Бобров Владимир Иванович
Бобров
Владимир
Иванович
Гв.полковник / летчик - истребитель
11.07.1915 - 28.02.1970

История солдата

Родился 11 июля 1915 года в городе Луганске, в семье рабочего. В 1930 году окончил 10 классов, в 1932 году — школу ФЗУ. Работал бригадиром слесарей на паровозоремонтном заводе в Луганске. С 1934 года в Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Лейтенант, младший лётчик 57-й истребительной авиаэскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участник национально-освободительной войны испанского народа с 26 марта по 13 августа 1938 года. Летал на И-16. Совершил 78 боевых вылетов (налёт боевой 97 часов), в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 13 в группе (по другим источникам — 13 лично и 4 в составе группы). 22 февраля 1939 года награждён орденом Красного Знамени.

После возвращения присвоено звание капитан, в должности младшего лётчика значился в составе 4-го и 10-го ИАП.

Участник Советско-Финской войны. В 1941 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. По февраль 1942 года служил в 237-м ИАП; по ноябрь 1942 года — в 521-м ИАП; по декабрь 1942 года — в 21-м ИАП; по апрель 1943 года — в 161-м ИАП; по март 1944 года — в 27-м ИАП (129-м ГвИАП); по апрель 1944 года — в Управлении 190-й ИАД; по май 1945 года — в 104-м ГвИАП. В одном из боёв был сбит, получил при этом ранение.

За время войны Бобров командует 5-ю полками Февраль 1942 – октябрь 1942 гг – командир 521-го ИАП (Истребительный Авиационный Полк) Октябрь 1942 – ноябрь 1942 гг – командир 21-го ИАП Декабрь 1942 – апрель 1943 гг – командир 161-го ИАП Апрель 1943 – Март 1944 гг – командир 129-го Гвардейского ИАП Май 1944 – май 1945 гг – командир 104-го Гвардейского ИАП И все это время летает сам. И сбивает, сбивает, сбивает фашистских стервятников. За время войны Бобров совершает 451 боевой вылет, сбивает 50 вражеских самолетов. Из них 30 лично и 20 в группе. Под началом Боброва воевали такие легендарные асы как – дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев, и Герой Советского Союза Федор Архипенко. Однако сам Владимир Иванович, при жизни, свою неоднократно заслуженную звезду героя, так и не получил. Самое удивительное, что нет даже версий почему это произошло. На мой взгляд, Бобров крепко поссорился с кем-то из крупных военачальников еще в Испании. И этот кто-то заявил – «Пока я жив – героя ты не получишь!» Иначе сложно объяснить почему Бобров не получил первого Героя еще в Испании. Многим летчикам давали за меньшее количество сбитых. И этот кто-то, явно прожил дольше, чем Владимир Иванович, и прожил в очень высоких чинах. Минимум дважды Боброва представляли к герою во время Великой Отечественной войны, трижды после войны. И еще раз сразу после смерти. Но заслуженную награду присвоили только в 1991 году.

Регион Украина
Воинское звание Гв.полковник
Населенный пункт: Луганск
Воинская специальность летчик - истребитель
Место рождения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., г. Ворошиловград
Годы службы 1934 1945
Дата рождения 11.07.1915
Дата смерти 28.02.1970

Боевой путь

Место призыва Ворошиловградский ГВК, Украинская ССР, Ворошиловградская обл., г. Ворошиловград
Дата призыва 22.06.1941
Боевое подразделение 521 иап КалФ , 104 гв. иап 1 УкрФ
Принимал участие Испания ,Советско-Финской войны , Германия

Владимир Бобров — один из лучших Советских лётчиков-истребителей, сбивший в двух войнах более 60 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза.

Непросто найти второго такого лётчика, в чьей лётной книжке Великая Отечественная война обозначилась бы более полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 мая 1945 года в 12 часов 40 минут. Воспитал 31 Героев Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания.

Своё боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё пламя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков-добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими пилотами в небе Испании. 25 нашим добровольцам, прибывшим в марте 1938 года на пароходе «Кооперация» (под командованием В. Ф. Родина), засиживаться не пришлось. Время торопило: противник безнаказанно бомбил мирные города и села, убивая ни в чём не повинных людей.

Командование Народного фронта вместе с советскими представителями сразу же знакомили лётчиков с наземной и воздушной обстановкой и после коротких тренировок на боевое применение срочно отправляли на фронт. На долю пилотов группы Родина пришлось особенно большое количество боевых вылетов, во многих неравных воздушных схватках выходили они победителями.

Лейтенант В. Бобров (имел псевдоним «Вольдемар Борисовский»), как и другие советские лётчики, имел хорошую лётную и воздушно — стрелковую выучку, быстро освоился с фронтовой жизнью и вместе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи. Его самолёт всё чаще появлялся во фронтовом небе. Владимир не знал страха перед «Мессерами» и «Фиатами». Он на большой скорости врывался в боевые порядки «Юнкерсов», обстреливая их из пулемётов.

В один из таких вылетов эскадрилья наших истребителей на высоте 2000 метров приближалась к линии фронта. Внизу, объятая огнём безчисленных пожаров, простиралась израненная многострадальная земля Испании. Ведущий группы подал сигнал, покачивая самолёт с крыла на крыло, увеличил скорость полёта и пошёл с набором высоты, увлекая за собой всех лётчиков группы.

Истребитель И-16, Испания, 1938 год

Впереди шла большая группа вражеских «Фиатов». Скорее на перехват! Каждый лётчик жаждал встречи с врагом. Через пару минут столкнулись две силы, завязался ожесточённый воздушный бой. И вот падает один «Фиат», объятый пламенем, за ним другой… В этом бою было сбито 7 итальянских самолётов, одну из побед записал на свой личный счёт и Владимир Бобров. В нашей эскадрилье был подбит 1 самолёт, который под прикрытием своих товарищей благополучно дотянул до аэродрома и произвёл посадку.

В один из дней, во время взлёта с аэродрома отказал мотор и самолёт Боброва врезался в автомашину-стартёр. Пилот был ранен, но вскоре вернулся в строй.

31 мая в районе Саррион в течение 35 минут происходил воздушный бой 22 И-15 и 22 И-16, прикрывавших наземные войска, с 30 «Фиатами» CR.32 националистов, сопровождавших 17 двухмоторных бомбардировщиков. Было потеряно 3 И-15, но лётчики (все они — испанцы) остались живы. Один истребитель загорелся, у другого И-15 были перебиты тросы управления, пилоты спаслись на парашютах. Третий самолёт из-за неисправности двигателя произвёл вынужденную посадку на аэродром Саррион и был сожжён «Фиатом». Ещё один И-15 с остановившимся двигателем скапотировал при вынужденной посадке. Республиканскими лётчиками было заявлено о 10 сбитых «Фиатах», упавших в районе Саррион — Мора-де-Рубиелос. На одну победу претендует Андрей Степанов в паре с испанским лётчиком, на другую — Владимир Бобров. Наземные войска зафиксировали падение 14 самолётов, в том числе 4 республиканских.

С апреля по октябрь 1942 года командовал 521-м ИАП. Воевал также на Северо-Западном фронте, где командовал 21-м ИАП (в ноябре — декабре 1942 года) и 161-м ИАП (командовал 19 декабря 1942 года по февраль 1943 года).

Во время воздушного боя 23 января 1943 года был сбит и получил лёгкое осколочное ранение в грудь, некоторое время не летал.

4 апреля 1943 года Майор В. И. Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиаполка на Воронежском фронте, где «состоялись» такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев и Фёдор Архипенко.

В мае 1943 года обстановка на Восточном фронте вновь накалилась: потерпев поражение на Волге, немцы попытались взять реванш на Курской дуге. Надо было сорвать их попытку захватить стратегическую инициативу. Бобров получил приказ: «Нельзя пропустить в тыл ни одного воздушного разведчика!»

Эту ответственную задачу лётчики 27-го полка решили успешно. С 10 мая по 5 июля, вплоть до начала наступления немецких войк, полк сбил 23 самолёта — разведчика. Часть экипажей всегда находилась в готовности №1. У самой линии фронта противника встречали истребители, вылетавшие из засад, близ переднего края. Кроме того, всегда были начеку и экипажи, базировавшиеся на основном аэродроме. Таким образом, немецкие разведчики попадали в своеобразные клещи, вырваться из которых было невозможно.

Удручённый неудачами, враг, по-видимому, решил во что бы то ни стало отомстить нашим истребителям. Вечером 14 мая, на подходе к аэродрому Грушки, где находился 27-й полк, показалась группа бомбардировщиков Ju-87. Немцы, конечно, рассчитывали застать наших лётчиков врасплох. Но недаром говорят: «Где бдительность есть, там врагу не пролезть». Звено истребителей, которое барражировало в воздухе, сразу же получило приказ перехватить вражеские бомбардировщики. Оно нанесло по врагу внезапный удар. Строй «Юнкерсов» дрогнул, и они в беспорядке стали сбрасывать бомбы за пределами аэродрома. Воспользовавшись замешательством неприятеля, в воздух поднялась дежурная эскадрилья. Ей пришлось вступить в бой с Me-109, спешившими на помощь бомбардировщикам.

В этой схватке пополнили свой боевой счёт лётчики В. А. Карлов, Л. В. Задирака, М. В. Бекашонок, Чепинога, В. Г. Кармин и командир полка В. И. Бобров. Каждый из них сбил по самолёту противника. Ни одному Ju-87 не удалось уйти за линию фронта или хотя бы дотянуть до своего переднего края.

Особенно отличился Николай Дмитриевич Гулаев, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он сбил 2 бомбардировщика, а когда выяснилось, что боеприпасы кончились, — пошёл на таран. И третий «Юнкерс», потеряв управление, полетел в последнее пике. Гулаев же, благодаря замечательной выдержке и самообладанию, сумел посадить израненную машину близ переднего края.

Лётчики 27-го ИАП особенно отличились в битве на Курской Дуге, где тогда за период с 5 июля по 5 августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолётов противника (19 из них — 5 июля!).

В книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», на странице 225 есть следующее сообщение, относящееся к тому периоду:

«6 Июля 1943 года выполняя задачу по прикрытию с воздуха наземных войск, сражавшихся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го ИАП Подполковником В. И. Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш лётчик в этом бою сбил по вражескому самолёту. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром».

14 августа 1943 года В. И. Боброву присвоено звание Подполковник.

За успехи в воздушных боях Указом от 8 октября 1943 года 27-му истребительному авиаполку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Словно отмечая это торжественное событие новыми успехами, 20 октября Владимир Бобров уничтожил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87.

По февраль 1944 года командовал полком, участвовал в боях за освобождение Украины, воевал на 2-м Украинском фронте. Затем был отстранён от занимаемой должности и назначен инспектором — лётчиком по технике пилотирования 190-й ИАД.

Известный лётчик — ас, Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко, вспоминая о тех днях пишет:

«О командире 129-го ГвИАП подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу — энергичный, колготной, правда, но был он хороший лётчик и блестящий боец, участник боев ещё в Испании, а как человек добрый и сердечный… Накануне перелёта полка в Кировоград что-то не поладил он со своим заместителем майором Овчинниковым и его сняли, переведя в другую дивизию нашего корпуса. Очень жалко было нам потерять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время».

Действительно, личная неприязнь некоторых крупных военных чинов долгое время преследовала Боброва. В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка (с апреля по май 1944 года находился в резерве отдела кадров 5-й Воздушной армии), и лишь несгибаемый рыцарь А.И. Покрышкин взял на себя смелость пригласить Боброва в свою прославленную 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.

С мая по сентябрь 1944 года командовал эскадрильей в 104-м Гвардейском ИАП, затем до конца войны был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско-Кишиневской и Сандомирской операции, освобождал Польшу. Участвовал в боях над Германией и Чехословакией. Его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, сбивший 9 самолётов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111.

