Битук Георгий Максимович
Битук
Георгий
Максимович
майор
Дата рождения: 1914

История солдата

30 июня 1941г. призван по мобилизации из системы ГВФ (Гражданского воздушного флота).

Направлен на Северо-Западный фронт.

Служил пилотом в составе 3-й авиаэскадрильи особой Прибалтийской авиагруппе ГВФ.

Совершил 20 вылетов в тыл противника.

В период боев с 10 по 28 января 1942г. 645 стрелковый полк пробился в тыл врага. Дефицит продовольствия и боеприпасов, наличие раненых сковывало дальнейшее продвижение полка. Георгий Максимович доставил в полк более 2 тонн боеприпасов и продовольствия, 180кг. медикаментов. Вывез 30 тяжелораненых бойцов и командиров.

30 января 1942г. младший лейтенант Битук был представлен к ордену Красной Звезды. Приказом от 05 марта 1942г. награжден медалью «За боевые заслуги».

13 февраля 1942г., возвращаясь с очередного боевого задания на самолете С-2 №414 вместе с инструктором политуправления Хаджиевым Георгием Ивановичем, пилот Битук заметил дым, поднимающийся из леса. Свернув на дым, он увидел, что на небольшом озере Духосия посреди леса лежит горящий самолет. Возле самолета лежали два члена экипажа, третий стоял и руками подавал сигналы о помощи. Выбрав площадку для посадки, Георгий Максимович посадил самолет. Оказалось, что горевший самолет (514 пикирующего бомбардировочного авиаполка) был сбит немецкими истребителями. Экипаж получил ожоги, двое его членов были тяжело ранены. В С-2 были погружены пилот- заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Смирнов Виктор Георгиевич и стрелок-радист старшина Усачев Евгений Иванович. Хаджиев и штурман сбитого самолета старший лейтенант Уваров Дмитрий Николаевич остались в лесу. Георгий Максимович привез раненых в госпиталь в Едрово, но там не смогли оказать им помощь из-за тяжести ранений. Пришлось лететь в Валдай. Сдав раненых, пилот вернулся в лес и перевез в госпиталь штурмана Уварова. От которого принял для передачи командованию результаты разведки.

В составе особой группы совершил 47 боевых вылетов.

В сентябре 1942г. особая Прибалтийская авиагруппа ГВФ была переименована в 11 отдельную авиагруппу ГВФ. 

В ноябре 1942г. авиагруппа переформирована в 3 отдельный авиаполк ГВФ. Командиром полка назначен подполковник Рассказов Петр Самсонович, его заместителем Боровков Николай Андрианович. На вооружении полка стояли самолеты У-2.

Георгий Максимович зачислен пилотом в состав 1 транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи полка.

К 18 марта 1943г. совершил еще 152 боевых вылета.

Приказом от 30 апреля 1943г. был награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1943г, из экипажей 1, 2, 3 и 4 отдельных авиаполков ГВФ были сформированы 15. 16 и 17 ночные бомбардировочные авиаполки. 

17 авиаполк формировался на аэродроме Едрово (Вышний Волочек). Командиром полка был назначен майор Боровков Николай Андрианович. На вооружении полка стояли самолеты У-2 (По-2).

В 1943г. полк участвовал в Спас-Деменской, Орловской и Смоленской операциях.

Впервые массово применил ампулы АЖ-2 с жидкостью «КС», поджигая опорные пункты противника. В ночь на 21 июля был полностью сожжен опорный пункт противника в Хвостовичи.

Экипажи полка доставляли грузы в партизанские отряды Нарчук, Шкредо, Садчикова, Гришина, Кирпич и Новикова.

В ночь с 21 на 22 августа экипаж: летчик старший лейтенант Битук и штурман младший лейтенант Волков Алексей Иосифович, в составе полковой группы, в подгруппе основного удара, участвовал в бомбардировке моста на р.Десна в районе Екимовичи. Сбросил 2 фугасные авиабомбы ФАБ-100. Результатом налета стали 2 прямых попадания в мост, до 20 разрывов на шоссе по обе стороны моста, 2 крупных взрыва и 2 очага пожара в Екимовичи.

К концу июня 1944г. заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Битук совершил в составе полка 148 боевых вылетов. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 19 июля 1944г. был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В 1944г. полк участвовал в Оршанско-Витебской, Вильнюсской и Каунасской операциях, бомбардировал позиции противника в Восточной Пруссии.

В 1945г. полк участвовал в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, бомбардировал гарнизон Кенигсберга.

26 января полк перебазировался с аэродрома  Наудишки на аэродром Замолен, в 10км. северо-западнее Гумбинен.

К концу января капитан Битук совершил еще 168 боевых вылетов. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 17 февраля 1945г. награжден орденом Александра Невского.

За долголетнюю и безупречную службу в феврале 1945г. награжден медалью «За боевые заслуги».

Указом Президиума ВС СССР от 19 февраля 1945г. полк был награжден орденом Суворова III степени.

В апреле бомбардировал военно-промышленные объекты противника в порту Пиллау.

В последние недели войны полк бомбардировал войска противника на Земландском полуострове и косе Фрише-Неруг (Вислинская коса). 

Полк базировался на аэродроме Шромбенен. 08 мая перебазировался на аэродром Робиттен в 20км. юго-восточнее г.Эльбинг, где и встретил Победу.

За годы войны командир эскадрильи майор Битук произвел 618 боевых вылетов. Приказом от 29 июля1945г. был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» .

Уволен в запас 10 октября 1945г.

Регион Республика Беларусь
Воинское звание майор
Населенный пункт: Гродно
Место рождения г.Слоним, Барановичская обл.
Дата рождения 1914

Воспоминания

Из книги Героя Советского Союза Молокова Василия Сергеевича «Родное небо».

Вспоминаю сейчас отважного командира эскадрильи 17-го авиаполка Г. М. Битука. Его эскадрилья получила задание провести налет на скопление немецких войск у станции Пилькаллен. А погода стояла отвратительная: облачность 10 баллов, дождь, туман, видимость до 200 метров. Экипаж Битука вылетел первым, чтобы осветить намеченную для бомбометания цель. Летчик вышел точно к станции, штурман сбросил фугасные и зажигательные бомбы, которые вызвали взрывы и пожар. Но низкие облака, сильная дымка почти скрыли освещенный участок. Битук усомнился, смогут ли выйти на цель другие экипажи, и приказал штурману: «Ракеты в воздух! Стреляй!» С такой «иллюминацией», увертываясь от огня зениток, самолет начал делать стремительные виражи над станцией, пока не подоспели остальные экипажи. Удар по железнодорожному узлу прошел успешно.

Документы

Фотографии

С авиамехаником старшиной Сазоновым Ильей Матвеевичем. 10.02.45г. Восточная Пруссия г.Тапиау.

С авиамехаником старшиной Сазоновым Ильей Матвеевичем. 10.02.45г. Восточная Пруссия г.Тапиау.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: