Александр
Игнатьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Бардынов Александр Игнатьевич, родился 31 октября 1921 года в городе Минусинск ныне Красноярского края. Окончил 9 классов школы. В армии с 1940. В 1941 окончил 1 курс Новосибирской школы военных авиатехников, в 1942 – Омскую военную авиационную школу лётчиков. Служба в 779-м бомбардировочном авиационном полку: 06.1943 – 03.1945 – лётчик, командир звена, 3 АЭ. Выполнил 55 боевых вылетов. 29 ноября 1943 года его самолёт был подбит при отходе от цели – железнодорожной станции в городе Жлобин (Гомельская область, Беларусь). Совершил вынужденную посадку на вражеской территории в районе посёлка Лозов (Гомельская область). Скрываясь в лесу, экипаж вскоре встретил партизан, а 2 декабря 1943 года вместе с партизанским отрядом присоединился к нашим наступающим войскам. Погиб при выполнении боевого задания 15 марта 1945 года южнее города Штеттин (ныне – Щецин, Польша). Похоронен в городе Гожув-Велькопольски (Любушское воеводство, Польша). Сержант (1942), младший лейтенант (07.1943), лейтенант (1944), старший лейтенант (1945). Награждён орденами Красного Знамени (6.02.1945), Красной Звезды (27.08.1943). НАГРАДЫ: орден Красного Знамени – награждён приказом по 16-й воздушной армии № 188/н от 6 февраля 1945 года. 23 февраля 1945 года вручён орден за номером 180683. орден Красной Звезды – награждён приказом по 241-й бомбардировочной авиационной дивизии № 9/н от 27 августа 1943 года. 1 сентября 1943 года вручён орден за номером 242953. Медалями награждён не был. СОСТАВ ЭКИПАЖА: Штурман: П. П. Пиядин (июль 1943 – февраль 1945), А. Ф. Емельяненко (с февраля 1945). Стрелок-радист: Н. А. Кияшко (июль 1943 – февраль 1945), П. М. Люшненко (с февраля 1945). НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ БОЕВОЙ ЖИЗНИ: Первый боевой вылет прадед совершил ранним утром 9 июля 1943 года. Однако из-за не прилёта истребителей прикрытия группа вернулся на свой аэродром, так и не сбросив бомбы на цель. Но уже 11 июля 1943 года экипаж (штурман – младший лейтенант П. П. Пиядин, стрелок-радист – сержант Н. А. Кияшко) на Пе-2 с жёлтой цифрой «7» на киле в 12.30 участвовал в нанесение бомбового удара по противнику в районе деревни Кашара (Поныровский район Курской области). В то время там проходили ожесточённые бои на северном фасе Курской дуги. ……………………. 22 ноября 1943 года экипаж вернулся с боевого маршрута и произвёл посадку с не сброшенными бомбами на аэродроме истребителей прикрытия Иван-Поле по причине разрушения правого мотора вследствие раскрутки винта. 29 ноября 1943 года в 15.43-15.45 с аэродрома Деменка (в 6 км юго-западнее города Новозыбков Брянской области) вылетела девятка Пе-2 для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции Жлобин (Гомельская область, Беларусь). Экипаж (в котором по каким-то причинам вместо Н. А. Кияшко полетел Ю. В. Фролов) летел на Пе-2 с жёлтой цифрой «11» на киле. После удачной бомбардировки ведущий группы (будущий Герой Советского Союза А. А. Анпилов) повёл группу с набором высоты и по этой причине произвёл разворот в облаках. В итоге ведущий правой пары прадед и его ведомый Н. С. Карлин оторвались от строя и отстали от основной группы. После этого два истребителя ФВ-190 атаковали сзади самолёт Н. С. Карлина, который загорелся. Экипаж выбросился с парашютами. Стрелок-радист П. Я. Ионкин застрелился, т.к. не мог скрыться с перебитой ногой, лётчик Н. С. Карлин пропал без вести (вероятно, погиб), а штурман И. Н. Фомин вскоре вернулся в свою часть. Со второго захода ФВ-190 поджёг самолёт деда. Дед посадил горящий самолёт в районе посёлка Лозов (Гомельская область, Беларусь). При этом стрелок-радист Ю. В. Фролов получил ожоги лица и рук. Скрываясь в лесу, экипаж вскоре встретил партизан, а 2 декабря 1943 года вместе с партизанским отрядом присоединился к нашим наступающим войскам. …………………………… В середине марта 1945 года 241-я бомбардировочная авиационная дивизия (в которую входил 779-й бомбардировочный авиационный полк) в ходе Восточно-Померанской операции поддерживала боевые действия 61-й армии, которой было приказано ликвидировать плацдарм противника на правом берегу реки Одер, восточнее города Штеттин (ныне – город Щецин, Польша), в районе Альтдамм. Город Альтдамм (ныне – в черте города Щецин) с востока прикрывал важнейший промышленный центр и порт Штеттин. Гитлеровское командование придавало большое значение этому плацдарму. В районы мощных узлов сопротивления Альтдамм, Подеюх и Зидовсауэ оно перебросило 15-ю гренадёрскую дивизию СС (бывшую 1-ю латышскую дивизию) и несколько отдельных частей. 