
Валентин
Аркадьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Валентин Аркадьевич родился 30 января 1915 года в Перми в семье рабочего Аркадия Ильича и законной жены его Манефы Фёдоровны. У него была сестра Людмила и три брата: Александр (1911 г.), Борис (1921 г.), Владимир (1925/1926 г.). До пятнадцати лет обучался в железнодорожной школе, после окончания восьмого класса которой поступил в Свердловский железнодорожный строительный техникум на специальность техник по строительству искусственных сооружений железных дорог.
С мая 1933 года Валентин Аркадьевич работал в качестве техника-мостовика на втором строительном участке станции Шадринск Курганской области. После окончания строительства железной дороги Урал – Курган в марте 1934 года[1] вернулся в Свердловск, где перешел на работу в Управление Пермской железной дороги в отдел «Служба пути». Осенью 1937 года призван в армию, где Валентину Аркадьевичу предстояло отслужить двадцать три года, пройти путь от курсанта полковой школы до авиамеханика боевой машины на фронтах войны, от курсанта академии до военного представителя на авиационном заводе.
[1] По данным автобиографии с 1935 года.
Боевой путь
После призыва[2] в соответствии с гражданской специальностью Валентин Аркадьевич направлен на границу с Монголией в полковую школу 3 эждп (эксплуатационного железнодорожного полка) Забайкальского военного округа, где через месяц 20 октября принял присягу. По окончании годового обучения присвоено звание отделенный командир, и он был назначен на должность командир эксплуатационного путейского отделения того же полка. Валентин Аркадьевич отвечал за охрану и ремонт пятнадцати километрового участка приграничной железной дороги станции Борзя.
Отслужив положенных два года срочной службы Валентин Аркадьевич принял решение стать кадровым военнослужащим, в октябре 1939 года[3] зачислен курсантом в Иркутское военное авиационное техническое училище[4]. Через год в ноябре 1940 года присвоено звание младший воентехник, что соответствует младшему лейтенанту, назначен на должность авиамеханика при Липецких авиационных курсах усовершенствования командиров авиаэскадрилий[5] Воронежского ВО. В декабре женился на Бересневой Валентине Фёдоровне. Отработав почти два года на авиационных курсах откомандирован на службу в 15 орзап (отдельный разведывательный запасной авиационный полк) 3 зап (запасной авиационной бригады) Приволжского ВО, базировавшегося в Петровске Саратовской области. В полку осуществлялось переучивание пилотов для полетов на истребителях Пе-3[6], прошедшего испытания в начале войны.
В апреле 1943 года Валентин Аркадьевич был назначен авиамехаником в сформированную полком 57 окаэ, в составе которой принимал участие в Курской битве. В начале эскадрилья входила в состав Центрального фронта, в задачу входила разведка и фотографирование районов сел Лески, Березовец и Малиновец, поселка Прогресс, наблюдение за полем боя, корректировка огня. Эскадрилья принимала участие в освобождении Орла, Карачева Брянской области и других городов. За самоотверженный труд в дни наступления на Курской дуге Валентин Аркадьевич представлен к государственной награде. В последующем осенью в составе Брянского фронта принимал участие в освобождении Брянска и Почепа.
Выписка из наградного листа на медаль «За боевые заслуги»:
«Механик самолета мл. в/техник Бовыкин добросовестно относится
к своей работе. Его самолет не имеет невыходов и отказов в работе. Самолет сделал 15 вылетов на боевое задание. Добросовестно готовя матчасть, мл. в/техник Бовыкин быстро и тщательно, подчас и ночами работает на самолете, устранял неисправности, полученные во время вылетов. Собственными силами изготовляет недостающие запасные части и они в работе себя полностью оправдывают. За образцовое выполнение заданий командования по обеспечению выхода самолета на боевое задание удостоен правительственной награды».
В октябре эскадрилья была переброшена на 2-й Прибалтийский фронт, где принимала участие в освобождении города Холм Новгородской области и Новосокольники Псковская области. Перед Днем Красной армии в феврале 1944 года Валентину Аркадьевичу присвоено звание техника-лейтенанта. В мае эскадрилья вошла в состав только что сформированного 187-го оркап, в составе которого эскадрилья освобождала Идрицу Псковской области. С мая Валентин Аркадьевич был комсомольским организатором эскадрильи, а в августе принят в члены партии.
[2] Согласно автобиографии призван 01.09.1937 г., по послужному списку 15.09.1937 г.
[3] По автобиографии был курсантом училища с августа 1939 года.
[4] Ликвидировано в 2009 году.
[5] Согласно автобиографии работал при авиационных курсах с октября 1940 года.
[6] Защитник московского неба. Фрагменты боевой работы. Режим доступа: https://modelist-konstruktor.com/aviacziya/zashhitnik-moskovskogo-neba-fragmenty-boevoj-raboty.
После войны
В августе 1944 года Валентин Аркадьевич был направлен в качестве слушателя подготовительного курса в Ленинградскую военно-воздушную академию[7], находившуюся на тот момент в эвакуации в Йошкар-Оле. После возвращения академии в Ленинград в сентябре 1945 года зачислен слушателем инженерного факультета. По окончании второго курса было присвоено звание старший техник-лейтенант, осенью за десять лет выслуги награжден второй медалью «За боевые заслуги», а после пятого курса присвоено звание капитан АТС.
В Ленинграде Валентин Аркадьевич познакомился со своей второй супругой Быстровой Надеждой Викторовной (30 сентября 1923 – 18 сентября 2007 гг.). Дело в том, что за время войны первый брак фактически распался, Валентина Фёдоровна вышла замуж за другого мужчину и завела семью, официально в разводе с 20 января 1951 года. Через неделю в бюро ЗАГС Ждановского района[8] Ленинграда зарегистрирован второй брак.
В июле того же года Валентин Аркадьевич завершил обучение, ему было присвоено звание инженер-капитан. Отделом кадров Управления дальней авиации ВВС СА назначен младшим военным представителем на завод № 22 в Казань, куда он и отправился со своей молодой супругой. Во время службы на данном заводе осенью 1954 года за пятнадцать лет выслуги награжден орденом Красной Звезды. В ноябре 1955 года стал начальником технического отдела 161-го завода по ремонту спецавтотранспорта и средств аэродромной механизации ВВС[9].
В последующем, в январе 1957 года Валентин Аркадьевич прибыл для дальнейшей службы в отдаленную местность на Сахалин, где проработал вплоть до августа 1960 года. После двадцати трех лет беспрерывной службы, 26 августа 1960 года был уволен в запас с правом ношения военной формы. С января 1961 года Валентин Аркадьевич работал в Казани инженером в п/я 761, В 1967 году окончил двухгодичные курсы повышения квалификации при Казанском авиационном институте[10] и перешел на работу в лабораторию № 28 Казанского филиала НИАТ[11].
За мужество и героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, а также доблестную службу в мирное время, Валентин Аркадьевич был награжден:
- Медалью «За боевые заслуги» 09.09.1943 г.;
- Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- За выслугу лет медалью «За боевые заслуги» 06.11.1947 г.,
- Медалью «30 лет Советской Армии и Флота»;
- За выслугу лет орденом Красной Звезды 05.11.1954 г.;
- Медалью «40 лет Вооруженных Сил СССР»;
- Медалью «За безупречную службу» I степени 11.01.1960 г.;
- Медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Орденом Отечественной войны II степени приказом 06.04.1985 г.;
… и др. гос. наградами.
Валентин Аркадьевич ушел из жизни 6 ноября 1986 года в Казани на семьдесят втором году жизни. Похоронен на кладбище Сухая река рядом с мамой Манефой Фёдоровной. На этом же участке в 2007 году была похоронена Надежда Викторовна. Детей у Валентина и Надежды не было.
[7] С 2002 года – Военно-космическая Краснознаменная академия имени А.Ф. Можайского.
[8] С 1989 года Приморский район.
[9] С 2009 года – АО «Спецтехника».
[10] С 2009 года Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева.
[11] Казанский научно-исследовательский институт авиационных технологий.