Алексей
Сергеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Алексей Сергеевич родился в белорусском городе Брест-Литовске в семье машиниста и решил стать лётчиком с пятилетнего возраста, когда на поляне за городом увидел крылатое чудовище, которое взлетело с треском в небо, превратившись в маленькую точку. Это его потрясло.
К началу Великой Отечественной войны был уже известным летчиком. За его плечами были: Ленинградская Военно-Теоретическая Школа ВВС, 2-я Борисоглебская школа лётчиков - «Орлиный стан», как её называли впоследствии, таких питломцев, как В.П.Чкалов, П.М.Пумпур, Н.П.Каманин, В.К.Коккинаки и многих других; потом 15-я Брянская Истребительная Авиабригада и отряд в составе эскадрильи Тихоокеанского флота, НИИ ВВС. Командовал советско-китайской группой истребительной авиации в войне Китая против японских захватчиков (секретная операция «Z”), где сбил 7 самолётов противника и 16 в группе, за что получил звание Героя Советского Союза, участвовал в Советско-Финляндской войне командиром 54-й Истребительной Авиабригадой, которая успешно защищала Ленинград.
Начало войны застало его на Дальнем Востоке в должности заместителя командующего ВВС Дальневосточного фронта. В первые же дни войны он подает рапорт о переводе в действующую армию, но только в октябре 1942 года ему разрешили сформировать 2-й Истребительный Авиационный Корпус резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Незаурядный организаторский талант Алексея Сергеевича проявился уже при формировании корпуса. Большая работа была проведена по комплектованию корпуса опытными летчиками истребительной авиации, самолетами, всеми видами обслуживания. Он лично вникал в подготовку связистов, в наличие и состояние наземных радиостанций, и как связисты обеспечены вещевым довольствием и техническим снаряжением.
В задачи корпуса входило участие в воздушных боях, совместно с бомбардировочной и штурмовой авиацией нанесение ударов по аэродромам противника и по наземным соединениям, выполнение разведывательной службы, осуществление связи с партизанскими отрядами.
Боевое крещение корпус получил на Калининском фронте в наступательных Великолукской и Ржевской операциях в ноябре 1942 года.
Затем последовало участие в прорыве блокады Ленинграда на Волховском фронте, в прикрытии войск Степного фронта в Воронежской области, в Курской битве на Орловском и Брянском направлениях, в Минско-Неманском наступлении, в боях на Сандомирско-Одерском плацдарме с выходом на Берлин.
На его родной белорусской земле летом 1944 года 2-й Авиакорпус в ходе стратегической операции «Багратион» вместе с войсками продвинулся на запад до 600 километров, поменяв до семи аэродромов. За освобождение Орши корпусу было присвоено почетное наименование - Оршанский Краснознаменный ордена Суворова, его дивизии и полки стали по заслугам называться Минскими, Ковенскими, Вильнюсскими, Каунасскими. Одним из лучших боевых соединений была эскадрилья «Монгольский арат», переданная корпусу от народа Монгольской Республики в 1943 году.
Четыре Героя Советского Союза воевали в эскадрильи, а в столице Монголии Улан-Баторе в память о героических сражениях эскадрильи установлен памятник.
Командные заботы не мешали генералу Благовещенскому всегда первым осваивать новые самолеты и лично переучивать летный состав. Мастерски показательно провёл несколько воздушных боёв. Для перехвата противника в воздухе он и возглавлявший 1-й Авиакорпус Е.М. Белецкий начали использовать на своих командных пунктах наземные радиолокационные станции, которые вскоре стали неотъемлемым элементом КП всех авиакорпусов.
Алексей Сергеевич относился к тем командирам, которые сами вылетали на выполнение различных боевых задач. Он не разлучался со своей личной радиостанцией Р-399 в любое время суток: его позывной «Сатурн-2» и приятный голос радистки Ирины Угловой знали все летчики, штабы и радисты корпуса. Всего за годы войны А. С. Благовещенский лично совершил 48 боевых вылетов. Невысокого роста, плотный и энергичный он пользовался у лётчиков большим авторитетом. В обращении с людьми он был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах.
Готовилась одна из крупнейших военных операций – Сандомирская, конечным исходом которой являлось взятие Берлина. Все думали о скорой победе над врагом. Но случилась трагедия: 10 февраля 1945 года при подготовке прифронтового аэродрома машина командира корпуса подорвалась на противотанковой мине. Алексей Сергеевич и его сопровождающие были тяжело ранены.
Узнав об этом, комиссар 1-го гвардейского авиаполка Шульга призвал личный состав корпуса отомстить за командира – и вылетевшие на очередное задание летчики массированным ударом по вражескому аэродрому немецкого города Заган вывели из строя около 30 самолетов врага.
«Благовещенскую» традицию продолжили и при штурме Берлина: к знамёнам, водруженным над рейхстагом, 1 мая 1945 года в 12 часов 25 минут лучшие летчики корпуса опустили два своих алых полотнища с надписями: «Победа!»
К этому героическому эпизоду можно добавить 23535 боевых вылетов, 1100 воздушных боев, 1308 уничтоженных самолетов противника. 30 летчиков корпуса получили звание Героя Советского Союза, 19 раз боевые успехи отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего.
Командир корпуса был награжден многими орденами и медалями Великой Отечественной войны.
Герой Советского Союза (14.11.1938)
2 ордена Ленина (14.11.1938, 20.04.1953)
орден Октябрьской Революции (197..)
3 ордена Красного Знамени (8.03.1938, 15.01.1940, 30.04.1947)
орден Суворова 2-й степени (30.08.1943)
орден Кутузова 2-й степени (22.07.1944)
орден Богдана Хмельницкого 2-й степени (6.04.1945)
2 ордена Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943, 11.03.1985)
2 ордена Красной Звезды (25.05.1936, 3.11.1944)
медали
орден Китайской Республики 4-й степени (1938)
Всю свою жизнь до конца Алексей Сергеевич Благовещенский посвятил науке летать, науке побеждать, науке защищать людей.
Всех нашего родного воинского братства: русского-белоруса старшего сержанта Георгия НиколаевичаНосова (ур. Благовещенского), русского младшего лейтенанта Николая Михайловича Носова, украинца майора Сергея Фёдоровича Качуровского, русского-белоруса генерал-лейтенанта Алексея Сергеевича Благовещенского и многих, многих солдат Великой Победы помянем тихим и добрым словом!
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Подготовили: О.Г. Носов, В.Г. Носов, О.С. Качуровская, В.О. Носов
Боевой путь
А.С. Благовещенский участвовал в следующих наступателных операциях:
Великолукской и Ржевской с 23 ноября 1942 года по 27 декабря 1942 год
В прорыве блокады Ленинграда (операция «Искра») на Волховском фронте с 12 января1943 года по 27 февраля 1943 года
Ржевской с 06 марта по 31 марта 1943 года, с 3 по 26 мая 1943 года прикрывал железнодорожные узлы и железнодорожныеперевозки в районе станций Усмань, Воронеж, Касторное, Старый Оскол. 8 и 10 июня 1943 года обеспечивал боевые действия 204 Бомбардировочной Дивизии,
Белгородско-Харьковской операции в битве на Курской Дуге— с 12 июля 1943 года по 19 августа 1943 года на Западном фронте. Брянской операции на Брянском фронте с 1 сентября 1943 года по 3 октября 1943 года на 1 Прибалтийском фронте в составе 3 ВА силами 7 Гвардейской 322 ИАД.
Витебской операции— с 1 января 1944 года по 10 марта 1944 года на 3 Белорусском фронте Белорусской операции Минско-Неманского направления — с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года За участие в освобождении города Орша корпусу присвоено наименование Оршанский (Приказ Верховного Главнокомандующего ВС СССР от 06 июля 1944 года, № 0182)
Сандомирско-Одерской операции и Нижне-Силезской операции — с 12 января 1945 года по 10 февраля 1945 года на 1 Украинском фронте. За участие в этих операциях корпус награждён орденом «Красное Знамя» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года).
Воспоминания
О командире 2 ИАК
В период всех операций А.С. Благовещенский руководил корпусом с передовых командных пунктов на поле боя, управлял корпусом с подвижных командных пунков передовых частей. Участвовал в боевых вылетах для правильной оценки воздушной обстановки. А.С. Благовещенский совершил 48 боевых вылетов и участвовал в 3 возушных боях.
А.С. Благовещенский первым в корпусе осваивал новые самолёты и переучивал лётный состав. Для перехвата самолётов противника он и командир 1 ИАК Е,М. Белецкий начали использовать на своих командных пунктах наземные радиолокационные станции, которые вскоре стали неотъемлемым элементом командных пунктов всех корпусов. На подступах к Берлину, при подготовке и проверки аэродрома города Люббен (80 км от Берлина) в начале Берлинской операции машина А.С. Благовещенского и сопровождающие его подорвалась на мине, и они были тяжело ранены. Через полгода лечения он был уже в строю. Всего за боевую службу он был дважды тяжело ранен и трижды легко, но воля к жизни и спортивная закалка помогали ему восстанавливать организм так, что он вновь садился за штурвал.
После войны
Начальник Высшей офицерской школы Воздушного боя (18.09.1945-19.07.1947).
За два года А.С. Благовещенский помог подготовить более 300 пилотов экстра-класса без единого ЧП (чрезвычайного происшествия).
Помощник Командующего по строевой части 7-й Воздушной Армии ПВО, г. Баку, (19.07.1947-08.06.1949).
Во время катастрофического землетрясения 5 октября 1948 года руководит оказанием воздушной помощи пострадавшим военным, их семьям и жителям, их эвакуацией.
Начальник Управления испытаний самолётов (08.06.1949-11.04.1951), Зам. Начальника Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС Советской Армии (ГК НИИ ВВС СА), старший лётчик испытатель (01.09.1950-11.04.1951). Присвоено звание лётчик-испытатель 1 класса (13.10.1950).
Откомандирован в распоряжение Генерал-полковника авиции Красовского для работы на пункте наведения самолётов (Корейская война.11.04.1951-22.09.1051).
Некоторые участники Корейской войны «критически» отмечают, что группе из НИИ ВВС не удалось посадить на северокорейскую территорию американский истребитель F-86 Sabre, для дальнейшей транспортировки в СССР. Действительно, у лётчиков-испытателей была неудачная попытка. Но главная задача по определению характеристик американского истребителя в бою, которую ему ставило руководство была решена, что было отмечено при возвращении группы.
Считать приступившем к исполнению прямых служебных обязанностей в ГК НИИ ВВС СА с 22.09.1051 (22.09.1051-10.03.1952).И.О. Начальника, старший лётчик испытатеть ГК НИИ ВВС СА (10.03.1952-10.04.1952). Начальник, старший лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС СА (10.04.1952-15.07.1959).
Принимал лично участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19 (и уникальной мобильной стартовой установки МИГ-19 для перехвата самолётов-разведчиков на большой высоте), СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика ЯК-25Р, пассажирского самолёта ИЛ-18 и первого реактивного пассажирского самолёта ТУ-104 (8 испытательных полётов под руководством А.С. Благовещенского) и других самолётов самых различных типов. За освоение новых методов испытаний в 1957 году впервые звание Героя Советского Союза было присвоено сразу 18 лётчикам.
За период военной службы А.С. Благовещенский выполнил 3554 полёта, налетав 2978 часов 40 минут. За подписью А.С. Благовещенского ушли в дело тысячи приказов и актов на производство и по результатам испытаний военной и гражданской авиатехники , представлений к государственным наградам подчинённых ему авиаторов, по которым более 50 (по разным источникам около100) лётчиков получили звание Героев Советского Союза, не говоря уже о важных административных и хозяйственных документах. Причиной ухода А.С. Благовещенского из НИИ ВВС послужила катастрофа с жертвами самолёта ТУ-116 из прикомандированного к ГК НИИ ВВС экипажа Дальневосточной авиации при заходе на посадку на аэродром Чкаловская, который попал в сильный дождь снизился до столкновения с домами деревни в 2-х километрах от аэродрома. На командном пункте находился заместитель начальника по лётной части. Экипаж, попав в заряд дождя, должен был переждать дождь в полёте, имея большой запас топлива, но не сделал этого. И руководители полёта не запретили захода на посадку, за что получили только дисциплинарные взыскания, а начальника освободили от должности.
Освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение Главнокомандующего ВВС Советской Армии 15.07.1959. Уволен в запас после службы в
Армии с 18.04.1927 по 12.04.1960).
Генеральный Конструктор А.Н. Туполев узнав, что Алексей Сергеевич в запасе, сразу пригласил его не просто на испытательную работу, но в качестве руководителя.
Зачислен на должность ведущего конструктора в ОКБ А.Н.Туполева п/я 116 (27.04.1960). Для ускорения работ по лётным испытаниям распоряжения А.С. Благовещенского выполнялись как указания Генерального Конструктора (Приказ № 26 по организации п/я 116 от 24.02. 1962 за подписью А.Н. Туполева).
Переведён Первым заместителем начальника организации Лётной-испытательной и Доводочной базы (01.01.1963). Переведён Начальником организации (01.02.1966).
Уволен в порядке перевода Зам.директора в Жуковскую Лётно-испытателную и Доводочную Базу(Станцию) -ЖЛИиДБ, принят в порядке перевода на должность Руководителя предприятия (02.01.1967).
Переведён на должность Началькика организации (01.01.1970).
В тот период на Туполевской ЖЛИиДБ успешно проходили испытания самолёты ТУ-22, Ту-114, Ту-124, Ту-126, ТУ-128, Ту-134, ТУ-142, Ту-154, ТУ-144.
Переведён на ММЗ «Опыт» имени А.Н.ТУПОЛЕВА(01.04.1975)
Принят в порядке перевода Заместителем Главного конструктора (08.04.1975).
Переведён в связи с возрастом ведущим конструктором КБ, цех 27 (20.08.1984), цеха 51 (01.02.1985), цеха 32 (01.04.1987), цеха 57 (01.06.1988), переведён ведущим инженером ОКБ цеха 37 в связи введением новых тарифных условий оплаты труда (01.10.1988).
Работа прекращена в связи со смертью (25.05.1994).
«Через руки» летчика-испытателя, боевого Героя Советского Союза прошло 99 самолетов различных типов и назначений.
Но главное, что всю жизнь отличало А.С. Благовещенского, – это любовь к авиации и внимание к людям: стремление оказать им реальную помощь. Будь это в учебной, потом в летной брянской юности, в раскаленном небе Китая, на фронтах Великой Отечественной войны или в различных НИИ, конструкторских бюро и комиссиях.
Похоронен на Московском Мемориальном Троекуровском кладбище.