
Иван
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Закончив в июне 1940 году 10 классов Гуляй-Польской средней школы Щорского района Днепропетровской области Украинской ССР, БОНДАРЕНКО Иван Александрович в том же году поступил на учёбу в Ворошиловградское авиационное училище летчиков-наблюдателей. С июля 1941 года он продолжил обучение в качестве курсанта в Челябинском авиационном училище штурманов, где к июлю 1943 года освоил самолёты По-2, Р-5, СБ, ТБ-3, Ли-2, Си-47.
После окончания Челябинского училища в августе-октябре 1943 года прошел переучивание на штурмана экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиационном полку 27-й запасной авиационной бригады Авиации Дальнего Действия ВГК и был направлен на фронт в 6-й гвардейский Брянский (в последствие Брянско-Берлинский) бомбардировочный авиационный полк 16 гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гвардейского Смоленского бомбардировочного авиакорпуса Авиации Дальнего Действия ВГК (с 26.12.1944 года – 18-й Воздушной Армии).
Командиром эскадрильи 6-го гв. Брянско-Берлинского БАП, в которой до конца войны служил гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович являлся Герой Советского Союза гвардии майор АЛЕХНОВИЧ Антон Адамович (см. ниже статью «Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича»)
Первый боевой вылет на Ил-4 гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович совершил 20.04.1944 года - бомбардировка станции Кохте (Эстония). В дальнейшем до 9 мая 1945 года в составе экипажа Ил-4 совершил ещё 35 боевых вылетов, в т.ч. на бомбардировку немецко-фашистских войск в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.).
Ветеран в составе 6-го гвардейского бомбардировочного авиаполка участвовал в следующих битвах:
1944 год:
Операция "Багратион", освобождение Минска
Другие битвы
Полное снятие блокады Ленинграда, Белорусская наступательная операция,
освобождение Прибалтики, Румынии.
1945 год:
Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Кёнигсбергская и
Берлинская наступательные операции,
Другие битвы
освобождение Польши, Венгрии,
штурм Берлина.
За участие в Великой Отечественной войне награжден:
- Орденом Отечественной войны 1 степени;
- Медалью «За боевые заслуги»
- Медалью «За взятие Кенигсберга»,
- Медалью «За взятие Берлина»,
- Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Жизненный путь в послевоенный период
С окончанием Великой Отечественной войны БОНДАРЕНКО Иван Александрович в звании гвардии лейтенант продолжил службу в рядах Советской Армии.
В 1945-1957 годах он находился на лётных, а с сентября 1958 года по май 1972 года - на штабных должностях в строевых частях Дальней авиации.
В частности, в декабре 1945 года части 16-я гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), включая 6-й гвардейский Брянско-Берлинский бомбардировочный авиационный полк (БАП), были передислоцированы на советский Дальний Восток, а оттуда на территорию Северной Кореи (г. Канко), где находились до июля 1948 года, после чего были возвращены на дальневосточные аэродромы СССР.
В мае 1946 года с расформированием 16-й гв. БАД, 6-й гв. БАП был переименован в 157-й гв. БАП и передан в состав 11-й гв. БАД.
Два других авиаполка этой авиадивизии были переименованы соответственно в 158 гв. Рижский БАП и 169-й гв. Рославльский БАП и переданы в состав 33-й Краснознамённой БАД.
Обе названные бомбардировочные авиадивизии в 1946 году были передислоцированы (без авиатехники) на Дальний Восток.
При этом 11-я гв. БАД – на остров Сахалин, а 33-я Краснознамённая БАД – в Северную Корею, аэродром Канко. Все полки дивизии получили новую авиатехнику (самолёты Ил-4) с завода в г. Комсомольске-на-Амуре.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович до мая 1946 года продолжал служить в 6-м гвардейском Краснознамённом БАП, а затем был переведён в 158-й гвардейский Рижский бомбардировочный авиаполк 33-й Краснознамённой БАД (г. Канко Северная Корея, с конца 1947 года - г. Белогорск (Куйбышевка-Восточная) Амурской области),
В 1950-1957 годах его служба проходила в 442-м гвардейском тяжелом бомбардировочном авиаполку 33-й Краснознамённой тяжелой бомбардировочной авиадивизии (г. Спасск-Дальний Приморского края).
В 1957-1958 годах он прошёл переподготовку на курсах Высшей лётно-тактической школы ВВС в г. Липецке, после чего в 1958-1972 годах проходил службу на штабных должностях в 132-м Берлинском орденов Кутузова и Александра Невского тяжелом бомбардировочном авиаполку 326-й Тарнопольской ордена Кутузова ТБАД (г. Тарту Эстонской ССР).
В послевоенный период службы был награжден:
- Орденом Красного Знамени,
- Орденом Красной Звезды
- Орденом Отечественной войны 2 степени (как участник войны)
- 15-ю различными медалями
В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Александрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет. «На гражданке» до 1988 года работал в Тартуском аэропорту и на Тартуском заводе контрольной аппаратуры (ТЗКА) начальником охраны.
