Бардынов Александр Игнатьевич
Бардынов
Александр
Игнатьевич
Старший лейтенант / Летчик
31.10.1921 - 15.03.1945

История солдата

Бардынов Александр Игнатьевич, родился 31 октября 1921 года в городе Минусинск ныне Красноярского края. Окончил 9 классов школы. В армии с 1940. В 1941 окончил 1 курс Новосибирской школы военных авиатехников, в 1942 – Омскую военную авиационную школу лётчиков. Служба в 779-м бомбардировочном авиационном полку: 06.1943 – 03.1945 – лётчик, командир звена, 3 АЭ. Выполнил 55 боевых вылетов. 29 ноября 1943 года его самолёт был подбит при отходе от цели – железнодорожной станции в городе Жлобин (Гомельская область, Беларусь). Совершил вынужденную посадку на вражеской территории в районе посёлка Лозов (Гомельская область). Скрываясь в лесу, экипаж вскоре встретил партизан, а 2 декабря 1943 года вместе с партизанским отрядом присоединился к нашим наступающим войскам. Погиб при выполнении боевого задания 15 марта 1945 года южнее города Штеттин (ныне – Щецин, Польша). Похоронен в городе Гожув-Велькопольски (Любушское воеводство, Польша). Сержант (1942), младший лейтенант (07.1943), лейтенант (1944), старший лейтенант (1945). Награждён орденами Красного Знамени (6.02.1945), Красной Звезды (27.08.1943). НАГРАДЫ: орден Красного Знамени – награждён приказом по 16-й воздушной армии № 188/н от 6 февраля 1945 года. 23 февраля 1945 года вручён орден за номером 180683. орден Красной Звезды – награждён приказом по 241-й бомбардировочной авиационной дивизии № 9/н от 27 августа 1943 года. 1 сентября 1943 года вручён орден за номером 242953. Медалями награждён не был. СОСТАВ ЭКИПАЖА: Штурман: П. П. Пиядин (июль 1943 – февраль 1945), А. Ф. Емельяненко (с февраля 1945). Стрелок-радист: Н. А. Кияшко (июль 1943 – февраль 1945), П. М. Люшненко (с февраля 1945). НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ БОЕВОЙ ЖИЗНИ: Первый боевой вылет прадед совершил ранним утром 9 июля 1943 года. Однако из-за не прилёта истребителей прикрытия группа вернулся на свой аэродром, так и не сбросив бомбы на цель. Но уже 11 июля 1943 года экипаж (штурман – младший лейтенант П. П. Пиядин, стрелок-радист – сержант Н. А. Кияшко) на Пе-2 с жёлтой цифрой «7» на киле в 12.30 участвовал в нанесение бомбового удара по противнику в районе деревни Кашара (Поныровский район Курской области). В то время там проходили ожесточённые бои на северном фасе Курской дуги. ……………………. 22 ноября 1943 года экипаж вернулся с боевого маршрута и произвёл посадку с не сброшенными бомбами на аэродроме истребителей прикрытия Иван-Поле по причине разрушения правого мотора вследствие раскрутки винта. 29 ноября 1943 года в 15.43-15.45 с аэродрома Деменка (в 6 км юго-западнее города Новозыбков Брянской области) вылетела девятка Пе-2 для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции Жлобин (Гомельская область, Беларусь). Экипаж (в котором по каким-то причинам вместо Н. А. Кияшко полетел Ю. В. Фролов) летел на Пе-2 с жёлтой цифрой «11» на киле. После удачной бомбардировки ведущий группы (будущий Герой Советского Союза А. А. Анпилов) повёл группу с набором высоты и по этой причине произвёл разворот в облаках. В итоге ведущий правой пары прадед и его ведомый Н. С. Карлин оторвались от строя и отстали от основной группы. После этого два истребителя ФВ-190 атаковали сзади самолёт Н. С. Карлина, который загорелся. Экипаж выбросился с парашютами. Стрелок-радист П. Я. Ионкин застрелился, т.к. не мог скрыться с перебитой ногой, лётчик Н. С. Карлин пропал без вести (вероятно, погиб), а штурман И. Н. Фомин вскоре вернулся в свою часть. Со второго захода ФВ-190 поджёг самолёт деда. Дед посадил горящий самолёт в районе посёлка Лозов (Гомельская область, Беларусь). При этом стрелок-радист Ю. В. Фролов получил ожоги лица и рук. Скрываясь в лесу, экипаж вскоре встретил партизан, а 2 декабря 1943 года вместе с партизанским отрядом присоединился к нашим наступающим войскам. …………………………… В середине марта 1945 года 241-я бомбардировочная авиационная дивизия (в которую входил 779-й бомбардировочный авиационный полк) в ходе Восточно-Померанской операции поддерживала боевые действия 61-й армии, которой было приказано ликвидировать плацдарм противника на правом берегу реки Одер, восточнее города Штеттин (ныне – город Щецин, Польша), в районе Альтдамм. Город Альтдамм (ныне – в черте города Щецин) с востока прикрывал важнейший промышленный центр и порт Штеттин. Гитлеровское командование придавало большое значение этому плацдарму. В районы мощных узлов сопротивления Альтдамм, Подеюх и Зидовсауэ оно перебросило 15-ю гренадёрскую дивизию СС (бывшую 1-ю латышскую дивизию) и несколько отдельных частей. 15 марта 1945 года в 15.05-15.09 шестёрка Пе-2 под командованием В. Ф. Бердникова вылетела с аэродрома Шнайдемюль (ныне – город Пила, Польша) для нанесения в 16.00 бомбового удара по опорному пункту противника в населённом пункте Зидовсауэ (южнее города Щецин, Польша). Шестёрку Пе-2 прикрывали восемь истребителей Р-39 «Аэрокобра» из 55-го гвардейского истребительного авиационного полка. Погода в районе цели: облачность – 3-5 баллов от 2.700 до 3.200 м, дымка, видимость – 500 м. Боевой порядок шестёрки Пе-2: ведущее левое звено: ведущий – В. Ф. Бердников, левый ведомый – И. М. Капустин, правый ведомый – В. Г. Кишечкин; правое звено: ведущий – дед, левый ведомый – Н. А. Большаков, правый ведомый – С. Ф. Пахомов. Вследствие сильной дымки, усиленной дымом пожаров на линии фронта, шестёрка Пе-2 на цель не вышла и углубилась на 10-15 км вглубь территории противника. Для выполнения противозенитного манёвра и для выхода из дымки была набрана высота 4.000 м. Не обнаружив по расчёту времени цели и ориентиров, прилегающих непосредственно к цели, Пе-2 начали выполнять разворот влево с целью выйти на реку Одер и, пользуясь им как ориентиром, выйти на цель. В момент разворота слева сзади шестёрку Пе-2 попыталась атаковать четвёрка истребителей ФВ-190, но энергичными действиями «аэрокобр» атака была отбита (один ФВ-190 при этом был сбит). Во второй половине разворота шестёрка Пе-2 была атакована сзади справа снизу второй четвёркой ФВ-190. В результате атаки был подожжён самолёт И. М. Капустина, который со снижением продолжал полёт сначала на юг, а потом на восток. Сведений о дальнейшей судьбе лётчика И. М. Капустина, штурмана И. В. Ягодина и стрелка-радиста В. П. Якушева не имеется. Истребители прикрытия в этот момент были связаны боем с первой тройкой ФВ-190. В момент, когда группа Пе-2 заканчивала разворот, шестёрка ФВ-190 из облаков атаковала в парах наши самолёты справа и сзади. Одновременно парой ФВ-190 снизу справа сзади был атакован ведущий группы В. Ф. Бердников. Атака отражалась двумя «аэрокобрами», вышедшими из боя по сигналу В. Ф. Бердникова, и огнём экипажей Пе-2. Стрелок-радист Н. В. Голомазов и штурман А. Ф. Емельяненко сбили по одному ФВ-190. Однако в итоге атаки восьмёрки ФВ-190 был подбит самолёт С. Ф. Пахомова, который резко взмыл вверх, затем перевернулся и упал на землю. Лётчик С. Ф. Пахомов по всей вероятности был убит в воздухе, штурман В. М. Власенко и стрелок-радист В.И.Ильин покинули самолёт с парашютами и попали в плен. Четвёртая атака пары ФВ-190 была произведена под ракурсом одна четверть сверху сзади и справа на самолёт деда. В результате атаки самолёт с дымящимся мотором пошлее со снижением в сторону своей территории. Весь экипаж покинул самолёт с парашютами, однако из-за их неисправности (или злого умысла) они не раскрылись. Дед и штурман А. Ф. Емельяненко разбились при ударе о землю (лётчик упал на крышу дома, штурман – на дорогу), стрелок-радист П. М. Люшненко попал в выгребную яму, остался жив, но попал в плен. Пятая атака была произведена парой ФВ-190 справа сзади сверху на самолёт Н. А. Большакова, который стремился прикрыть подбитый самолёт. В результате атаки самолёт Н. А. Большакова был подожжён и с резким снижением пошёл к земле. Штурман А. М. Афанасьев выпрыгнул с парашютом и попал в плен, сведений о судьбе лётчика Н. А. Большакова и стрелка-радиста А. Н. Захареева не имеется. В. Ф. Бердников и В. Г. Кишечкин вышли из боя, используя облачность, и в 16.53-16.55 вернулись на свой аэродром. Всего в воздушном бою со стороны противника участвовало до 25 истребителей ФВ-190. В результате боя было сбито четыре Пе-2, истребители прикрытия потерь не имели. Огнём с бомбардировщиков было сбито два ФВ-190, истребителями прикрытия – шесть ФВ-190. Причиной потери четырёх экипажей послужили следующие причины: 1) удаление группы Пе-2 в глубину обороны противника и попадание в зону Берлинского ПВО (восточнее города Пренцлау, Германия), в результате чего было встречено до 25 истребителей ФВ-190; 2) большое превосходство по количеству истребителей противника (25 против 8), связавших боем всех прикрывающих истребителей; 3) истребители прикрытия увлеклись воздушным боем, не предусмотрев наращивание сил противника, и оставили бомбардировщики без прикрытия. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА: ЕМЕЛЬЯНЕНКО Ананий Федорович (1917-1945) погиб при выполнении боевого задания 15 марта 1945 года. КИЯШКО Николай Андреевич (1921-2008) жил в селе Новые Боровичи Щорского района Черниговской области (Украина). ЛЮШНЕНКО Пётр Михайлович (р. 1921) жил в городе Бровары Киевской области (Украина). ПИЯДИН Павел Петрович (1921-2000) после войны жил в Казани. ФРОЛОВ Юрий Вячеславович (1923-1945) погиб при выполнении боевого задания 19 апреля 1945 года.

Регион Красноярский край
Воинское звание Старший лейтенант
Населенный пункт: Минусинск
Воинская специальность Летчик
Место рождения СССР
Годы службы 1942 1945
Дата рождения 31.10.1921
Дата смерти 15.03.1945

Боевой путь

Боевое подразделение 779 бомбордировочный авиационный полк
Завершение боевого пути Штеттин Германия
Принимал участие Курская дуга Освобождение Беларуссии, Освобождение Польши

НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ БОЕВОЙ ЖИЗНИ: Первый боевой вылет прадед совершил ранним утром 9 июля 1943 года. Однако из-за не прилёта истребителей прикрытия группа вернулся на свой аэродром, так и не сбросив бомбы на цель. Но уже 11 июля 1943 года экипаж (штурман – младший лейтенант П. П. Пиядин, стрелок-радист – сержант Н. А. Кияшко) на Пе-2 с жёлтой цифрой «7» на киле в 12.30 участвовал в нанесение бомбового удара по противнику в районе деревни Кашара (Поныровский район Курской области). В то время там проходили ожесточённые бои на северном фасе Курской дуги. ……………………. 22 ноября 1943 года экипаж вернулся с боевого маршрута и произвёл посадку с не сброшенными бомбами на аэродроме истребителей прикрытия Иван-Поле по причине разрушения правого мотора вследствие раскрутки винта. 29 ноября 1943 года в 15.43-15.45 с аэродрома Деменка (в 6 км юго-западнее города Новозыбков Брянской области) вылетела девятка Пе-2 для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции Жлобин (Гомельская область, Беларусь). Экипаж (в котором по каким-то причинам вместо Н. А. Кияшко полетел Ю. В. Фролов) летел на Пе-2 с жёлтой цифрой «11» на киле. После удачной бомбардировки ведущий группы (будущий Герой Советского Союза А. А. Анпилов) повёл группу с набором высоты и по этой причине произвёл разворот в облаках. В итоге ведущий правой пары прадед и его ведомый Н. С. Карлин оторвались от строя и отстали от основной группы. После этого два истребителя ФВ-190 атаковали сзади самолёт Н. С. Карлина, который загорелся. Экипаж выбросился с парашютами. Стрелок-радист П. Я. Ионкин застрелился, т.к. не мог скрыться с перебитой ногой, лётчик Н. С. Карлин пропал без вести (вероятно, погиб), а штурман И. Н. Фомин вскоре вернулся в свою часть. Со второго захода ФВ-190 поджёг самолёт деда. Дед посадил горящий самолёт в районе посёлка Лозов (Гомельская область, Беларусь). При этом стрелок-радист Ю. В. Фролов получил ожоги лица и рук. Скрываясь в лесу, экипаж вскоре встретил партизан, а 2 декабря 1943 года вместе с партизанским отрядом присоединился к нашим наступающим войскам. …………………………… В середине марта 1945 года 241-я бомбардировочная авиационная дивизия (в которую входил 779-й бомбардировочный авиационный полк) в ходе Восточно-Померанской операции поддерживала боевые действия 61-й армии, которой было приказано ликвидировать плацдарм противника на правом берегу реки Одер, восточнее города Штеттин (ныне – город Щецин, Польша), в районе Альтдамм. Город Альтдамм (ныне – в черте города Щецин) с востока прикрывал важнейший промышленный центр и порт Штеттин. Гитлеровское командование придавало большое значение этому плацдарму. В районы мощных узлов сопротивления Альтдамм, Подеюх и Зидовсауэ оно перебросило 15-ю гренадёрскую дивизию СС (бывшую 1-ю латышскую дивизию) и несколько отдельных частей. 15 марта 1945 года в 15.05-15.09 шестёрка Пе-2 под командованием В. Ф. Бердникова вылетела с аэродрома Шнайдемюль (ныне – город Пила, Польша) для нанесения в 16.00 бомбового удара по опорному пункту противника в населённом пункте Зидовсауэ (южнее города Щецин, Польша). Шестёрку Пе-2 прикрывали восемь истребителей Р-39 «Аэрокобра» из 55-го гвардейского истребительного авиационного полка. Погода в районе цели: облачность – 3-5 баллов от 2.700 до 3.200 м, дымка, видимость – 500 м. Боевой порядок шестёрки Пе-2: ведущее левое звено: ведущий – В. Ф. Бердников, левый ведомый – И. М. Капустин, правый ведомый – В. Г. Кишечкин; правое звено: ведущий – дед, левый ведомый – Н. А. Большаков, правый ведомый – С. Ф. Пахомов. Вследствие сильной дымки, усиленной дымом пожаров на линии фронта, шестёрка Пе-2 на цель не вышла и углубилась на 10-15 км вглубь территории противника. Для выполнения противозенитного манёвра и для выхода из дымки была набрана высота 4.000 м. Не обнаружив по расчёту времени цели и ориентиров, прилегающих непосредственно к цели, Пе-2 начали выполнять разворот влево с целью выйти на реку Одер и, пользуясь им как ориентиром, выйти на цель. В момент разворота слева сзади шестёрку Пе-2 попыталась атаковать четвёрка истребителей ФВ-190, но энергичными действиями «аэрокобр» атака была отбита (один ФВ-190 при этом был сбит). Во второй половине разворота шестёрка Пе-2 была атакована сзади справа снизу второй четвёркой ФВ-190. В результате атаки был подожжён самолёт И. М. Капустина, который со снижением продолжал полёт сначала на юг, а потом на восток. Сведений о дальнейшей судьбе лётчика И. М. Капустина, штурмана И. В. Ягодина и стрелка-радиста В. П. Якушева не имеется. Истребители прикрытия в этот момент были связаны боем с первой тройкой ФВ-190. В момент, когда группа Пе-2 заканчивала разворот, шестёрка ФВ-190 из облаков атаковала в парах наши самолёты справа и сзади. Одновременно парой ФВ-190 снизу справа сзади был атакован ведущий группы В. Ф. Бердников. Атака отражалась двумя «аэрокобрами», вышедшими из боя по сигналу В. Ф. Бердникова, и огнём экипажей Пе-2. Стрелок-радист Н. В. Голомазов и штурман А. Ф. Емельяненко сбили по одному ФВ-190. Однако в итоге атаки восьмёрки ФВ-190 был подбит самолёт С. Ф. Пахомова, который резко взмыл вверх, затем перевернулся и упал на землю. Лётчик С. Ф. Пахомов по всей вероятности был убит в воздухе, штурман В. М. Власенко и стрелок-радист В.И.Ильин покинули самолёт с парашютами и попали в плен. Четвёртая атака пары ФВ-190 была произведена под ракурсом одна четверть сверху сзади и справа на самолёт деда. В результате атаки самолёт с дымящимся мотором пошлее со снижением в сторону своей территории. Весь экипаж покинул самолёт с парашютами, однако из-за их неисправности (или злого умысла) они не раскрылись. Дед и штурман А. Ф. Емельяненко разбились при ударе о землю (лётчик упал на крышу дома, штурман – на дорогу), стрелок-радист П. М. Люшненко попал в выгребную яму, остался жив, но попал в плен. Пятая атака была произведена парой ФВ-190 справа сзади сверху на самолёт Н. А. Большакова, который стремился прикрыть подбитый самолёт. В результате атаки самолёт Н. А. Большакова был подожжён и с резким снижением пошёл к земле. Штурман А. М. Афанасьев выпрыгнул с парашютом и попал в плен, сведений о судьбе лётчика Н. А. Большакова и стрелка-радиста А. Н. Захареева не имеется. В. Ф. Бердников и В. Г. Кишечкин вышли из боя, используя облачность, и в 16.53-16.55 вернулись на свой аэродром. Всего в воздушном бою со стороны противника участвовало до 25 истребителей ФВ-190. В результате боя было сбито четыре Пе-2, истребители прикрытия потерь не имели. Огнём с бомбардировщиков было сбито два ФВ-190, истребителями прикрытия – шесть ФВ-190. Причиной потери четырёх экипажей послужили следующие причины: 1) удаление группы Пе-2 в глубину обороны противника и попадание в зону Берлинского ПВО (восточнее города Пренцлау, Германия), в результате чего было встречено до 25 истребителей ФВ-190; 2) большое превосходство по количеству истребителей противника (25 против 8), связавших боем всех прикрывающих истребителей; 3) истребители прикрытия увлеклись воздушным боем, не предусмотрев наращивание сил противника, и оставили бомбардировщики без прикрытия.

Награды

орден Красного Знамени – награждён приказом по 16-й воздушной армии № 188/н от 6 февраля 1945 года. 23 февраля 1945 года вручён орден за номером 180683. орден Красной Звезды – награждён прика...

орден Красного Знамени – награждён приказом по 16-й воздушной армии № 188/н от 6 февраля 1945 года. 23 февраля 1945 года вручён орден за номером 180683. орден Красной Звезды – награждён прика...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: