Николай
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Шагов не слышно на дороге,
Ни разговоров, ни команд…
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК в молчанье строгом
Идет сквозь вековой туман….
Из года в год в строю мы с ними,
И будет ПОЛК идти, пока
Мы помним КАЖДОГО ПО ИМЕНИ,
Держа портреты их в руках….
Н. Ильенко
БОРИСКИН НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
Родился в 1917 году в Ленинграде в большой семье Дмитрия Семеновича и Марии Митрофановны Борискиных, рабочих завода «Лакокрас». Тринадцать братьев и сестер. Из них четверо приемных…
В 1938 году он окончил институт физической культуры и стал работать тренером.
Призван в РККА Октябрьским РВК г Ленинграда 21 октября 1938 года
Окончил краткосрочную школу летчиков.
Воинское звание: сержант
Специальность: стрелок – радист
Место службы: 3 перегоночный авиационный полк Первой перегоночной авиадивизии ГВФ
Погиб 20.11.1942 в катастрофе при перегонке самолета
Первое захоронение Магаданская область, Сусуманский район, поселок Аркагала Угольная
Второе захоронение федеральная автомобильная дорога «Колыма» 745 км Магаданская область ,Сусуманский район
В годы Великой Отечественной войны в небе над Чукоткой и Магаданской областью располагалась трасса Аляска – Сибирь, по которой советские летчики перегоняли американские боевые самолеты, полученные по ленд-лизу, из Фербенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск,. Неизученность авиатрассы, сложность метеорологических условий — все это делало перегон опасным, связанным с большим риском.
20 ноября 1942 г. к моменту вылета из Сеймчана Магаданской области звена самолетов (один Б-25 и два А-20 В) метеостанция давала высоту облачности по маршруту 1 500 – 2 000 м, местами снегопад с ухудшением видимости до 2–4 км. Возможность обледенения при пробивании облачности в метеобюллетене не указывалась. Расследованием установлено, что фактическая погода по маршруту была хуже указанной в метеобюллетене: в облаках было значительное обледенение.
Бомбардировщик – торпедоносец А-20 Бостон, пилотируемый капитаном Ковылиным И.А., в сложных погодных условиях потерял управление и предположительно попытался совершить вынужденную посадку в районе прииска Тал-Юрях. При посадке самолёт загорелся.
В катастрофе погиб командир экипажа, зам. командира авиаэскадрильи 3 –го перегоночного авиаполка, капитан Ковылин Иван Алексеевич, стрелок – радист , сержант Борискин Николай Дмитриевич и штурман, капитан Михасев Дмитрий Васильевич.
Падение самолета заметили в близлежащем поселке Аркагала – Угольная *. Созданной экспедицией по розыску места катастрофы на пятый день удалось найти обломки машины и останки двух летчиков, капитана Ковылина и сержанта Борискина. Останки капитана Михасева обнаружили лишь в 1943 году в нескольких километрах от катастрофы. Предположительно он выпрыгнул с парашютом.
Останки летчиков захоронили в поселке. На памятнике**, установленном на месте захоронения экипажа, появилась надпись: «Здесь покоятся тела боевых летчиков Отечественной войны капитана Ковылина, капитана Михалева, сержанта Борискина ,погибших на боевом посту 20 ноября 1942 года при выполнении правительственного задания».
В 1971 году были найдены родственники капитана Ковылина И. А. и сержанта Борискина Н.Д., в 1975 – капитана Михасева Д.В. ( первоначально указывалась фамилия Михалев, в связи с чем поиски были затруднены).
Дочь капитана Ковылина – Галина Ивановна Круглова приехала из Ульяновской области в 1971 году на могилу отца и осталась работать в Кадыкчанской средней школе преподавателем физики.
Пришла весточка от родных сержанта Борискина из Ленинграда. Писали две сестры и брат: " Сведения о месте и времени гибели нашего самого молодого и любимого брата Коли до сих пор мы не имели, несмотря на неоднократно сделанные нами запросы... Горячо благодарим всех товарищей, которые охраняют могилу Николая Дмитриевича Борискина. Мы бы очень хотели лично передать нашу сердечную благодарность за их заботу о павших в суровые годы Отечественной войны".