Умер 17.08.1997. Похоронен в г. Тарту Эстонской республики.
http://polkmoskva.ru/people/759364/
Боевой путь
Боевой путь
Закончив в июне 1940 году 10 классов Гуляй-Польской средней школы Щорского района Днепропетровской области Украинской ССР, БОНДАРЕНКО Иван Александрович в августе 1940 года поступил в Ворошиловградское авиационное училище летчиков-наблюдателей. С июля 1941 года он продолжил обучение в Челябинском авиационном училище штурманов, где к июлю 1943 года освоил самолёты По-2, Р-5, СБ, ТБ-3, Ли-2, Си-47.
Май 1943 года. Выпускники ЧВАУШШСР
10.07.1943 г. 9-й выпуск из ЧВАШШСР АДД. Нач-к школы – г-м Белов, НШ –пп-к Шушора, ЗП – пп-к Котов. Младший л-нт Бондаренко И.А. 11-й во 2-м ряду слева (за спиной преподавателя школы в фуражке)
После окончания Челябинского училища в августе-октябре 1943 года прошел переучивание на штурмана экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиационном полку 27-й запасной авиационной бригады Авиации Дальнего Действия ВГК и был направлен на фронт в 6-й гвардейский Брянский (в последствие Брянско-Берлинский) бомбардировочный авиационный полк 16 гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гвардейского Смоленского бомбардировочного авиакорпуса Авиации Дальнего Действия ВГК (с 26.12.1944 года – 18-й Воздушной Армии).
Командиром эскадрильи 6-го гв. Брянско-Берлинского БАП, в которой до конца войны служил гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович являлся Герой Советского Союза гвардии майор АЛЕХНОВИЧ Антон Адамович (см. ниже статью «Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича»)
Бомбардировщик Ил-4
Первый боевой вылет на Ил-4 гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович совершил 20.04.1944 года - бомбардировка станции Кохте (Эстония). В дальнейшем до 9 мая 1945 года в составе экипажа Ил-4 совершил ещё 35 боевых вылетов, в т.ч. на бомбардировку немецко-фашистских войск в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.).
Ветеран в составе 6-го гвардейского бомбардировочного авиаполка участвовал в следующих битвах:
1944 год:
Операция "Багратион", освобождение Минска
Другие битвы
Полное снятие блокады Ленинграда, Белорусская наступательная операция,
освобождение Прибалтики, Румынии.
1945 год:
Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Кёнигсбергская и
Берлинская наступательные операции,
Другие битвы
освобождение Польши, Венгрии,
штурм Берлина.
За участие в Великой Отечественной войне награжден:
- Орденом Отечественной войны 1 степени;
- Медалью «За боевые заслуги»
- Медалью «За взятие Кенигсберга»,
- Медалью «За взятие Берлина»,
- Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Жизненный путь в послевоенный период
С окончанием Великой Отечественной войны БОНДАРЕНКО Иван Александрович в звании гвардии лейтенант продолжил службу в рядах Советской Армии.
В 1945-1957 годах он находился на лётных, а с сентября 1958 года по май 1972 года - на штабных должностях в строевых частях Дальней авиации.
В частности, в декабре 1945 года части 16-я гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), включая 6-й гвардейский Брянско-Берлинский бомбардировочный авиационный полк (БАП), были передислоцированы на советский Дальний Восток, а оттуда на территорию Северной Кореи (г. Канко), где находились до июля 1948 года, после чего были возвращены на дальневосточные аэродромы СССР.
В мае 1946 года с расформированием 16-й гв. БАД, 6-й гв. БАП был переименован в 157-й гв. БАП и передан в состав 11-й гв. БАД.
Два других авиаполка этой авиадивизии были переименованы соответственно в 158 гв. Рижский БАП и 169-й гв. Рославльский БАП и переданы в состав 33-й Краснознамённой БАД.
Обе названные бомбардировочные авиадивизии в 1946 году были передислоцированы (без авиатехники) на Дальний Восток.
При этом 11-я гв. БАД – на остров Сахалин, а 33-я Краснознамённая БАД – в Северную Корею, аэродром Канко. Все полки дивизии получили новую авиатехнику (самолёты Ил-4) с завода в г. Комсомольске-на-Амуре.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович до мая 1946 года продолжал служить в 6-м гвардейском Краснознамённом БАП, а затем был переведён в 158-й гвардейский Рижский бомбардировочный авиаполк 33-й Краснознамённой БАД (г. Канко Северная Корея, с конца 1947 года - г. Белогорск (Куйбышевка-Восточная) Амурской области),
В 1950-1957 годах его служба проходила в 442-м гвардейском тяжелом бомбардировочном авиаполку 33-й Краснознамённой тяжелой бомбардировочной авиадивизии (г. Спасск-Дальний Приморского края),
В 1957-1958 годах он прошёл переподготовку на курсах Высшей лётно-тактической школы ВВС в г. Липецке, после чего в 1958-1972 годах проходил службу на штабных должностях в 132-м Берлинском орденов Кутузова и Александра Невского тяжелом бомбардировочном авиаполку 326-й Тарнопольской ордена Кутузова ТБАД (г. Тарту Эстонской ССР).
В послевоенный период службы был награжден:
- Орденом Красного Знамени,
- Орденом Красной Звезды
- Орденом Отечественной войны 2 степени (как участник войны)
- 15-ю различными медалями
В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Александрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет. «На гражданке» до 1988 года работал в Тартуском аэропорту и на Тартуском заводе контрольной аппаратуры (ТЗКА) начальником охраны.
Умер 17.08.1997. Похоронен в г. Тарту Эстонской республики.
Историческая справка
16-я Гвардейская «Сталинградская» бомбардировочная авиационная дивизия.
(краткая историческая справка)
Директивой Генерального Штаба орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года 6-я Гвардейская «Сталинградская» авиационная дивизия Дальнего Действия переименована в 16-ю Гвардейскую «Сталинградскую» бомбардировочную авиационную дивизию.
В составе действующей армии:
С 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года. (135 дней) Перечень № 9.
В составе объединений:
С 26 декабря 1944 года по апрель 1946 года – в составе 18-й Воздушной Армии.
В составе корпусов:
С 26 декабря 1944 года по май 1946 года – в составе 1-го Гвардейского «Смоленского» Бомбардировочного Авиационного Корпуса.
Состав дивизии:
6-й Гвардейский «Брянский» бомбардировочный авиационный полк – с 26 декабря 1944 года по декабрь 1945 года, затем переименован в 157-й Гвардейский «Брянско-Берлинский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк.
16-й Гвардейский «Рижский» бомбардировочный авиационный полк - с 31 декабря 1944 года по декабрь 1945 года, затем переименован в 158-й Гвардейский «Рижский» бомбардировочный авиационный полк
17-й Гвардейский «Рославльский» бомбардировочный авиационный полк – с 26 декабря 1944 года по декабрь 1945 года, затем переименован в 169-й Гвардейский «Рославльский» бомбардировочный авиационный полк
В дальнейшем,
157-й Гвардейский «Брянско-Берлинский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк – с декабря 1945 года по май 1946 года. С расформированием в мае 1946 года 16-й Гв. БАД передан в состав 11-й Гвардейской «Брянской» Краснознамённой бомбардировочной авиационной дивизии.
158-й Гвардейский «Рижский» бомбардировочный авиационный полк – с декабря 1945 года по май 1946 года. С расформированием в мае 1946 года 16-й Гв. БАД передан в состав 33-й Краснознамённой бомбардировочной авиационной дивизии.
169-й Гвардейский «Рославльский» бомбардировочный авиационный полк – с декабря 1945 года по май 1946 года. С расформированием в мае 1946 года 16-й Гв. БАД передан в состав 33-й Краснознамённой бомбардировочной авиационной дивизии.
Командование 16-й Гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиационной дивизии:
Генерал-майор авиации Чемоданов Степан Иванович – с 26 декабря 1944 года до окончания войны.
Участие в операциях и битвах:
Восточно-Прусская операция – с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года.
Восточно-Померанская операция – с 20 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года.
Кенигсбергская операция – с 6 апреля 1945 года по 9 апреля 1945 года.
Берлинская операция – с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.
Почетные наименования:
Приказом НКО № 0111 от 11 июня 1945 года на основании приказа ВГК № 359 от 2 мая 1945 года 6-му Гвардейскому «Брянскому» бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование «Берлинский».
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года 6-й Гвардейский «Брянско-Берлинский» бомбардировочный авиационный полк награжден орденом «Боевого Красного Знамени».
Объявлены благодарности:
Приказом ВГК № 319 от 30 марта 1945 года за овладение городом и крепостью Гданьск.
Приказом ВГК №333 от 9 апреля 1945 года за овладение городом и крепостью Кенигсберг.
Приказом ВГК №339 от 23 апреля 1945 года за овладение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вступление в столицу Германии Берлин.
16-я Гвардейская «Сталинградская» бомбардировочная авиационная дивизия расформирована в мае 1946 года.
33-я Краснознамённая дальняя бомбардировочная авиационная дивизия.
(краткая историческая справка)
Сформирована в 1940 году на основании Постановления СНК №1344-524сс от 25 июля 1940 года.
В составе действующей армии:
С 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. (26 дней) Перечень №6.
В составе объединений:
С 10 января 1941 года по август 1941 года – в составе ВВС Дальневосточного Фронта.
С августа 1941 года по 15 августа 1942 года – в составе ВВС 1-й Краснознамённой Армии Дальневосточного Фронта.
С 15 августа 1942 года по 19 марта 1945 года – в составе 9-й Воздушной Армии Дальневосточного Фронта.
С 19 марта 1945 года по 5 августа 1945 года – в составе 9-й Воздушной Армии Приморской Группы Войск.
С 5 августа 1945 года до окончания войны – в составе 9-й Воздушной Армии 1-го Дальневосточного Фронта.
В составе корпусов
С 5 ноября 1940 года по август 1941 года – в составе 5-го Дальнего Бомбардировочного Авиационного Корпуса
Состав дивизии:
10-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 1940 года по август 1941 года.
280-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 1941 года по август 1941 года.
281-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 1941 года по август 1941 года.
5-й истребительный авиационный полк – с сентября 1940 года по 10 сентября 1941 года. Передан в непосредственное подчинение штаба ВВС 25-й Армии Дальневосточного Фронта.
40-й истребительный авиационный полк – с сентября 1940 года по декабрь 1940 года. Передан в состав 70-й смешанной авиационной дивизии.
531-й истребительный авиационный полк – с 1 сентября 1941 года по 7 августа 1944 года. Передан в состав 34-й бомбардировочной авиационной дивизии.
290-й бомбардировочный авиационный полк – с ? по апрель 1946 года. Передан в 55-ю бомбардировочную авиационную дивизию.
158-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк – с мая 1946 года по 1950
169-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк – с мая 1946 года по 1950
442-й бомбардировочный авиационный полк – с 1950 по 1957
443-й бомбардировочный авиационный полк – с 1950 по 1957
Командование.
Полковник ВИНОГРАДОВ Василий Александрович – с 10 января 1941 года по 9 октября 1941 года.
Полковник БОЖКО Георгий Дмитриевич – с 10 октября 1941 года по 16 марта 1942 года.
Полковник КАЛИНУШКИН Михаил Николаевич – с 17 марта 1942 года по 5 августа 1944 года.
Майор НОЙКИН Николай Максимович – с 9 августа 1944 года по 2 сентября 1944 года.
Подполковник (с 30 марта 1945 года полковник) КОРОБЕЙНИКОВ Тимофей Степанович – с 3 сентября 1944 года до окончания войны.
Участие в операциях и битвах:
Маньчжурская операция - с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.
Харбино-Гиринская операция - с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года 33-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия награждена орденом «Боевого Красного Знамени».
Объявлены благодарности:
Приказом ВГК №372 от 23 августа 1945 года за овладение городами Мишань, Гирин, Яньцзи, Харбин.
Дислокация штаба на 22 июня 1941 года: Воздвиженка.
33-я бомбардировочная Краснознаменная авиационная дивизия
Действует с 05.11.1940 в Воздвиженке Приморского края как 33-я АД ДД.
26.12.44 переименована в 33-ю БАД.
Состав на 05.1945:
-10-й гв. БАП на Ил-4
Состав на 06.1946:
-290-й БАП (Белогорск Амурской области) на Ил-4
-303-й БАП (Завитинск Амурской области) на Ил-4
-442-й БАП (Белогорск Амурской области) на Ил-4
Расформированы в 1958 году входившие в состав 33-й ТБАД:
-158-й гв. ТБАП на Ту-4
-442-й ТБАП на Ту-4
15.12.1958 переименована в 96-ю авиационную дивизию.
Основной аэродром:
-Белогорск Амурской области с 04.1946 по 1951
Подчиненность:
-9-й ВА
-19-му БАК с 12.1944 по 01.1949
-84-му БАК с 01.1949 по 1951
442-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Действует с 1941(?) как 442-й ДБАП на ДБ-3, с 1942 - на Ил-4.
В 1946 переименован в 442-й БАП
В 1951 передислоцирован в Спасск-Дальний Приморского края, переименован в 442-й ТБАП и перевооружен на Ту-4.
Расформирован в 1958
Основные аэродромы:
-Белогорск Амурской области, 04.1946 – 1951
-Спасск-Дальний Приморского края, 1951-1958
Боевые самолёты полка:
-Ил-4 в период 1942-1951
-Ту-4 в период 1951-1957
Подчиненность:
-33-й БАД, 1941 - 1951
-84-му ТБАК, 1951 - 1956
-55-й ТБАД, 1956 - 1958
303-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Действует с 1941 как 303-й ДБАП на ДБ-3, с 1942 - на Ил-4
В 1946 переименован в 303-й БАП на Ил-4
В 1951 переименован в 303-й ТБАП на Ту-4, с 1956 – на Ту-16
Расформирован в 1994.
Основной аэродром:
-Завитинск Амурской области с 04.1946 по 1994
Боевые самолёты полка:
-Ил-4 в период 1942-1951
-Ту-4 в период 1951-1957
-Tу-16 в период 1956-1994
-Tу-16K в период 1972-1994 (2 эскадрильи Tу-16K и третья эскадрилья Ту-16 РЭБ
Подчиненность:
-55-й БАД, 1941-1946
-33-й БАД, 1946 - 1951
-84-му ТБАК, 1951 - 1956
-55-й ТБАД, 1956 – 1994
19-й Бомбардировочный Авиационный Корпус.
(краткая историческая справка)
19-й Бомбардировочный Авиационный Корпус сформирован 22 декабря 1944 года на базе управления 8-го Авиационного Корпуса Дальнего Действия.
В составе действующей армии:
С 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. (26 дней) Перечень №4
В составе объединений:
С 22 декабря 1944 года до июля 1945 года – в составе ВВС Дальневосточного Фронта.
С июля 1945 года по 5 августа 1945 года – в составе 9-й Воздушной Армии Приморской Группы Войск.
С 5 августа 1945 года до окончания войны – в составе 9-й Воздушной Армии 1-го Дальневосточного Фронта.
Командование корпуса.
Полковник КАЛИНУШКИН Михаил Николаевич — с 22 декабря 1944 года по 1 февраля 1945 года.
Генерал-лейтенант авиации ВОЛКОВ Николай Андреевич — с 2 февраля 1945 года по сентябрь 1945 года.
Участие в операциях и битвах:
Маньчжурская операция — с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.
Хингано-Мукденская операция — с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.
Состав корпуса:
94-я отдельная авиационная эскадрилья связи – с 22 декабря 1944 года до окончания войны с Японией.
33-я бомбардировочная авиационная дивизия – c 22 декабря 1944 года до окончания войны с Японией.
55-я бомбардировочная авиационная дивизия – c 22 декабря 1944 года до окончания войны с Японией.
442-й отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк – с 22 декабря 1944 года по июль 1945 года.
