Николай
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Николай Бородин родился в 1919 году в деревне Верхняя Хила Шилкинского района Забайкальского края в семье крестьянина. Окончил школу-семилетку, работал на золотом руднике в посёлке Вершина Дарасуна Тунгокоченского района,затем электросварщиком вагонного участка в Шилкинском железнодорожном депо. Окончил аэроклуб. В 1939 году Бородин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году окончил две военные авиационные школы пилотов — в Харькове и Вознесенске. Проходил службу на Дальнем Востоке[1].
Войну встретил летчиком – истребителем, затем стал отличным командиром эскадрильи. Его часть дошла до Берлина. За храбрость, летное мастерство и успешное выполнение боевых заданий награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны, Александра Невского. В феврале 1945 года стал Героем Советского Союза. 24 марта 1946 года Бородин попал в автомобильную катастрофу и получил тяжёлые травмы, от которых 26 марта скончался в 1915-м эвакогоспитале в городе Дальгов земли Бранденбург. Похоронен в Липецке
В Шилке установлен обелиск в память о Бородине. Также в Шилке в честь Бородина названы улица и цех вагонного завода, а на школе № 52 установленамемориальная доска[1].
Боевой путь
С апреля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на Северо-Кавказском, Степном,Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусском фронтах. Летал на истребителях «Як-7П» и «Як-9». Младший лейтенант Н. В. Бородин выполнял самые ответственные задания, часто ходил в разведку. В воздушных боях проявил себя бесстрашным лётчиком.
Прибыв на фронт, участвовал в воздушном сражении на Кубани.5 Мая 1943 года вражеские бомбардировщики по 10 - 15 машин начали бомбить позиции наших войск. Истребители 4-й Воздушной армии, отражая их удары, сбили десятки машин врага. Особенно отличились Н. В. Бородин, С. А. Лебедев и А. В. Кочетов. Бородин сбил во время боёв на Кубани 5 вражеских самолётов, за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Во время Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской операциях сбил 9 вражеских самолётов и был награждён двумя орденами Красного Знамени.
9 Июля 1944 года был в составе группы истребителей, совершившей первый за войну налёт на территорию Германии.
В ходе освобождения Белоруссии и Прибалтики сбил 3 вражеских самолёта. К августу 1944 года старший лейтенант Николай Бородин был заместителем командира эскадрильи 43-го истребительного авиаполка 278-й истребительной авиадивизии 3-го истребительного авиакорпуса 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта[1].
К августу 1944 года Бородин совершил 239 боевых вылетов, принял участие в 75 воздушных боях, в ходе которых сбил 17 самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за «отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» старший лейтенант Николай Бородин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5316[1].
Участвовал в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Всего же за годы войны Бородин совершил 265 боевых вылетов, принял участие примерно в 80 воздушных боях, сбил 19 самолётов лично и 3 — в группе. Участвовал в Параде Победы. После окончания войны служил в своём полку, дислоцировавшемся в Германии.