Прокопий
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 01.05.1922 г. в Семипалатинской обл. в с. Белокаменская, названном в честь необычного белого камня, который располагался неподалеку от села, Прокопий Алексеевич хорошо его помнит у р. Иртыш.
Родители его славились долгожительством- отец прожил более 115 лет, мать тоже свыше 100 лет. Мать – сильная женщина, практически в одиночку поднимала семью, т.к. в 1937 г. были проблемы со старшим Бурнашовым. В семье 4 детей – 3 сына и дочь, Проша- самый маленький, очень долго его за взрослого не считали. Очень любил лошадей, с 4 лет его сажали на лошадь, и та шагала, а на ее спине этакий мужичок с ноготок. Чуток подрос и сам научился залезать на лошадь- тут его не удержишь, мать выйдет, глянет, уздечка снята, значит, Проша поехал. Отец очень хорошо играл на гармошке, был первым парнем на деревне, маленький Проша очень хотел быть на него похожим, по ночам, когда все спали, он слазил с полатей, брал свою маленькую гармошечку в руки и пиликал что-то свое, никто его не обрывал и не мешал, с уважением в семье относились к творчеству, вся семья порадовалась, когда мальчик сам смастерил свою первую скрипку и сыграл на ней.
В Кемерово приехал с семьей в 1928 г., мать завербовалась на стройку КХЗ, жили в Нахаловке, рядом с химзаводом, неподалеку от ГРЭСа и коммунального моста.
Война вторглась в жизнь сразу, с первых дней. 28 августа 1941 года Прокопий уже сидел в воинском эшелоне , который шел на восток, в Иркутское авиационное училище.
Через год курсант закончил училище, но у Родины поменялись планы насчет этих парней , и 15 тыс. перевели в танковые войска и направили в противостояние Квантунской армии за Читу, ближе к границе, помнит как они боялись, ждали и переживали, надеялись, что Москву не возьмут и радовались успехам Красной армии, находясь в резерве, не воюя, а угрожая японцам. Прокопий Алексеевич помнит как в 1942 году их вывели из сопок на пос. Песчанку в 7-й учебный танковый полк, и там ему, как самому грамотному музыканту, выдали баян, которого он в жизни никогда не видел и в руках не держал, ноты, и приказали разучить новый гимн Советского Союза Александрова, тогда проходил конкурс и Александров представил на него свой гимн партии, слегка измененный.
В течении недели Бурнашов освоил инструмент, солдаты разучили новый гимн, очевидцы говорили, что получилось даже лучше, чем на фортепьяно у профессионалов. С 1942 по 1947 года Бурнашов был баянист полка на все руки музыкальных дел мастер.
В танковом полку учились водить машины- от полуторки до танков- амфибия,34,38, ИС, но не только вождение, но и ремонт, эксплуатацию. Стариков перевели на фронт, а молодых оставили в учебном полку. Однажды с ним приключилась неприятная история. В 1942 году, для нужд фронта ( он тогда еще был в училище) с них сняли валенки и отправили на запад , на передовую, а здесь выдали кирзовые сапоги. В Забайкалье зимы сложные, мороз завернул крепкий, 28 градусов да с ветром, а занятия никто не отменял- выход на аэродром, разбор самолетов. Парнишка простыл, температура за 40, направили его в госпиталь, пошел по морозу за 2 км., пришел, его положили в госпиталь, проспал сутки, а когда проснулся, оказался здоров, выпросился в часть и пошел обратно также пешком.
В конце 1947 начале 1948 г. после демобилизации Бурнашов Прокопий Алексеевич возвращается в Кемерово к родителям, поступает в Кемеровское училище культуры на дирижерско- хоровое отделение. 4 года учебы стали стартом и карьеры молодого музыканта, который не только был жаден до знаний, но и активно занимался практикой- в индустриально-педагогическом техникуме работал сначала аккомпаниймейстером, затем концертмейстером на баяне в хоре Нины Никитичны Пищулиной, хор гремел по всей
области. Училище Прокопий Алексеевич закончил с отличием.
Тяга познания, лучшего владения инструментом позвала в дорогу, в 1952 году Бурнашов поступил в Свердловскую консерваторию. После общего слушания был зачислен в число студентов консерватории на очное отделение. Родители отнеслись к учебе сына с пониманием, тем более и здесь Прокопий не только учился, но и работал, работал хормейстером в хоре Уралмаша у своего профессора Безбородовой Тамары Васильевны, со 2 курса работал самостоятельно с клубом ВОС ( всесоюзного общества слепых) г. Свердловска сначала концертмейстером, затем и.о. руководителя, а когда руководитель хора Майер вышел после болезни и прослушал репетицию под руководством Бурнашова, то сказал- вот, кто должен вами руководить, и передал ему бразды правления, буквально пред своей смертью, как бы завещая ему свой хор. Хор занимал призовые места на различных региональных, всероссийских и различных конкурсах. Сейчас этим хором руководит однокашник Прокопия Алексеевича Владимиров, который учился с ним на одной специализации, только на 2 курса младше.
После окончания консерватории около года проработал в Свердловске, затем переехал в Кемерово, начал работать в родном училище культуры, преподавать хоровые дисциплины, там он проработал 24 года до выхода на пенсию.
Кроме этого руководил много лет народным академическим хором , а также с хором общества слепых, где проработал 20 лет. До сих пор с членами коллектива ВОС поддерживается тесная связь, представители коллектива пришли от всего сердца поздравить юбиляра с прекрасной датой. Воспоминания, трогательные и прекрасные, лились рекой. Солисты и участники хора вспоминали времена , когда они объездили со своими выступлениями почти весь Советский Союз- Москва, Урал, Сибирь, Уфа, другие памятные места нашей Родины восхищались исполнительским мастерством нашего хора ВОС. Это хор- лауреат Всесоюзного конкурса хоровых коллективов ВОС в 1990-1991г. Из 18 коллективов Свердловск занял 3 место, а Кемерово-1.
В училище культуры 20 лет руководил сводным студенческим хором , где могли заниматься студенты всех отделений училища. Этот хор , совместно с республиканской хоровой капеллой под руководством Юрлова Александра Александровича исполняла в 1974 г. «Патетическую ораторию» Свиридова 4 раза в Кемеровской областной филармонии. А в 1972 году этот сводный хор вместе с симфоническим оркестром училища под управлением Бурнашова выступали на Кемеровском телевидении.
А ведь были еще 10 лет работы в клубе ГРЭС с хором этого предприятия, 10 лет- с хором Азотчиков, 10 лет работы в Политехническом институте, где он работал и вел 3 хора- женский, мужской и сводный. Прокопий Алексеевич улыбается:»Если посчитать все годы моей работы на благо хорового искусства получится, что я уже прожил 150 лет»
Вспоминает он и концерт в филармонии, посвященный дню рождения В.И. Ленина, в оперетте, где выступал женский хор КУЗПИ, хор училища с симфоническим оркестром училища, а Прокопий Алексеевич дирижировал этим грандиозным сводным хором, который исполнял «Ленин с нами» Холминова и «Весенние воды» Рахманинова. После этого выступления Ештокин собрал работников культуры и отметил, что это была лучшая лекция на политическую тему и предложил присвоить ему , Бурнашову, заслуженного работника культуры. Однако, с этим не согласилась директор училища Осипова Наталья Васильевна, решившая, что Бурнашов слишком много работает на горов, игнорируя интересы училища, да и молодой еще, по возрасту не вышел в заслуженные работники культуры. Благодаря этим решениям Прокопий Алексеевич получил это звание из рук Кислюка , когда ему исполнилось 72 года, когда такой медалью уже были награждены многие его ученики. А учеников его очень много, среди тех, кто получил от Бурнашова
любовь к музыке, страсть к хоровому искусству немало имен известных и знаменитых- Ляпин, Мохонько, Бублик, Фомина, Ольга Федоровна Вдовиченко- кругом его ученики.
Друзья шутят, что кругом его ученики, и Лемешев – это ученик Бурнашова. Прокопий Алексеевич преклоняется перед талантом знаменитого певца и частенько слушали его исполнение, чтобы подработать выступление. Гордость Кузбасса- Марина Домашенко, певица с мировым именем тоже ученица Прокопия Алексеевича. Отец ее незрячий , она ходила в хор ВОС, разрабатывала голос в ванной, в пустых классах, выступала вместе с хором перед заключенными, на всех других концертах, просила:»Позанимайтесь со мной, Прокопий Алексеевич! «, именно он благословил ее на поступление в консерваторию, это потом были первые премии, Прага, мировая слава, а вначале был он- Учитель.
Вспоминает он и первые совместные выступления с Хворостовским, еще не таким знаменитым на весь мир ,но и на заре своей карьеры, когда он только начинал работать, уже талантливым. Свиридов только ему доверял первые исполнения своих произведений.
В связи с упоминанием Свиридова рассказал он об еще одной своей ученице- преподавательнице сначала в училище, затем в институте культуры- Шороховой Инне, которая пела в Новосибирском камерном хоре в совместном исполнении с Московским камерным хором «Пушкинский венок» Свиридова в присутствии автора.
Хористы вспоминают, что не боялись выступать С Прокопием Алексеевичем ни на каком престижном конкурсе, ни на каком сложном выступлении. Он обязательно посмотрит, где лучшая акустика, примеряет, как лучше выйти, как встать. Подчеркивают, что в коллективах, которыми руководил Бурнашов была исключительная дисциплина. В хор приходят люди разные, с разным настроение, характером, но вот пришел БАТЯ (Прокопий Алексеевич)- и тишина установилась, ни свар, ни пререканий, слушали только его, никаких других руководителей для хористов не существовало- он был и бог, и царь, и герой для них. Однако он был руководителей –демократом, никогда не давил на человека, умел найти к каждому слово, подход, с ним всегда можно было поговорить не как с начальником, а как с человеком. Он мог раскрыть любую личность, хор- это исполнение монолит, однако, у Бурнашова каждая личность в хоре сверкала. Все знают, что слепыми людьми дирижировать сложно, ведь они не видят палочки дирижера, но от Прокопия Алексеевича идут такие мощные, богатейшие токи, что не откликнуться на их призыв невозможно. Не один раз о выступлении хоров под его управлением говорили- это не любительский хор, а профессиональный. Сам он иногда поет, у него прекрасный баритон. Хотя он подсмеивается, что «Альты не женщины, баритон- не мужчина» Сам доказывает обратное. Певец прекрасный, замечательная личность. Это человек бездонный, способный принять любого человека. Жизнь подарила ему 3 прекрасных женщин, каждая из которых внесла немало в судьбу этого человека. Первая- пожар молодости, краса Урала, вторая- поступь зрелости, соратник по работе в училище, третья- новый поворот в жизни, найденный в 77 лет, потрясающая подвижница, яркая личность, способная совместить общительность с мудростью и хлебосольством. . поддержать контакт и с коллегами по работе, с многочисленными учениками и последователями, и с членами семьи. Сын Прокопия Алексеевича живет в Свердловске, работает переводчиком с английского на Уралмаше, ее дочь ,17 лет, проживает с ними. Прокопий Алексеевич сейчас много времени уделяет огородничеству, прогулкам по улице, разведению кур, иногда сядет на скамеечке, задумается на час, полтора, вспоминает, осмысливает жизнь, в окружении своих 8 кошек. Все Мурки любимые, многих он сам выращивал из слепых котят, выпаивал из соски. Родные говорят, что из него получилась хорошая многодетная мать. У не6го много материнского в характере, именно от матери ему передалось и общение с богом, с младенчества впитал он веру, многие люди подчеркивают, что в нем самом частичка бога, эта искра божия ярка и трепетна. Он делится этой искрой, несет ее , как Прометей , людям, несмотря на возраст». Нам года не беда, если к цели стремишься большой, оставайтесь , друзья, молодыми всегда, никогда, никогда, не старейте душой!»
Сейчас Прокопий Алексеевич поет в хоре у Мохонько, постепенно возвращается к человеку радость бытия, надежда на лучшее, выступает в конкурсах, несмотря на свой преклонный возраст, он молод душой и надеется поехать с хором в Москву и там победить.Мы поздравляем от имени общественности микрорайона его с днем Пожилого человека и международным Днем Музыки и желаем молодеть душой, новых побед и новых открытий в безбрежном море мелодий и напевов!