Борисов Михаил Михайлович
Борисов
Михаил
Михайлович
Ст.сержант / Пилот санитарной эскадрильи
Дата рождения: 1923

История солдата

Борисов Михаил Михайлович, 1923г.р. Место рождения Красноярский край, Назаровский район, д.Большой Сереж. Призван в 1941 году.Ст.сержант. Пилот санитарной эскадрильи. В/ч 3 аовп 330 иад ГВФ.Награжден орденом Красной Звезды. С 1950 года жил в Красноярском крае, ЭНО, Илимпийский район, п.Тура.Погиб в 1971 году.Жена Борисова Мария Васильевна. 

Регион Красноярский край
Воинское звание Ст.сержант
Населенный пункт: Красноярск
Воинская специальность Пилот санитарной эскадрильи
Место рождения Красноярский край, Назаровский район, д.Большой Сереж
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1923

Боевой путь

Место призыва Россия
Дата призыва 1941
Боевое подразделение 3 аовп 330 иад ГВФ

Воспоминания

Статья из газеты Эвенкийская жизнь

След в небе
Одна из улиц окружного центра названа в честь командира Туринской объединенной авиаэскадрильи Михаила Михайловича Борисова. На этой улице (бывшей Портовой) он жил и работал более 20 лет.
Он очень любил небо. Чистое и безоблачное, с плывущими по нему легкими пушистыми облаками, пасмурное, затянутое серой унылой пеленой, и черное грозовое. Небо было его стихией.
Всякий раз, когда ранним утром Михаил Михайлович садился за штурвал самолета, брал его в свои сильные руки, душа его пела и вместе с машиной рвалась ввысь. У него даже характер менялся, когда он сидел за штурвалом. Казалось, Борисов, самолет и небо – это единый сплоченный механизм, составные части которого не могут существовать сами по себе.
Но так было не всегда.
Родился Борисов в Назаровском районе Красноярского края и уже с малых лет познал горечь незабываемых утрат. Отец работал на руднике, добывал золото, но однажды по чьему-то навету (это было в пору сталинских репрессий) его арестовали и расстреляли. Семье вернули его сапоги да кепку.
Вскоре от свалившегося горя и непосильной работы умерла мама Миши, и он, оставшись один, беспризорничал, пока его не приютила сердобольная тетя Юля, хотя сама воспитывала двух племянников.
В 17 лет Михаил – уже рабочий рудника. Наверное, он продолжил бы рабочую династию Борисовых, да началась война. Юноша пошел на фронт добровольцем. Его направили учиться в военное летное училище, которое располагалось в Абакане. Вот так Михаил Борисов, можно сказать, «шагнул» из глубокой шахты в небесную высь.
Шла война, курсанты обучались по ускоренной программе. И вот они уже военные летчики и отправляются на фронт. Около тысячи боевых вылетов совершил Борисов, сбил немало фашистских самолетов, но видел и гибель товарищей и мстил за них. По окончании войны его грудь украшала заслуженная боевая награда – орден Красной Звезды.
Началась мирная жизнь. Борисов, познавший радость полета, свою дальнейшую судьбу связал с гражданской авиацией. Она вошла в его жизнь раз и навсегда.
… На небольшом грунтовом аэродроме стояло несколько маленьких одноместных самолетов. Ближе к реке, на единственной улице расположились одноэтажные домики, а вокруг шумела, зеленела тайга… Вот такая картина предстала перед глазами 27-летнего бывшего боевого военного летчика Михаила Борисова, когда он впервые ступил на эвенкийскую землю. Это было в далеком 1950 году. Тогда в Туре решили организовать самолетное звено, и возглавил его Борисов.
Со временем парк самолетов разрастался. Появились Ан-2, а позже, когда Михаил Михайлович стал командиром Туринской объединенной авиаэскадрильи, в Туре появились и вертолеты.
Полеты над Эвенкией считались очень сложными. Расстояния большие, а ориентиров мало. Почти никакого радиообеспечения, полет только визуальный. В основном, в те годы летали по заявкам геологов, которые находились в тайге и в чрезвычайно трудных условиях занимались поиском и добычей несметных богатств Эвенкии. Работали в местах, где до сих пор не ступала нога человека. Но где бы не находилась геологическая партия, люди были уверены, что пилот Борисов их обязательно найдет и безошибочно посадит свою крылатую машину даже на самом крохотном пятачке. При посадке он, бывало, делал по 2-3 разворота, и оставалось только поражаться, как он ухитрялся приземлиться, ведь в таких условиях нужен был точнейший расчет и сноровка. И Борисов с этим прекрасно справлялся. И каждый его полет был, по сути, полетом в неизвестность. Но командир Борисов всегда смело садился в кабину своего Ан-2, брал крепкими руками штурвал и уверенно вел самолет в любую погоду, на любую факторию.
– О-о-о! Борисов летит, – говорили экондинцы или ессейцы. – Этот сядет, добрые вести привезет.
Борисов первым открыл авиатрассы Тура-Чиринда-Ессей, Тура-Кислокан-Эконда. За 21 год работы он облетал всю Эвенкию, знал каждый ее укромный уголок. Летал он обычно с подбором. Это когда летчик с высоты полета выбирает подходящую площадку для посадки самолета. Такой способ и нынче является высшим классом, а в те времена это был настоящий героизм.
Вот как вспоминает свой первый полет один из пилотов, командир звена – Рудольф Иванович Тисков.
– С Эвенкией я встретился в 1961 году. Мой первый полет с Михаилом Михайловичем был в Нидым. Туда лететь-то всего 25 километров, но зато садишься… в огород, аэродрома не было. Для нас, молодых, это было откровением. Ведь в училище нас учили садиться на бетонное покрытие, а тут – через забор и… плюх! Вот таким образом уже на второй день после прибытия я и познакомился с Михаилом Михайловичем. После этого мы вместе очень много летали. Он был ведущим пилотом и проводил нас по трассам, которых мы не знали. Набирались у него опыта, особенно в подборе площадок с воздуха. Летом самолеты «переобувались» в поплавки, и мы учились садиться на плесы, озера. Во время этих посадок тоже были всякие сложности.
Любить свою работу, любить свою машину, быть смелым, дерзким, не бросать в беде друзей – учил командир эскадрильи Борисов. Причем, в первый полет с молодым пилотом всегда отправлялся, как говорили, «обкатывал» его сам. И только убедившись, что парень может летать, доверял ему машину. Он многих научил своей замечательной профессии. Его бывшие ученики бороздили и продолжают бороздить небо не только над Эвенкией, летают на больших самолетах на российских и международных авиалиниях.
Своим молодым коллегам Михаил Михайлович казался таким солидным, суровым на вид и даже стариком. Ну как же! Командир, участник войны. Уважали его и побаивались. Но при любой неудаче обязательно шли к нему за советом. Он никогда не отказывал в помощи, а люди платили ему любовью.
Молодые летчики – парни веселые, бесшабашные, так, Михаил Михайлович помог не одну семью создать и как отец родной следил, чтобы она не распалась, чтобы молодые супруги жили в мире и согласии.
Он сделал неплохую карьеру: командир авиаэскадрильи, член окружкома партии, депутат окружного Совета. В общем, был человеком, обладающим большими полномочиями. Но власть его ничуть не портила. Он был прост в обращении, мог со своими подчиненными посидеть в компании, выпить, обсудить житейские проблемы. Надо было подготовиться к смотру художественной самодеятельности – ходил вместе со всеми на репетиции. Характер у него был спокойный, выдержанный. Подчиненные знали, если Михалыч отчитает, то за дело. Он любил и берег своих «орлят». Относился к ним по-отечески заботливо. Нежно любил своих девочек: жену Марию Васильевну, дочерей Ольгу и Наталью.
А еще он был замечательный рыбак. Он знал все потаенные рыбные места, знал, в какой речке или озере на настоящий момент водится таймень, кунжа, чир, сиг или хариус. Ловил рыбу только удочкой или спиннингом. Улов всегда был богатым. И непременно делился добычей с работниками авиапорта, с соседями, друзьями.
Не ошибусь, если скажу, что летчика Борисова знала вся Эвенкия. Охотники, оленеводы, рыбаки, геологи спокойно трудились на своих рабочих местах, потому что знали: что бы не случилось – на помощь всегда прилетит Борисов.
Ему было всего 48 лет. Он мог бы еще летать, учить молодых, дождаться внуков и правнуков. Но жизнь распорядилась по-своему. 13 августа 1971 года замечательного летчика, прекрасного человека в результате несчастного случая не стало. Дело его продолжили выпестованные им парни в кожаных куртках. Они бороздят небо уже не на маленьких Ан-2, а на реактивных и турбовинтовых лайнерах

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Фотографии

Из книги МЫ ПОМНИМ

Из книги МЫ ПОМНИМ

Статья из газеты Эвенкийская жизнь

Статья из газеты Эвенкийская жизнь

Статья из книги Тунгуска-река Памяти

Статья из книги Тунгуска-река Памяти

Статья из интернета Коваль Александр

Статья из интернета Коваль Александр

Семья солдата

Мария
Борисова Мария Васильевна

Жена

Однополчане

Карнаухов Алексей Григорьевич, 1923г.р. Вернулся

Карнаухов Алексей Григорьевич, 1923г.р. Вернулся

Сиков Апполон Данилович, 1923г.р. Вернулся

Сиков Апполон Данилович, 1923г.р. Вернулся

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: