Алим
Юсуфович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Я хочу записать в бессмертный полк своего деда. Он погиб в 24 года. Я знаю о нем из рассказов моей бабушки и из книг, написанных его однополчанами. 23.10.42., когда моему отцу исполнился ровно год, деду было присвоено звание Героя Советского Союза. Медаль номер 749.
Боевой путь
Алим Юсуфович Байсултанов родился 15 мая 1919 г., село Яникой, Чегемский район, Кабардино-Балкарская автономная област . В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и ещё 2 уничтожил на земле. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар ( Финский залив ), погиб в воздушном бою. За период боевой деятельности был награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и медалями.
Воспоминания
Генерал С. И. Кабанов
"Наши лётчики не только уничтожали самолёты противника, они совершали налёты на его ближайшие аэродромы и артиллерийские батареи. То, что противник ни разу не бомбил наши корабли и места погрузки, я считаю результатом боевой активности маленькой ханковской авиационной группы. Умное и расчётливое руководство заместителя командира 13-го истребительного авиаполка, беззаветная отвага лётчиков Семёнова, Байсултанова, Лазукина, Цоколаева, Дмитриева, Голубева, Кузнецова и других сделали своё дело.
...Алим Байсултанов всё время рвался в бой. Он часто летал на воздушную разведку. Так 5 Июля 1941 года в паре с Анатолием Кузнецовым на самолётах И-16 они вылетели в район Турку. Самолёты МБР-2 мы туда не посылали, поскольку там была очень сильная противовоздушная оборона.
Разведывая Турку, Байсултанов заметил, что с аэродрома взлетают 4 финских истребителя "Фоккер Д-21". Заметил вовремя. На высоте 200 - 300 метров Байсултанов и Кузнецов атаковали и сбили двух "Фоккеров", упавших на свой же аэродром. Два других уклонились от боя.
Возвращаясь на Ханко, Байсултанов и Кузнецов увидели в шхерах шюцкоровский катер с солдатами, атаковали его и потопили".
Вот и в другой раз, вместе с двумя лётчиками, Алим поднялся в воздух. Им предстояло разведать, что делается во вражеском порту. Там их встретила группа вражеских самолётов. Алим не стал ждать, пока те нападут на них, и приказал ведомым:
- Атакую, прикройте меня !
Он сбил один вражеский самолёт, а его друзья - ещё двух. Конечно, при полёте на разведку в бой не положено ввязываться, но как пропустить противника, если он навиду ?
В сумерках на аэродроме Ханко смелых разведчиков поздравили командир полка Подполковник Михайлов и батальонный комиссар Безносов, который тут же подписал ему рекомендацию на вступление в партию.
В те дни Алим летал много. По профессии лётчик - истребитель, он не только дрался в воздушных боях, но и штурмовал врага на земле, в море. Делал всё, на что был способен его истребитель. Однажды лётчик заставил его сделать даже то, что считалось невозможным. Сам конструктор самолёта удивился бы, узнав, что "Ишачок" держится в воздухе с наполовину отбитым рулём глубины. И не только держится - участвует в бою !
Произошло это 15 Июля 1941 года. Обнаружив в море 8 катеров и 3 грузовых судна противника, Капитан Алим Байсултановповёл свою группу в атаку. Один катер сразу же вспыхнул. Но в это время зенитка другого катера пристрелялась к самолёту Алима. Рядом полыхнул разрыв. Машина начала проваливаться. Оставалось одно - прыгать с парашютом. Но внизу был враг !
Байсултанов решил, что лучше оставаться в самолёте до последнего. С силой потянув ручку управления на себя, Алим остановил падение. Теперь можно было разворачиваться в сторону своего аэродрома. А товарищи ? Среди них есть новички, не имеющие боевого опыта. Мало ли что может случиться... И Алим не ушёл. На подбитом самолёте он снова бросился в атаку. Лишь после того как бой закончился, взял курс на аэродром.
Посадить самолёт по правилам было уже нельзя. Повреждёнными оказались и шасси. Пришлось садиться прямо на фюзеляж. И опять Алим прежде всего подумал о товарищах. Если он займёт посадочную полосу, что будет с другими самолётами ? Пока удастся оттащить подбитую машину, им придется кружить над аэродромом. Кружить, когда бензин на исходе... Алим Байсултанов приземлился в стороне, чтобы не мешать другим.
Это лишь один эпизод, один вылет. А было их почти 300. И каждый требовал мужества. Разве легко вдвоём со своим ведомым атаковать 5 бомбардировщиков .