Летом 1944 года наши войска вели упорные бои в районе Львова. Отличный бой провела 13 июля группа из трёх звеньев под командованием П. П. Крюкова. Прикрывая наземные войска, она была наведена с КП дивизии на группу из 9 бомбардировщиков Не-111, шедших без истребительного прикрытия. Наши лётчики атаковали противника и добились полной победы — 6 самолётов были сбиты, а 3 подбитых — совершили вынужденные посадки в расположении наших войск. В этом бою Павел Крюков сбил 3 самолёта, а Владимир Бобров — 2.

В конце июля 1944 года группа из 12 «Аэрокобр» 104-го ГвИАП под командой Л. И. Горегляда вылетев на задание, обнаружила в районе Броды 4 девятки бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 16 FW-190. Наши лётчики разделившись на 2 группы атаковали врага. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сбил 2 «Юнкерса». Бобров своей шестёркой нанес удар по второй девятке и, сбив одного, сразу же устремился на «Фоккеров», связав их боем. Этим воспользовалась группа Горегляда и в короткий период сбила ещё 3 Ju-87. Бомбардировщики, сбросив свой груз неприцельно, стали поспешно уходить на запад. Потеряв двух «Фоккеров», вражеские истребители также вышли из боя.

В совершенстве владея «Аэрокоброй», Бобров продемонстрировал своё высокое боевой мастерство и в сентябре 1944 года, когда в паре с Павлом Крюковым они буквально растерзали группу бомбардировщиков Не-111, уничтожив по 3 грозные машины…

…Когда 1-й Украинский фронт повернул на Прагу, 104-й Гвардейский Краковский орденоносный полк получил боевое задание по «зачистке» воздуха от фашистских самолётов. 9 мая 1945 года около 12 часов дня в полк поступил приказ: подняться в воздух и нести патрульную службу над Прагой в течение часа. Ведущий ударной группой был Владимир Бобров. Станция наведения передала:

— Над Прагой корректировщик, высота 3500 метров.

Вскоре Бобров увидел прямо перед собой FW-189, корректирующий огонь немецкой артиллерии. Бобров ринулся на врага, увлекая за собой звено. Это была последняя победа лётчика.

Итоги его боевой деятельности в период Великой Отечественной войны, по различным источниках, весьма неоднозначны. По документам, официально опубликованным в советские времена, Гвардии подполковник В. И. Бобров, с учётом поездки в Испанию, совершил 577 боевых вылетов. Проведя 159 воздушных боёв, сбил 43 самолёта лично и 24 в группе. 11 августа 1944 года командир 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник А. И. Покрышкин представил В. И. Боброва к званию Героя Советского Союза за 24 лично сбитых самолёта и 18 в составе группы.

Взяв за основу исправленные данные по Испании (4 + 13 побед) и официальные данные по Великой Отечественной войне (30 + 20 побед), получим в итоге 67 (34 + 33) побед В. И. Боброва в 2-х войнах. [Согласно данных М. Ю. Быкова за время Великой Отечественной войны он выполнил 451 боевой вылет, провёл 112 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 11 в группе. Таким образом, на его счету 27 личных и 24 групповые победы: 4 + 13 в Испании и 23 + 11 в ВОВ.]

Как бы там ни было, в любом случае, этих побед с лихвой хватало на звание дважды Героя Советского Союза! Но единственная «Золотая Звезда» была присвоена ему лишь в 1991 году, 20 лет спустя после смерти.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Ленина (27.04.1942), двумя орденами Красного Знамени (11.08.1943 и 1.05.1945), орденами Суворова 3-й степени (18.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944), Александра Невского (25.09.1945), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За победу над Германией» (9.05.1945), «За взятие Берлина» (9.06.1945), «За освобождение Праги» (9.06.1945).

Хочется отметить и тот факт, что уже в наше время в воспоминаниях некоторых ветеранов стали появляться довольно негативные высказывания в адрес В. И. Боброва. Например, Е. П. Мариинского в своей книге «Я дрался на «Аэрокобре» (серия «Война и мы», издательства «Яуза», «ЭКСМО», 2005 год.), С. З. Букчина в книге А. Драбкина «Я дрался с асами Люфтваффе» (та же серия и издательство, 2006 год.). По словам этих людей, В. И. Бобров и сбитые самолёты сам себе приписывал, и награды зажимал (пока, мол, сам Героем не стану, и вам ничего не дам), и даже самолёт Мариинского умудрился сбить (при этом — записал его на свой личный счёт). Странно одно, почему подобная информация появилась только в наши дни, спустя многие десятилетия после смерти самого В. И. Боброва. Так, тот же Мариинский в своих первых книгах (они вышли в свет в 1960 — 1970-х годах) ни словом не обмолвился о «проделках» своего бывшего командира, а вот теперь — пожалуйста… Ну, да ладно. Бог им судья.

После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС на различных руководящих постах. 26 января 1948 года ему присваивают очередное воинское звание — полковник. С декабря 1951 года по сентябрь 1952 года учился на курсах усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий.

Затем, за нарушения по службе, он был понижен в звании сразу до майора! 10 февраля 1956 года снова получил звание подполковника, а 19 февраля 1958 года ему вернули звание полковника.

Награды

орденаи Ленина (27.04.1942) и посмертно (20.03.1991)

орденаи Ленина (27.04.1942) и посмертно (20.03.1991)

двумя орденами Красного Знамени (11.08.1943 и 1.05.1945)

двумя орденами Красного Знамени (11.08.1943 и 1.05.1945)

орден Суворова 3-й степени (18.05.1945)

орден Суворова 3-й степени (18.05.1945)

орден Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944)

орден Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944)

орден Александра Невского (25.09.1945)

орден Александра Невского (25.09.1945)

медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944)

медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944)

медаль За победу над Германией» (9.05.1945)

медаль За победу над Германией» (9.05.1945)

медаль «За взятие Берлина» (9.06.1945)

медаль «За взятие Берлина» (9.06.1945)

медаль «За освобождение Праги» (9.06.1945)

медаль «За освобождение Праги» (9.06.1945)

медаль " Золотая звезда "№ 11645 от 20.03.1991

медаль " Золотая звезда "№ 11645 от 20.03.1991

орденами: двумя - Ленина , двумя-Красного Знамени , Суворова 3-й степени , Отечественной войны 1-й степени , Александра Невского , медалями «За боевые заслуги» , «За победу над Германией», «З...

орденами: двумя - Ленина , двумя-Красного Знамени , Суворова 3-й степени , Отечественной войны 1-й степени , Александра Невского , медалями «За боевые заслуги» , «За победу над Германией», «З...

Фотографии

Видео

После войны

После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС на различных руководящих постах. 26 января 1948 года ему присваивают очередное воинское звание — полковник. С декабря 1951 года по сентябрь 1952 года учился на курсах усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий.

Затем, за нарушения по службе, он был понижен в звании сразу до майора! 10 февраля 1956 года снова получил звание подполковника, а 19 февраля 1958 года ему вернули звание полковника.

За выслугу лет был награждён орденами Красного Знамени (5.11.1954), двумя орденами Красной Звезды (15.11.1950 и 16.10.1957), медалями «30 лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948), «40 лет Вооружённых Сил СССР» (22.02.1958).

30 июля 1960 года вышел в отставку. Окончив юридический институт, работал заместителем директора Харьковского института «Гипрокомунстрой». Проживал в Харькове (Украина). Умер 28 февраля 1970 года.

При жизни вновь неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные Маршалы авиации (Новиков, а потом и Вершинин), «от представления воздерживались». Лишь 20 марта 1991 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина. Столь позднее присвоение этого высокого звания, по всей видимости, связано с тем, что В. И. Бобров неоднократно имел взыскания по службе. Кроме того, ещё в мае 1944 года он был исключён из членов ВКП(б) с достаточно красноречивой формулировкой «за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики». Лишь в марте 1945 года, за большие боевые успехи, его восстановили в партии с сохранением прежнего стажа.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: