
Петр
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
О себе...
Родился 9 августа 1909 года, уроженец с.Кира Верхнеуральского района Челябинской области. В голодном 1917 году он остался один с матерью, все родные умерли от голода. Он с матерью ходил побираться по деревням. В один из таких переходов мать в дороге умерла, он сидел возле нее три дня, думал что она просто уснула. Он остался сиротой. Мальчика подобрал отдряд красноармейцев, вроде бы из подразвертки. С ними он был некоторое время, пока в одном из боев отряд полностью не был разбит.
После этого он нашел таки кого-то из дальних родственников, где временно был принят. Вскоре после того как он нашел вроде бы дядьку, он пошел батраком то ли к нему, то ли просто к какому-то богатею. Батрачил у него, пока того не раскулачили.
Стали образовываться колхозы, он пошел в колхоз. Где-то в 16-17 лет обучился на тракториста, стал работать в колхозе на разных типах тракторов. Один из них назывался "Фордзон Путиловец".
До войны...
Призвался в армию в Нагайбакским РВК Челябинской области в 1927 году, ему было 18 лет. Там учили на шоферов полуторки. Служил до 1936 года (до 27 лет) в автоучебном полку. Получил военные права. Уехал в Магнитогорск и там он поступил на канатно-калибровочный завод, где освоил специальность канатчика (плетение стальных канатов на станке), там же окончил курсы и получил удостоверение водителя 2-го класса.
В 36-х годах он с двумя друзьями поехал на ЮГ на заработки. На станции Расшеватка (находящаяся в городе Новоалександровске Ставропольского края на линии Кавказская -Передовая) их обокрали, но у него сохранилось удостоверение водителя. Чтобы прокормить себя и друзей, он пошел работать водителем в местное отделение милиции.
Когда и как он попал работать на рудник в поселке Новобурановке, на знаю. За это время он успел жениться, родилась дочь, но жена ушла от него с ребенком.
Работал шофёром неоднократно бывал в соседней деревне Бурановке, где и приглянулась ему будушая жена Старкова Мария Ивановна. Он полюбил ее и поженились где-то в 1936-37 годах. Жили в Шахтерском поселке Новобурановка Агаповского района Челябинской области, это примерно в 30 км от г.Магнитогорска на берегу реки Гумбейка, притоке реки Урал. Он какое-то время работал на золотом прииске, где хорошо зарабатывал. Его жена Мария часто болела, тем не менее регулярно обеспечивала своих родителей и родных дефицитными товарами: тканью, продуктами. Она была для своих родных "нянькой" и это имя "нянька" пронесла через всю свою жизнь. У них родился сын Леня (1940г).
"А завтра началась война"
Когда началась война в 1941 года, уличный репродуктор на столбе висело прокричали репродукторы беду, в районе сразу же мобилизацию объявили и всех подходящих по возрасту мужиков и парней на фронт призвали, в колхозе одни женщины и малолетки остались. Он был мобилизирован на фронте и принял военную присягу в 10 августа 1941 года, и его отправили в действующую армию в качестве шофера (как опытный инструктор-шофер по подготовке водителей для армии). До январе 1943 года служил в военной части № 527, II-ая рота. Дома остались жена Мария и годовалый ребенок Леня. На фронт с первых же дней войны вместе со своей полуторкой, на которой работал в колхозе. Всю войну провел за рулем.
На защиту Родины вставай!!!
Участвовал в боях с марта 1942 по 9 мая 1945 года в Великой Отечественной войне в составе: в/ч # 527 II рота, 155 арт.бат., 58 отделом Лодзенской автополк - шофер.
Легендарная машина Великой Отечественной войны.
Первый российский грузовой автомобиль «ГАЗ-АА (полуторка)» - Горьковского автозавода выпускался с 1932 года. Грузоподъемность машины была 1,5 тонны, отсюда и название – «полуторка».
В январе 1943 года по декабре 1943 года Петя был призван в ряды 155 АТБ (артиллерийская батарея) I-ого Белорусского фронта. Ездил на "Студебекере" доставилял боеприпасы ина передовую, сами их грузили.
В ящике – по два снаряда, каждый из которых по сорок пять килограммов, да ящик сам весом в десять килограммов. Вот и выходит, что центнерами таскали. Снаряды эти на станции брали. Придет разнарядка и забирали сколько нужно для своего полка.
«Катюши» то в одном, то в двух километрах от передовой стояли. На передовой корректировщик был, который определял по местности куда стрелять и передавал данные по связи. А всего на одной установке было четыре заряжающих, командир, наводчик и водитель.
Не зависеть от своей слабости
"...Вот там увидал, как солдаты за самокрутку последнюю пайку хлеба отдавали. И такая злость меня взяла. Ведь покурит солдат, а кушать-то нечего: еду-то на табак обменял".
На боевом пути было много огневых километров, кровавых битв и страшных эпизодов. Петя был водителем в машине, которую разбомбила фашистская авиация. Он был контужен. Впоследствии стал плохо слышать на одно ухо.
Под конец войны, когда мы немца гнать начали, когда «Катюша» отстреливалась, нужно было ее быстренько увести – выстрелить и смотаться. Враг-то сразу засекал, откуда залп, и начинал бомбить это место. Для него ничего слаще не было, как «Катюшу» уничтожить.
«Катюша» – минометная установка БМ-13 – состояла из восьми направляющих рельсов. Вот с них-то и стартовали реактивные мины. И звук при этом издавался такой, как скрежет, а еще, как будто пар шипит.
" ...«Катюша» могла одновременно и шестнадцатью снарядами пальнут, а могла и несколькими. При стрельбе сзади от нее огненный хвост вырывался. Поэтому позади нее нельзя было стоять, а только по бокам и то на расстоянии нескольких метров. Дальность стрельбы – примерно восемь километров. Все зависит от того, насколько высоко поднять установку. Выше поднимут – дальше стрельнет, ниже – ближе".
«Катюши» в бою обычно после артналета применяли. А в промежутках между боями установку нужно было маскировать. Мы ее ветками прикрывали.
Как долго переводили снаряды".
Петр подвозчиком снарядов прослужили до самого конца войны.
И что удивительно, ни разу ранен не был, хотя под обстрелы попадал.
"...Это в Польше было. Едем по дороге, а тут как начали в нас стрелять, то недолет, то перелет. Однажды в лесу стояли, а тут обстрел начался. Осколки так и стучат по кузову. Но ничего, уцелели.
Под одним местом в Белоруссии, наша установка как-то раз стояла. Мы снаряды подвезли, старшой говорит: «Иди узнай, нужны снаряды или нет». Я и пошел, дурья башка, напрямик. Тут немецкий пулеметчик заприметил меня и давай строчить. Только успел пригнуться и под откос сигануть.
Среди подвозчиков снарядов к «Катюшам» потерь мало было. Мы ведь не на передовой, а далеко позади нее стояли. Это пехота почти вся погибала".
За Берлину...
Участвовал и освобождал Белоруссии, Польши, Германии, и штурме Берлина. Боевой путь Петя закончил 9 мая 1945 года в Берлине.
Как Победу встретили...
"...Тогда весть пришла, что немцы в кучку собираются. Вот мы и приготовили свои «Катюши». Ждали только команды: «Огонь!». Но стрелять нам так и не пришлось. Седьмого мая приказ: «Отставить». А девятого мая о победе объявили.
Германия подписала акт о капитуляции 8 мая 1945 года, а 24 июня на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы".
Демобилизовался он в конце 1945 года и вернулся к семье на Урал.
После войны у них родились дети: Виталий в 1946 г. и Боря в 1949 г., дочь Надя в 1952г. Воспитал четверых детей. Любил играть на баяне. Он проработал шофером на руднике в Нагайбагском районе Челябинской области и в колхозе, на разных должностях: на складе колхоза, на заготовке кормов, грузчиком, на сенокосе - заточником кос для тракторных косилок, водителем автомобиля на уборке и т.д. и т.п. Его жена Мария работала свинаркой. В 1949 году во время командировке в г.Челябинск он попал в аварию на неохраняемом переезде в результаье которой его пассажирка получила сострясение мозга, не опасное для жизни, но права у него забрали. Он отказался дать взятку за возвращение прав. Вернулся домой, уволился с работы. К тому времени он купил свой мотоцикл с коляской модель Урал М-62 и мопед модель рига-22.
Мы переехали жить в Магнитогорск. Он пошел работать на канатный завод, где он работал раньше и где его знали. К профессии шофер он уже не возвращался до конца жизни.
К сожалению, военные фотографии мало.
Он был добрым и душевным человеком, которого, к сожалению, нет с нами уже много лет.
Наградили ордены и медали ...
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», значок "Отличный шофер" и юбилейными медалями.
Умер 10 сентября 1990 года, в возрасте 82 года.
После его смерти медали взял, наверное, старший сын Леня. Возможно они утеряны.
Боевой путь
Воспоминания
"Наше поколение должно помнить о подвиге тех, кто приблизил Победу. Помнить, чтобы сохранить мир..."
Проходят годы, улетают в вечность. Все дальше в прошлое уходят страшные и тяжелые годы Великой Отечественной войны, но не угасает память о тех, кто не жалел своей крови, своей жизни для будущих поколений. Данная работа позволила мне по-другому взглянуть на своих родных, узнать какими они были в ту тяжелую для Родины годину. Награды и звания условны, а цена солдатских жизней, щедро уплаченная за победу, неизмерима. Самая достойная награда погибшим - это память, сохранившаяся в наших сердцах.
После войны
После войны у них появились сыновья Виталия в 1946г и Боря в 1949г, дочь Надя в 1952г. Воспитал четверых детей и любил играть на баяне. Всю жизнь он работал всегда шофером на шеелитовом руднике Нагайбагского района Челябинской области в колхозе, на разных должностях: на складе колхоза, на заготовке кормов, грузчиком, на сенокосе - заточником кос для тракторных косилок, водителем автомобиле на уборке и т.д. и т.п. Его жена Мария пошла вместе с него работать свинаркой, чтоб поддерать ее. В 1949 году во время командировке в г.Челябинск он попал в аварию на неохраняемом переезде в результаье которой его пассажирка получила сострясение мозга, не опасное для жизни, но права у него забрали. Он отказался дать взятку за возвращение прав. Вернулся домой он уволился с работы. К тому времени он купил свой мотоцикл с коляской модель Урал М-62 и мопед модель рига-22.
Мы переехали жить в Магнитогорск. Он пошел работать на канатный завод, где он работараньше и где его знали. К профессии шофер он уже не возвращался до конца жизни.
К сожалению, военные фотографии мало.
Он был добрым и душевным человеком, которого, к сожалению, нет с нами уже много лет.