Иван
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Призван в Ярославскую дивизию народного ополчения осенью 1941 г. мл. сержант, артиллерист. Участник битвы под Москвой (Вяземская операция). После ранения в 1942 распределен на бронепоезд "Тамбовский рабочий" 52-й отдельного дивизиона бронепоездов, в составе которого участвовал в Ржевско-Калининской операции (1942), освобождении Белоруссии (1944 г.), взятии Кенигсберга (1945). Награжден медалями За боевые заслуги, За Победу над Германией, За взятие Кенигсберга, Орденом Отечественной войны 2 ст. Краткая история боевого пути бронепоезда Тамбовский рабочий:
4 января 1942 г. дивизион убыл в Москву, где в депо Люблино и на заводе имени Кагановича на бронепоездах установили вооружение, и после отстрела на полигоне в Коломне 28 февраля 1942 г. 52-й одбп убыл в распоряжение 4-й ударной армии Калининского фронта. Из-за сильно загруженных железных дорог бепо двигались очень медленно, и лишь 18 марта прибыли в Торопец, где получили задачу прикрыть станцию от атак с воздуха.
С 19 по 30 марта 1942 г. бронепоезда отразили шесть налетов вражеской авиации (группы от 2 до 8 самолетов), при этом подбив своим огнем 2 немецких бомбардировщика. В апреле - мае бепо также вели бои с немецкой авиацией, не позволяя ей бомбить станцию и эшелоны. Наиболее массированные налеты были в июне 1942 г., при этом в ходе боя 25 июня осколками бомб было убито 2 и ранено 7 человек из личного состава дивизиона, а бепо № 2 получил несколько повреждений.
Приказом штаба Калининского фронта 3 августа 1942 г. 52-й одбп передается в состав 30-й армии с дислокацией на станциях Колодези, Льняная и Пожитово. 23 августа дивизион получил задачу — «взаимодействовать с 369 сд, которая наступает в полосе железной дороги и развивает успех по овладению г. Ржев». Бронепоездам предписывалось подавить своим огнем узлы сопротивления противника в районе Галахово и Тимофеево севернее города.
На следующий день утром бепо произвели пять огневых налетов, израсходовав при этом 1310 76-мм снарядов. Благодаря поддержке бронепоездов пехота 369-й стрелковой дивизии сумела захватить немецкие позиции без потерь. Однако в 11.15 немецкая авиация (15 самолетов) атаковала уходящий с огневой позиции бепо «Тамбовский рабочий». В результате, «одна бомба попала в контрольную платформу, бронепоезд получил серьезные повреждения ходовой части и тормозной системы, бронепаровоз и бронеплощадки имели много сквозных пробоин, оба 37-мм зенитных орудия вышли из строя, убито осколками бомб два зенитчика, четыре человека ранено, в том числе командир дивизиона майор Титов». В результате, 29 августа бепо «Тамбовский рабочий» отправили на ремонт в Ярославль, откуда он вернулся 22 сентября 1942 г.
В течение 2,5 месяцев бронепоезда 52-го одбп поддерживали наши части в боях за Ржев. Всего с 24 августа по 15 ноября 1942 г. бепо произвели 106 огневых налетов по позициям противника, уничтожили при этом 8 ДЗОТ, 5 минометных батарей, 4 отдельных орудия, 9 пулеметов, 2 склада с боеприпасами, прожекторную установку, транспортный эшелон, большое количество живой силы, сбили 4 немецких самолета, подавили огонь 5 минометных и 9 артиллерийских батарей. Свои потери за этот период составили: 8 человек убитыми и 42 ранеными. 42 бойца и командира были награждены орденами и медалями.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Тамбовский рабочий» - № 648, № 2 «Мичуринец» - № 714.
До начала марта 1943 года 52-й одбп находился в составе 30-й армии и действовал на Ржевском направлении, поддерживая части 215-й стрелковой дивизии. После того как части Красной Армии при активной поддержке 52-го одбп к исходу дня 3 марта 1943 года овладели Ржевом, по приказу штаба армии «ввиду неисправного моста через Волгу 52-й дивизион 9 марта 1943 года убыл в Зубцов», а на основании приказа командующего Западным фронтом № 0048/оп от 10 мая - на станцию Вязьма, в состав войск 49-й армии. Здесь в июне — августе бронепоезда поддерживали огнем части 58-й стрелковой дивизии и прикрывали от атак с воздуха станцию Угра. В результате артналетов бепо уничтожили батарею 105-мм гаубиц, подавили огонь четырех артбатарей и подбили 3 немецких самолета.
С 19 сентября 1943 г. на основании приказа начальника штаба Западного фронта 52-й одбп вывели в резерв на станцию Алферово, где он находился до 12 июля 1944 г.
13 июля дивизион убыл на станцию Ораны Литовской железной дороги, где выполнял задачу по охране тылов и коммуникаций 31-й армии 3-го Белорусского фронта. Здесь личный состав 52-го одбп совместно с частями гарнизона участвовал в прочесывании местности в районе станции, «в результате было задержано 22 человека враждебно настроенных литовцев, входивших в состав банд, отобрано 3 пистолета, 4 автомата, 7 винтовок, 2 радиостанции, было убито 3 бандита, которые оказали вооруженное сопротивление во время задержания». Одновременно бронепоезда охраняли железную дорогу Вильно - Гродно, поочередно курсируя на этом участке.
1 августа 1945 г. 52-й одбп передислоцировали на станцию Березина, где включили в состав Барановичского ВО. Здесь на основании директивы Генерального Штаба дивизион расформировали в ноябре - декабре 1945 года.
Боевой путь
После войны
Работал с 1947 г. в Палкинской МТС, Палкинском Лесничестве, Палкинском ПМК. Проживал в д. Панфилово (до 1970 г.) после в с. Палкино Антроповского р-на. Похоронен в г. Кологрив