Бородкин Александр Иванович
Бородкин
Александр
Иванович
старшина 1 статьи

История солдата

Бородкин Александр Иванович 1921 года рождения, родом из Тверской обл. дер. Гороваха.

В 1939 году был призван на службу в Черноморский флот. Служил на тральщике "Якорь". Уволен в запас в 1947 году в звании старшины 1 ст.

После войны жил в Москве. Умер в 1980 году.

Регион Севастополь
Воинское звание старшина 1 статьи
Населенный пункт: Севастополь

Боевой путь

Мой отец, Бородкин Александр Иванович, 1921 года рождения, деревенский паренек из Тверской обл., был призван на Черноморский флот в 1939 году. Когда началась война ему было неполных 20 лет - совсем мальчишка. Прошел всю войну на тральщике "Якорь" на Черном море.

Имеет боевые награды  - орден "Боевого Красного Знамени", орден "Отечественной Войны" 2 ст., медаль "За Боевые Заслуги", "За Отвагу", "За Освобождение Севастополя", "За Освобождение Одессы" и др. 

Свою первую награду мой отец получил за бой описанный в военных мемуарах.

Один из рейдов тральщика "Якорь":

19 июня 1942 года трудно пришлось тральщику «Якорь» (командир старший лейтенант И. В. Коровкин, заменивший раненого П. Н. Щербанюка, военком старший политрук П. И. Голубев) и катерам-охотникам, следовавшим из Севастополя в Туапсе в составе охранения транспорта «Белосток». Во время перехода охранению пришлось отражать атаки торпедоносцев, бомбардировщиков и торпедных катеров. На кораблях не было конца тревогам. В 90 милях к югу от Феолента торпедные катера противника во взаимодействии с Ю-87 атаковали транспорт и потопили его. Затем «юнкерсы» начали бомбить тральщик и катера-охотники. Сигнальщики тральщика зафиксировали 87 самолетов, наносивших бомбовые удары в одиночку и группами. В общей сложности они сбросили до 300 бомб. Экипажи кораблей отражали атаки огнем всех орудий. Артиллеристы тральщика под управлением командира БЧ-2–3 старшего лейтенанта Н. М. Дульнего и старшины комендоров старшины 1-й статьи Е. П. Демешко сбили три и подбили два самолета.
От близких разрывов авиабомб на боевых постах появилось много повреждений. Вспыхнули пожары. Осколками повредило 45-мм орудие, левый пулемет ДШК, в отсеки поступала вода. В невероятно трудных условиях экипаж обеспечивал маневрирование корабля и вел огонь по врагу. Командиру БЧ-5 старшему инженер-лейтенанту К. Д. Гурману поступали доклады о повреждениях, пожарах, о затоплении помещений и четкая информация о принимаемых мерах.        
 Командир БЧ-1 старший лейтенант А. Д. Сарапин после повреждения тумбы управления рулем приказал перейти на управление вручную. Но вскоре руль заклинило в положении «право на борт». Корабль покатился вправо. Оказалось, лопнул корпус рулевой машины, а от перекоса заклинило передаточные шестерни и заело стопор ручного управления рулем. Решили вбить дубовые клинья по всей длине трещины. На ремонт ушло 12 минут. Работали в противогазах, так как на палубе разлилась кислота от дымовой аппаратуры и ее пары заполнили помещение.  Места поступления воды заделывали подушками, набитыми паклей, конопатили ветошью, забивали клиньями. Из-за затопления топливных цистерн левого борта и трюма машинного отделения возник крен в 8°. К 5 ч 40 мин он достиг 12°. Благодаря умелым действиям личного состава крен удалось уменьшить до 3–4°. Тем временем увеличилось поступление воды через настил второго дна в носовое машинное отделение. Мотористы работали в воде, иногда погружались в нее с головой и на ощупь определяли пробоины. Отремонтировав пожарную магистраль трюмно-пожарного насоса, его переключили на осушку трюма. Вода пошла на убыль. Вскоре обнаружили, что из масляной цистерны поступает вода в картер левого дизеля и в машинное отделение. Обводнение смазочного масла принимало угрожающие размеры.   
Отбомбившись, самолеты ушли. Но вскоре другая группа Ю-87 вновь атаковала корабль. Близкие разрывы наносили новые повреждения корпусу и механизмам. От взрыва бомбы за кормой упал за борт подъемный кран, оказалась поврежденной рация. В трюмы и отсеки уже поступило не менее 140–150 тонн воды. Осадка увеличилась на 0,5 м с дифферентом на нос. Крен на левый борт вновь достиг 12°. Но даже в таком положении на рассвете 20 июня экипаж тральщика сумел довести его до Туапсе...."

Хотя в мемуарах и нет фамилии отца, но он был мотористом на этом тральщике, за что и получил свою первую награду.

Описание подвига Бородкина Александра Ивановича взяты из наградных документов на сайте "ПОДВИГ НАРОДА"

После одной из операций, в которой отец принимал участие в 1942 году, его посчитали пропавшим без вести или погибшим.

         

В период Великой Отечественной войны тральщик "Якорь" , а значит и мой отец, принимал участие в защите морских коммуникаций и баз, производил постановку минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, доставлял в зону боевых действий боеприпасы, боевую технику, продовольствие, медикаменты, эвакуировал раненых бойцов и население, сопровождал транспорты. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей вывез подрывную группу. В 1941-1942 гг. неоднократно доставлял в осажденный Севастополь продовольствие, медикаменты, топливо. В составе других кораблей ходил к румынским берегам.

После окончания войны участвовал в разминировании акваторий у Феодосии и в Керченском проливе.

Имя тральщика увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.

Бородкин Александр Иванович  уволен в запас в звании старшины 1 ст. в 1947 году,                         умер в 1980 году в Москве.

Мы  гордимся своим ОТЦОМ, мы гордимся СВОЕЙ РОДИНОЙ РОССИЕЙ!!!

Документы

other-soldiers-files/filterimage_2102.jpg

other-soldiers-files/filterimage_2102.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата