
Анифат
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Начало войны застало моего отца, Анифата Григорьевича Базылько, в Воронеже, где он вместе с товарищами , студентами-выпускниками Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства, проходил преддипломную производственную практику. Он готовил себя к мирной, созидательной жизни, а получилось по-другому…
23 января 1942, был призван в КА и зачислен курсантом в Военную академию механизации и моторизации Красной Армии , эвакуированную в Ташкент, сначала на бронетанковый факультет, потом в приказном порядке - на вновь созданный факультет ГСМ (горюче-смазочных материалов).
После прохождения военных и специальных дисциплин (остальные технические дисциплины институтской программы были зачтены по результатам диплома ) 30 июня 1942 г. было присвоено звание "техник-лейтенант".
После прохождение практики в Баку на нефтеперерабатывающих заводах, крупной подмосковной нефтебазе в Реутово и в июле 1943 как военный инженер направлен в отдел снабжения горючим (ОСГ) Западного Фронта в район Вязьмы. После окончания курса и защиты диплома 6 декабря 1943 было присвоено звание "Ст.техник- лейтенант" по специальности инженер-технолог ГСМ и был направлен в ОСГ 2-го Украинского фронта.
Так началась фронтовая служба - сначала начальником сварочного цеха армейской мастерской по ремонту тары и оборудования ГСМ, затем зам .нач. фронтового склада ГСМ первого эшелона (передовой армейский склад (ПАС))
Он скромно оценивал свой вклад в общую победу : "...я лично не подбил ни одного танка, не сбил ни одного самолета, не убил ни одного фашиста...и даже не был ранен или контужен ... но честно отдавал все силы и способности , знания, молодость и здоровье и выполнял свой воинский долг...Мой вклад в Победу - капля в океане."
В океане героизма и самоотверженности воинов и всего народа, добавлю я от себя...
Так распорядилась судьба, направив его во второй эшелон действующей армии. Труженик войны. Промежуточное, обеспечивающее звено между тылом, где ковалась Победа и передовой, где она рождалась.
Оперативно обеспечить наступающие войска всем необходимым, в том числе и горючим, в условиях прифронтовой полосы, где хоть и не был прямой угрозы жизни (не считая авиа налетов, мин, неожиданных прорывов..) - задача непростая, требующая профессиональных знаний и умений, сверх напряжения и полной отдачи сил в авральные моменты, смекалки...
Именно она помогла небольшой бригаде , руководимой отцом, отремонтировать 2000 поврежденных осколками и пулями стальных бочек для горючего за 5 дней и заработать первую боевую награду...
Масла и оперативный запас горючего в прифронтовую полосу доставлялись в металлических бочках, которым тоже доставалось от осколков и пуль, в результате часть из них выбывала из оборота и скапливалась на нефтебазах и складах ГСМ. Ремонтировать их ( газо- или электросваркой ) из-за образования внутри взрывоопасной газовой смеси можно было только дождавшись естественного выветривания остатков масла или топлива ( долго и ненадежно!) или заполнив ее инертной средой (по доступности того времени - водой, непроизводительно!)
В связи с подготовкой к наступлению небольшому подразделению отца (2 офицера и 9 сержантов и солдат) под его персональную ответственность была поставлена задача:
-рассортировать несколько тысяч бочек, уложенных в штабеля, неисправные срочно отремонтировать и проверить на течь;
-с помощью персонала скада ГСМ заполнить топливом и маслами,
-по прибытию (через 3-5 дней) автобатальона погрузить их на 300 автомобилей и отправить.
После предварительной оценки стало ясно, восстанавливать надо не менее 400 шт. в сутки ( при норме 50 шт)... Надо было что-то придумывать, иначе задачу не выполнить!
Помогла смекалка и опыт! Было решено наполнять бочки инертным отработанным газом из глушителя автомобиля через тут же изготовленный искрогаситель. Решение оказалась простым и эффективным - 2-3 минуты продувки и можно приступать к сварке.
Опробовали и ... за 5 световых дней отремонтировали около 2000 бочек и справились с задачей!
Не обошлось и без курьезов:
Вот рассказ отца:
"Поначалу работали осторожно, с некоторой опаской, но убедившись в эффективности технологии, расслабились, садились на бочки, как на лошадь, и варили, не обращая внимание на гул и шум внутри бочки - время поджимало!
Один из сварщиков, обняв бочку ногами, едва воткнув шланг от искрогасителя в горловину бочки, начал сварку...
Как только приблизил горелку к бочке, раздался чувствительный взрыв, ...и его подбросило метра на 2 , днища бочки разлетелись в разные стороны, а он, слегко ошалевший от неожиданности, так верхом на бочке и приземлился, к счастью, удачно...
После этого время продувки соблюдали тщательнее..."
Россия, Украина, Молдавия, Румыния, Венгрия, Австрия, Чехословакия – таков путь отца в ВОВ.
« ..вряд ли кто-нибудь из нас тогда, да и теперь, произносил вслух или употреблял слова «мужество, героизм, подвиг» - это была «обычная» повседневная фронтовая работа. О наградах не думали…»
«… выжили и победили..это главное»
------------------
Мы помним и бесконечно благодарны Вам за Великую Победу!
Боевой путь
Россия, Украина, Молдавия, Румыния, Венгрия, Австрия, Чехословакия