Байсултанов Алим Юсуфович
Байсултанов
Алим
Юсуфович
гвардии капитан

История солдата

Я хочу записать в бессмертный полк своего деда. Он погиб в 24 года. Я знаю о нем из рассказов моей бабушки и из книг, написанных его однополчанами. 23.10.42., когда моему отцу исполнился ровно год, деду было присвоено звание Героя Советского Союза. Медаль номер 749.

Регион Москва
Воинское звание гвардии капитан
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

Алим Юсуфович Байсултанов родился 15 мая 1919 г., село Яникой, Чегемский район, Кабардино-Балкарская автономная област . В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и ещё 2 уничтожил на земле. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар ( Финский залив ), погиб в воздушном бою. За период боевой деятельности был награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и медалями.

Воспоминания

Генерал С. И. Кабанов

"Наши лётчики не только уничтожали самолёты противника, они совершали налёты на его ближайшие аэродромы и артиллерийские батареи. То, что противник ни разу не бомбил наши корабли и места погрузки, я считаю результатом боевой активности маленькой ханковской авиационной группы. Умное и расчётливое руководство заместителя командира 13-го истребительного авиаполка, беззаветная отвага лётчиков Семёнова, Байсултанова, Лазукина, Цоколаева, Дмитриева, Голубева, Кузнецова и других сделали своё дело.
...Алим Байсултанов всё время рвался в бой. Он часто летал на воздушную разведку. Так 5 Июля 1941 года в паре с Анатолием Кузнецовым на самолётах И-16 они вылетели в район Турку. Самолёты МБР-2 мы туда не посылали, поскольку там была очень сильная противовоздушная оборона.
Разведывая Турку, Байсултанов заметил, что с аэродрома взлетают 4 финских истребителя "Фоккер Д-21". Заметил вовремя. На высоте 200 - 300 метров Байсултанов и Кузнецов атаковали и сбили двух "Фоккеров", упавших на свой же аэродром. Два других уклонились от боя.
Возвращаясь на Ханко, Байсултанов и Кузнецов увидели в шхерах шюцкоровский катер с солдатами, атаковали его и потопили".
Вот и в другой раз, вместе с двумя лётчиками, Алим поднялся в воздух. Им предстояло разведать, что делается во вражеском порту. Там их встретила группа вражеских самолётов. Алим не стал ждать, пока те нападут на них, и приказал ведомым:
- Атакую, прикройте меня !
Он сбил один вражеский самолёт, а его друзья - ещё двух. Конечно, при полёте на разведку в бой не положено ввязываться, но как пропустить противника, если он навиду ?
В сумерках на аэродроме Ханко смелых разведчиков поздравили командир полка Подполковник Михайлов и батальонный комиссар Безносов, который тут же подписал ему рекомендацию на вступление в партию.
В те дни Алим летал много. По профессии лётчик - истребитель, он не только дрался в воздушных боях, но и штурмовал врага на земле, в море. Делал всё, на что был способен его истребитель. Однажды лётчик заставил его сделать даже то, что считалось невозможным. Сам конструктор самолёта удивился бы, узнав, что "Ишачок" держится в воздухе с наполовину отбитым рулём глубины. И не только держится - участвует в бою !
Произошло это 15 Июля 1941 года. Обнаружив в море 8 катеров и 3 грузовых судна противника, Капитан Алим Байсултановповёл свою группу в атаку. Один катер сразу же вспыхнул. Но в это время зенитка другого катера пристрелялась к самолёту Алима. Рядом полыхнул разрыв. Машина начала проваливаться. Оставалось одно - прыгать с парашютом. Но внизу был враг !
Байсултанов решил, что лучше оставаться в самолёте до последнего. С силой потянув ручку управления на себя, Алим остановил падение. Теперь можно было разворачиваться в сторону своего аэродрома. А товарищи ? Среди них есть новички, не имеющие боевого опыта. Мало ли что может случиться... И Алим не ушёл. На подбитом самолёте он снова бросился в атаку. Лишь после того как бой закончился, взял курс на аэродром.
Посадить самолёт по правилам было уже нельзя. Повреждёнными оказались и шасси. Пришлось садиться прямо на фюзеляж. И опять Алим прежде всего подумал о товарищах. Если он займёт посадочную полосу, что будет с другими самолётами ? Пока удастся оттащить подбитую машину, им придется кружить над аэродромом. Кружить, когда бензин на исходе... Алим Байсултанов приземлился в стороне, чтобы не мешать другим.
Это лишь один эпизод, один вылет. А было их почти 300. И каждый требовал мужества. Разве легко вдвоём со своим ведомым атаковать 5 бомбардировщиков .

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: