Алексей
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Борисов Алексей Федорович родился 18 октября 1917 года в городе Москве. В 1938 году курсант Военно-морского авиационного училища. Войну встретил на Балтийском флоте лейтенантом. Был сбит в ноябре 1941 года при обороне Севастополя. Продолжил воевать в партизанском отряде. С октября 1942 года - командир звена 3-го Военно-морского авиационного училища ВМФ. После Победы служил на Севере, затем на Балтике. В 1957 году уволен в запас с должности заместителя командира авиаполка, в звании подполковника. Работал в Управлении международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации СССР, был представителем страны в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Боевой путь
Окончив (в 1940 г.) Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского, расположенное в городе Николаеве, лейтенант Борисов был направлен служить в одну из частей ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
С первого дня Великой Отечественной войны, летчик морской разведывательной авиации лейтенант Борисов, летает на выполнение боевых заданий, успешно преодолевая опасности. Примером тому может служить запись в Журнале боевых действий 15-го авиационного полка ВВС КБФ от 13 июля 1941 года. В ту ночь звено самолетов МБР-2 наносило бомбоудар по скоплению танков противника, прорывавшихся из района Пскова к Ленинграду. В этом полете самолет Борисова был буквально изрешечен пулями и осколками. Но летчик не растерялся. Потом, на земле, насчитали более трехсот пробоин. Экипаж и самолет были спасены.
В сентябре 1941 года Алексей Федорович откомандирован в Воронеж за новыми штурмовиками ИЛ-2. В октябре по приказу вылетели в Крым, где сразу же включились в боевые действия, в составе вновь сформированного 18-го штурмового авиаполка Черноморского флота, расположенного на аэродроме Херсонесский Маяк под Севастополем.
Из воспоминаний А.Ф. Борисова:
«2 ноября 1941 года наша 2-я эскадрилья 18-го штурмового авиаполка получила задание штурмовым ударом по врагу поддержать в Николаевке 54-ю батарею береговой обороны Черноморского флота, прикрывающую с севера подходы к Севастополю. Когда мы на самолетах появились над батареей, то увидели с воздуха рукопашный бой батарейцев с фашистами и командир нашей эскадрильи решил не бомбить и не стрелять из пушек и пулеметов по врагу, так как при рукопашных боях будет убито и много наших батарейцев. Поэтому мы начали бомбить и стрелять из пушек и пулеметов по вражеским войскам, двигавшимся по дороге от села Ивановки к Симферополю.
Мы крепко били вражеские войска, но при последней атаке врага в мой самолет попал вражеский зенитный снаряд и взорвался в бензобаке.
Самолет мой сильно загорелся, и я упал на оккупированной врагами территории Крыма близко села Ивановки...».
Находясь в тылу врага, Борисов попадает в партизанский отряд С. А. Ковпака, где стал одним из организаторов Кролевецкого партизанского отряда и командиром его боевой группы. Легендарный Ковпак дал высокую оценку личным боевым заслугам Борисова, а после войны до последних лет своей жизни поддерживал с ним крепкую дружбу. Об этом повествует книга А.Ф.Борисова «Кандидатский стаж. Записки партизана».
В августе 1942 года Борисов был вывезен самолетом из вражеского тыла и продолжил службу в авиации Военно-Морского Флота.
Борисову поручили перегонять новые боевые самолеты-штурмовики с авиационных заводов в действующие части морской авиации. Работа была сложной, ответственной, доступной лишь летчикам с высокой профессиональной выучкой. Фронт требовал бесперебойного пополнения боевыми машинами. Доставка самолетов на Балтийский, Черноморский и Северный флоты производилась по сложным, часто изменяющимся маршрутам. При этом летчик выполнял одновременно обязанности штурмана, радиста, стрелка, а иногда и техника. Десятки раз Борисову приходилось попадать в аварийные и катастрофические ситуации, но ему удавалось спасать боевую технику и своевременно доставлять ее к месту боя.
Из наградного листа от 15 октября 1943 года, на командира звена 6-й авиационной эскадрильи 3-го Военно-морского авиационного училища гвардии старшего лейтенанта Борисова А.Ф.:
«В перегоночной эскадрильи… с октября 1942 года. За период работы… показал себя, как грамотного летчика… перегнал 63 самолета с завода на фронтовые аэродромы… За период Отечественной войны сделал 23 боевых вылета. Из них 17 ночных на самолете МБР-2 в составе 15-го АП ВВС КБФ и 6 боевых вылетов (в составе 18-го ШАП ВВС ЧФ) на штурмовку войск и огневых точек противника на самолете ИЛ-2 в районе Перекоп».
После победы над фашистской Германией Алексей Федорович продолжает службу в авиации Военно-Морского флота, передавая свой опыт молодым летчикам. Служит на Севере, затем на Балтике. За свою жизнь Алексей Федорович Борисов освоил около двадцати типов самолетов, в том числе новейшие по тому времени реактивные самолеты-разведчики.
Однако скитания и мытарства с ночевками в скирдах и погребах, когда он пробирался к линии фронта, а также контузии, полученные в партизанских боях, не прошли бесследно. 25 февраля 1957 года, в возрасте сорока лет заместитель командира авиационного полка Алексей Федорович Борисов по состоянию здоровья был уволен в запас.
Уволившись из армии, Алексей Федорович Борисов возвратился в Москву, где поступил в юридический институт, работая одновременно диспетчером в аэропорту Внуково. Уже дипломированным юристом Алексей Федорович служил в Управлении международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации, а когда Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО), стал представителем страны в штаб-квартире этой организации в канадском городе Монреале.
Алексей Федорович Борисов награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, многочисленными медалями. В 1973 году к его военным наградам прибавился орден Октябрьской Революции, которым были отмечены его заслуги в деле развития гражданской авиации.
Использованные материалы:
Книга А.Ф.Борисова «Кандидатский стаж. Записки партизана»
Газета «Анапское Черноморье»
https://35batery.ru/index.php/search-defenders/ourmemory/274-2016-12-18-17-17-00.html
http://allaces.ru/sssr/struct/p/shap18.php
http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vmaunikolaev.php