Николай
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Николай Иванович Белов родился в 1902 году. Потомственный «Волгарь», речник, капитан Волжского объединённого речного пароходства им. В.И. Ленина. Оба его дедушки были капитанами. Николай Иванович пошел работать в четырнадцать лет. Во время гражданской войны работал матросом на пароходе «Колонист». По его рассказам, на пароход часто налетали с бомбежкой вражеские самолёты – английские и белогвардейские. Но пароход и команда стойко держали удары. С 1916 по 1919 год Николай Иванович был на фронте.
В 1920 году, 18-летним юношей, он поступил в Горьковский речной техникум. Проучившись зиму, был направлен для прохождения практики на пароход «Пермяк», курсирующий по маршруту «Нижний Новгород – Пермь». По окончании навигации вернулся в училище, но дальше учиться не пришлось – заболели родители, и все бремя по воспитанию малолетних братьев и сестер легло на плечи его и старшего брата – Александра Ивановича Белова, также впоследствии известного штурмана и капитана речного флота. В семье было 7 детей. Ему со старшим братом пришлось быть за старших.
С 1921 до 1927 года Николай Иванович плавал на различных судах матросом, рулевым. В 1927 поступил в Устюжское речное училище в городе Великий Устюг Вологодской области, который с отличием окончил в 1931 году и получил диплом штурмана первого разряда речного флота. Там, в училище, познакомился и многие годы дружил с Зосимой Алексеевичем Шашковым – будущим Министром речного флота СССР. После защиты дипломной работы был назначен помощником капитана на буксир «Юпитер».
Николай Иванович Белов несколько навигаций ходил на специальном «правительственном» пароходе «Максим Горький». Это уникальное судно было построено в 1934 году на судостроительном заводе «Красное Сормово» и использовалось как служебно-разъездное судно для советских партийных деятелей.
Великую Отечественную войну встретил штурманом на пассажирском пароходе «Ломоносов». Осенью 1943 года ушёл на фронт, вступив сначала в ряды РККА, а затем в секретные войска НКВД, плавал штурманом на военном корабле. Транспортное судно выполняло боевые задания на маршруте Куйбышев – Сталинград. Николай Иванович участвовал в обороне Сталинграда. Во время войны всегда находился в районе передовой под Сталинградом. Его пароход перевозил войска, медикаменты, оборудование под Сталинград, обратно в тыл перевозили раненых, эвакуировали мирное население. Многие прославленные речники, ставшие впоследствии знаменитыми капитанами на Волге, прошли эти страшные испытания или сквозь горнило сражений, или в тяжелом труде. Многим речникам известны их имена: Владимир Андреевич Кириллов (28.08.1925 – 20.08.1999), Леонид Васильевич Пушкарёв (10.06.1926 – 07.11.1995) и другие. В самое жаркое время ожесточенных боев под Сталинградом Андрей Иванович Белодворцев (01.09.1906 – 01.11.1982) был командиром плавучего госпиталя на пароходе «Гончаров». Со всеми Николай Иванович был дружен и поддерживал теплые приятельские отношения.
Из рассказов Николая Ивановича хочется вспомнить один, который вызывает особую боль и трепет. «Особенно трудно нам пришлось, когда грузили на пароход Ростовское лётное училище. В это время налетели вражеские самолёты и стали бомбить. Пароход был повреждён, но училище удалось спасти и вывести из Сталинграда в Куйбышев». За активное участие в спасении училища Николай Иванович был награждён медалью «За оборону Сталинграда».
Белов Н.И. закончил военную службу в ноябре 1947 года в звании младшего лейтенанта и вернулся на речной флот капитаном. За участие в Великой Отечественной войне и за работу в мирное время Николай Иванович Белов награждён «Орденом Ленина» (указ Президиума Верховного Совета СССР 3 апреля 1954 года), а также медалями: «За победу под Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945», «20 лет победы над Германией», «30 лет победы над Германией», «50 лет Вооруженных сил СССР» и др.
В 1963 году Николай Иванович ушёл на пенсию. Но, находясь на заслуженном отдыхе, активно трудился на речном транспорте по вызовам из Пароходства – на вахтах по несколько месяцев на замене капитанов, временно выбывших из штата; на перегоне судов на подводных крыльях с судостроительных заводов. Работал с первым капитаном судов на подводных крыльях Виктором Григорьевичем Полуэктовым. Сопровождал в качестве лоцмана суда, сошедшие со стапелей судостроительных заводов в Сормове и в Навашине, а также рыболовецкие сейнеры, которые шли в Каспийское море. Николай Иванович всегда активно занимался общественной работой, являлся председателем группы народного контроля, преподавал в Горьковском речном училище им. И.П. Кулибина.