Быков Федор Николаевич
Быков
Федор
Николаевич
мичман

История солдата

Мой дед, Быков Федор Николаевич,  родился 20 июня 1914 года в деревне Петрова Гора Пинежского района Архангельской области.

О детстве известно немного. Мать умерла рано. Отец был очень хорошим пекарем. Его хлеб славился на всю округу.

Учился в Пинежской школе, ходил в нее пешком 12,8км. Очень любил читать.

В октябре 1938 года женился на Анне Максимовне. Анна Максимовна закончила 3 класса, была портнихой, в войну шила обмундирование для фронта.

В браке родилось двое детей, сын - Евгений Федорович 9 июля 1939г. и дочь - Вера Федоровна 16 февраля 1948 года.

Нет точных данных, когда был призван во флот, но есть фотография, где он сфотографировался в форме матроса в 1934 году.

В книгу «Комсомол в боях за родину» включен рассказ про моего деда автора  А. Петрова  «Сын моря».

(Книга «Комсомол в боях за родину», вступительная статья И.М.Калинина, издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1942 года 372стр. (Всего 33 рассказа. Из них два про Зою Космодемьянскую «Моя Зоя» Л. Космодемьянская, «Таня»  П.Лидов)).

В рассказе написано, что с первого же дня строительства лодки старшина 2-й статьи Федор находился на ней, помогал ее строить.

Здесь его приняли в партию, три раза избирали секретарем комсомольской организации.

В 1938-1942 годах служил акустиком на подводной лодке Щ-421.

Про подводную лодку известно, что

06.12.1937 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота"Щ-313". 

Включена в состав 16-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ09.02.1938 командиром лодки назначен Павел Ильич Егоров.

19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

17.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "Щ-421".

21.06.1939 – 09.04.1942 вошла в состав  Северного флота 3-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Советско-финляндская война 1939-1940 гг. (2 боевых похода (28 суток).

Начало Советско-финляндской войны подводная лодка встретила в составе 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ. Командовал кораблем капитан-лейтенант Егоров Павел Ильич.

28.11.1939 командование Северного флота отдало распоряжение о развертывании подводных лодок в преддверии начала войны с Финляндией.

Еще до начала боевых действий, днем 28 ноября 1939 года подлодка вышла на позицию с задачей разведки подходов к Варангер-фьорду и наблюдения за иностранными кораблями и самолетами обнаруженными в районе действий.

Против всех чужих кораблей, использование оружия, разрешалось только после получения сигнала по радио «Выстрел». Заходить в норвежские территориальные воды подлодке запрещалось, но ее командиру предоставлялось право уничтожать обнаруженные корабли и суда противника, выходя до 6 миль на запад и юг за пределы позиции. Запасы на лодку были приняты из расчета на 20 суток. 

1-й боевой поход (14 суток):

11.12.1939 в 10 часов вышла из Полярного на  боевую позицию  в Баренцевом море для смены подводной лодки "Щ-402".

За время пребывания на позиции встреч с военными кораблями не имела. В светлое время суток не было видно вообще ни одно­го судна, а в темное время наблюдалось лишь весьма незначительное количество огней проходящих судов (в основном в районе подходов к Порсангер-фьорду). Силуэтов кораблей, шедших без огней, не было обнаружено.

16.12.1939 ввиду разыгравшегося шторма (ветер – 11 баллов, волна – 10 баллов), командир лодки принял решение укрыться от него в бухте Цып-Наволок.

17.12.1939 в 15 часов лодка прибыла в бухту Цып-Наволок. После проверки механизмов и получения сводки погоды в 20 часов вновь вышла на позицию.

25.12.1939 возвратилась в Полярный.

2-й боевой поход (12 суток):

07.02.1940 в 13.50 вышла из Полярного на боевую позицию. Подводной лодке предстояло патрулирование района у мыса Нордкин. Проходя район надводного дозора, командир лодки обменялся позывными с эскадренным миноносцем "Громкий". На запрос с эсминца, почему лод­ка идет без оповещения, командир ответил, что идет "по особому заданию".

08.02.1940 лодка прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не было.

В ночь на 10.02.1940 согласно плановой таблице перешла на другую позицию.

11.02.1940, находясь в надводном положении у мыса Нордкин, обнаружила силуэт военного корабля без огней. Спустя 3 часа появился норвежский эскадренный миноносец типа "Æger". На лодке была объявлена боевая тревога, она стала сближаться с кораблем для опознания. Встреченным оказался один из несущих дозор норвежских эсминцев типа «Sleipner». Командир лодки решил, что эсминец несет дозор от Вардё до Маккаура. При этом он отметил, что чехлы с орудий во время дозора не сняты, а вахта у них не несется, из чего сделал вывод, что качество дозорной служ­бы у норвежцев находится на низком уровне.

В ночь на 12.02.1940 перешла на новую позицию.

12.02.1940 наблюдала за движением кораблей в Тана-фьордеи подходов к порту Гамвик, но ничего кроме норвежских рыболовных ботов не обнаружила.

13.02.1940 осмотрела подходы к норвежскому порту Гамвик и акваторию самого порта, но кораблей там не обнару­жила.

В ночь на 14.02.1940 перешла на новую позицию.

