
Николай
Андрианович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С 1913г. учился в сельской школе.
После революции поступил в школу 2-й степени, которую окончил в 1923г.
Окончив школу помогал отцу, работая в крестьянских хозяйствах.
В Красной Армии с 14 сентября 1925г.- курсант Ленинградской военно-теоретической школы летчиков.
С июня 1926г. слушатель Первой военной школы летчиков (Качинской).
С декабря 1927г. служил в школе летчиком-инструктором.
С августа 1929г. переведен в резерв РККА, направлен в первую в СССР Гражданскую летную школу Пензенского окружного совета Осоавиахима на должность летчика-инструктора.
03 декабря 1929 г. в Пензенский окружной военный комиссариат поступило письмо от председателя Кунцевского райисполкома: “По имеющимся сведениям, при Пензенской школе гражданской авиации Окрсовета Осоавиахима в г. Пензе находится гражданин Боровков Николай Андрианович, занимающий должность инструктора летчика при означенной школе, происходящий из Московской губернии, Кунцевского района, дер.Яскино, отец которого Боровков А.Е. лишен избирательных прав как бывший заводчик, имеющий в настоящее время крепкое кулацкое хозяйство, просьба сообщить в Кунцевский РИК было ли принято во внимание Вами означенные сведения при чистке комсостава РККА и если нет, то почему, т. к. по существующим законам он не должен быть в рядах РККА”. Это письмо 12 декабря 1929 г. было переслано в Пензенский окрсовет Осоавиахима (данные из статьи Валентина Мануйлова в электронном издании “Улица Московская”).
Возможно это письмо стало причиной того, что в феврале 1930г. Николай Андрианович был переведен в Саратов и назначен начальником летной части Саратовской гражданской летной школы Осоавиахима.
С декабря 1931г. начальник учебного отряда Объединенной школы пилотов и авиатехников Осоавиахима (г.Ульяновск).
В мае 1933г. переведен в Самару, служил командиром отряда ведомственной авиации краевого исполнительного комитета. Участвовал в создании аэроклуба, в экспериментальных работах в области буксировки планеров и парящих полетов, в буксировке самолета самолетом, взятии планера с земли пролетающим самолетом с использованием «кошки». Был награжден знаком «За активную оборонительную работу».
С января 1939г. служил в ГВФ (Гражданский воздушный флот) командиром звена 240 авиаотряда (г.Куйбышев).
Призван по мобилизации в 28 июня 1941г. Назначен командиром 4-й эскадрильи особой Прибалтийской авиагруппы Северного фронта. Командовал авиагруппой Рассказов Петр Самсонович.
В короткий срок подготовил личный состав эскадрильи к ночным полетам.
Экипажи доставляли боеприпасы и продовольствие группам, действующим в тылу врага, вывозили раненых бойцов и командиров.
К началу апреля 1942г., спустя 9 месяцев работы, эскадрилья выполнила 6300 самолетовылетов. Эвакуировала 4784 раненых.
Приказом от 29 апреля 1942г. капитан Боровков был награжден орденом Красного Знамени.
Летом 1942г. особая Прибалтийская авиагруппа ГВФ была переименована в 11 отдельную авиагруппу ГВФ, затем, переформирована в 3 отдельный авиаполк ГВФ. Командиром полка назначен подполковник Рассказов Петр Самсонович. На вооружении полка стояли самолеты У-2.
Николай Андрианович назначен заместителем командира 3 отдельного авиаполка ГВФ.
Полк вел боевую работу на Северо-Западном фронте.
С 1943г. полк обеспечивал связь с партизанскими отрядами.
После награждения Николай Андрианович совершил еще 166 боевых вылетов.
В апреле 1943г, из экипажей 1, 2, 3 и 4 отдельных авиаполков ГВФ были сформированы 15. 16 и 17 ночные бомбардировочные авиаполки. 17 авиаполк формировался на аэродроме Едрово (Вышний Волочек). 09 апреля 1943г. майор Боровков был назначен командиром полка.
К маю сформированные полки вошли в состав 213 ночной бомбардировочной авиадивизии.
Личный состав полка занимался боевой подготовкой.
В ночь на 11 июля с аэродрома Акатово одиночными самолетами бомбардировал войска противника в районе Перестряж. 27 самолетов У-2 совершили 41 боевой вылет, потерь нет.
В 1943г. полк впервые массово применил ампулы АЖ-2 с жидкостью «КС», поджигая опорные пункты противника.
Участвовал в Спас-Деменской, Орловской и Смоленской операциях.
Экипажи полка доставляли грузы в партизанские отряды Нарчук, Шкредо, Садчикова, Гришина, Кирпич и Новикова.
Приказом от 26 октября 1943г. майор Боровков был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В 1944г. полк участвовал в Оршанско-Витебской, Вильнюсской и Каунасской операциях, с 24 июля 1944г. вел разведку и бомбардировал позиции противника в Восточной Пруссии.
Подполковник Боровков совершил 13 ночных боевых вылетов на контроль и бомбардировку войск противника.
Приказом от 29 ноября 1944г. был награжден орденом Александра Невского.
В 1945г. полк участвовал в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, бомбардировал гарнизон Кенигсберга.
26 января полк перебазировался с аэродрома Наудишки на аэродром Замолен, в 10км. северо-западнее Гумбинен.
Указом Президиума ВС СССР от 19 февраля 1945г. полк был награжден орденом Суворова III степени.
В апреле бомбардировал военно-промышленные объекты противника в порту Пиллау.
В последние недели войны полк бомбардировал войска противника на Земландском полуострове и косе Фрише-Неруг (Вислинская коса).
Приказом от 29 апреля 1945г. подполковник Боровков был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Полк базировался на аэродроме Шромбенен. 08 мая перебазировался на аэродром Робиттен в 20км. юго-восточнее г.Эльбинг, где и встретил Победу.
Николай Андрианович был награжден медалями “За оборону Москвы”, «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
За долголетнюю и безупречную службу в ноябре 1944г. был награжден медалью «За боевые заслуги», в апреле 1945г.- орденом Красной Звезды, в ноябре 1946г.- орденом Красного Знамени.
Подполковник Боровков был уволен в запас 29 июля 1946г.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.
Воспоминания
Из книги Героя Советского Союза Молокова Василия Сергеевича «Родное небо».
Чаще, чем в других, бывал я в 17-м авиаполку — самом молодом, сформированном в апреле 1943 года в Вышнем Волочке. Позднее в полк прибыло пополнение из Челябинской авиашколы. Так и получилось, что в этой части в основном собралась еще не обстрелянная молодежь. Командир полка Николай Андрианович Боровков, скромный, уравновешенный человек, умел повлиять на недисциплинированных, а такие, к сожалению, были. Он вместе с работниками своего штаба много сил и времени отдавал занятиям с молодыми летчиками и штурманами. Молодежь обучали и слепым полетам. Делалось это весьма элементарно: на кабину надевался брезентовый колпак, и летчикам приходилось ориентироваться только по приборам. Упорные тренировки в воздухе дали свои результаты. Воины 17-го авиаполка в последующих боях зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
...В дни боев на литовской земле экипажи 17-го авиаполка бомбили скопления вражеских войск и техники на дорогах вдоль Немана и переправах через реку, уничтожали баржи, пароходы, взрывали вагоны, цистерны на станции Эйткунен.