15 марта 1945 года в 15.05-15.09 шестёрка Пе-2 под командованием В. Ф. Бердникова вылетела с аэродрома Шнайдемюль (ныне – город Пила, Польша) для нанесения в 16.00 бомбового удара по опорному пункту противника в населённом пункте Зидовсауэ (южнее города Щецин, Польша). Шестёрку Пе-2 прикрывали восемь истребителей Р-39 «Аэрокобра» из 55-го гвардейского истребительного авиационного полка. Погода в районе цели: облачность – 3-5 баллов от 2.700 до 3.200 м, дымка, видимость – 500 м. Боевой порядок шестёрки Пе-2: ведущее левое звено: ведущий – В. Ф. Бердников, левый ведомый – И. М. Капустин, правый ведомый – В. Г. Кишечкин; правое звено: ведущий – дед, левый ведомый – Н. А. Большаков, правый ведомый – С. Ф. Пахомов. Вследствие сильной дымки, усиленной дымом пожаров на линии фронта, шестёрка Пе-2 на цель не вышла и углубилась на 10-15 км вглубь территории противника. Для выполнения противозенитного манёвра и для выхода из дымки была набрана высота 4.000 м. Не обнаружив по расчёту времени цели и ориентиров, прилегающих непосредственно к цели, Пе-2 начали выполнять разворот влево с целью выйти на реку Одер и, пользуясь им как ориентиром, выйти на цель. В момент разворота слева сзади шестёрку Пе-2 попыталась атаковать четвёрка истребителей ФВ-190, но энергичными действиями «аэрокобр» атака была отбита (один ФВ-190 при этом был сбит). Во второй половине разворота шестёрка Пе-2 была атакована сзади справа снизу второй четвёркой ФВ-190. В результате атаки был подожжён самолёт И. М. Капустина, который со снижением продолжал полёт сначала на юг, а потом на восток. Сведений о дальнейшей судьбе лётчика И. М. Капустина, штурмана И. В. Ягодина и стрелка-радиста В. П. Якушева не имеется. Истребители прикрытия в этот момент были связаны боем с первой тройкой ФВ-190. В момент, когда группа Пе-2 заканчивала разворот, шестёрка ФВ-190 из облаков атаковала в парах наши самолёты справа и сзади. Одновременно парой ФВ-190 снизу справа сзади был атакован ведущий группы В. Ф. Бердников. Атака отражалась двумя «аэрокобрами», вышедшими из боя по сигналу В. Ф. Бердникова, и огнём экипажей Пе-2. Стрелок-радист Н. В. Голомазов и штурман А. Ф. Емельяненко сбили по одному ФВ-190. Однако в итоге атаки восьмёрки ФВ-190 был подбит самолёт С. Ф. Пахомова, который резко взмыл вверх, затем перевернулся и упал на землю. Лётчик С. Ф. Пахомов по всей вероятности был убит в воздухе, штурман В. М. Власенко и стрелок-радист В.И.Ильин покинули самолёт с парашютами и попали в плен. Четвёртая атака пары ФВ-190 была произведена под ракурсом одна четверть сверху сзади и справа на самолёт деда. В результате атаки самолёт с дымящимся мотором пошлее со снижением в сторону своей территории. Весь экипаж покинул самолёт с парашютами, однако из-за их неисправности (или злого умысла) они не раскрылись. Дед и штурман А. Ф. Емельяненко разбились при ударе о землю (лётчик упал на крышу дома, штурман – на дорогу), стрелок-радист П. М. Люшненко попал в выгребную яму, остался жив, но попал в плен. Пятая атака была произведена парой ФВ-190 справа сзади сверху на самолёт Н. А. Большакова, который стремился прикрыть подбитый самолёт. В результате атаки самолёт Н. А. Большакова был подожжён и с резким снижением пошёл к земле. Штурман А. М. Афанасьев выпрыгнул с парашютом и попал в плен, сведений о судьбе лётчика Н. А. Большакова и стрелка-радиста А. Н. Захареева не имеется. В. Ф. Бердников и В. Г. Кишечкин вышли из боя, используя облачность, и в 16.53-16.55 вернулись на свой аэродром. Всего в воздушном бою со стороны противника участвовало до 25 истребителей ФВ-190. В результате боя было сбито четыре Пе-2, истребители прикрытия потерь не имели. Огнём с бомбардировщиков было сбито два ФВ-190, истребителями прикрытия – шесть ФВ-190. Причиной потери четырёх экипажей послужили следующие причины: 1) удаление группы Пе-2 в глубину обороны противника и попадание в зону Берлинского ПВО (восточнее города Пренцлау, Германия), в результате чего было встречено до 25 истребителей ФВ-190; 2) большое превосходство по количеству истребителей противника (25 против 8), связавших боем всех прикрывающих истребителей; 3) истребители прикрытия увлеклись воздушным боем, не предусмотрев наращивание сил противника, и оставили бомбардировщики без прикрытия. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА: ЕМЕЛЬЯНЕНКО Ананий Федорович (1917-1945) погиб при выполнении боевого задания 15 марта 1945 года. КИЯШКО Николай Андреевич (1921-2008) жил в селе Новые Боровичи Щорского района Черниговской области (Украина). ЛЮШНЕНКО Пётр Михайлович (р. 1921) жил в городе Бровары Киевской области (Украина). ПИЯДИН Павел Петрович (1921-2000) после войны жил в Казани. ФРОЛОВ Юрий Вячеславович (1923-1945) погиб при выполнении боевого задания 19 апреля 1945 года.
Боевой путь
НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ БОЕВОЙ ЖИЗНИ: Первый боевой вылет прадед совершил ранним утром 9 июля 1943 года. Однако из-за не прилёта истребителей прикрытия группа вернулся на свой аэродром, так и не сбросив бомбы на цель. Но уже 11 июля 1943 года экипаж (штурман – младший лейтенант П. П. Пиядин, стрелок-радист – сержант Н. А. Кияшко) на Пе-2 с жёлтой цифрой «7» на киле в 12.30 участвовал в нанесение бомбового удара по противнику в районе деревни Кашара (Поныровский район Курской области). В то время там проходили ожесточённые бои на северном фасе Курской дуги. ……………………. 22 ноября 1943 года экипаж вернулся с боевого маршрута и произвёл посадку с не сброшенными бомбами на аэродроме истребителей прикрытия Иван-Поле по причине разрушения правого мотора вследствие раскрутки винта. 29 ноября 1943 года в 15.43-15.45 с аэродрома Деменка (в 6 км юго-западнее города Новозыбков Брянской области) вылетела девятка Пе-2 для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции Жлобин (Гомельская область, Беларусь). Экипаж (в котором по каким-то причинам вместо Н. А. Кияшко полетел Ю. В. Фролов) летел на Пе-2 с жёлтой цифрой «11» на киле. После удачной бомбардировки ведущий группы (будущий Герой Советского Союза А. А. Анпилов) повёл группу с набором высоты и по этой причине произвёл разворот в облаках. В итоге ведущий правой пары прадед и его ведомый Н. С. Карлин оторвались от строя и отстали от основной группы. После этого два истребителя ФВ-190 атаковали сзади самолёт Н. С. Карлина, который загорелся. Экипаж выбросился с парашютами. Стрелок-радист П. Я. Ионкин застрелился, т.к. не мог скрыться с перебитой ногой, лётчик Н. С. Карлин пропал без вести (вероятно, погиб), а штурман И. Н. Фомин вскоре вернулся в свою часть. Со второго захода ФВ-190 поджёг самолёт деда. Дед посадил горящий самолёт в районе посёлка Лозов (Гомельская область, Беларусь). При этом стрелок-радист Ю. В. Фролов получил ожоги лица и рук. Скрываясь в лесу, экипаж вскоре встретил партизан, а 2 декабря 1943 года вместе с партизанским отрядом присоединился к нашим наступающим войскам. …………………………… В середине марта 1945 года 241-я бомбардировочная авиационная дивизия (в которую входил 779-й бомбардировочный авиационный полк) в ходе Восточно-Померанской операции поддерживала боевые действия 61-й армии, которой было приказано ликвидировать плацдарм противника на правом берегу реки Одер, восточнее города Штеттин (ныне – город Щецин, Польша), в районе Альтдамм. Город Альтдамм (ныне – в черте города Щецин) с востока прикрывал важнейший промышленный центр и порт Штеттин. Гитлеровское командование придавало большое значение этому плацдарму. В районы мощных узлов сопротивления Альтдамм, Подеюх и Зидовсауэ оно перебросило 15-ю гренадёрскую дивизию СС (бывшую 1-ю латышскую дивизию) и несколько отдельных частей. 15 марта 1945 года в 15.05-15.09 шестёрка Пе-2 под командованием В. Ф. Бердникова вылетела с аэродрома Шнайдемюль (ныне – город Пила, Польша) для нанесения в 16.00 бомбового удара по опорному пункту противника в населённом пункте Зидовсауэ (южнее города Щецин, Польша). Шестёрку Пе-2 прикрывали восемь истребителей Р-39 «Аэрокобра» из 55-го гвардейского истребительного авиационного полка. Погода в районе цели: облачность – 3-5 баллов от 2.700 до 3.200 м, дымка, видимость – 500 м. Боевой порядок шестёрки Пе-2: ведущее левое звено: ведущий – В. Ф. Бердников, левый ведомый – И. М. Капустин, правый ведомый – В. Г. Кишечкин; правое звено: ведущий – дед, левый ведомый – Н. А. Большаков, правый ведомый – С. Ф. Пахомов. Вследствие сильной дымки, усиленной дымом пожаров на линии фронта, шестёрка Пе-2 на цель не вышла и углубилась на 10-15 км вглубь территории противника. Для выполнения противозенитного манёвра и для выхода из дымки была набрана высота 4.000 м. Не обнаружив по расчёту времени цели и ориентиров, прилегающих непосредственно к цели, Пе-2 начали выполнять разворот влево с целью выйти на реку Одер и, пользуясь им как ориентиром, выйти на цель. В момент разворота слева сзади шестёрку Пе-2 попыталась атаковать четвёрка истребителей ФВ-190, но энергичными действиями «аэрокобр» атака была отбита (один ФВ-190 при этом был сбит). Во второй половине разворота шестёрка Пе-2 была атакована сзади справа снизу второй четвёркой ФВ-190. В результате атаки был подожжён самолёт И. М. Капустина, который со снижением продолжал полёт сначала на юг, а потом на восток. Сведений о дальнейшей судьбе лётчика И. М. Капустина, штурмана И. В. Ягодина и стрелка-радиста В. П. Якушева не имеется. Истребители прикрытия в этот момент были связаны боем с первой тройкой ФВ-190. В момент, когда группа Пе-2 заканчивала разворот, шестёрка ФВ-190 из облаков атаковала в парах наши самолёты справа и сзади. Одновременно парой ФВ-190 снизу справа сзади был атакован ведущий группы В. Ф. Бердников. Атака отражалась двумя «аэрокобрами», вышедшими из боя по сигналу В. Ф. Бердникова, и огнём экипажей Пе-2. Стрелок-радист Н. В. Голомазов и штурман А. Ф. Емельяненко сбили по одному ФВ-190. Однако в итоге атаки восьмёрки ФВ-190 был подбит самолёт С. Ф. Пахомова, который резко взмыл вверх, затем перевернулся и упал на землю. Лётчик С. Ф. Пахомов по всей вероятности был убит в воздухе, штурман В. М. Власенко и стрелок-радист В.И.Ильин покинули самолёт с парашютами и попали в плен. Четвёртая атака пары ФВ-190 была произведена под ракурсом одна четверть сверху сзади и справа на самолёт деда. В результате атаки самолёт с дымящимся мотором пошлее со снижением в сторону своей территории. Весь экипаж покинул самолёт с парашютами, однако из-за их неисправности (или злого умысла) они не раскрылись. Дед и штурман А. Ф. Емельяненко разбились при ударе о землю (лётчик упал на крышу дома, штурман – на дорогу), стрелок-радист П. М. Люшненко попал в выгребную яму, остался жив, но попал в плен. Пятая атака была произведена парой ФВ-190 справа сзади сверху на самолёт Н. А. Большакова, который стремился прикрыть подбитый самолёт. В результате атаки самолёт Н. А. Большакова был подожжён и с резким снижением пошёл к земле. Штурман А. М. Афанасьев выпрыгнул с парашютом и попал в плен, сведений о судьбе лётчика Н. А. Большакова и стрелка-радиста А. Н. Захареева не имеется. В. Ф. Бердников и В. Г. Кишечкин вышли из боя, используя облачность, и в 16.53-16.55 вернулись на свой аэродром. Всего в воздушном бою со стороны противника участвовало до 25 истребителей ФВ-190. В результате боя было сбито четыре Пе-2, истребители прикрытия потерь не имели. Огнём с бомбардировщиков было сбито два ФВ-190, истребителями прикрытия – шесть ФВ-190. Причиной потери четырёх экипажей послужили следующие причины: 1) удаление группы Пе-2 в глубину обороны противника и попадание в зону Берлинского ПВО (восточнее города Пренцлау, Германия), в результате чего было встречено до 25 истребителей ФВ-190; 2) большое превосходство по количеству истребителей противника (25 против 8), связавших боем всех прикрывающих истребителей; 3) истребители прикрытия увлеклись воздушным боем, не предусмотрев наращивание сил противника, и оставили бомбардировщики без прикрытия.