(История поиска в очерке «Обелиск» из книги «Если Родина позовет» 1975 года Магаданского издательства. Текст очерка в разделе “Воспоминания”)
В 1972 году было найдено место падения самолета в нескольких километрах от угольного разреза «Тал-Юрях» и на этом месте поставили обелиск** в память о погибших летчиках. Летом 1972 года состоялось его открытие. А в 1973 году в День Победы впервые митинги проходили и у памятника на Аркагале и у обелиска.
В 2008 месторасположение памятника было перенесено на 745 км федеральной трассы р – 504 «Колыма». Тогда же произведено перезахоронение останков с поселка Аркагала Угольная, опустевшем в 1992 году. На новом обелиске** появился винт самолета, именные фотографии летчиков, у подножия – красная звезда с надписью «Никто не забыт. Ничто не забыто!»
Памятник внесен в список объектов культурного наследия Магаданской области регионального значения.
* Аркагала-Угольная - моя малая Родина , о памятнике Героям моего северного детства ниже - в разделе “ВОСПОМИНАНИЯ”.
**Фотографии памятника из личного архива от 1971 года и памятников 2008 и 2015 годов из интернета - в разделе “ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ” - “Фотографии”.
Н.Ильенко
https://dzen.ru/a/Zu0zeKc8_35cmrze Корни семьи Борискина Н.Д.
Боевой путь
Справка о Первой перегоночной Краснознаменной (1944) авиационной дивизии, в которой служил сержант Борискин Николай Дмитриеви
Первая перегоночная авиационная дивизия в составе Гражданского воздушного флота в годы Великой Отечественной войны занималась перегонкой авиатехники , поставляемой США в СССР по ленд-лизу по воздушной трассе Аляска – Сибирь (Алсиб). Она была сформирована в начале августа 1942 года в городе Иваново. Здесь летчиков знакомили с американскими самолетами и проводили тренировочные полеты.
Командир дивизии и начальник трассы полковник И.П.Мазурук – полярный летчик Герой Советского Союза.
Воздушная трасса Алсиб, на которой действовала дивизия, была разбита на пять участков:
1 этап) Фербенкс — Уэлькаль — 1493 км. На Аляске летчики дивизии пролетали над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее полет шел через Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки;
2 этап) Уэлькаль — Сеймчан — 1450 км — самолёты летели над Центральной Чукоткой и Колымским хребтом;
3 этап) Сеймчан — Якутск — 1167 км считался самым тяжелым, пилотам приходилось вести самолёты через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках;
4 этап) Якутск — Киренск — 1330 км полет над глухой тайгой;
5 этап) Киренск — Красноярск — 960 км полет проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.
Место где советские летчики принимали эстафету по перегонке самолетов от американских летчиков ,находилось в городе Фэрбенкс.
На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному или группами по два - три самолета, истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители – в разобранном виде по железной дороге.
Неизученность авиатрассы, сложность метеорологических условий – все это делало перегон опасным, связанным с большим риском.
За все время существования дивизии произошло 279 летных происшествий ,из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.
https://ru.wikipedia.org/wiki/1-я_перегоночная_Краснознамённая_авиационная_дивизия_ГВФ
https://www.moypolk.ru/soldier/boronenko-aleksandr-markovich Бессмертный полк Бороненко
командир 4 ПАП
https://nvo.ng.ru/history/2022-09-08/15_1205_aircraft.html Аляска–Сибирь: трасса мужества
Воспоминания
Герои моего северного детства
Далекий северный поселок Аркагала - Угольная в Магаданской области. Вокруг сопки, на вершинах которых и летом бывало лежал снег. В центре поселка на горке около клуба – памятник, самое знаковое место.
Я родилась здесь в 1956 году и сколько себя помню, этот памятник стоял в окружении тополей, огороженный невысоким заборчиком. Дорога в начальную школу проходила мимо памятника.
И он воспринимался, как само собой разумеющееся. Как неотъемлемая часть поселка.
Три фамилии, написанные на памятнике, запомнились навсегда: Ковылин, Михалев (как потом оказалось Михасёв) и Борискин. Знала, что это летчики, которые разбились недалеко от нашего поселка во время войны.
На 9 мая к памятнику из других поселков на автобусах приезжали люди на митинг, чтобы почтить память погибших воинов.
9 мая 1971 года было особенным: на митинг собралось столько народу, как не бывало никогда. Почетный караул около памятника, выступления ветеранов войны, минута молчания, оружейный залп в память о погибших летчиках. И портрет капитана Ковылина Ивана Алексеевича среди цветов.
До этого дня капитан Ковылин был только фамилией на памятнике, а теперь он глядел на всех с портрета. А рядом стояла его дочь, Круглова Галина Ивановна.
Она приехала поклониться могиле своего отца, разыскать которую удалось спустя столько лет после войны благодаря усилиям школьников, администрации района, историков, краеведов.
Этот день врезался в память навсегда.
Мой папа фотографировал праздничное событие, и, хотя качество снимков оставляет желать лучшего, все-таки можно почувствовать атмосферу того памятного дня. (Фотографии в разделе «Дополнительная информация»).
Уже давно нет поселка, останки летчиков перенесены в другое место, и к другому обелиску несут цветы.
Но для меня первый памятник самый дорогой, как часть моего детства и одно из первых соприкосновений с трагедиями прошедшей войны. И я открываю на сайте «Бессмертный полк» страницы с публикацией историй о военных летчиках моего детства Ковылине И.А, Михасеве Д.В., Борискине Н.Д, и еще раз напоминаю о них, чтобы имена воинов не ушли в забвение.
Если родственники погибших летчиков захотят перенести материал о своем участнике ВОВ на свою страницу, или дополнить сведениями созданные мной, буду только рада передать тексты или дополнить эти страницы.
И еще хотелось бы добавить, что большую помощь в поиске родственников и увековечивании памяти приняла Трусова Екатерина Петровна, председатель поссовета, фронтовик, прошедшая всю войну. Страница о Трусовой Е.П. на сайте «Бессмертный полк» по ссылке https://www.moypolk.ru/soldier/trusova-ekaterina-petrovna
Наталья Ильенко (Андреева)
Очерк "Обелиск" Ольги Соколовой из книги "Если Родина позовет", 1975 год, Магаданское издательство
Ольга Соколова, журналист.
Обелиск
История одного поиска
В начале немного истории. В 1942 году была достигнута договорённость с правительством США о предоставлении СССР самолётов в счёт поставок по ленд-лизу. И.В.Сталин писал Ф. Д. Рузвельту: считаю необходимым сообщить, что полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолётов из США через Аляску, Сибирь на западный фронт.
В кратчайший срок были проведены работы по подготовке аэродромов, и советские лётчики повели американские самолёты через территорию Чукотки и Колымы. Неизученность авиатрассы, сложность метеорологических условий - всё это делало перелёты опасными, связанными с большим риском.
Среди лётчиков был экипаж капитана И.А. Ковылина. 20 ноября их самолёт разбился в районе открытого разреза "Тал-Юряха". Падение самолёта заметили на Аркагале. Была создана экспедиция по розыску. Лишь на пятый день удалось найти обломки машины и тела лётчиков. Созданной комиссии по расследованию аварии удалось установить их фамилии. Останки лётчиков перенесли на Аркагалу Угольную, где они были захоронены. На маленьком памятнике появилась надпись: "Здесь покоятся тела боевых лётчиков Отечественной войны капитана Ковылина, капитана Михасева, сержанта Борискина, погибших на боевом посту 20 ноября 1942 года при выполнении правительственного задания".
Шли шестидесятые годы. Школьники Аркагалинской средней школы, каждый день видевшие этот памятник и надпись на нём, невольно задумывались о героях: как они жили, о чём мечтали, с кем дружили? Живы ли их родственники, друзья? Ведь на памятнике нет даже имён погибших. И тогда ребята решили начать поиск. Писали в "Пионерскую правду ", в Министерство обороны СССР, в Министерство авиации. В поиск включились историки, краеведы, многие организации. Но только через 5 лет, в 1971 году, пришла из Министерства обороны первая обнадёживающая весточка. Стало известно имя и отчество капитана Ковылина, место его рождения.
Потом узнали и адрес его родных, проживающих в Ульяновской области. Подлинные письма, фронтовые фотографии Ковылина, извещение командира части о его гибели- всё, что долгие годы хранила семья как реликвию, как святыню, - было отправлено в далёкий северный посёлок. В 1971 году 9 мая по приглашению председателя поссовета Екатерины Петровны Трусовой прилетела на могилу отца дочь капитана Ковылина, преподаватель физики Галина Ивановна Круглова. Незабываемый это был день. День, когда впервые трудящиеся Аркагалы и все, кто был на митинге, увидели портрет командира экипажа И.А. Ковылина, привезённый дочерью. А рядом с портретом у могилы стояла и сама Галина Ивановна, очень похожая на отца. Какая-то молодая женщина принесла любовно выращенные дома цветы и попросила:" Можно я положу цветы здесь, мой папа тоже погиб. Погиб он в День Победы в Берлине".
В 1971 году пришла весточка от родных сержанта Борискина из Ленинграда. Писали две сестры и брат: " Сведения о месте и времени гибели нашего самого молодого и любимого брата Коли до сих пор мы не имели, несмотря на неоднократно сделанные нами запросы... "
И далее: " Горячо благодарим всех товарищей, которые охраняют могилу Николая Дмитриевича Борискина. Мы бы очень хотели лично передать нашу сердечную благодарность за их заботу о павших в суровые годы Отечественной войны". Итак, найдены родственники второго лётчика. Тогда же, летом 1971 года, была послана в Ленинград посылочка с горсткой колымской земли и заботливо упакованным зелёным росточком тополя, растущего на могиле лётчиков
Это было начало большой и крепкой дружбы между краеведами-кадыкчанцами, школьниками и родственниками Николая Борискина.
Как же погибли летчики? В материалах поиска есть один документ. Прислали его Галине Ивановне Кругловой лётчики-однополчане отца. Этот документ свидетельствует, что Оймякон принял от Ивана Алексеевича такое последнее сообщение: " Машина не поддаётся управлению, самолёт леденеет... ".
С начала занятий в школе, с 1 сентября 1971 года, семья Галины Ивановны переехала из Ульяновской области в Кадыкчан. Галина Ивановна преподаёт физику в Кадыкчанской средней школе, её муж Владимир Круглов работает электриком на шахте "Кадыкчанская".
Оставался невыяснённым ещё один вопрос. С того дня, когда были найдены обломки самолёта, прошло много времени. И теперь никто не знал точного места его падения. Это решили выяснить Владимир Круглов и механик фабрики инертной пыли Евгений Евгеньевич Шумков. Около двух месяцев в выходные дни колесили они в районе Аркагалы. Думали найти останки самолёта на одной из сопок, а обнаружили в нескольких километрах от угольного разреза "Тал-Юрях" в широкой болотистой низине. Бесформенная груда оплавленного металла. Лишь паспорт на металлической пластинке в кабине убедительно свидетельствовал о том, что именно эту машину вёл когда-то экипаж капитана И.А.Ковылина.
Когда были найдены обломки самолета, у всех, кто вел поиск, возникла мысль поставить на этом месте обелиск в память о погибших героях. Николай Владимирович Курицын, начальник фабрики инертной пыли, механик Е. Е. Шумков , бригада женщин с фабрики, возглавляемая Надеждой Сергеевной Бутылиной, приступили к делу. На попутных машинах, а потом по зыбкому болоту пробирались они к месту гибели экипажа. С каждым днем больше становилось добровольных помощников. Коллектив рабочих разреза Тал-Юрях во главе с начальником В. Н. Грищуком, работники шахты «Кедровская», конторы материально -технического снабжения – все они внесли свой вклад в общее дело.
Даже водители рейсовых автобусов, узнав, куда направляются женщины в забрызганных бетоном спецовках, останавливали машины у поворота к обелиску и дожидались, пока выберутся женщины по узенькой тропке к дороге.
Оказалось, что Шумков принимал участие в создании мемориала воинам Советской Армии на Марухском перевале Кавказа. В походных сумках поднимали они тогда на высоту ледника строительный материал. Очень помог его опыт здесь, на нашей земле. Вскоре необычная работа была завершена: поднялся семиметровый обелиск. На нем надпись: «Остановись, товарищ! На этом месте погибли наши отважные соколы – защитники советского неба. Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины…».
Летом 1972 года состоялось открытие обелиска. Люди шли, неся на руках детей. Шли шахтеры, шли энергетики Мяунджи, автомобилисты. У подножия обелиска в венках живых цветов – портреты Ивана Алексеевича Ковылина, сержанта Николая Борискина. Не было только портрета Михасева.
…В 1974 году , будучи в отпуске, Галина Ивановна заехала в Ленинград и познакомилась с родственниками Николая Борискина. Из рассказов близких встал обаятельный образ молодого, жизнерадостного, полного энергии и сил человека. В 1938 году он окончил институт физической культуры и стал работать тренером. Затем краткосрочная школа летчиков. Родные показали фотографию: Николай с друзьями перед отправкой на фронт.
Вырос Николай в большой семье Дмитрия Семеновича и Марии Митрофановны Борискиных, рабочих завода «Лакокрас». Тринадцать братьев и сестер. Из них четверо приемных…
В 1973 году в День Победы впервые проходил митинг не только у памятника на Аркагале, но и у обелиска. Никогда еще не было здесь так многолюдно. А машины все подходили. Постамент обелиска утонул в цветах. Выступают зачинатели поиска – ученики Аркагалинской школы. Их сменяют школьники Мяунджи. С развернутым знаменем, чеканя шаг, подходят пионеры Берелехской школы.
Развевает ветер красные галстуки, и, кажется, десятки маленьких алых знамен трепещут у обелиска. Звенят детские голоса:
Площадь памяти, площадь памяти,
Темной ночью и ясным днем
Будоражь ты людскую память
Негасимым своим огнем.
Торжественно и взволнованно открывала этот митинг фронтовик, коммунист, душа поиска – председатель Кадыкчанского поссовета Е. П. Трусова.
Выступила Галина Ивановна. В ее словах – неослабевающая горечь утраты, гордость за отца, вера в будущее своих детей, своей Родины, своего народа, за счастье которого отдали жизнь защитники советского неба.
Запомнилась девочка. Маленькая, хрупкая, в светло-голубом платьице. Она, как самую большую драгоценность, прижимала к своей груди найденный обломок оплавленного металла – обломок боевой машины.
После митинга вблизи обелиска установили почтовый ящик и положили в него чистую тетрадь и карандаш для записей.
Сейчас эта тетрадка, побывавшая во многих руках, вся исписана.
Первая запись дочери и внуков И.А.Ковылина: «Папа, здравствуй, обращаемся к тебе как к живому, ты всегда будешь для нас сильным, добрым, ласковым отцом и дедушкой! Твоя дочь Галя и твои внуки».
Водители Атки и Усть-Неры, геологи многих геологических экспедиций, командированные из Магадана, Якутии, Москвы, летчики и топографы оставили здесь свои записи. Школьники и ветераны войны.
«Я - ученик 3-го класса Аткинской школы. Буду помнить вас , дорогие летчики. Когда вырасту, постараюсь быть таким же, как вы. Рашид Шафигулин».
«16 августа 1974 года обелиск посетил отряд «Орленок» аэропорта Берелех.
Памяти павших будем достойны». Подписали 22 пионера.
Здесь побывали супруги Бабушкины с детьми:
«Мы посетили это священное место, низкий земной поклон вам, дорогие, погибшие за наше счастье», А вот еще одна запись: «Вечная память вам, отдавшим жизнь за светлое будущее. Вы всегда живете в наших сердцах. От водителей грузовых машин Колымской трассы, автопарка Усть-Неры, подписали: Кокшаров и Бероашвили».
Почти сто подписей пионеров лагеря «Орленка» прииска «Широкий». Побывали здесь студенты Тюменского индустриального института, семья Носовых из Благовещенска, Тулупиных – из Владивостока, гости с Украины.
Скромная ученическая тетрадь. А кажется, бьются в ней сотни человеческих сердец – мужественных и добрых.
Никогда не зарастает к обелиску тропа. И с каждым годом она становится все более торной и широкой.
В 1974 году памятник у могилы летчиков взят под государственную охрану. Официальными государственными шефами стали шахтерский коллектив и Кадыкчанский поссовет. И как результат их заботы – сейчас ухожена дорога к обелиску, привезена земля к памятнику на Аркагале – Угольной. Ковер цветов украсил площадь у памятника.
Ко Дню 30-летия Победы Кадыкчанский поссовет разослал во все школы района приглашение.
Лучшие отряды получили право принять участие в митинге. Более 1500 человек побывало в памятный день у обелиска. С «материка» пришли письма и телеграммы от родных и близких героев.
Поиск не кончился, поиск продолжается. Еще очень мало известно о капитане Михасеве. Не найдены те ниточки, которые связывают капитана Михасева с живущими. И этот след будет найден. Ведь поиск ведут юные следопыты – наследники славы и подвигов отцов.