443-й отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк – с 22 декабря 1944 года по июль 1945 года.
444-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 22 декабря 1944 года по июль 1945 года.
Директивой Генерального Штаба от 10 января 1949 года 19-й Бомбардировочный Авиационный Корпус был переименован в 84-й Отдельный Тяжёлый Бомбардировочный Авиационный Корпус.
Сайт: http://litsait.ru/proza/yesse-i-stati/19-i-bombardirovochnyi-aviacionnyi-korpusyu.html
Декабрь 2015
84-й тяжелый бомбардировочный авиационный корпус
Командиры:
-Полковник КАЛИНУШКИН Михаил Николаевич, 26.12.1944 - 01.02.1945
-Генерал-лейтенант ВОЛКОВ Николай Андреевич, 01.02.1945 - 04.1946
-Генерал-лейтенант ГЕОРГИЕВ Иван Васильевич, 04.1946 - 12.1949
-?
Действует с 26.12.1944 как 19-й БАК.
Состав на 05.1945 (Воздвиженка Приморского края):
-55-я БАД
26.4.1946 преобразован в 19-й ДБАК.
10.01.1949 переименован в 84-й БАК.
В 1951 переименован в 84-й ТБАК.
С середины 1953 переименован в 84-й отдельный ТБАК.
Состав на 1954:
-55-я ТБАД (Воздвиженка Приморского края)
-303-й ТБАП (Завитинск Амурской области) на Tу-4
В 1957 переименован в 5-ю ВА ДА.
Основные аэродромы:
-Kанко-2 (Хамсунг) Северная Корея, с 09.1945 по 07.1948
-Белогорск Амурской области, с 07.1948 по 1953
-Воздвиженка Приморского края, 1953 - 1956
Подчиненность:
-9-й ВА, 1944 - 04.1946
-3-й ВА ДА, 04.1946 - 01.1949
-65-й ВА ДА, 01.1949 - 1956
Сайт: http://www.ww2.dk/
Октябрь 2015
Авиабаза Воздвиженка
На авиабазе был дислоцирован 444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, входивший в состав 326-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й воздушной армии. На вооружении полка состояли сверхзвуковые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3.
В настоящее время полк расформирован, часть исправных и летающих самолётов передана на авиабазу «Белая», остальные неисправные самолеты разделаны на металлолом. В настоящее время на аэродроме базируется авиационная комендатура авиабазы Хурба и 322 АРЗ.
История авиабазы:
В августе 1956 года личный состав 444-го ТБАП приступил к теоретическому изучению самолета Ту-16. По состоянию на 1991 год 444-й ТБАП входил в состав 55-й ТБАД 30-й воздушной армии, на вооружении полка состояли самолёты Ту-16К. В ходе реформирования ВВС в январе 1997 года 444-й и 132-й ТБАП были объединены в один 444-й полк с сохранением почётного наименования и регалий 132-го ТБАП. Полк стал именоваться «444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочный авиационный полк». В связи с отсутствием в крае гражданских аэропортов с ВПП, способной принять крупные воздушные суда, аэродром использовался для приёма политических деятелей: в 1974 году — во время встречи Л. И. Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом (встреча во Владивостоке по договору об ОСВ-1) в 1978 году — в связи с поездкой Л. И. Брежнева по городам Сибири и Дальнего Востока
Сайт: http://wikimapia.org/306486/ru/Авиабаза-Воздвиженка
Декабрь 2015
Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича
Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович
2 апреля 1914 года в крестьянской семье белорусской деревни Доброводка родился мальчик – Антон Алехнович. Спустя годы он стал прославленным лётчиком, Героем Советского Союза.
Судьба Антона была бы типичной для большинства крестьянских детей – начальная школа, а затем работа в поле. Только революция дала ему возможность подняться в небо. После окончания фабрично-заводского училища он работал слесарем на заводе, а затем откликнулся на призыв «Комсомолец – на самолёт». В 1935 году юноша стал курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов в Саратовской области, которую успешно закончил в 1938 году в звании лейтенанта. Талантливого пилота направили лётчиком-инструктором в Новосибирскую авиационную школу лётчиков. За успехи в подготовке курсантов он получил внеочередное звание старшего лейтенанта, и тут началась Великая Отечественная война.
Инструктор Алехнович рвался на фронт. Кроме бомбардировщика он освоил несколько моделей истребителей и пишет рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец он так достал руководство авиашколы, что в его личном деле появилась запись: «Выпустил 30 курсантов, переучился на истребителя. Стал плохо работать – лишь бы на фронт. Предлагаем… отправить в действующую армию…»
В разгар Сталинградской битвы в сентябре 1942 года Антона Алехновича зачисляют в 4-й авиаполк дальнего действия командиром бомбардировщика.
Авиация дальнего действия (АДД) в годы войны участвовала во всех крупных операциях Красной армии. Всего было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. В народе её называли «Длинной рукой Сталина», а 269 лётчиков дальней авиации стали Героями Советского Союза.
Свои первые боевые вылеты Алехнович совершил на бомбардировщике Ил-4 вместе с экипажем в составе штурмана Владимира Павлова, радиста Петра Гаврилова и стрелка Александра Карпова. На этом же самолёте и с этим экипажем он и закончил войну. Экипаж Алехновича бомбил вражеские войска в районе Сталинграда, а с 1943 года совершал вылеты по вражеским тылам в районах Брянска, Орла, Смоленска, Киева, Полтавы, Кременчуга, Вязьмы, Харькова, Могилева и Гомеля. Первый орден Красного Знамени Алехнович получил за разведывательные полёты и бомбежки в небе Харькова и Полтавы.
Только за один день в марте 1943 года группа бомбардировщиков, в числе которых был и самолёт Алехновича, уничтожила на железнодорожном узле в Гомеле 17 цистерн с топливом для танков, 28 вагонов с боеприпасами и амуницией, 24 вагона с продовольствием, предназначенных для сражения на Курской дуге.
В июне 1943 года экипажу Алехновича поручили нанести удар по Дому правительства в Минске, где, по сообщениям партизан, должно было пройти совещание высшего немецкого командования. Уже при подлёте к городу радист сообщил, что задание изменилось и им предстоит бомбить железнодорожную станцию. В ходе бомбометания было уничтожено несколько немецких эшелонов с вооружением и живой силой фашистов, склад с боеприпасами, паровозное депо, электростанция, а одна из бомб попала в здание немецкой комендатуры, где в это время проходил банкет. Было убито несколько десятков гитлеровских офицеров.
Командир 16-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной дивизии генерал-майор Чемоданов Степана Иванович вспоминал: «На всем протяжении войны Алехнович является единственным лётчиком, который совершил 258 боевых вылетов без всяких происшествий: не сбит, не потерял ни одного члена экипажа или самолета». Лётчики полка называли его самолёт «заговорённым». Пробитый осколками и пулями, бомбардировщик всегда дотягивал до родного аэродрома и после ремонта опять возвращался в небо.
В 1943-1944 годах экипаж Алехновича выполнял задания командования по доставке боеприпасов, оружия и медикаментов партизанским отрядам, действовавшим в белорусских лесах.
25 раз самолёт Алехновича пробирался в немецкий тыл с грузами для партизан. Позднее Ил-4 под командованием заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия гвардии майора Алехновича участвовал в боях за Кенигсберг, Варшаву, Тильзит, Будапешт, Берлин.
В августе 1944 года за активную помощь партизанскому движению в Белоруссии и выполнение боевых заданий в глубоком тылу врага гвардии майор Антон Адамович Алехнович и штурман Владимир Гаврилович Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а радист Пётр Гаврилов и стрелок Александр Карпов награждены орденами Красного Знамени. Всего за годы войны Антон Адамович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями. Закончил войну он командиром бомбардировочного авиационного полка.
Ушёл в запас полковник Алехнович в 1953 году. Но и в мирной жизни нашлось место для подвигов. Антон Адамович работал в арктической авиации и был единственным в мире лётчиком, посадившим тяжелый бомбардировщик Ту-16 на дрейфующую в океане льдину.
https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-zagovoryonnyy-samolyot-antona-alehnovicha?utm_source=warfiles.ru
02.04.2020
Письмо БОНДАРЕНКО А.И. в ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «ОДНА РОДИНА»
Взволновала Ваша статья от 02.04.2020 года "Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича".
Дело в том, что мой отец - БОНДАРЕНКО Иван Александрович, 19.02.1922 года рождения, после окончания в июле 1943 года Челябинского авиационного училища и переучивания в августе-октябре того же года на штурмана экипажа бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиаполку 27-й запасной авиабригады Авиации Дальнего Действия, был направлен на фронт в 6-й гвардейский Краснознамённый Брянский бомбардировочный авиаполк 16-й гв. Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гв. Смоленского бомбардировочного авиакорпуса АДД ВГК, в эскадрилью, которой как раз командовал Герой Советского Союза гвардии майор Антон Адамович АЛЕХНОВИЧ. Отец служил под его началом до конца войны, совершил при этом в составе экипажа Ил-4 36 боевых вылетов. Вместе со своим комэской летал на бомбардировку врага в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.).
Отец всегда с большой теплотой и уважением вспоминал и отзывался о своём командире А.А.АЛЕХНОВИЧЕ, подчёркивая его смелость, отвагу, высокий профессионализм как лётчика, организаторские способности, требовательность в сочетании с душевной теплотой и чутким отношением к подчиненным, заботой и вниманием к боевым товарищам. А.А.АЛЕХНОВИЧ пользовался непререкаемым авторитетом не только в эскадрилье, но и в полку (командир полка - гв. подполковник Герой Советского Союза КОНОНОВ Даниил Лазаревич). Для молодых авиаторов АЛЕХНОВИЧ А.А. был "царь и бог на земле и в воздухе". По словам отца, эскадрилья до конца войны не потеряла ни одного самолета, ни одного экипажа. И во многом это заслуга её командира.
На протяжении многих лет на День Победы, собираясь всей семей за праздничным столом мы поднимаем тост за победителей, за однополчан отца, в том числе за его первого боевого командира эскадрильи. И в этом юбилейном году традиция не будет нарушена.
Уточнение по тексту статьи: командир 16-й гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиадивизии - генерал-майор авиации ЧЕМОДАНОВ Степан Иванович.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович начал военную службу в августе 1940 года в качестве курсанта авиационного училища и был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет в звании подполковника в мае 1972 года. За период службы был награжден 4 орденами и 18 медалями. Ушёл из жизни в августе 1997 года.
Прошу извинить за некоторую сбивчивость письма (это от волнения),
С уважением, БОНДАРЕНКО А.И.
04.04.2020 г.
Воспоминания
Жизненный путь в послевоенный период
Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича
Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович
2 апреля 1914 года в крестьянской семье белорусской деревни Доброводка родился мальчик – Антон Алехнович. Спустя годы он стал прославленным лётчиком, Героем Советского Союза.
Судьба Антона была бы типичной для большинства крестьянских детей – начальная школа, а затем работа в поле. Только революция дала ему возможность подняться в небо. После окончания фабрично-заводского училища он работал слесарем на заводе, а затем откликнулся на призыв «Комсомолец – на самолёт». В 1935 году юноша стал курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов в Саратовской области, которую успешно закончил в 1938 году в звании лейте-нанта. Талантливого пилота направили лётчиком-инструктором в Новосибирскую авиационную школу лётчиков. За успехи в подготовке курсантов он получил внеочередное звание старшего лейтенанта, и тут началась Великая Отечественная война.
Инструктор Алехнович рвался на фронт. Кроме бомбардировщика он освоил несколько моде-лей истребителей и пишет рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец он так достал руководство авиашколы, что в его личном деле появилась запись: «Выпу-стил 30 курсантов, переучился на истребителя. Стал плохо работать – лишь бы на фронт. Предла-гаем… отправить в действующую армию…»
В разгар Сталинградской битвы в сентябре 1942 года Антона Алехновича зачисляют в 4-й авиаполк дальнего действия командиром бомбардировщика.
Авиация дальнего действия (АДД) в годы войны участвовала во всех крупных операциях Красной армии. Всего было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. В народе её называли «Длинной рукой Сталина», а 269 лётчиков дальней авиа-ции стали Героями Советского Союза.
Свои первые боевые вылеты Алехнович совершил на бомбардировщике Ил-4 вместе с экипажем в составе штурмана Владимира Павлова, радиста Петра Гаврилова и стрелка Александра Карпова. На этом же самолёте и с этим экипажем он и закончил войну. Экипаж Алехновича бом-бил вражеские войска в районе Сталинграда, а с 1943 года совершал вылеты по вражеским тылам в районах Брянска, Орла, Смоленска, Киева, Полтавы, Кременчуга, Вязьмы, Харькова, Могилева и Гомеля. Первый орден Красного Знамени Алехнович получил за разведывательные полёты и бомбежки в небе Харькова и Полтавы.
Только за один день в марте 1943 года группа бомбардировщиков, в числе которых был и самолёт Алехновича, уничтожила на железнодорожном узле в Гомеле 17 цистерн с топливом для танков, 28 вагонов с боеприпасами и амуницией, 24 вагона с продовольствием, предназначенных для сражения на Курской дуге.
В июне 1943 года экипажу Алехновича поручили нанести удар по Дому правительства в Минске, где, по сообщениям партизан, должно было пройти совещание высшего немецкого командо-вания. Уже при подлёте к городу радист сообщил, что задание изменилось и им предстоит бом-бить железнодорожную станцию. В ходе бомбометания было уничтожено несколько немецких эшелонов с вооружением и живой силой фашистов, склад с боеприпасами, паровозное депо, элек-тростанция, а одна из бомб попала в здание немецкой комендатуры, где в это время проходил банкет. Было убито несколько десятков гитлеровских офицеров.
Командир 16-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной дивизии генерал-майор Чемоданов Степан Иванович вспоминал: «На всем протяжении войны Алехнович является единственным лётчиком, который совершил 258 боевых вылетов без всяких происшествий: не сбит, не потерял ни одного члена экипажа или самолета». Лётчики полка называли его самолёт «заговорённым». Пробитый осколками и пулями, бомбардировщик всегда дотягивал до родного аэродрома и после ремонта опять возвращался в небо.
В 1943-1944 годах экипаж Алехновича выполнял задания командования по доставке боеприпасов, оружия и медикаментов партизанским отрядам, действовавшим в белорусских лесах.
25 раз самолёт Алехновича пробирался в немецкий тыл с грузами для партизан. Позднее Ил-4 под командованием заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Красно-знаменного авиационного полка дальнего действия гвардии майора Алехновича участвовал в боях за Кенигсберг, Варшаву, Тильзит, Будапешт, Берлин.
В августе 1944 года за активную помощь партизанскому движению в Белоруссии и выполнение боевых заданий в глубоком тылу врага гвардии майор Антон Адамович Алехнович и штур-ман Владимир Гаврилович Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а радист Пётр Гаврилов и стрелок Александр Карпов награждены орденами Красного Знамени. Всего за годы войны Антон Адамович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отече-ственной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями. Закончил войну он командиром бомбардировочного авиационного полка.
Ушёл в запас полковник Алехнович в 1953 году. Но и в мирной жизни нашлось место для по-двигов. Антон Адамович работал в арктической авиации и был единственным в мире лётчиком, посадившим тяжелый бомбардировщик Ту-16 на дрейфующую в океане льдину.
https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-zagovoryonnyy-samolyot-antona-alehnovicha?utm_source=warfiles.ru
02.04.2020
Письмо БОНДАРЕНКО А.И. в ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «ОДНА РОДИНА»
Взволновала Ваша статья от 02.04.2020 года "Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича".
Дело в том, что мой отец - БОНДАРЕНКО Иван Александрович, 19.02.1922 года рождения, после окончания в июле 1943 года Челябинского авиационного училища и переучивания в августе-октябре того же года на штурмана экипажа бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиаполку 27-й запасной авиабригады Авиации Дальнего Действия, был направлен на фронт в 6-й гвардейский Краснознамённый Брянский бомбардировочный авиаполк 16-й гв. Сталинградской бомбар-дировочной авиадивизии 1-го гв. Смоленского бомбардировочного авиакорпуса АДД ВГК, в эс-кадрилью, которой как раз командовал Герой Советского Союза гвардии майор Антон Адамович АЛЕХНОВИЧ. Отец служил под его началом до конца войны, совершил при этом в составе экипажа Ил-4 36 боевых вылетов. Вместе со своим комэской летал на бомбардировку врага в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.).
Отец всегда с большой теплотой и уважением вспоминал и отзывался о своём командире А.А.АЛЕХНОВИЧЕ, подчёркивая его смелость, отвагу, высокий профессионализм как лётчика, организаторские способности, требовательность в сочетании с душевной теплотой и чутким от-ношением к подчиненным, заботой и вниманием к боевым товарищам. А.А.АЛЕХНОВИЧ поль-зовался непререкаемым авторитетом не только в эскадрилье, но и в полку (командир полка - гв. подполковник Герой Советского Союза КОНОНОВ Даниил Лазаревич). Для молодых авиаторов АЛЕХНОВИЧ А.А. был "царь и бог на земле и в воздухе". По словам отца, эскадрилья до конца войны не потеряла ни одного самолета, ни одного экипажа. И во многом это заслуга её команди-ра.
На протяжении многих лет на День Победы, собираясь всей семей за праздничным столом мы поднимаем тост за победителей, за однополчан отца, в том числе за его первого боевого команди-ра эскадрильи. И в этом юбилейном году традиция не будет нарушена.
Уточнение по тексту статьи: командир 16-й гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиадивизии - генерал-майор авиации ЧЕМОДАНОВ Степан Иванович.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович начал военную службу в августе 1940 года в качестве курсанта авиационного училища и был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет в звании подполковника в мае 1972 года. За период службы был награжден 4 орденами и 18 медалями. Ушёл из жизни в августе 1997 года.
Прошу извинить за некоторую сбивчивость письма (это от волнения),
С уважением, БОНДАРЕНКО А.И.
04.04.2020 г.
После войны
С окончанием Великой Отечественной войны БОНДАРЕНКО Иван Александрович в звании гвардии лейтенант продолжил службу в рядах Советской Ар-мии.
В 1945-1957 годах он находился на лётных, а с сентября 1958 года по май 1972 года - на штабных должностях в строевых частях Дальней авиации.
В частности, в декабре 1945 года части 16-я гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), включая 6-й гвардейский Брянско-Берлинский бомбардировочный авиационный полк (БАП), были передислоцированы на советский Дальний Восток, а оттуда на территорию Северной Кореи (г. Канко), где находились до июля 1948 года, после чего были возвращены на дальневосточные аэродромы СССР.
В мае 1946 года с расформированием 16-й гв. БАД, 6-й гв. БАП был переименован в 157-й гв. БАП и передан в состав 11-й гв. БАД.
Два других авиаполка этой авиадивизии были переименованы соответственно в 158 гв. Рижский БАП и 169-й гв. Рославльский БАП и переданы в состав 33-й Краснознамённой БАД.
Обе названные бомбардировочные авиадивизии в 1946 году были передисло-цированы (без авиатехники) на Дальний Восток.
При этом 11-я гв. БАД – на остров Сахалин, а 33-я Краснознамённая БАД – в Северную Корею, аэродром Канко. Все полки дивизии получили новую авиатех-нику (самолёты Ил-4) с завода в г. Комсомольске-на-Амуре.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович до мая 1946 года продолжал служить в 6-м гвардейском Краснознамённом БАП, а затем был переведён в 158-й гвардейский Рижский бомбардировочный авиаполк 33-й Краснознамённой БАД (г. Канко Северная Корея, с конца 1947 года - г. Белогорск (Куйбышевка-Восточная) Амурской области),
В 1950-1957 годах его служба проходила в 442-м гвардейском тяжелом бомбардировочном авиаполку 33-й Краснознамённой тяжелой бомбардировочной авиадивизии (г. Спасск-Дальний Приморского края),
В 1957-1958 годах он прошёл переподготовку на курсах Высшей лётно-тактической школы ВВС в г. Липецке, после чего в 1958-1972 годах проходил службу на штабных должностях в 132-м Берлинском орденов Кутузова и Александра Невского тяжелом бомбардировочном авиаполку 326-й Тарно-польской ордена Кутузова ТБАД (г. Тарту Эстонской ССР).
В послевоенный период службы был награжден:
- Орденом Красного Знамени,
- Орденом Красной Звезды
- Орденом Отечественной войны 2 степени (как участник войны)
- 15-ю различными медалями
В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Алек-сандрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет. «На гражданке» до 1988 года работал в Тартуском аэропорту и на Тартуском заводе контрольной аппаратуры (ТЗКА) начальником охраны.
Умер 17.08.1997. Похоронен в г. Тарту Эстонской республики.