Владимир
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой прадед - Бобылев Владимир Николаевич, родился 1908 г. г.Сарапул, Удмурская область. Служил командиром-механиком БЧ-5 на подводной лодки М-51 "малютка" на кавказе. Учавствовал в боевых рейдах и столкновениях с германским флотом. Погиб в Абхазии в г.Очамчира 22.09.1943 г. на подводной лодке при испытании подводных скоростей. Жена Агрипина Семеновна Бобылева (Глушкова), похоронена в г. Оренбурге. Его дочь, моя бабушка - Галина Вараксина (Бобылева), живет в данный момент в г. Оренбурге.
Воспоминания
Случайно найденная статья в интернете некого Н.Медвенского
На очамчирском рейде
Это нужно не мертвым, это нужно живым!
В мае текущего года в странах бывшего СССР широко отмечалась 65-я годовщина Великой Победы советского народа над фашистской Германией и ее сателлитами. Ряд торжественных мероприятий прошел и на территории Абхазии. Люди приходили к мемориалам советских воинов, расположенным в разных районах республики, возлагали венки и цветы и отдавали дань памяти всем, кто не вернулся с войны.
Один из таких памятников находится в г. Очамчира. К сожалению, лишь немногие сегодня знают о том, что он воздвигнут на месте братского захоронения советских моряков, погибших в сентябре 1943 г. в результате несчастного случая на подводной лодке "М-51". Вот краткая история этого боевого корабля.
Подводная лодка "М-51" была заложена 17 ноября 1932 г. в Николаеве и была спущена на воду 22 мая 1933 г. Начало Великой Отечественной войны "М-51" встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии - капитан-лейтенанта) В.М.Прокофьева в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ ЧФ, находясь на ремонте в Севастополе. 1 июля 1941 г., закончив ремонт, субмарина вышла к месту своего постоянного базирования в Новороссийске. В период с июля по сентябрь 1941 г. лодка осуществила 4 боевых похода в районе Новороссийска и Керченского пролива. Во второй половине ноября 1941 г. "М-51" вела боевое патрулирование в районе Феодосии, а в декабре участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции. Перед подводной лодкой стояла задача выяснить и сообщить командованию о состоянии погоды в районе Феодосии, а затем служить ориентиром для подходящих к порту кораблей и транспортов. В ночь с 29 на 30 декабря 1941 г. по прожекторному лучу лодки корабли десанта в составе крейсеров "Красный Крым", "Красный Кавказ", эсминцев "Железняков", "Шаумян", "Незаможник" и транспорта "Кубань" легли на входной фарватер, ведущий к воротам порта Феодосия. Боевые группы десантников, высаженные ими, разгромили противника и очистили город от гитлеровцев. Умелые и решительные действия отважного экипажа "М-51", обеспечившего проход кораблей десанта в порт Феодосии, явились одним из факторов, обусловивших успех первоначальной фазы операции.
В период с января по апрель 1942 г. "М-51" осуществила еще 2 боевых похода. Однако техническое состояние лодки требовало проведения капитального ремонта, а утомленный долгими переходами экипаж нуждался в отдыхе. В связи с этим 31 мая субмарина перешла в Поти, где и был начат продолжительный ремонт. 29 декабря 1942 г. новым командиром "М-51" был назначен капитан-лейтенант Голубев Михаил Михайлович. 8 апреля 1943 г. лодка вновь вступила в строй. Уже 30 июня "М-51" вышла в новый поход, в котором она дважды имела контакт с немецкими подводными лодками.
Продолжались суровые военные будни. 16 августа при попытке атаковать германский конвой субмарина была обнаружена и подверглась преследованию. Один из вражеских кораблей сбросил на подлодку 8 глубинных бомб, от разрывов которых на "М-51" были повреждены электроизмерительные приборы, приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, а дейдвудный сальник стал пропускать воду. Подлодка была вынуждена покинуть позицию и утром 20 августа прибыла в Очамчиру.
В течение двух дней в очамчирской базе Черноморского Флота был произведен необходимый навигационный ремонт "М-51". Вечером 22 сентября 1943 г. подлодка вышла на ходовые испытания и на расстоянии одной мерной мили от берега начала отработку срочного погружения. При переходе из крейсерского положения в позиционное, на ходу под дизелями, из-за неправильного расчета по принятию воды в уравнительную и дифферентные цистерны "М-51" начала принимать балласт и ушла под воду с открытым рубочным люком. В результате в ЦП (центральный пост) стала с большой скоростью поступать вода. Погибли все находящиеся в нем 8 членов экипажа вместе с командиром, однако благодаря тому, что моряки успели задраить переборочные люки, люди в носовых и кормовых отсеках остались живы. Лодка легла на грунт на глубине 12 м.
Можно представить себе тот ужас, который испытали люди, оказавшись заживо похороненными в море. Однако моряки сохраняли спокойствие и не поддавались панике. 6 человек, руководимые старшиной первой статьи Н.И.Скрипченко, вышли на поверхность через входной кормовой люк, а еще 5 моряков - через носовые торпедные аппараты. Спасшиеся самостоятельно вплавь достигли берега. 25 сентября 1943 г. "М-51" была поднята аварийно-спасательной службой ЧФ и плавбазой "Эльбрус".
После восстановительного ремонта лодка была вновь введена в строй в конце 1944 г., а ее новым командиром был назначен В.М.Александров. 30 декабря 1944 г. субмарина была выведена из боевого состава ЧФ и передана гидрографическому управлению флота. С 12 октября 1946 г. "М-51" использовалась в учебных целях. 28 ноября 1950 г. лодка была разоружена, а 8 декабря - расформирована.
После демонтажа приборов и механизмов корпус субмарины поступил в распоряжение аварийно-спасательной службы ЧФ для обеспечения боевой подготовки личного состава. Тела погибших моряков были подняты на поверхность вместе с подлодкой и похоронены в братском захоронении на кладбище очамчирского порта.
Кстати, жена одного из них (Бобылева В.Н) - наша землячка. Как свидетельствуют документы из Центрального Архива МО РФ, Глушкова А.С. - а именно о ней идет речь – проживала в г. Очамчира по адресу: ул. 3-го Интернационала, 57. На протяжении нескольких десятилетий за могилой ухаживали солдаты, располагавшиеся на территории местной военной части. До 1998 г. это были пограничники СССР / РФ, в 1998-2009 гг. - мотострелки и морские пехотинцы ВС РА, а с 2009 г. - снова российские пограничники.
Остается неизвестным, находится ли это захоронение в официальном российском реестре солдатских захоронений, т.к. в таком случае на его содержание выделялись бы средства из федерального бюджета. К сожалению, многие могилы советских воинов и на территории Абхазии, и за ее пределами находятся не в слишком приглядном состоянии, хотя в последнее время ситуация вроде бы начала меняться в лучшую сторону. Пока что львиную долю работ по уходу за солдатскими захоронениями взяли на себя энтузиасты и просто неравнодушные люди. Хочется надеяться, что места упокоения павших в боях за Родину будут поддерживаться в достойном состоянии. Это – священный долг каждого из нас - ныне живущих.
P.S. Имена, звания и должности офицеров и матросов экипажа ПЛ "М-51", погибших при исполнении воинского долга 22 сентября 1943 г. на очамчирском рейде:
1. Голубев Михаил Михайлович, капитан-лейтенант – командир "М-51".
2. Полушкин Роман Иосифович, капитан-лейтенант – штурман 4 ДПЛ.
3. Бобылев Владимир Николаевич, старший техник, лейтенант – командир БЧ-5.
4. Соколиков Николай Алексеевич, старшина 2 статьи – и.о. командира акустиков.
5. Липаткин Юрий Петрович, старшина 2 статьи – командир электрочасти.
6. Серобаба Владимир Григорьевич, старший краснофлотец – радист.
7. Гринкевич Анатолий Иванович, краснофлотец – штурманский электрик.
8. Барабанов Дмитрий Михайлович, краснофлотец – ученик рулевого.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ ЗА РОДИНУ!
Н.Медвенский
НОВЫЙ ДЕНЬ, 20.09.2010
http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-6ea43abf72564fedb837afb4cc793788.html
История подводной лодки М-51 на которой погиб прадед с одного сайта
8.9.7. М-51 серия VI
(серии VI и VI-бис идентичны сериям XII, XV. Проекты последних серий отражают некоторые констуктивные особенности корпуса и отдельных механизмов , увеличиающих скорость и возможности погружения и всплытия ПЛ).
Cтарший лейтенант, капитан-лейтенант В.М.Прокофьев (22.06.41-29.12.42),
капитан-лейтенант М.М.Голубев (29.12.42-22.09.43),
капитан-лейтенант А.В.Митрофанович (12.43-09.05.45)
22.06.41 М-51 встретила в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ ЧФ в Севастополе в ремонте .
01.07.41 «М-51», закончив ремонт, вышла к месту своего постоянного базирования в Новороссийск.
08.07.41 лодка вышла в дозор на подходы к Новороссийску.
Утром 14 июля у мыса Утриш «М-51» была принята за вражескую субмарину, и чуть было не протаранена транспортом «Красная Кубань». В дальнейшем по вине радиста подводной лодки она потеряла связь с базой, из-за чего командир дивизиона капитан 1 ранга Л.Г. Петров был вынужден на эсминце «Смышленый» выйти в море на поиски субмарины.Следующие выходы на дозорные позиции к Новороссийску и Керченскому проливу также оказались безрезультатными.
27.10.41 «М-51» перешла в Керчь. Подводную лодку предполагалось использовать для ведения разведки и уничтожения плавсредств противника в западной части Азовского моря, но после первого, же выхода в связи с эвакуацией Керченской ВМБ 9 ноября субмарина отозвана в Новороссийск.
20-30.11.41 «М-51» патрулировала в районе Феодосии, а 6-11.12.41 доставила в Севастополь начальника оперативного отдела штаба ЧФ.
29.12.42 командиром «М-51» назначен капитан-лейтенант М.И.Голубев.
25-30.12.41 подводная лодка привлекается к навигационному обеспечению Керченско-Феодосийской десантной операции в роли плавмяка. Перед подводной лодкой стояла так же задача выяснить и сообщить погоду в районе Феодосии. На борту субмарины находился гидрограф лейтенант А.Г. Витченко. 28 декабря подводная лодка погрузилась в 3,5 милях к востоку от мыса Илья (западный мыс Феодосийского залива) и устанавливает два светящихся буя. Затем переходит в точку в 10 милях к юго-западу от мыса Чауда (восточный мыс Феодосийского залива). ПЛ, и ночью 29 и 30 декабря огнями белого и красного цвета указывает кораблям с десантом в составе крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Железняков», «Шаумян», «Незаможник» и транспорта «Кубань» на входной фарватер, ведущий к воротам порта Феодосия.
11.01.42 «М-51» выходила в море с задачей навигационного обеспечения десанта в Судак, но из-за переноса операции была отозвана в базу.
01-07.04.42 произвела разведку района Феодосия — Дальние Камыши (г.Приморский, феодосиийский залив), после чего прибыла в Геленджик в ожидании ремонта (в последнем походе на субмарине произошла поломка вертикального руля).
31.05.42 субмарина перешла в Поти, где приступила к проведению капитального ремонта.
08.04.43 подводная лодка вступила в строй.
30.06.43 вечером «М-51» вышла в район мыс Опук – мыс Киик-Атлама.
Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Н.Ф. Клынин. Дважды субмарина имела контакт с немецкими подводными лодками (вечером 1 июля, вероятно, «U-23» и днем 7 июля, возможно, «U-19»), но атаковать их так и не смогла.
10-20.08.43 патрулировала район Ялта – мыс Меганом (рядом с Судаком, см. рис. выше). Утром 16 августа при попытке атаковать ковой cубмарина была обнаружена и подверглась преследованию. Одна из десантных барж сбросила на подлодку 8 глубинных бомб,от разрывов которых на «М-51» повреждены электроизмерительные приборы, приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, а дейдвудный сальник стал пропускать воду. После необходимого ремонта силами личного состава подводная лодка покинула позицию и утром 20 августа прибыла в Очемчири[6].
22.09.43. после проведения навигационного ремонта вечером на мерной миле в районе Очемчири при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями, из-за неправильного расчета по принятию воды в уравнительную и дифферентные цистерны, М-51» начала принимать балласт и ушла под воду с открытым рубочным люком. В результате аварии погибло 8 человек, в том числе командир субмарины. 6 человек под руководством старшины 1 статьи Н.И. Скрипченко вышли на поверхность через входной кормовой люк, а еще 5 человек через носовые торпедные аппараты. Спасшиеся самостоятельно вплавь достигли берега.
25.09.43 подводная лодка была поднята аварийно — спасательной службой флота и плавбазой «Эльбрус» с глубины 12 метров.
После восстановительного ремонта «М-51» в конце 1944 года вновь введена в строй, новым командиром корабля назначен капитан-лейтенант А.В.Митрофанович, который потом командовал «М-51» до марта 1947 года.
30.12.44 «М-51» выведена из боевого состава флота и передана гидрографическому управлению ЧФ, где и встретила 9 мая 1945 года.
Итак, М-51 выполнила 12 боевых походов:08.07.1941 – 16.07.1941, 09.08.1941 – 16.08.1941, 10.09.1941 – 17.09.1941, 24.09.1941 – 01.10.1941, 02.11.1941 – 09.11.1941, 06.12.1941 – 11.12.1941, 23.11.1941 – 30.11.1941, 28.12.1941 – 30.12.1941, 11.01.1942 – 12.01.1942, 31.03.1942 – 07.04.1942, 30.06.1943 – 10.07.1943, 10.08.1943 – 20.08.1943.
В торпедные атаки не выходила.
http://www.bgudkov.ru/?page_id=2494
Данные о захоронении погибших подводников
Братская могила моряков-подводников ПЛ "М-51" трагически погибшей на траверзе Очамчиры в 1943 г.:
1 - Голубев Михаил Михайлович капитан-лейтенант - командир ПЛ "М-51"
2 - Полушкин Роман Иосифович капитан-лейтенант - штурман 4 ДПЛ
3 - Бобылев Владимир Николаевич старший техник-лейтенант - командир БЧ-5
4 - Соколиков Николай Алексеевич старшина 2 статьи - и.о. командира акустиков
5 - Липаткин Юрий Петрович старшина 2 статьи - командир электрочасти
6 - Серобаба Владимир Григорьевич старший краснофлотец - радист
7 - Гринкевич Анатолий Иванович краснофлотец - штурманский электрик
8 - Барабанов Дмитрий Михайлович краснофлотец - ученик рулевого
Ближайшие города: Кутаиси, Батуми, Пятигорск
Координаты: 42°44'40"N 41°25'47"E