Павел
Максимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
11 июня 1942 года Николай вылетел в паре с Берестневым на прикрытие аэродрома «Херсонесский маяк». Лавицкий летел ведомым. Четыре «мессершмитта» появились совершенно неожиданно. Явный перевес в силах. И Николай, первым заметивший их, подумал: «Как хорошо, что у нас „ЯКи“». Набрав высоту, эта машина могла поспорить с быстроходными немецкими «МЕ-109». Успех же боя решало мастерство пилота. Все, что он приобрел в многочисленных боях, сейчас сконцентрировалось в одном мгновении.
— Паша! Прикрой! Иду на «худого»!
Слова эти для Берестнева прозвучали неожиданно резко. Истребители стремительно приближались. По фонарю ударила очередь. Николай ощутил тупой стук по бронеспинке. Дал длинную очередь второй «мессершмитт» и вырвал небольшой клочок обшивки крыла его самолета. Николай ответил, но пули прошли мимо. Лавицкий по просьбе ведущего ушел в сторону. За «мессершмиттом» гнался теперь Павел Берестнев. Николай прикрывал.
В наушниках шлемофона слышались команды:
— Прикрой! Атакую!
— Заходи слева! Внимание!
И по-немецки:
— Ди шварце тодт! Руссише тодт! (Черная смерть! Русская смерть!)
Все эти слова срезал радостный крик по-русски:
— Есть, одного свалили, Коля!
Падал фашистский стервятник. Чадил в небе. И не было видно раскрывшегося парашюта.
У наших истребителей были на исходе боеприпасы. А еще предстояло биться с врагом. Немцы образовали что-то вроде квадрата. Защищают друг друга. Огрызаются в ответ на огонь наших самолетов. Николай выбрал удобный момент и дал очередь по «мессершмитту». Тот вошел в пике. Стремительно ринулся вниз. «Может быть, маневр?» Тогда Берестнев тоже дал очередь. Теперь ясно — фашист сражен! И тут из набежавших облаков вдруг вынырнули еще два «мессершмитта». Весь огонь немецких самолетов был теперь направлен на машину Берестнева. «Эх, Пашка! Пашка! Конец ему. Но почему не стреляют немцы? Ах, вот в чем дело: они хотят заставить „ЯК-1“ совершить посадку на их аэродроме».
Николай Лавицкий направил машину на одну из вражеских. Фашист не выдержал. Отвернул в сторону.
— Молодец, Коля! Бей их так…
Но голос в шлемофоне оборвался. Истребитель Берестнева горел. Вот летчик выбросился с парашютом, но и летел он к земле, как-то странно скрючившись. «Неужели убит?» Лавицкий сделал все, только бы не допустить, чтобы немцы расстреляли его друга в воздухе. Как потом выяснилось, Павел Берестнев был тяжело ранен и попал в госпиталь.
Для Николая это была большая потеря. Он писал другу в госпиталь: «Тогда, помнишь, мы срезали двух „мессеров“. А сегодня на счету полка двадцать семь сбитых вражеских машин. Выздоравливай. Приезжай. Надеюсь, что еще повоюем вместе».
Павел лежал на койке и ни с кем не разговаривал. Ему, боевому летчику, было больно слышать заключение врачей: «Надежды никакой. Все это очень серьезно».
Так он молчал долгими неделями. А когда стал на костыли и начал ходить, у него появилась уверенность в себе. «Врете, эскулапы! Я еще повоюю». И все с радостью видели, как наливается силами этот почти безнадежный раненый.
Много позднее Берестнев все же встал на ноги. Он разыскал свою часть, когда она была направлена на укомплектование. И друзья вновь встретились. И радовался Николай, что Павлу снова доверили управлять самолетом. Но это потом.
Ковальковский Борис - В небе Кавказа
Боевой путь
Павел Берестнев родился 20 мая (по новому стилю — 2 июня) 1913 года в деревнеПокровка (ныне не существует, находилась на территории нынешнего Хиславичского района Смоленской области). После окончания неполной средней школы в селе Череповоработал в отцовском хозяйстве, затем был сельским корреспондентом газеты «Социалистическая деревня». В 1930 году Берестнев уехал в Донбасс, работал на шахте. Вернувшись на родину, работал в колхозе. С 1933 года проживал в Москве, учился в школе рабочей молодёжи при заводе «Серп и молот», одновременно подрабатывал кровельщиком. В 1936 году окончил рабфак НКПС СССР[1].
В августе 1936 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году окончил Качинскую военную авиашколу пилотов, в 1940 году — курсы усовершенствования штурманов Военно-воздушных сил в Полтаве. Проходил службу в строевых частях ВВС Закавказского военного округа. С марта 1942 года — на фронтахВеликой Отечественной войны. В марте 1942 — ноябре 1943 годов был сначала адътантом, затем заместителем командира и командиром эскадрильи 45-го (с июня 1943 года — 100-го гвардейского) истребительного авиаполка. Участвовал в боях на Крымском,Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском фронтах, принимал участие в обороне Крымаи Кавказа, освобождении Донбасса и Мелитополя. В июне 1942 года был сбит, выпрыгнул спарашютом, получив при этом тяжёлое ранение, находился в госпитале до марта 1943 года. За время участия в боях совершил 185 боевых вылетов на истребителях «Як-1» и «Аэрокобра», лично сбил 12 и в группе — 2 вражеских самолёта[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за «мужество и героизм, проявленные в боях», старший лейтенантПавел Берестнев был удостоен высоокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 990[1].
В ноябре 1943 года Берестнев был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию в Монино, которую окончил в 1945 года. Служил вСеверной группе войск в Польше и ГСВГ, был заместителем командира, командиром полка, лётчиком-инспектором по технике пилотирования дивизии, заместителем командира и командиром истребительной авиационной дивизии в Одесском и Закавказскомвоенных округах. В 1958—1961 годах генерал-майор Павел Берестнев был заместителем командующего 34-й воздушной армией попротивовоздушной обороне. В сентябре 1961 года был уволен в запас. Проживал в Одессе, впоследствии в городе Орджоникидзе (ныне —Владикавказ). Умер 20 мая 1981 года, похороне в Пантеоне Осетинской церкви во Владикавказе[1]
После войны
Служил вСеверной группе войск в Польше и ГСВГ, был заместителем командира, командиром полка, лётчиком-инспектором по технике пилотирования дивизии, заместителем командира и командиром истребительной авиационной дивизии в Одесском и Закавказскомвоенных округах. В 1958—1961 годах генерал-майор Павел Берестнев был заместителем командующего 34-й воздушной армией попротивовоздушной обороне. В сентябре 1961 года был уволен в запас. Проживал в Одессе, впоследствии в городе Орджоникидзе (ныне —Владикавказ). Умер 20 мая 1981 года, похороне в Пантеоне Осетинской церкви во Владикавказе[1]