
Александр
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Барков Александр Александрович
Родился 9 ноября 1894 г. в Москве. Умер 20 марта 1967 г. Похоронен на Калитниковском кладбище.
О моём дедушке Александре Александровиче Баркове я знаю только из рассказов его дочери – моей мамы Валентины Александровны. Он умер в марте 1967 г., за 4 месяца до моего рождения.
Александр Александрович работал на железной дороге поездным электромехаником.
Во время войны служил на военно-санитарном поезде № 45. Возил раненых с фронта в тыловые госпитали.
Когда эшелон следовал через Москву, Александр старался найти возможность увидеться с женой и дочерью (сын Лев был на фронте). Одно из таких свиданий совпало с трагическим днем московской паники 16 октября 1941 г. Толпы людей из столицы бежали на восток, в сторону г.Горького. В этот день 10-летняя Валя Баркова вместе с матерью ехала на автобусе от Заставы Ильича по Шоссе Энтузиастов (главному маршруту панического бегства) на встречу с отцом в г. Ногинск, где перед отправкой на фронт стоял военно-санитарный поезд № 45. Над ж/д станцией кружил самолет-разведчик, который потом улетел. Когда через несколько часов санитарный эшелон уехал, его место на путях занял пригородный пассажирский поезд, где жене и дочери железнодорожника разрешили переночевать. Ночью налетели немецкие бомбардировщики и обрушили удар на ж/д вокзал и то место, где еще недавно стоял санитарный эшелон. Вокзал горел… Поезд бомбили и обстреливали из пулеметов. Валя с мамой спрятались под лавкой… Утром на уцелевшем, хотя и изрешеченном пулями поезде, они поехали обратно в Москву.
Во время другой встречи, 9 февраля 1942 г., когда Александр Барков направлялся через Москву в Новосибирск, он рассказал домашним про то, как их бригада под обстрелом грузила в вагоны раненых возле Полотняного Завода (железнодорожная станция на линии между Калугой и Вязьмой), где в январе 1942 г. шли тяжелейшие бои. А потом налетела немецкая авиация, стала бомбить и расстреливать санитарный поезд. Несколько вагонов загорелось. И тяжелораненые, безрукие, безногие, беспомощные люди в отчаянии пытались вылезти и уползти подальше от эшелона, спасаясь от бомб, огня и пулеметных очередей. «Это был настоящий ад».
В семейном архиве сохранилось несколько писем дедушки, датированных 8 ноября 1941 г., 12 февраля, 12 марта и 5 мая 1942 г., по которым можно приблизительно отследить маршруты военно-санитарного поезда № 45, так как на каждом есть отметка, где оно написано, и штамп, откуда отправлено.
Самому Александру Александровичу близкие в те дни писали сначала на адрес: Арзамас-Горьковский, Ленинская ул., РЭП 33 (распределительный эвакуационный пункт). Адрес ВСП 45. А с февраля 1942 г. на адрес: Москва 20, Наличная ул., д. 3. РЭП 33 для ВСП 45.
По данным Медицинской энциклопедии, «Распределительный эвакуационный пункт (РЭП) располагался во внутреннем районе страны, обычно на главных направлениях эвакуации раненых и больных с действующих фронтов. Начальник управления РЭП подчинялся непосредственно начальнику Главного военно-санитарного управления. В состав РЭП, как правило, входили все виды эвакогоспиталей, автосанитарный транспорт, военно-санитарные поезда, санитарно-транспортные суда и другие медицинские части и учреждения. В состав РЭП включались эвакогоспитали Народного комиссариата здравоохранения и ВЦСПС. Основные задачи РЭП - организация мед. эвакуации с фронтов во внутренний район страны, регулирование потока эвакуируемых с расчетом равномерного заполнения госпиталей, руководство лечебно-эвакуационной деятельностью госпиталей, находящихся в подчинении РЭП или приписанных к нему... Коечная мощность РЭП исчислялась десятками тысяч коек.»
«Все госпитали как военные лечебные учреждения подчинялись РЭП-33 (распределительно-эвакуационный пункт в г. Арзамас) Московского военного округа».
«Военно-санитарный поезд (ВСП) - военно-медицинское формирование, располагающее подвижным железнодорожным составом и предназначенное для перевозки на большие расстояния пораженных и больных с их лечением в пути следования.»
Вольнонаемный служащий военно-санитарного поезда № 45 Александр Александрович Барков был награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 800-летия Москвы».
Моя мама всегда со слезами на глазах смотрит фильм «На всю оставшуюся жизнь» по повести Веры Пановой «Спутники» и говорит: «Это о моём папе…»
Выписки из архивных документов:
В приказе № 10 по ВСП № 45 от 06.07.1941 г. значится: "Зачислить на денежное довольствие с 04.07.1941 г. железнодорожный штат в количестве 17 чел. …. 15. Барков А. – электромонтер, оклад 393-21 руб." (ЦАМО РФ, ф. 36036, оп. 615428, д. 2, л. 5, 5об.)
В именном списке вольнонаемных служащих железной дороги им. Дзержинского, обслуживающих ВСП № 45 на 01.03.1942 г., значится:"Барков Александр Александрович, 1894 г.р., электромонтер, русский, рабочий, беспартийный. Последнее место работы: железная дорога им. Дзержинского. Сколько времени проработал в этой должности до поступления в ВСП: 1924 г., общий стаж работы – 28 лет. Место жительства: г. Москва, Новодубровская ул., д. 37, кв. 5." (ЦАМО РФ, ф. 36036, оп. 25036, д. 26, л. 80).
В именном списке выбывших из штата ВСП в мае 1942 г. значится: "проводник Барков, 1894 г.р., русский, рабочий, беспартийный. Адрес тот же. Отправлен в распоряжение Дзержинской железной дороги" (ЦАМО РФ, ф. 36036, оп. 25036, д. 26, л. 86).