15.02.1940 в перископ был обнаружен силуэт корабля без огней. Видимость была очень низкой (1-2 кабельтовых), кроме того, пошел снег. В 07.40 командир опознал цель как норвежский эскадренный миноносец типа "Æger".

16.02.1940 и 17.02.1940 лодка по причине плохой видимости в условиях шторма вообще не погружалась.

Поздно вечером 17.02.1940 командир принял решение возвращаться в базу.

19.02.1940 в 02.30 из-за плохой видимости в условиях шторма села на мель в губе Скорбеевская полуострова Рыбачий. По донесению командира, прочный корпус был в порядке, механизмы в исправности, крен составлял 25°.

Эсминцу «Громкий» было приказано немедленно оказать помощь подлодке, но, так как на ней считали (из-за ошибки в счислении), что авария произошла вблизи острова Кильдин, или к западу от него, поиски «Щ-421» затянулись.

20.02.1940 лодка была обнаружена эскадренным миноносцем "Громкий". Из Мурманска к месту аварии были направлены спасательное судно "Память Руслана", гидрографическое судно «Меридиан», эскадренный миноносец "Грозный", сторожевой корабль "Туман" и дозорные катера. Из-за штормовой погоды операция Аварийно-спасательной службы Северного флота по снятию лодки с мели продолжалась две недели.

06.03.1940 снята с мели.

07.03.1940 в сопровождении эсминца "Карл Либкнехт" была приведена на буксире в Полярный, где субмарине предстоял длительный аварийный ремонт.

13.04.1940 командир лодки П.И. Егоров получил новое назначение.

 

За дозорную службу в Баренцевом море всему личному составу лодки командующий Северным флотом вице-адмирал В. П. Дрозд объявил благодарность.

Во 2-й половине 1940 года прошла аварийный и текущий ремонт.

После гибели 13.11.1940 подводной лодки "Д-1" первой из субмарин бригады ПЛ СФ после трехмесячного перерыва вышла в море на боевую подготовку, но ходить она должна была в надводном положении и не далее десяти миль от берега.

19.04.1940  Николай Александрович Лунин принимает под свое командование подводную лодку, недавно сошедшую со стапелей, с молодым экипажем (многие из краснофлотцев служили по первому году). К концу 1940 года эта лодка, несмотря на «юный» возраст, прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны отличилась на учениях Северного флота.

Командование поставило перед Луниным сложную задачу – скрытно проникнуть в бухту, где находилась база «противника», и атаковать его корабли. Лунин сумел провести лодку в бухту такими узкостями, что она осталась незамеченной ни надводными кораблями, ни самолетами, ни береговыми наблюдателями. Щ-421 беспрепятственно прошла на территорию базы и выпустила по целям положенное количество торпед. Таким образом, заявив о своем присутствии, лодка тут же легла на грунт, а когда «противник», потеряв надежду ее обнаружить, отказался от преследования, вернулась назад прежним путем, который считался рискованным даже для надводного корабля. Лунин действовал настолько профессионально, что даже в штабе усомнились в том, что лодка еще жива, вызвав аварийно-спасательный отряд на случай, если вдруг «щука» попросит помощи.

В июню.1941 Щ-421 числилась во 2-й линии.

18.06.1941 производила погрузку аккумуляторных батарей.

19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном в составе 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием капитан-лейтенанта Н.А. Лунина

К 02.45 по приказу командующего Северным флотом перешла в район рассредоточения в губу Оленья. В этот же день вышла в дозор перед устьем Кольского залива.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

(6 боевых походов (101,35 суток).  Выполнила 8 торпедных атак (22 торпеды). 

22.06.1941 после начала Великой Отечественной войны отозвана в базу и в 11.54 прибыла в Полярный.

1-й боевой поход 22.06.1941 — 08.07.1941   (15,5 суток):

22.06.1941 в 18.35 вышла из Полярного с целью прикрытия мобилизации в Варангер-фьорд в район Киркенеса. 

Утром 23.06.1941 прибыла на позицию.

24.06.1941 в 20.40 во время зарядки аккумуляторных батарей подверглась в Варангер-фьорде атаке подводной лодки противника, от которой уклонилась изменением курса и погружением – ложный контакт. 

02.07.1941 обнаружила конвой противника, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

03.07.1941 была обнаружена и атакована судном-ловушкой противника (очевидно большим охотником, переделанным из рыболовного траулера).

06.07.1941 наблюдала плавающую мину. Около 13 часов начала возвращение в базу. 

07.07.1941 при попытке выпустить торпеду по вражескому судну «Щ-421» была обстреляна охотником «Uj-177», который сбросил на безопасном удалении от субмарины 3 глубинных бомбы.

08.07.1941 в 06.08 возвратилась в Полярный. Произвела замену аккумуляторных батарей.

19.07.1941 во время стоянки в губе Оленья подверглась нападению 7 самолетов Ju 88. В результате разрывов 3 бомб (по-видимому, 250-килограммовых) на расстоянии 20-70 метров от борта во II отсеке была выбита 1 заклепка и еще 15 ослаблено. Вышел из строя гирокомпас и машинный телеграф, была повреждена система подъема командирского перископа, частично вышло из строя освещение. 

2-й боевой поход 20.07.1941 — 25.07.1941  (4,5 суток):

20.07.1941 в 13.50 наскоро приведя в работоспособное состояние приборы и механизмы «Щ-421» днем 20 июля отправилась в район Киркенеса.

22.07.1941 в точке 71°07' с.ш. / 34°45' в.д. обнаружила плавающую мину. Обнаружились, что в результате авианалета подлодка получила более серьезные повреждения, чем считалось раньше. Было выявлено нарушение герметичности прочного корпуса одна заклепка оказалась начисто выбита, а 15 других пропускали воду (поступало около 0,5 тонны воды в час; лодка не могла погружаться на глубину более 30 метров). По приказу командования в 21.00 досрочно отозвана в базу.

23.07.1941 – 24.07.1941, приняв сообщение о потоплении германскими эскадренными миноносцами гидрографического судна "Меридиан", произвела поиск по маршруту их возвращения.

Встреч с кораблями противника не имела.

25.07.1941 в 01.59 возвратилась в Полярный. 

31.07.1941 начала средний ремонт с заменой аккумуляторных батарей в Мурманске на заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

13.08.1941 в 16 часов при налете авиации противника за кормой лодки, находившейся на слипе, на расстоянии 12- 13 метров взорвалась крупнокалиберная бомба. В результате взрыва в двух местах осколками пробита надстройка и винт, 4 человека получили ранения.

С 25.08.1941 продолжала ремонт в Полярном у борта плавучей мастерской "Красный Горн".

13.10.1941 вступила в строй.

3-й боевой поход 26.10.1941 — 07.11.1941   (22 суток):

26.10.1941 в 20.20 вышла из Полярного на боевую позицию в район Лоппского моря.

Из-за сильного северо-западного ветра при движении на позицию имела невязку 45 миль, в результате чего прибыла на позицию только 31.10.1941. В ходе патрулирования командир смело проникал в различные фьорды и шхерные проливы.

02.11.1941, пользуясь плохой видимостью (дождь, туман) лодка в надводном положении, проникла через пролив Фуглёсунд (западнее о. Арнё) и вошла в Квенанген-фьорд (на полпути между Тромсё и Альтен – на самом северо-западе Норвегии). До «Щ-421» сюда наши подводные лодки еще не заглядывали. Осмотрев акваторию близ островов Ваннё и Арнё, лодка перешла в восточную часть фьорда, где у мыса Нурклуббен обнаружила груженый транспорт «ЖоаоПессоа» (6000 тонн), следовавший без охранения со скоростью 8 узлов. В 13.35 из подводного положения в точке 69°59,2' с.ш. / 20°04,6' в.д. произвела торпедную атаку, прицельно выпустив из кормового торпедного аппарата одну торпеду с дистанции 14 кабельтовых при угле встречи 105° и угле упреждения 12°. Из-за малой видимости атака производилась при помощи шумопеленгаторов. Через 2 минуты услышан взрыв. Подводная лодка после взрыва ушла на глубину, а когда всплыла под перископ, то из-за снегопада ничего не было видно. В 14.30 при улучшившейся видимости на месте атаки были обнаружены только мотоботы. Преследования не было.

Днем 09.11.1941 в районе Нурре-Бергс-фьорда обнаружила шедший в конвое норвежский теплоход «Бретань», следовавший со скоростью 10 узлов в восточном направлении к проливу Сёрёсунд (состав конвоя по докладу командира лодки – транспорт и миноносец). При попытке выйти в атаку носовыми торпедными аппаратами лодка была обнаружена кораблем охранения, который полным ходом пошел на нее. Командир увел лодку на глубину 20 метров и начал уклонение от атаки. Корабль противника сбросил несколько глубинных бомб. В течение 20 мин лодка уклонялась от преследования миноносца.  Когда взрывы глубинных бомб прекратились в 16.42 командир лодки осмотрел горизонт и, обнаружив транспорт на выгодной для атаки позиции, продолжил маневрировать. В 16.53 из подводного положения в точке 70°22,2' с.ш. / 22°02,2' в.д. у северо-восточного побережья острова Силлен лодка произвела торпедную атаку по транспорту (10000-12000 тонн), выпустив с временным интервалом 2 торпеды с дистанции 8 кабельтовых при угле упреждения 12° и угле встречи 80°. Через 65 и 70 секунд в перископ наблюдались взрывы торпед у борта транспорта (скорее всего, торпеды ударились о подводное препятствие), после чего лодка ушла на глубину 20 метров. Когда спустя некоторое время она всплыла на 5,5 метров, то была контратакована германским тральщиком "M 18", сбросившим 2 глубинные бомбы. Подводная лодка не имела повреждений.

10.11.1941 западнее бухты Воген обнаружен конвой: транспорт «Магдалена Виннен», эсминец, мотобот, шедший к выходу из Квенанген-фьорда. Видимость не превышала 5 кабельтовых, а проходивший туман временами сокращал её до нуля. Командир лодки, осуществлял сближение, руководствуясь акустическими пеленгами и периодически наблюдая цель в перископ. Целью оказался груженый транспорт старой постройки (4000 тонн), шедший курсом 335-340° со скоростью 8 узлов. В 12.42 из подводного положения в точке 70°11,7' с.ш. / 20°55,5' в.д. лодка произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом 2 торпеды с дистанции 4 кабельтовых при угле упреждения 10° и угле встречи 85°. Через 45 секунд в перископ наблюдался столб воды и дыма выше мачт, ощущался сильный взрыв. Следует предположить, что увиденный командиром «столб воды и дыма выше мачт», в действительности, представлял собой очередной снежный заряд.

После залпа лодка подвсплыла на 5 метров и была контратакована германским большим охотником "Uj 1707", сбросившим на небольшом удалении от субмарины 7 глубинных бомб и получившим небольшие повреждения от взрывов собственных бомб. На подводной лодке в результате близких взрывов повреждена часть освещения, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. По окончании атаки с лодки наблюдали тонувший транспорт и мотоботы, подбиравшие людей.

Кроме полученных в результате бомбежки 10.11.1941 повреждений в течение похода на лодке выявились некоторые эксплуатационные неисправности, в том числе был оплавлен подшипник компрессора и перестал вращаться зенитный перископ.

17.11.1941 в 17.40 Лодка благополучно возвращается в базу в Полярный, не только потопив 3 судна, но и собрав ценные сведения разведывательного характера о состоянии противолодочной обороны противника.

Из воспоминаний деда: Когда подводная лодка уходила на глубину, - акустик  ничего не мог видеть – он только слушал, слушал часами, иногда сутками напролет.  За годы плавания дед хорошо изучил различные шумы и мерную однотонную музыку моря.

У акустика на подводной лодке огромная ответственность, необходимо вовремя услышать и запеленговать все корабли противника, определить вид корабля, выделить главный транспорт. Услышать, где сброшены бомбы катерами охотниками или миноносцами.

За этот поход дед награжден медалью «За боевые заслуги» № 20286. 

4-й боевой поход  06.12.1941 — 28.12.1941   (22 суток):

06.12.1941 в 21.10 вышла из Полярного на боевую позицию в район северо-западнее Вардё.

08.12.1941 в 05.00 прибыла на позицию. Поход проходил в сложных погодных условиях.  В течение первых 2 недель патрулирования на море стояла штормовая погода.

12.12.1941 в 08.00 к норду от Вардё обнаружила в 10-15 кабельтовых вражеский эскадренный миноносец. Вахтенный командир произвел срочное погружение, не решая вопроса о возможности атаки. Эскадренный миноносец, не заметив лодку, пересек ее курс за кормой на расстоянии 10 кабельтовых.

13.12.1941 в 13.45 северо-западнее мыса Блудскютудде по акустическому пеленгу обнаружила одиночный транспорт (5000 тонн), шедший без груза в западном направлении со скоростью 8 узлов. В 13.56 из подводного положения в точке 70°36' с.ш. / 31°03' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив из носовых торпедных аппаратов 4 торпеды с временными интервалами в 8 секунд с дистанции 4 кабельтовых при угле упреждения 12° и угле встречи 70°. Через 32 и 40 секунд услышаны два взрыва. Преследования не было.

Утром 23.12.1941 погиб смытый штормовой волной за борт сигнальщик краснофлотец А.Ф. Швырев.

Дважды на протяжении похода происходили задиры поршней цилиндров правого дизеля.

27.12.1941 начала возвращение в базу.

28.12.1941 в 16.50 прибыла в Полярный.

31.12.1941 начала навигационный ремонт.

15.01.1942 вступила в строй.

5-й боевой поход (17 суток): С 22.01.1942 по 08.02.1942 дед пропустил, потому что попал в военно-морской госпиталь. Находился там с 13 января по 20 февраля 1942 года. В госпитале узнал, что награжден орденом Красного Знамени № 22223.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Лунину Н.А.  присвоено звание Героя Советского Союза, вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.

Подводная лодка Щ-421  награждена Орденом Красного Знамени.

В момент присвоения подводной лодке Ордена Красного Знамени Щ-421 находилась в боевом походе в районе Нордкапа под командованием (с 28.02.1942 – по 09.04.1942) капитан-лейтенанта Ф. А. Видяева.

Сохранилось фото 1942 года на котором весь состав подводной лодки: герой советского союза Н.Н. Лунин, к-р п/л Видяев, военком п/л Афанасьев, герой советского союза Н.А. Колышкин, остальные члены экипажа.

09.02.1942 начала навигационный ремонт.

Дед после госпиталя возвратился на подлодку.

07.03.1942 завершила навигационный ремонт.

Шестой поход     19.03.1942 — 09.04.1942 (20,5 суток)

В этот период на подводной лодке Северного флота "Щ-421" командиром был – капитан-лейтенант Ф.А. Видяев. (обеспечивающий командир 3-го дивизиона капитан 2 ранга И.А. Колышкин.

Едва покинув Полярное, утром 20 марта в 30 милях северо-восточнее мыса Цып-Наводок «Щ-421» обнаружила боевой корабль. В условиях плохой видимости, предположив, что это советский эсминец, проводящий противолодочный поиск, субмарина погружением уклонилась от встречи с ним. На самом деле это был миноносец из состава отряда боевых кораблей противника, выставившего минное заграждение "Bantos-A".

Днем 21.03.1942 в районе мыса Слетнес обнаружила плавающую мину, но из-за свежей погоды расстрелять ее не смогла.

Днем 27.03.1942 обнаружила отряд боевых кораблей противника в составе тральщика и сторожевого катера, но из-за внезапного поворота цели выйти в атаку не смогла.

28.03.1942 в 14.32 у входа в Лаксе-фьорд западнее мыса Кьельснеринген обнаружила на дистанции 40 кабельтовых конвой противника, следовавший в восточном направлении (состав конвоя по докладу командира лодки – 1 транспорт и 2 сторожевых корабля).

Корабли шли противолодочным зигзагом, прижимаясь к скалистому берегу. Определив дистанцию, Щ-421 легла на курс сближения, чтобы перехватить цель до входа в фиорд. Когда лодка подошла на дистанцию залпа, корабли резко повернули прямо на неё. «Щ-421» нырнула под конвой и заняла позицию для атаки с противоположного борта. В то же момент конвой резко изменил курс, выходя из угла атаки. Оставалась еще возможность перехватить корабли у входа в фиорд. И лодка пошла к предполагаемой точке встречи. Почти час шла погоня за конвоем.

В 15.28 корабли охранения в профилактических целях сбросили глубинную бомбу, в 15.34 – серию из 7 бомб. Когда транспорт повернул на вход в фиорд,  «Щ-421» пошла в атаку В 15.38 из подводного положения в точке 71°04,7' с.ш. / 27°01,2' в.д. лодка произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (5000 тонн) с временным интервалом 4 торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 7-8 кабельтовых. Через 50 и 58 секунд услышано 2 взрыва. По зарубежным данным был атакован германский конвой, включавший германские транспорты "Moshill" (2959 брт) и "Georg L.M. Russ" (2980 брт) и норвежский транспорт "Heilo" (992 брт). Лодка подверглась преследованию германских сторожевых кораблей "Friese", "Alane" и "Salier", в ходе которого с 15.45 до 17.37 было сброшено 44 глубинные бомбы. В результате разрывов на лодке повреждено освещение, выбита часть электрических предохранителей. Время от времени выходил из строя от сотрясения гирокомпас.

Подводная лодка продолжила патрулирование, и 30 марта в районе Сверхольт-Клуббен пыталась атаковать транспорт противника. Боевое маневрирование происходило в условиях 6-балльной волны и завершилось безрезультатно; судно скрылось в глубине Порсангер-фьорда.

С таким же результатом завершилась попытка атаковать пару тральщиков днем 3 апреля. Пуску торпед препятствовали плохая видимость и большой курсовой угол цели; корабли зашли в Хьеле-фьорд и скрылись в снежном заряде.

Патрулируя  путь движения конвоев, маневрировала на подходах к Порсангер- и Лаксе-фьордам. Днем, экономя электроэнергию, маневрировала самыми малыми ходами на безопасной от таранного удара глубине, периодически всплывая под перископ. Короткими ночами ежедневно лодка отходила от берега на 20-30 миль для зарядки аккумуляторной батареи. О нахождении в том районе минных заграждений противника Видяеву известно не было, это привело к тому, что лодка 30 раз пересекала опасную зону, из них в 17 случаях она прошла в широком проходе между минными заграждениями, а в остальных 13 – через минные заграждения.

Утром 08.04.1942 лодка погрузилась и малым ходом направилась к Лаксе-фьорду, где и маневрировала на перископной глубине в течение дня в поисках кораблей противника. Состояние моря – 2 балла, видимость – переменная из-за частых снежных зарядов. В 18.05 в связи с плохой видимостью (2-3 кабельтова) Видяев решил отойти мористее и одновременно приступить к доливке аккумуляторной батареи и чистке гирокомпаса. После поддифферентовки, произведённой на экономическом ходу, в 18.50 подводная лодка легла на курс отхода от берега; она хорошо держала заданную глубину при дифференте 0°.

В 20.58, когда доливку аккумуляторов уже закончили, но вторую группу ещё не успели полностью закрыть, под кормой произошёл взрыв. В этот момент лодка шла на глубине 15 метров курсом 20°, находясь по счислению в точке 71°06,8' с.ш. 26°53,0' в.д. (в 8 милях к северу от мыса Нордкап). В момент взрыва Видяев находился в каюте, Колышкин грелся в 6-м электромоторном отсеке, вахтенным командиром был помощник командира лодки А.М. Каутский. Несмотря на отсутствие перед взрывом каких-либо признаков касания минрепа, не было сомнения, что "Щ-421" подорвалась на мине (мина принадлежала к германскому заграждению "Ursula-B", выставленного минным заградителем «Ульм».). Центр взрыва находился примерно в 3 метрах выше кормовой оконечности, и, хотя вес взрывчатого вещества мины UMB составлял всего 40 килограмм, этого оказалось достаточно, чтобы нанести лодке тяжелейшие повреждения.

Сразу же после взрыва лодка получила дифферент на нос до 30-40° и стала увеличивать глубину погружения. В кормовых отсеках погас свет. Койки, ящики, патроны регенерации вместе с людьми полетели к носовым переборкам отсеков. Некоторые члены экипажа, находившиеся в 6-м отсеке, оказались в 5-м. Звенело битое стекло. Журчала поступавшая в кормовые отсеки вода. Дифферент «клюнул» на нос, затем выровнялся и стремительно отошел на корму. Лодка, не слушаясь рулей, провалилась на глубину.

К этому времени личный состав уже находился на своих местах по аварийному расписанию, благодаря отличной подготовке паники и растерянности не было. Спокойно и властно отдавались нужные команды.

Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант А.Л. Славинский и старшина группы трюмных Н. Васильев сумели открыть клапана аварийного продувания, и начали продувать главный балласт воздухом высокого давления.

Больше других пострадал седьмой отсек. Вода бурлила и хлестала через подорванную заднюю крышку торпедного аппарата № 5, а также через трещины в прочном корпусе в кормовой части отсека и в переборке кормовой дифферентной цистерны. Несмотря на работу турбонасоса, уровень воды повышался, достигнув настила палубы. Личный состав 7-го отсека (командир отсека – старшина 1-й статьи К.Н. Дряпиков, краснофлотцы А.П. Новиков, И.А. Жаворонков, В.С. Качура, П.Н. Сизмин, П.И. Февралев, Ожогин), разобрав ручные фонари и используя аварийный инструмент и материалы, самоотверженно боролся с поступавшей водой. На заделку пробоин, кроме обычных средств, шли матрацы, подушки, одеяла, бушлаты.

Переборочную дверь задраили и 7-й отсек изолировали от 6-го, было создано противодавление, питание отсека электроэнергией отключили. Теперь только спасение всего корабля сохраняло личному составу аварийного отсека единственный шанс остаться в живых.

Вскоре лодка всплыла в надводное положение. Открыв рубочный люк, командир вышел на мостик. Видимость была плохая – нашёл снежный заряд. Осмотревшись, Видяев обнаружил, что ограждение мостика совершенно разрушено, кормовая палуба в районе балластной цистерны № 6 гофрирована, а листы надстройки правого борта оторваны от прочного корпуса и изогнуты. В 21 час, ввиду того что главный балласт оказался не полностью продутым, запустили на его продувание левый дизель. Но после 5 минут работы двигатель пришлось остановить, так как через повреждённые гидромуфты затопило трюм 5-го отсека, и вода попала в цистерну циркуляционного масла.

В 21.10 дали малый ход правым гребным электродвигателем, который начал работать с большой нагрузкой (брал 1200 А вместо 400 А). При этом наблюдалась сильная вибрация корпуса корабля. После пятиминутной работы нагрузка мгновенно упала, электродвигатель стал вращаться вхолостую, и его пришлось остановить; вероятнее всего, что конец гребного вала был перебит взрывом мины и потерян вместе с винтом.

Левая линия вала оказалась заклиненной, поэтому приступили к расхаживанию ее вручную. Подводная лодка продолжала оставаться без хода. Личный состав под руководством командира БЧ-5 занимался устранением повреждений, одновременно ведя борьбу с водой в 5-м и особенно в 7-м отсеках.

В 21.20 на основании докладов командиров отсеков и личного осмотра всей лодки командиром БЧ-5 выявили сильные повреждения: в результате взрыва нарушилась герметичность прочного корпуса VII отсека, повреждена система воздуха высокого давления, электрическое и ручное управление вертикальными и горизонтальным рулями, кормовые торпедные аппараты, надстройка, ограждение рубки, кормовые балластные цистерны. Кроме того, вышли из строя многие приборы и механизмы, в том числе, гирокомпас и магнитный компас. В довершение ко всему радиопередатчики не работали — донести о своем бедственном положении не было возможности, а до вражеского берега всего три мили. Пока спасал от глаз противника сильный снежный заряд, но долго ли он продержится?

В ходе непрерывной борьбы за живучесть корабля только к 22 часам удалось расходить левую линию вала, но пущенный гребной электродвигатель работал вхолостую. Видимо, конец гребного вала был перебит и потерян вместе с винтом. Таким образом, подводная лодка продолжала оставаться без хода и была лишена возможности погружаться.

К этому времени освещение отсеков практически полностью восстановили.

В 7 отсеке люди, находившиеся там без света, в результате успешной борьбы сумели задраить аварийную заднюю крышку торпедного аппарата № 5 и трещины в прочном корпусе, только тогда уровень воды в 7-м отсеке стал заметно понижаться. Турбонасос продолжал непрерывно работать на осушение, а вот кормовая трюмная помпа оказалась затоплена и поэтому не могла быть использована. Трюм 5-го отсека осушался вёдрами: их поднимали на мостик и воду выливали за борт.

Личный состав продолжал заниматься устранением в первую очередь тех повреждений механизмов и систем, которые были необходимы для зарядки аккумуляторной батареи и пополнения запаса воздуха высокого давления.

В 23 часа решили приступить к осмотру гребных винтов и подводной части кормовой оконечности корпуса подлодки. В течение часа под руководством командира БЧ-5 производился спуск под воду наиболее подготовленных легко водолазов, снабженных приборами ИСА-М, специальными грузами и одетых в утеплённые комбинезоны. Но все попытки заканчивались неудачно, так как из-за большой зыби людей выбрасывало на поверхность вверх ногами, , несмотря на привязанный к ним груз..

В 23.20 усилиями радиста Е. Рыбина и гидроакустика Н. Свиньина радиопередатчик сделали, казалось бы, невозможное : собрали передатчик из разбитых деталей, и через два с половиной часа после подрыва на мине связь с базой была установлена.

Окончательно убедившись в невозможности дать ход, Колышкин донес по радио командующему Северным флотом: "Подорвался на мине, хода не имею, погружаться не могу. Место: 71°06' с.ш. 26°50' в.д. Жду срочной помощи". Произведённые штурманом Маринкиным наблюдения показали, что подводную лодку дрейфовало со скоростью 1,5 узла в направлении мыса Нордкап, где находился германский наблюдательный пост.

В сложившейся обстановке было необходимо до наступления рассвета, примерно к 3 часам, как можно дальше отойти от побережья. Для этого по предложению Колышкина в 01.05 09.04.1942 из имевшихся на лодке брезентов (чехлов от дизелей) соорудили два паруса, которые подняли на перископах, и "Щ-421" начала медленно двигаться под парусами в северо-западном направлении. Управление производилось по рубочному магнитному компасу, который оказался наименее пострадавшим. Курс лодки менялся в пределах до 30°.

Тринадцать бесконечно долгих часов «Щ-421» штормовала под носом у противника под импровизированным парусом, поднятым перископом, то удаляясь, то снова приближаясь к входу в фиорд по густо заминированному району моря. Несколько раз в небе появлялись самолеты. Как только их обнаруживали, подавалась команда времен Ушакова и Нахимова:
- Паруса убрать!

Марсовые не разбегались по вантам, салингам и реям. Дело обстояло проще. В центральном посту нажимали две кнопки, и перископы опускались вместе с импровизированными парусами. Делалось это с целью маскировки, чтобы не показывать противнику своего бедственного положения. Самолеты пролетали стороной, и мачты с «ветрилами» вновь поднимались над мостиком.

Позднее Герой Советского Союза контр-адмирал И. А. Колышкин писал «Перископ и парус! Совершенная оптическая система, прибор XX века выполнял роль мачты для судового движителя, известного с древнейших времен».

В 01.40 после осушения трюма 5-го отсека и замены масла в циркуляционной цистерне сделали ещё одну попытку дать ход подводной лодке; оба дизеля поочерёдно пускались на винт. Но двигатели работали вхолостую, и лодка по-прежнему оставалась без хода. Тогда приступили к зарядке аккумуляторной батареи. Одновременно производилось пополнение запаса воздуха высокого давления. На самом деле во всём этом не было большого смысла, но Видяев в сложившихся условиях считал полезным занять людей дополнительными работами.

В 03.30 на "Щ-421" приняли радиограмму командующего флотом о выходе к ней на помощь подводной лодки "К-22". Кроме того, из Полярного вышли 2 эскадренных миноносца и подводная лодка "К-2", также имевшие задачу оказать помощь "щуке".

К 4 часам заделали щель в торпедном аппарате № 5, в результате чего поступление воды резко сократилось, и вскоре 7-й отсек почти полностью осушили. При заделке щели в аппарате и трещин в прочном корпусе, помимо аварийных материалов, использовали верхнюю одежду личного состава, а также валенки.

В 04.40 получили вторую радиограмму от командующего флотом: "Подводной лодке "К-22" приказано следовать к вам на помощь. В случае невозможности спасти лодку спасите людей, лодку уничтожить".

В 5 часов в связи с улучшением видимости (открылся мыс Нордкап и мыс Хельнес) и ослаблением ветра паруса убрали. К этому времени под парусами было пройдено 9 миль. Для уменьшения поступления воды в 7-й отсек "Щ-421" придали небольшой дифферент на нос. Крен лодки, доходивший до 20° на левый борт, периодически выравнивался продуванием цистерн главного балласта этого же борта. В половине седьмого пошёл снег, и паруса вновь подняли, однако работали они слабо, так как юго-восточный ветер не превышал 2 баллов. Несмотря на это, подводная лодка всё же продолжала очень медленно двигаться в северо-западном направлении, находясь под угрозой дрейфа внутрь Порсангер-фьорда.

В 09.30 видимость резко улучшилась, открылся берег, расстояние до которого не превышало 8 миль. Поэтому для обеспечения скрытности пришлось снова убрать паруса и перевести подводную лодку в позиционное положение. Был заполнен главный балласт; лодка продолжала оставаться в надводном положении под средней цистерной. К этому времени удалось закончить зарядку аккумуляторной батареи и пополнить запас воздуха высокого давления. Личный состав занял места по готовности № 1. На случай встречи с противником все секретные документы собрали в сейф и приготовили к уничтожению. Одновременно Видяев приказал своему помощнику в случае попытки противником захватить корабль взорвать артиллерийский погреб, а командиру БЧ-2-3 лейтенанту И.С. Дыбе подготовить к взрыву одну из носовых торпед. Кроме того, в этот момент предполагалось заполнить среднюю цистерну при открытых рубочных люках. Радист получил указание по приказу командира передать по радио: "Погибаю, но не сдаюсь".

В 09.50 Колышкин дал радиограмму командующему Северным флотом: "Нахожусь – траверз Нордкап к осту, расстояние 7-8 миль, несет к Нордкапу". В это время в район, указанный в первой радиограмме, прибыла "К-22", но из-за плохой видимости и дрейфа повреждённой лодки поиск "Щ-421" продолжался больше часа.

В 10.50 вахтенный командир "щуки" старший лейтенант Маринкин на курсовом угле 30° левого борта на расстоянии около 30 кабельтовых обнаружил темную точку (северная часть горизонта, в отличие от южной, находилась в снежном заряде). Сыграли артиллерийскую тревогу, но через 2 минуты опознали подводную лодку "К-22". На "Щ-421" начали продувать главный балласт и готовиться к буксировке. В 11.40 приняли буксирные концы, но из-за сильной зыби (волнение было 5-6 баллов) они лопались, а на "К-22" вырвало все кнехты. Тогда решили буксировать лодку лагом, борт о борт, что также не удалось. Наконец на "Щ-421" стали травить якорь-цепь для использования её в качестве буксира, но в этот момент (в 13.20) показался самолёт противника, а в Лаксе-фьорде обнаружили военный корабль. Самолёт долетел до мыса Хельнес, затем повернул на обратный курс и вскоре скрылся. Авиация была вызвана германским береговым постом, который наблюдал обе лодки примерно с 12 часов.

В сложившейся обстановке каждая минута промедления могла иметь роковые последствия. Учитывая всё это, приняли решение личный состав "Щ-421" срочно эвакуировать на "К-22", после чего аварийную подлодку потопить торпедой.

В 13.34 над мысом Хельнес на высоте порядка 400 метров вновь появился самолёт противника. Вскоре он приблизился к лодкам и стал пускать сигнальные ракеты. В это время происходила эвакуация личного состава. На "К-22" отвалили носовые горизонтальные рули, на которые вначале перебросили сейф с секретными документами, а затем перебрался весь экипаж "Щ-421" в количестве 43 человек. Прежде чем командир покинул лодку, над её ходовой рубкой подняли кормовой флаг. К этому времени крен лодки дошёл до 30° на левый борт.

Виктор Николаевич Котельников, убедившись в бесполезности усилий, вывести «щуку» из вражеских вод, подошел к ней вплотную, откинул носовые горизонтальные рули для использования в качестве трапа и подал команду:
- Личному составу «Щ-421» покинуть корабль и перейти ко мне на борт! Взять секретные документы! Торопитесь, товарищи, самолеты противника в воздухе!

Едва ли есть слова более тяжелые для слуха настоящего моряка. А краснознаменцы были отменными моряками, к тому же до самозабвения любящими свой корабль. Сколько раз он нес гибель врагам и спасал им жизнь! Они готовы отдать все силы во имя спасения лодки. Но сделать уже действительно ничего было нельзя. Приказание стали передавать по лодке.

В задраенный отсек постучали из шестого отсека:

- Ребята, выходи быстрее! Покидаем корабль… В седьмом этому не поверили. Задраиваясь, они заверили Видяева, что не допустят течи и не покинут отсека, пока лодка не окажется вне опасности. Дряпиков ответил:

- Мы выполняем приказание командира. С боевого поста уйдем только с личного приказания капитан-лейтенанта. Видяеву пришлось спуститься с мостика, подтвердить приказание отдраить переборку и перейти на «К-22».

Колышкин и Видяев, высадив экипаж, отказались покинуть корабль. Они решили погибнуть на нем и вместе с ним, как издавна было принято в русском флоте. Только повторное требование Военного совета и решительное заявление Котельникова, что он не уйдет без них двоих, заставили комдива и командира подлодки выполнить приказание командования.

В 13.43 "К-22" с дистанции около 3 кабельтовых произвела выстрел из кормового торпедного аппарата № 7. Вскоре послышался сильный взрыв, поднялся высокий столб воды, и через 7 секунд "Щ-421" исчезла под водой в точке 71°12' с.ш. 26°22' в.д. Личный состав "щуки" стоял на верхней палубе "К-22" с обнаженными головами, многие плакали. Видяев тоже не скрывал слез. На обреченной «щуке» он плавал старпомом, совсем недавно стал командиром. Мечтал воевать на ней до полной победы над врагом… Сходя с мостика, он спустил кормовой флаг, поцеловал его и взял с собой… Краснознаменцы выстроились на палубе подводного крейсера.

Щ-421 стала единственной подводной лодкой, которая не успела поднять присвоенный ей краснознамённый флаг и единственной за всю войну подводной лодкой Северного флота, погибшей без человеческих жертв.

При возвращении в базу 10 апреля 1942, К-22 шла под двумя флагами, и дала сначала свой позывной, затем позывной Щ-421. При этом она следовала положению Корабельного устава, которое гласит, что корабль состоит из матчасти, личного состава и флага. А значит, если матчасть потеряна, но личный состав и флаг целы, корабль есть.

Ф.А. Видяев 10 июня 1942 года был назначен командиром “Щ-422”. На ней он совершил 6 боевых походов. В июле 1943 года “Щ-422” на базу не вернулась. 

Пока неизвестно, на какой подводной лодке дед плавал дальше.

Был награжден орденом Красной Звезды № 1990444.

В конце войны был переведен в Балтийский военно-морской флот, где служил до 1946 года.

22 августа 1945 года награжден медалью «За оборону Советского Заполярья»  № 039228,

2 октября 1945 года награжден медалью «За победу над Германией»  № 0081267.

Осенью 1945 года семья переехала из Архангельска в Ленинград. Но весной 1946 года заболел туберкулезом, был комиссован и уехал с семьей обратно из Ленинграда в Архангельск.

В Архангельске работал в радиокомитете.

Умер в госпитале Архангельска 25 ноября 1952 года.

В одной из строк завещания написал: 

«Дети мои любите свою родину – партию Ленина-Сталина, будьте ей преданы».

Регион Архангельская область
Воинское звание мичман
Населенный пункт: Архангельск

Награды

Медали

Медали

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: