![Байгузин Алимжан Исхакович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2020/04/27/f5d3ffb06dbe5c4afeb32100560d13a4.jpeg)
Алимжан
Исхакович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С ноября 1939 г. по апрель 1941 г. - курсант аэроклуба г.Коломны, Московской области. С апреля 1941 по январь 1944 - курсант Качинской военной школы. После окончания Качинской авиашколы с января 1944 г. по март 1944 г. был направлен на Ленинградский фронт в 15-й отдельный авиационный учебно-тренировочный смешанный полк. Быстро переучился летать на самолете «Аэрокобра» и вступил в ряды воздушных бойцов в качестве летчика-истребителя.
Боевой путь
С марта 1944 по июль 1944 воевал на Ленинградском фронте в составе 196-го истребительного авиационного полка 275-й истребительной авиационной дивизии 13-й воздушной армии. Участвуя в операциях Ленинградского фронта на Карельском перешейке против немецко-финских захватчиков совершил 33 боевых успешных вылета. Из них: на сопровождение штурмовиков – 25 боевых вылетов, прикрытие поля боя - 4 боевых вылета, сопровождение и прикрытие разведчиков – 4 боевых вылета. Участвовал в 4 воздушных боях. Летая ведомым, обеспечивал надежное прикрытие своего ведущего. С августа по декабрь 1944 г. воевал на Мурманском направлении Карельского фронта в составе 196-й ИАП 324-й Свирской Краснознаменной ИАД 7-й ВА.
За время ВОВ летчик-истребитель Байгузин А.И. всего провел 35 воздушных боев, 45 боевых вылетов, участвовал в обороне Ленинграда, освобождал Заполярье. Был тяжело ранен.
18 августа 1945 года принимал участие в параде в День Воздушного Флота СССР.
Воспоминания
Воспоминания в книге «Герои ленинградского неба» сост. Н.Ф.Минеев, Г.М.Шарпило, М.И.Ялыгин. Лениздат, 1984 г.
В этой книге ветераны военной авиации и журналисты рассказывают о летчиках-героях, которые воевали на Ленинградском фронте. При боевом крещении летом 1944 г. Байгузин А.И. показал высокую надёжность в бою - важнейшее качество, которым непременно должен обладать ведомый. Командир эскадрильи А.И.Бабаев (службу закончил в звании генерал-полковника авиации), остался новичком доволен.
После войны
После окончания войны продолжал службу в вооружённых силах, осваивал новые самолеты, сначала поршневые, а с 1946 г. – реактивные: Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, -19, - 21.
1952–1956 – слушатель командного факультета военно-воздушной академии. Заслуженный военный лётчик СССР (июнь 1966 г.). А.И. Байгузин неоднократно участвовал в показах боевых качеств реактивных самолетов перед Советским Правительством и иностранными правительственными делегациями на авиационных праздниках и парадах. Он - участник первого послевоенного воздушного Парада в 1945 г. в честь празднования годовщины Октябрьской революции. Пилотажник, парадник - постоянный участник всех воздушных парадов и авиационных праздников в составе знаменитой «пятерки» под командованием А.И.Бабаева, а затем П.Ф.Мантурова, демонстрирующей филигранную технику высшего пилотажа.
За успешное овладение новой авиационной техники и высокое летное мастерство Байгузин А.И. в 1949 г. награжден орденом Красного Знамени. За отличное выполнение полетов с боевым применением в сложных метеоусловиях в 1954 г. был награжден орденом Красной Звезды. В 1960-1961 г.г. находился в спецкомандировке во Вьетнаме во главе авиагруппы. За выполнение интернационального долга был награжден медалью Дружбы ДРВ».
Участвовал в подготовке программы «Аполлон-Союз». В августе 1975 года полковник Байгузин А.И. закончил свою летную работу в качестве летчика-инструктора по управлению сверхзвуковыми самолетами Су-17 и МиГ-23. К этому времени он освоил более 30 типов самолетов, несколько типов вертолетов и провел в воздухе более 4000 часов.
Байгузин А.И. после демобилизации с конца 1975 г. по 1998 г. трудился в НИИ автоматических систем и АНПК им. Микояна, где его опыт использовался при испытаниях на тренажерах новых систем управления самолетами. Как ветеран войны принимал участие в юбилейных Парадах, посвященных 50-и и 55-летию Победы.
Умер Алимжан Исхакович Байгузин 10 июля 2001 г. Похоронен на мусульманском участке Даниловского кладбища в г.Москве.