Степан
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Жизненный путь Бармута Степана Петровича
Бармута Степан Петрович, родился в крестьянской семье 28 марта 1914 года в селе Буденое Иглинского р-на БАССР. Закончил 4 класса сельской школы.
6 октября 1936 года был призван на срочную службу в 11-отдельный стрелковый
батальон Красной Армии.
Получив звание ефрейтора, демобилизовался и в январе 1938 года поступил в Автотранспортное училище. Спустя 2 года, 20 июня 1941года, успешно сдал экзамены.
23 июня 1941г. был призван по мобилизации Мамодынским РВК ТАССР в 248-
автобатальон 1-ю роту, шофером ЗИС-5.
Бармута Степан Петрович (слева) на службе.
Героически прошел всю Великую Отечественную Войну в составе 39 Армии:
Калининского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского фронтов. Был контужен и
ранен в ногу.
После Победы над Фашистской Германией, 9 мая 1945г. был переброшен на Восток в
Маньчжурию, где в составе Забайкальского фронта по 3 сентября 1945г. участвовал в
победоносной войне с Японией.
Бармута Степан Петрович является:
Кавалером «Ордена Красной Звезды»,
Кавалером «Ордена Отечественной Войны» II степени.
Награжден медалями:
«За Боевые Заслуги»
«За Отвагу»
«За взятие Кенигсберга»
«За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
«За победу над Японией»
«За доблестный труд»
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
«50-лет Вооруженных сил СССР»
«Двадцать пять лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
«Победитель Соцсоревнований»
«Ветеран Труда»
«40 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
«50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
«Медаль Жукова»
За время войны были объявлены благодарности:
«За освобождение Духовщины»
«За освобождение Витебска»
«За освобождение Каунаса»
«За взятие Кенигсберга»
«За форсирование Б. Хингано»
Из рассказов Степана Петровича о войне есть очень много интересных историй.
Много раз ему приходилось искать выход в сложных ситуациях. Вот одна из историй, где
он проявил находчивость и смекалку, за что был заслуженно награжден.
Восстановление переправы во время Великой Отечественной войны.
"Переправлялись как-то наши войска через реку по мосту. Тут налетела немецкая
авиация и разбомбила мост. Так как переправа была разбита, перед мостом скопилась
целая колонна, состоявшая из людей и техники. Все ждали ремонтную бригаду для
восстановления моста. Тогда я подошел к полковнику и обратился.
- Товарищ полковник, разрешите обратиться! Давайте сами организуем починку
переправы. В моей машине есть топор, лопата и веревка, а рядом лес. Да и почти
каждая машина так укомплектована, что найдется и пила и топор. А среди солдат
наверняка есть немало хороших плотников. Зачем терять время и ждать нового
авиаудара, ведь если прилетят немцы, то уничтожат всю колонну. Разрешите
действовать?
-Действуйте, сержант!
Мы принялись за работу и уже через 5 часов, переправа была восстановлена.
Колонна начала движение, а ко мне подошел полковник и сказал:
-Ваша фамилия, товарищ сержант?
-Бармута Степан Петрович, товарищ полковник.
Он записал мою фамилию в блокнот, а позже я получил награду".
Боевой путь
Боевой путь Бармута С.П. в составе 39-ой Армии РККА в годы Великой Отечественной войны.
С 1 декабря 1941 г. на 39-ю армию было возложено строительство оборонных рубежей по восточному берегу реки Шексна. Затем она была перегруппирована в район г. Торжок и 22 декабря включена в состав Калининского фронта. Участвовала в Калининской фронтовой наступательной операции (10 октября — 4 декабря), к концу которой вышла в район северо-западнее Ржева. Ударом из этого района в ходе Ржевско-Вяземской стратегической операции (8 января — 20 апреля) прорвала оборону противника на узком участке и, развивая наступление на Сычевку, обеспечила ввод в прорыв 11-го
кавалерийского корпуса.
К концу января 1942 г. ее войска вышли к железной дороге Вязьма — Смоленск севернее Ярцево, где встретили упорное сопротивление войск противника.
В начале февраля противник встречными ударами из районов Ржева и Оленине
перерезал узкий коридор, образованный войсками армии в его обороне западнее Ржева.
Находясь под угрозой полного окружения северо-западнее Вязьмы, армия в феврале —
июне вела упорные бои с противником, сковывая его значительные силы. В июле
противник перерезал все коммуникации и полностью ее окружил. После ожесточенных
боев отдельным частям и подразделениям удалось выйти из окружения.
До ноября 1942 г. войска армии обороняли рубеж северо-западнее Ржева.
17 января 1943 г.были освобождены частями 3-й Ударной Армии Калининского фронта.
В Витебско-Оршанской наступательной операции (23-28 июня 1944 г.) войска армии во взаимодействии с войсками 5-й армии
прорвали оборону противника на богушевском направлении, во
взаимодействии с соединениями 43-й армии участвовали в окружении и разгроме витебской группировки противника. С 3 по 15 июля 1944 г. армия вела боевые действия в составе 1-го Прибалтийского фронта; 16 июля вновь была передана 3-му Белорусскому фронту.
В Каунасской операции (28 июля-28 августа)
войска армии во взаимодействии с 5-й
гвардейской танковой армией развивали
наступление севернее Ковно (Каунас) и к концу операции вышли на рубеж восточнее Расейняй — Раудоняны. В Мемельской операции (5-22 октября) армия во взаимодействии со 2-й гвардейской танковой армией в октябре очистила от противника правый берег реки Неман (Нямунас) — от устья до Юрбурга(Юрбаркас). В последующем ее войска обороняли рубеж Сударги — Пилькаллен (Добровольск)
Зимой и весной 1945 г. армия вела боевые действия в Восточной Пруссии в ходе
Инстербургско-Кёнигсбергской (13-27 января) и Кёнигсбергской (6-9 апреля) операций в составе 3-го Белорусского, с 6 февраля — 1-го Прибалтийского и с 25 февраля — вновь 3-го Белорусского фронтов.
Вскоре армия очистила от врага побережье реки Неман и зимой 1945 г. перешла границу Германии, вела бои в Восточной Пруссии. Боевые действия на советскогерманскомфронте армия завершила участием в Земландской наступательной операции (13-25 апреля 1945 г.).
1 мая 1945 г. армия была выведена в резерв Ставки ВГК, затем передислоцирована в
Монголию и 20 июня включена в состав Забайкальского фронта.
В июне 1945 года, когда в Москве проходил Парад Победы, войска 39 армии ехали в
эшелонах через всю страну из Европы в Азию. Солдаты ехали мимо своих родных городов и сёл, не имея возможности повидаться с близкими после долгой разлуки. Ехали на новую войну.
В ходе Хингано-Мукденской фронтовой наступательной операции (9 августа— 2
сентября 1945 г.) войска армии нанесли удар из Тамцаг-Булагского выступа по войскам
30-й и левому флангу 4-й отдельной японских армий. Разгромив войска противника, прикрывавшие подступы к перевалам Большого Хингана, Армия овладела Халун- Аршанским укрепленным районом. Развивая наступление на Чанчунь, продвинулась с боями на 350-400 км и к 14 августа вышла в центральную часть
Маньчжурии.
В августе 1945г. в ходе Хингано – Мукденской операции 39 армия разгромила войска японской Квантунской армии, форсировала горы Большой Хинган, освободила Манчжурию, Восточный Китай и в конце августа взяла город Порт-Артур на побережье Жёлтого моря.
Воспоминания
Из рассказов Бармута Степана Петровича
Из рассказов Степана Петровича о войне есть очень много интересных историй.
Много раз ему приходилось искать выход в сложных ситуациях. Вот одна из историй, где он проявил находчивость и смекалку, за что был заслуженно награжден.
Восстановление переправы во время Великой Отечественной войны.
"Переправлялись как-то наши войска через реку по мосту. Тут налетела немецкая авиация и разбомбила мост. Так как переправа была разбита, перед мостом скопилась
целая колонна, состоявшая из людей и техники. Все ждали ремонтную бригаду для восстановления моста. Тогда я подошел к полковнику и обратился.
- Товарищ полковник, разрешите обратиться! Давайте сами организуем починку переправы. В моей машине есть топор, лопата и веревка, а рядом лес. Да и почти каждая машина так укомплектована, что найдется и пила и топор. А среди солдат наверняка есть немало хороших плотников. Зачем терять время и ждать нового авиаудара, ведь если прилетят немцы, то уничтожат всю колонну. Разрешите
действовать?
-Действуйте, сержант!
Мы принялись за работу и уже через 5 часов, переправа была восстановлена.
Колонна начала движение, а ко мне подошел полковник и сказал:
-Ваша фамилия, товарищ сержант?
-Бармута Степан Петрович, товарищ полковник.
Он записал мою фамилию в блокнот, а позже я получил награду".