
Михаил
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой двоюродный дед,Михаил Иванович Безух,родился в обычной крестьянской семье.О нём и его жизни я узнал от своего деда,Николая Фёдоровича Цемко,который им очень гордился.Михаил Иванович с юности мечтал быть лётчиком,и его мечта осуществилась,но не сразу - прежде чем уйти в авиацию,он проучился два курса в Азовском рыбном техниуме в городе Мариуполе.Но тяга к небу взяла своё,и во время прохождения срочной службы в рядах Красной армии он пишет рапорт с просьбой направить его на учёбу в Сталинградскую военно-авиационную школу лётчиков,которую с успехом заканчивает в 1938 году.Михаил Иванович воевать начал с июня 1941 года в составе 299-го штурмового авиационного полка. На самолете И-153 участвовал в оборонительных боях в Молдавии. В октябре 1941 – марте 1942 гг. – командир звена и командир авиаэскадрильи 565-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном (октябрь 1941) и Волховском (март 1942) фронтах. Участвовал в обороне Москвы и Любанской операции. 17.03.42 г. был ранен в кисть левой руки и контужен, до июля 1942 г. находился на излечении в московском госпитале.
В июле 1942 – апреле 1944 гг. – командир авиаэскадрильи, штурман и заместитель командира 565 шап. Воевал на Западном (июль 1942 – август 1943), Брянском (август-сентябрь 1943) и 1 Украинском (февраль-апрель 1944) фронтах. Участвовал в Ржевско-Сычевской, Ржевско-Вяземской, Орловской и Проскуровско-Черновицкой операциях. 03.08.43 г. его самолет был сбит, спасся на парашюте.
Я нашёл статью фронтовой газеты,которая рассказывала о нём и его боевых буднях,хочу привести несколько отрывков из неё:
"Во фронтовом альбоме тех лет рядом с фотопортретом в военной форме о нем было написано: "Командир эскадрильи капитан Безух Михаил Иванович родился в 1914 г., русский, из крестьян, член ВКП/б/ с 1942 г. Общий налет на всех типах самолетов 302 часа 25 мин. Боевых вылетов 68. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Будучи на Южном фронте в истребительной авиации в должности командира авиазвена, совершил 48 боевых вылетов. В сентябре 1941 г. прибыл в 565 штурмовой авиаполк на должность командира авиазвена. Находясь на Волховском фронте в марте 1942 г, совершил 8 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники врага. В одном из боевых вылетов сбил истребитель противника Ме-109. Трижды водил группы самолетов Ил-2 на уничтожение укреплений противника в районе Красной Горки. В результате узел сопротивления противника был значительно разрушен, чем было облегчено наземным войскам выполнение боевой задачи.
В одном из боевых вылетов в марте 1942 г. Безух был ранен. После излечения в августе 1942 года снова вступил в строй и назначен на должность командира 2-ой авиаэскадрильи. В своей боевой работе проявляет отвагу и мужество. С августа 1942 года совершил 14 боевых вылетов. Боевые вылеты групп во главе с тов. Безух выполняются е большим уроном для противника. Так, например 21.8.42 г. тов. Безух водил группу самолетов на штурмовку аэродрома Сеща. В результате налета группой было уничтожено 30 самолетов врага и 16 самолетов повреждено. Уничтожено 80 человек обслуживающего персонажа.
23.3.42 г. в районе Серая, Белая Верх группа самолетов Ил-2 уничтожила 4 танка, 24 человека пехоты противника. На обратном маршруте группа вела воздушный бой, в котором Безух лично сбил самолет истребитель Ме-109.
Тов. Безух храбрый и инициативный летчик, над целью действует решительно и дерзко. Никогда не уклоняется от боя с истребителями противника, смело вступая с ними в борьбу".
О М.И.Безух много писали тогда фронтовые газеты. Самолет Ил-2 в ту пору только что осваивался. В тактике его применения, как штурмовика, было много нового и неизвестного. В этом деле Безух был новатором.
В статье "В буре есть покой" П.Синицин писал: "...Капитан ищет ответа в книгах и журналах, ночью при коптилке вычерчивает схемы расположения сил, определяет систему огня, взвешивает опыт летчиков других частей и других фронтов. С каждым вылетом на боевое задание Безух на практике проверял рождавшиеся в голове мысли.
Как раз в этот период времени одна группа штурмовиков испытала на себе всю горечь ошибочности старых взглядов на самооборону штурмовика (методом "улепетывания"). Встреча одного Безуха с двумя "Мессерами", первый сбитый самолет и борьба со вторым путем лобовых поединков открыли глаза на искомую истину.
Безух готовит летчиков-штурмовиков для миссии асов-истребителей, перед каждым вылетом вместе с летчиками тщательно разрабатывает мельчайшие детали возможного воздушного боя добивается четкой радиосвязи в полете.
И труды растили победу, ставшую результатом всех встреч с "Мессерами". Капитан лично провел шесть воздушных боев. Во всех этих схватках на стороне фашистов было абсолютное численное превосходство: четыре против трех штурмовиков, два против одного, четыре против двух, десять против четырех и т.д. Однако, каждый из боев благодаря умению вожака кончался гибелью "Мессера". Лично капитан Безух сбил три "Мессершмитта", а штурмовики не имели даже пулевых пробоин".
В одном наградном листе, подытоживавшим боевые подвиги Михаила Ивановича, говорилось: "Лично майор Безух произвел 78 боевых вылетов. Он летал на штурмовку аэродромов Сеща, Брянск, Ново-Дугино. Имел три сбитых самолета противника. Группами, где был ведущим Безух, уничтожено: 77 самолетов на аэродромах противника, 260 автомашин, 1800 солдат и офицеров, 30 танков, 7 батарей зенитной артиллерии, 6 батарей полевой артиллерии, 13 отдельных огневых точек; взорвано два склада с горючим и один с боеприпасами; разбито и повреждено до 45 железнодорожных вагонов, один паровоз".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Михаилу Ивановичу Безуху присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1983).
После войны Михаил Иванович продолжал службу в ВВС СССР. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино), а в 1957 году — Военную академию Генерального Штаба. С 1965 года генерал-майор авиации М. И. Безух — в запасе.
Жил в Москве. Скончался 31 июля 1971 года.