССР ("Мой штетл", “Еврейские местечки Украины”: https://clck.ru/3D3mBd ).

Регион Украина
Воинское звание Лейтенант.
Населенный пункт: Киев
Воинская специальность Младший лётчик экипажа аэ 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 42 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, 3 авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации СВГК КА.
Место рождения Украинская ССР, Житомирская область, местечко Чиповичи.
Годы службы 1938 1941
Дата рождения 14.11.1919
Дата смерти 28.06.1941

Документы

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Фотографии

Лейтенант ЧАК Н. Я.

Лейтенант ЧАК Н. Я.

Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка.

Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 212 дальне - бомбардировочного авиационного полка.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: